Система оценивания образовательных достижений

Балдакова Татьяна Батуевна

 Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные результаты через УУД на уроке химии.

Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход.

Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях.

Принципиальное отличие ФГОС - усиление их ориентации на результаты образования – личностные метапредметные и предметные.

Личностные - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

  •  в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
  • в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов.

УУД:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ
  2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
  3. КОММУНИКАТИВНЫЕ
  4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 Личностные УУД обеспечивают:

  • ценностно-смысловую ориентацию учащихся
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
  • самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование личностных УУД можно рассматривать как основное содержание личностных результатов, определяемых ФГОС.

Регулятивные УУД обеспечивают:

  • обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности:
  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование
  • контроль
  • коррекцию
  • оценка
  • саморегуляция.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные подразделяют на:

Общеучебные включая, знаково-символические

Логические

Действия постановки и решения проблем

Общеучебные

  • самостоятельное выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;

- логические

  • анализ объектов с целью выявления признаков;
  • синтез
  • построение логической цепи рассуждений;
  •   доказательство
  • выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы

-действие постановки и решения проблем

Формулирование проблемы, самостоятельное создание  алгоритма при решении проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.

Регулятивный УУД

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую  науку.  Учитель может отработать  личностные УУД , уделяя время на уроке сообщениям обучающихся о биографии ученых их заслугах, о нелегком пути открытия; мы рассматриваем личность, черты характера, которые позволили совершить это открытие, создаем портрет  целеустремленного, волевого, упорного человека, на которого стоит равняться.

- Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Прием «Корректор»

 При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их цветным карандашом (это может быть текст с ошибками).

А) 4HgO = 4Hg + 2O2

Б) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 6H2O

В) SO2 + 2O2 = 2SO3

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Прием «Письмо»

Самостоятельно записать то, на чем акцентировал внимание учитель на уроке,  домашнее задание, в виде  сообщения, которое надо подготовить в форме эссе, страницы из дневника лаборанта или  ученого, составить синквейн.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

Прием «Черный ящик»

Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый  по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите.  Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку»  на следующий урок. Учитель формирует из принесенного коллекцию.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений +воспитание уважения и принятия достижений химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) домашний эксперимент  или мысленный эксперимент

Позволяет не только устанавливать новые факты, но и делать выводы обобщающего характера.

формирование умений целеполагания, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, выдвижения гипотез, оформления, проверки и оценивания конечного результата, корректировки, самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания

А) определение темы урока, формирование умений целеполагания

Прием «Кот в мешке»

- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии, причиной стал этот процесс.

-Из-за этого  процесса повреждаются  нефтепроводы, в реки и на грунт выливается нефть.

-в переводе с латинского это понятие звучит как  «разъедание»

- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз – тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.

-это злейший враг металлургии, до 20% производимого железа  за год «теряется»,

виной процесс-……

Если вы еще не догадались, прием «Визуализация информации» (картинки объектов со следами коррозии на слайде)

Тема нашего урока (обучающиеся формулируют самостоятельно): “Коррозия металлов”.

Этап целеполагания

Анализ фактов показывает что, коррозия носит разрушительный характер.

Гипотеза: если мы избавимся от коррозии, сохраним металлы.

Учитель: Какие знания нам нужны?

Актуализация знаний  

 Прием «таблица З-Х-У»

знаю

Хочу знать

узнал

На основании заполненной таблицы  обучающиеся формулируют цели и задачи урока, планируют деятельность на урок

Прием «Загадка»

Этот  металл

На Землю метеоритом упал,

Из руды его человек получает,

В сталь и чугун превращает.

  Отгадка - выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),

применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства, оформление  прием «Кластер» на основании, которого  обучающиеся планируют деятельность на урок

Б) самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания

Прием «Вставь пропущенное слово»

Полисахариды -  это ___________,которые гидролизуются с образованием  множества молекул ________ . Например, _______ выполняет запасающую функцию у растений, накапливаясь в зернах  и ________ . Чтобы обнаружить  _______ , хватает одной капли раствора йода, цвет тут же станет _________ . А полисахарид________  человек  вообще не способен переваривать,  на это способны  лишь ___________, зато он прекрасно выводит шлаки из организма человека, называют его еще- клетчатка и содержится он в овощах и ___________ .

