Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Балдакова Татьяна Батуевна

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·        развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Для многих тем курса химии мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.

На всех этапах урока  я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

На уроках химии я стараюсь показать учащимся, что знание химии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью.  Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, районные и республиканские научно-практические конференции.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по химии.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

       

Государственный природный заповедник "Джергинский"

 Курумканское районное Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курумканская СОШ №1»

Сочинение

Палы: добро или зло

Автор работы: Колмакова Маша,

ученица 6 «а» класса

Руководитель: Балдакова Т.Б,

учитель биологии и химии

Курумкан  

2017 г

Весной, когда сходит снег и обнажается почва, а так же поздней осенью, мы можем наблюдать странное явление: некоторые из нас с виду образованные и добропорядочные люди устраивают пожар. Нет, конечно, ими движет не стремление навредить и они не охвачены какой-то эпидемией. Нет, ими движет, как они считают, благое стремление: избавиться от сорняков и удобрить почву, сжигая сухую траву. И вот мы уже наблюдаем, как необузданная стихия огня начинает пожирать все вокруг, уничтожая леса, насекомых, животных и создавая угрозу жизни самого человека.

 Каждое действие поджога- это преступление, которое разрушает хрупкий мир природы. Сжигание травы приводит к гибели деревьев и кустарников, которые играют важную роль в жизни экосистемы. Лес смягчает климат, не позволяя лучам солнца перегревать и сушить землю, препятствуют охлаждению земли, снижает скорость ветра, препятствует эрозии почвы. Самое важное свойство растений - это выработка кислорода, недаром лес называют легкими планеты. Нельзя забывать и о том, что лес- естественная среда обитания для многих живых организмов. Поджигая траву и создавая угрозу лесных пожаров, мы тем самым создаем угрозу существования всего живого, лишая самих себя чистого воздуха.

Так ли весома польза от весенних палов? Может быть она значительно больше, чем тот вред, что мы можем нанести? Может быть, нужно просто объяснять технику безопасности и продолжить палы травы? Нет, люди, заявляющие, что сжигание старой травы необходимо - заблуждаются сами и вводят в заблуждении других. Исследования экологов показали: весенние палы приводят к заметному снижению плодородия почвы. При таких поджогах из земли быстрее  вымываются минеральные вещества, ей труднее противостоять водной и ветреной эрозии. Таким образом, утверждение тех, кто считает, что палы удобряют почву необоснованы. Вторым весомым аргументом сторонников палов является утверждение, что это верное средство борьбы с сорняками. И здесь хотелось бы поспорить. Да, при пожаре погибают семена, но погибают и нужные нам и экосистеме растения, а вместе с ними и насекомые, например, пчелы. Таким образом, сжигая траву, мы уничтожаем весь растительный и животный мир.

Задумавшись над тем, почему многие из нас применяют этот дедовский способ ведения хозяйства, я прихожу к выводу о нашей экологической безграмотности. К сожалению, многие взрослые люди просто не отдают себе отчет в том вреде, что они наносят окружающему миру, в том какую опасность таят в себе сельскохозяйственные палы. Поэтому нам более молодым и грамотным в экологическом отношении людям необходимо донести до всех мысль, что сжигание травы приводит к экологическим катастрофам.

Государственный природный заповедник "Джергинский"

 Курумканское районное Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курумканская СОШ №1»

Сочинение

Палы: добро или зло

Автор работы: Цоктоева Бальжина,

ученица 6 «а» класса

Руководитель: Балдакова Т.Б,

учитель биологии и химии

Курумкан  

2017 г

Весенне-осенние палы - это поджоги прошлогодней травы, которые устраивают люди как способ борьбы с сорняками. Это явление стало в последнее время слишком распространенным у нас в Курумканском районе, да и в целом по республике. Огромное количество людей с каким-то нездоровым ажиотажем, словно охваченные пироманией, бросаются чистить свои сельскохозяйственные угодья от прошлогодней травы методом поджога. При этом мало заботясь о технике пожарной безопасности. И вот уже дымка тянется от покосов и огородов, застилая все вокруг, а запах гари начинает проникать в каждый дом. Еще немного и у нерадивых пальщиков  огонь вырывается из-под контроля, начиная уничтожать все живое вокруг, создавая угрозу и самому человеку и его жилью. Начинается самое страшное-лесной пожар. В огне гибнут деревья, а вместе с ними и животный мир. Власти приходиться тратить огромные материальные ресурсы на тушение пожаров, а ведь эти средства могли пойти на развитие образования, здравоохранения, строительство дорог. Но все это сгорает в огне стихии. Но даже не это страшно. Начинает страдать сам человек, ему не хватает кислорода, который вырабатывается лесом, ресурсов, в том числе и чистой воды. Обостряются заболевания, эрозия почвы приводит к падению урожайности, в конце концов, все меньше мест остается человеку и для отдыха на природе. Весенние палы-бедствие для всего живого.

Зачем же люди добровольно наносят вред себе и окружающему миру? Дело в том, что многие убеждены в том, что сжигание прошлогодней травы приводит к уменьшению роста сорняков на следующий год, а пепел является естественным удобрением. Современные исследования доказали, что видовой состав при палах сильно обедняется, при этом уничтожаются в первую очередь лишь семена однолетних растений и выжигаются лишь некоторые многолетние виды. Поэтому надеется на то, что это избавит вас от сорной травы не стоит. К тому же нельзя забывать, что кроме травы уничтожению подвергаются насекомые: все меньше становится бабочек, шмелей, пчел и др., которые отвечают за опыление растений, а значит, будет нанесен урон и вашему будущему урожаю. Что касается плодородия, то и этот момент спорный. Выжигая траву, вы, тем самым,  сами уничтожаете плодородный слой, который формируется, как раз  таки, из отживших свой век  растений,  насекомых.