Прием «Сводная таблица»

Линия сравнения

литий

натрий

калий

рубидий

цезий

Заряд ядра

Число энергетических уровней

Число электронов на внешнем уровне

Сделайте вывод, как изменяются свойства элементов.

Познавательные УУД сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, отрабатываются в связке с регулятивными УУД.

Смысловое чтение.

Ситуационная задача – задание, помещенное в жизненный контекст и содержащее личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания

Коммуникативные УУД

 составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

используя иллюстрации, составьте рассказ «Применение кислорода»

прием «Публичный отчет»,  отчет результатов работы в группах

прием «Корзина вопросов», на стадии осмысления изученного, обучающиеся задают  вопросы противоположной команде по теме урока, те в свою очередь задают им вопрос. Так формируем критическое мышление, умение задавать вопросы, слушать и быть услышанным.

Метапредметные результаты это  совместный труд  всего  учительского коллектива, и как мы сообща поработаем, будет зависеть  успешность наших учеников и на экзаменах и  по жизни в целом.



Предварительный просмотр:

НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК ПО ХИМИИ

Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, как учитель проведет контроль оценивания уровня усвоения полученных знаний для восприятия нового материала. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом.

Контроль знаний учащихся должен проводиться учителем систематически. Виды контроля могут быть прописаны в годовом тематическом планировании, а также в плане и конспекте урока. Ориентиром для учителя химии должны быть имеющиеся в программах рубрики «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов».

Классификации видов контроля результатов обучения химии

  1. По месту в учебном процессе

Вводный контроль

Актуализация опорных или остаточных знаний по теме

Предварительный контроль осуществляют для диагностики

исходного уровня знаний и умений школьников, поэтому применяется в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы

Текущий контроль

Контроль усвоения учебного материала в ходе познавательного процесса

Проводится учителем на протяжении всего учебного занятия с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке

Тематический контроль

Итоговая проверка по теме учебного материала

Проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года

Итоговый контроль

Вид контроля усвоения

учебного материала за весь курс обучения

Проводится в форме итоговой контрольной работы/контрольного теста или в форме ГИА или ЕГЭ

  1. По форме проведения.

• Индивидуальный.

• Фронтальный (массовый).

  1.  По способу организации.

• Устный.

• Письменный.

 •Практический.

Оценивание устного ответа

Индивидуальный контроль результатов может проводиться на уроке как в форме краткого опроса с места (фронтальная контролирующая беседа), так и в виде обстоятельной проверки знаний и умений у доски. Этот вид опроса (индивидуальный) можно проводить на этапах актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний и проверки усвоения нового материала. Вопросы учителя для краткого опроса должны быть лаконичны, сформулированы в понятных ученику терминах и требовать краткого ответа. Для экономии времени можно использовать карточки с вопросами, на которые ученики готовятся ответить у доски.

Во время ответа учащегося для достижения устойчивого внимания класса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование со стороны других учащихся, исправление допущенных ошибок, дополнение.

При проведении опроса допускается задавать учащемуся наводящие вопросы для того, чтобы помочь ему сформулировать свои мысли. Могут быть и дополнительные вопросы, если они необходимы для предстоящего изучения нового материала. Во время устного ответа учащегося учитель имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего.

Проведение устного индивидуального контроля требует от учителя собранности и внимания, так как необходимо за 5-10 минут выявить знания учащихся в классе.

Учитель обязан прокомментировать ответ ученика, указав на ошибки и отметив удачные стороны. Любой ответ должен быть замечен учителем и объективно им оценен. Необязательно ставить отметку за каждый неполный ответ. Если ученик неоднократно дополнял ответы других одноклассников, то можно поставить ему общую отметку за урок.            

Отметка «5»:

-  дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

-  ответ самостоятельный

- возможна одна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

-  дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

-  материал изложен в определенной последовательности,

           -  ответ самостоятельный

             -  допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

            - дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

- ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала,

             - допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

- отсутствие ответа.

Фронтальная контролирующая беседа обычно достаточно кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен весь класс. Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий в беседе, и учащихся, отвечающих у доски.

Зачет - это метод устного контроля, когда ученикам предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Обычно зачет назначается во внеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. О проведении зачета учитель сообщает заранее, чтобы учащиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, а также примерные задачи, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется ли она в школьной библиотеке. Сроки проведения зачета должны быть известны заместителю директора по учебно-воспитательной работе, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся.

Классический зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем. Он дает полное и точное представление об уровне обученности каждого ученика, однако отнимает много времени, что ведет к перегруженности как учителя, так и ученика.

Оценивание письменной работы

Письменные работы подразделяют на текущие (проверочные) и итоговые (контрольные) работы; по времени они могут занимать весь урок или его часть.

К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин (например, решение расчетных задач), письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т.п.

Подготовка учащихся к контрольной работе чаще всего осуществляется на обобщающих уроках. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее, чтобы они могли подготовиться.

Содержание контрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемой темы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными для учащихся всех уровней развития. В контрольную работу рекомендуется включать разнообразные задания: обобщающие вопросы, качественные и расчетные химические задачи, цепочки превращений, тестовые, графические задания и т.д. Необходимо использовать наибольшее число вариантов. Тетради для контрольных работ являются документом, который может быть проверен администрацией школы и инспектором отдела образования, поэтому тетради для контрольных работ должны храниться в химическом кабинете в течении учебного года.

Учителю иногда довольно трудно определить степень сложности подобранных заданий. Методисты советуют воспользоваться следующим приемом. Необходимо самому выполнить эту работу, а израсходованное время для учеников 8-9-х классов надо увеличить в 5 раз, а для старших классов - в 3 раза. Можно в ходе предварительной самостоятельной работы предложить несколько типичных заданий и проанализировать степень их выполнения.

При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка «5»:

  • дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • работа выполнена неполно (но не менее чем на треть), имеются не более одной существенной ошибки и 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем на треть,
  • имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена.

Возможна следующая система оценивания контрольной работы по пятибалльной системе:

при выполнении учеником от 96 до 100% работы ставить оценку «5»; от 76 до 95% работы - «4»; от 50 до 75% - «3»; от 20 до 50% - «2». При полном отсутствии правильных ответов или выполнении работы менее чем на 20% ставится оценка «1».

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Все работы обязательно должны быть проверены к следующему уроку, при этом учитель должен соблюдать полную объективность. Обязателен анализ результатов письменной работы и работа над типичными ошибками. Объявление оценок и анализ работ требуют от учителя соответствующего педагогического такта.

Оценивание тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «3»; • три ошибки — оценка «2».

Если оценка выставляется в форме зачет/незачет, то зачет ставится при выполнении 70% заданий. Такая форма оценки используется, если тест содержит упражнения на распознавание. Если тест оценивается по пятибалльной системе, то стандартные критерии оценок таковы: 91-100% - оценка «5»; 81-90% - оценка «4»; 80-70% - оценка «3»; ниже 70% - оценка «2».

При отсутствии ученика на письменной итоговой контрольной работе

Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»:

  •  в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
  •  допущено не более двух несущественных ошибок

Отметка «3»:

  •  в логическом рассуждении нет существенных ошибок.
  •  допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  •  имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

  •  отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)

Практические работы по химии выполняются в тетрадях для практических работ. При оценивании отчета по выполнению практической работы особое внимание уделяется качеству и полноте самостоятельных выводов ученика.

Количество практических работ определено в программе.

В течение учебного года тетради для практических работ хранится в школе.

Отметка «5»:

  • Эксперимент выполнен полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,
  • эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,
  • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
  • Допущены не более двух несущественных ошибок при оформлении работы.

Отметка «4»:

  • работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

  •  ответ неполный, работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя. Допускается оформление работы без записи уравнений реакций.
  • Эксперимент полностью выполнен в соответствии с инструкциями и правилами техники безопасности, но работа не оформлена.

Отметка «2»:

  • Выполнено менее половины работы;
  • допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

  • работа не выполнена,
  • полное отсутствие экспериментальных умений.

           Отработка практических работ не предусматривается при отсутствии учащегося на практической работе, при выполнении указанных работ на отметки «1» и «2».

           В исключительных случаях при отсутствии учащегося по уважительным причинам учитель может предоставить возможность выполнить практическую работу.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

  •  План решения задачи составлен правильно,
  •  осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
  •  эксперимент выполнен полностью,
  • дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

  • план решения составлен правильно,
  •  осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
  • эксперимент выполнен полностью,
  • допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка «3»:

  • план решения составлен правильно,
  • осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
  • эксперимент выполнен не менее, чем наполовину, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах,
  • эксперимент выполнен полностью, отчет не составлен
  • допущены нарушения техники безопасности, эксперимент выполнен полностью, сделаны несущественные ошибки в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

  • допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
  • допущены нарушения техники безопасности

Отметка «1»:

  • задача не решена.
  • не приступил к работе

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Балдакова Т.Б., учитель химии

  1. Оценочный лист на уроках как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся
  1. Оценочный лист как средство контроля

Хочу поделиться опытом создания оценочного листа, как средства контроля за усвоением знаний после изучения определенной темы. Прежде всего, создается текст самой работы. В черновом варианте располагаю задания по нарастающему уровню сложности, затем в отдельной графе прописываю, какой навык, знание, УУД я хочу проверить при решении того или иного задания. После того, как готов текст контрольной работы или теста, делаю оценочный лист. Он представляет собой таблицу, в которой выделяется несколько граф:

- действия, знания, навыки;

- количество баллов;

- самооценка обучающегося;

- оценка учителя

Оценочный лист

Фамилия, имя:

Предмет:

Класс:

Учебная работа:  

Действия

Балл

Самооценка ученика

Оценка учителя

Очень важно обратить внимание на разбалловку заданий, по которой можно будет судить о результатах. В зависимости от сложности задания, даю определенное количество баллов. Эти баллы, как и номера заданий, в отдельных строчках прописываются под списком знаний, умений и УУД, выставляется сумма максимального балла. Внизу под таблицей описываю разбалловку (например: 38-40 баллов –«5», 30-37 баллов – «4» и т.д.) Таким образом, выставляя в таблицу баллы, заработанные учениками при выполнении заданий и сосчитав баллы каждого, я получаю довольно много информации:

- уровень знаний класса по теме при выведении среднего балла,

- уровень знаний каждого ученика по теме,

- выявляются знания, которые ученики усвоили лучше, чем остальной материал,

- выявляются знания, пробел в которых придется восполнять общими усилиями.

Также удобен оценочный лист и для отслеживания динамики знаний. После написания работы, взаимо- или самопроверки ученик видит свои ошибки и типы заданий, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время, данное на подготовку, тест проводится повторно, результаты анализируются. Варианты оценочных листов представлены в Приложении А (таблицы 1,2,3)

  1. Оценочный лист как средство самоконтроля и мотивации

Оценочный лист на уроке – важное средство самоконтроля и мотивации. Но подходить к его разработке нужно очень внимательно, чтобы не допустить переквалификации элементарных знаний в такие, которые можно оценить на данном уроке. Оценочный лист, опираясь на который ученик работает на уроке, может соответствовать как содержанию всего урока, так и определенному его этапу, пусть то будет проверка домашнего задания, практическая работа по теме или закрепление нового материала. Оценочный лист, рассчитанный на урок работы, должен содержать разноплановые задания, чтобы ребята почаще меняли виды деятельности. Целесообразно продумать задания индивидуального, парного и группового характера, ориентированные на само- и взаимопроверку.

Несомненными плюсами такого оценочного листа являются:

- разнообразие заданий (это не сделает урок монотонным),

- возможность за счет само- и взаимопроверки значительно сократить время проверки заданий,

- ребенок может сам планировать и оценивать свои достижения на уроке, что благотворно влияет на мотивационную сферу.

Принцип составления оценочного листа оставляю таким же как в случае контроля. Варианты оценочных листов представлены в Приложении Б (таблицы 1,2,3,4,5,6)

Если хорошо организовать урок, то в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает.

Таким образом, оценочный лист – большой помощник педагога. Единственная сложность, которая вызывает затруднение – это создание самого «помощника». Здесь учителю потребуется сначала проанализировать, чему он научил детей и что хочет проверить, и только потом можно приступать к созданию оценочного листа. И все это взаимосвязано и очень важно.

  1. Мониторинг качества знаний и успеваемости обучающихся

Анализируя результаты занятий по различным темам, оцененных с помощью оценочного листа, прихожу к выводу об эффективности использования той или иной методики при объяснении нового материала, при его повторении и закреплении различного уровня, об уровне успеваемости и качестве знаний по отдельному уроку или теме в целом, об уровне адекватности самооценки школьников.

На сегодняшний день можно сказать, что применение оценочного листа позволяет отследить по каждому ученику изменение его уровня знаний, умений и навыков при изучении различных тем в течение учебного года. Оценочный лист позволяет вести постоянный мониторинг результатов образовательного процесса по каждому ученику и классу в целом. А также оценить эффективность применяемых на уроках методов для обучения и воспитания конкретного ребёнка и класса.


Таблица 1.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 9

Учебная работа:   КР №1 по теме «Металлы»  

Действия

Балл

Самооценка ученика

Оценка учителя

Давать характеристику металла по первой форме существования элемента – отдельные атомы (по плану)

0-14

Знать  химические свойства металлов как простых веществ

0-1-2-3-4

Записывать уравнения реакций, подтверждающие свойства металлов как простых веществ

0-1-2-3-4

Знать типичные химические свойства оксидов металлов (основных и амфотерных), оснований, амфотерных гидроксидов, солей

0-1-2-3-4-5

Записывать уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов металлов (основных и амфотерных), оснований, амфотерных гидроксидов, солей

0-1-2-3-4-5

Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса

0-1-2-3-4-5-6

Записывать уравнения реакций в ионном виде

0-1-2-3

Знать формулы для расчета количества вещества через  массу, применять их в решении задач

0-1-2

Уметь решать задачи на практический выход, если известен процент практического выхода от теоретически возможного

0-1-2

Грамотно оформлять решение  расчетных задач

0-1

Делать математические расчеты для решения задачи

0-1

Пользоваться Периодической таблицей, таблицей растворимости, рядом электроотрицательности неметаллов, рядом активности металлов для выполнения заданий

0-1

Итого

48

Перевод баллов в оценку:  «5» -  43-48 баллов; «4» - 34-43 баллов; «3» - 20-34 баллов; «2» - менее 20 баллов.  

Таблица 2.    

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 9

Учебная работа:   КР №2 по теме «Неметаллы»  

Действия

Балл

Самооценка ученика

Оценка учителя

Давать характеристику неметалла по первой форме существования элемента – отдельные атомы (по плану)

0-14

Знать  химические свойства неметаллов и их соединений

0-10

Записывать уравнения реакций, подтверждающие свойства неметаллов и их соединений

0-10

Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса

0-1-2-3

Записывать уравнения реакций в ионном виде

0-1-2-3

Решать задачи на избыток-недостаток или на примеси, грамотно оформляя решение задачи

0-1-2-3-4-5-6

Пользоваться Периодической таблицей, таблицей растворимости, рядом электроотрицательности неметаллов, рядом активности металлов для выполнения заданий

0-1

Итого

47

Перевод баллов в оценку:  «5» -  43-47 баллов; «4» - 33-42 баллов; «3» - 20-32 баллов; «2» - менее 20 баллов.      

Таблица 3.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: КР №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»  

Действия

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

Определять относительные атомные массы элементов, пользуясь ПСХЭ

Сравнивать относительные атомные массы элементов

0-1

0-1

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества

Сравнивать относительные молекулярные массы веществ

0-1

0-1

Записывать с помощью химических символов и математических знаков формулы веществ

Читать запись по химической формуле

0-1-2-3

0-1-2-3

Давать определение физических и химических явлений

Выбирать химические и физические явления

Узнавать физические и химические явления по описанию

0-1

0-1-2

0-1

Знать способы разделения смесей, применять их

0-1-2

Знать условия протекания химических реакций

Знать признаки протекания химических реакций

0-1-2

0-1-2

Всего

20

Перевод баллов в оценку:  «5» -  18-20 баллов; «4» - 14-17 баллов; «3» - 10-13 баллов; «2» - менее 10 баллов.      


Приложение Б

Таблица 1.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение заданий по определению относительной атомной и молекулярной массы

 

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Определять относительные атомные массы элементов, пользуясь ПСХЭ
  2. Округлять данные относительной атомной массы элементов
  3. Записывать относительную атомную массу элементов

0-1

0-1

0-1

  1. Записывать относительную молекулярную массу вещества через относительные атомные массы элементов
  2. Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества
  3. Сравнивать относительные молекулярные массы веществ
  4. Выводить формулу  вещества через известную относительную молекулярную массу (задание 5 стр.59 в учебнике)

0-1

0-1

0-1-2

0-1-2

Таблица 2.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение задач на определение массовой доли элемента в веществе

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Давать определение понятия «массовая доля элемента в веществе»
  2. Знать формулу для расчета массовой доли элемента в веществе
  3. Рассчитывать массовую долю элемента в веществе, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ) (№1,2 стр.62)
  4. Сравнивать массовую долю одно элемента в разных веществах (№3 стр.65)
  5. Определять формулу вещества по массовым долям элемента (№3 стр.63, №5,6 стр.65)
  6. Читать диаграммы, отражающие состав вещества (рис.69 стр.61)
  7. Составлять диаграммы, используя понятие массовая доля элемента в веществе

0-1

0-1

0-1-2-3-4

0-1-2-3

0-1-2-3-4

0-1

0-1-2-3

Таблица 3.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение заданий  по теме «Чистые вещества и смеси»

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Давать определение понятий: физическое тело, материал, вещество
  2. Приводить примеры: физических тел, материалов и чистых веществ
  3. Составлять логическую цепочку: «физическое тело – материал – вещество»
  4. Давать определение понятий: чистое вещество, смесь
  5. Приводить примеры смесей и чистых веществ
  6. Давать определение понятий: гомогенная и гетерогенная  смесь
  7. Приводить примеры гомогенных и гетерогенных смесей

0-1-2-3

0-1-2-3

0-1-2-3

0-1-2

0-1-2

0-1-2

0-1-2

Таблица 4.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение задач на определение объемной доли газа в смеси

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Давать определение понятия «объемная доля газа в смеси»
  2. Знать формулу для расчета объемной доли газа в смеси
  3. Рассчитывать объемную долю газа в смеси, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ) (№5 стр.72-73)
  4. Рассчитывать объем смеси по объемной доле газа в смеси, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ) (№4 стр.73)
  5. Читать диаграммы, отражающие объемные доли газа в смеси
  6. Строить диаграммы, отражающие объемные доли газов в смеси

0-1

0-1

0-1-2-3-4

0-1-2-3-4

0-1

0-1-2-3

Таблица 5.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение задач на определение массовой доли вещества в растворе

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Давать определение понятиям «массовая доля вещества в растворе», «растворитель», «растворенное вещество»
  2. Знать формулу для расчета массовой доли вещества в растворе
  3. Рассчитывать массовую долю вещества в растворе, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ)  
  4.  Рассчитывать массу раствора по массовой доле вещества в растворе, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ) (задача №6 стр. 75)
  5. Рассчитывать массу вещества и(или) растворителя по массовой доле вещества в растворе, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ) (задача №7 стр. 75)

0-1-2-3

0-1

0-1-2-3-4

0-1-2-3-4

0-1-2-3-4

Таблица 6.

Оценочный лист

Фамилия, имя ___________________________

Предмет: химия

Класс: 8

Учебная работа: решение задач на определение массовой доли примесей в веществе

Умения

Баллы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Давать определение понятиям «образец», «основное вещество», «примеси»
  2. Различать вещества по степени чистоты: технические, чистые, чистые для анализа, химически чистые, особо чистые
  3. Знать формулу для расчета массовой доли примесей
  4. Рассчитывать массовую долю примесей, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ)  
  5.  Рассчитывать массу примесей в образце, правильно оформляя решение задачи (дано, формула, расчеты, ответ)

0-1-2-3

0-1-2

0-1

0-1-2-3-4

0-1-2-3-4