Пока ученые не оспаривают лишь тот факт, что палы являются эффективным средством профилактики против клещевого энцефалита, так ка клещи сгорают в огне. Но не слишком ли высока цена такой профилактики? Разрушение экосистемы, угроза жизни и здоровью самого человека, исчезновение первозданной красоты родного края - готовы ли вы заплатить такую цену?



Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными детьми по химии

Пояснительная записка

Химия — интересная и занимательная наука. Одна из тех, отраслей знаний, в которой каждый день совершаются важные открытия. Чтобы ученики учили и понимали химию, нужно сделать процесс обучения максимально увлекательным, показав прикладной характер, передаваемых знаний. Для этого на уроках применяются разные формы и методы работы. Очень важно уделять много внимания закреплению и систематизации знаний. Это становится возможным благодаря участию школьников в тематических викторинах, конкурсах и олимпиадах.

Олимпиадные задания по химии основываются на содержание школьной программы, но обычно имеют повышенный уровень сложности. Поэтому для подготовки к олимпиаде недостаточно просто повторить изученные разделы программы по химии, необходимо углубить знания, научить школьников логически мыслить, решать нестандартные задания

Задача преподавателя в процессе обучения состоит в том, чтобы: мотивировать его (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес); ориентировать ученика (дать ясную, логическую структуру предмета); объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения; представить материал (ввести новые знания в ранее усвоенный контекст); развить (дать дополнительный материал для более детального ознакомления вопросом); закрепить (дать возможность потренироваться и проверить понимание материала); подтвердить адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому уровню.

Программа  предназначена для подготовки учащихся 8-11-х классов к олимпиадам по химии, она ориентирована на формирование общей культуры и в большей степени, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания, вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира. Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире, и поэтому вызывает у учащихся повышенный интерес. Но большой объем учебной информации, сложности материала, отсутствие времени на закрепление в базовом курсе химии позволило мне создать систему, которая дает возможность учащимся систематизировать, закрепить и расширить знания по курсу химии 8-11 класса и успешно участвовать в олимпиадах и итоговой аттестации выпускников.

Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий в обучении связана с проблемой развития мотивации. Мотивацию рассматриваю не только как побуждение ли состояние, определяемое избирательной направленностью учащихся на усвоение учебного содержания, но и как сложный многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы волевые, когнитивные и эмоциональные составляющие. Мотивы формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами). Важнейший путь формирования мотивации - использование познавательных заданий в учебной деятельности. И поэтому содержание предмета преподношу учащимся не как готовые знания, а как систему познавательных задач, решая которые учащиеся самостоятельно формируют теоретические положения и у них формируется внутренняя мотивация к учению. Данный курс позволяет учащимся приобрести устойчивую мотивацию к обучению.

Программа предназначена для учащихся 7 – 11 классов с повышенным интересом к предмету и высоким уровнем интеллекта. Данная программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей учащихся, обеспечить углубленное изучение химии.

Цель: предоставление возможности школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Задачами программы являются:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно   химии;
  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах

 Ожидаемый результат:

  • личностное развитие детей;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью;
  • совершенствование исследовательских навыков детей;
  • интеллектуальное и творческое обогащение детей;
  • опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;
  • умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

·    исследовательская деятельность;

·    проектная деятельность;

·    спецкурсы;

·    подготовка учащихся к олимпиадам.

Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

· автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

· коммуникативную - умение вступить в общение;

· информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

· продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

    Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

· Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

· Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

· Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Например, в 9 классе на уроке «Химические свойства металлов» учащимся предлагаю задание: предположить свойства магния, зная, что свойства веществ определяются строением атома, видом химической связи  и типом  выполняют кристаллической решетки. На основе этих знаний строится план рассуждений:

   1. Выяснить строение атома, тип кристаллической решетки, предсказать свойства.

   2. Исследовать отношение данного вещества к простым (металлы, неметаллы) и  сложным (кислоты, основания, соли, вода) веществам.

      При обучении учащихся умениям исследовательской  деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при  выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся на уроке по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану.

    Химический эксперимент служит выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений. Например, на уроке «Оксиды» в 8 классе предлагаю учащимся задание, которое они выполняют экспериментально.

Задание.

    Определите опытным путем химический характер предложенного оксида.

     Учащиеся строят рассуждения примерно так:

  1. провести реакцию с водой;

  2. исследовать полученный продукт индикатором;

  3. продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидов с щелочами.

     При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.    

       Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским  и проектным методом,  система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.

    Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Например, известное учащимся из математики правило «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется» не соблюдается в некоторых случаях в химии. Так, при изучении в 9 классе темы «Амфотерные соединения» учащиеся проводят химический эксперимент: Получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению         Al3+ + 3OH = Al(OH)3 зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности.

    Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Например, при изучении соединений железа предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушиться белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины.

    Итак, данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить  его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые  одарены  химически. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

    Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

2. Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

    В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка.

Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

  1. Планирование.

Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) форма отчёта

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.  

  1. Исследование.

Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)

  1. Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

  1. Представление результатов.

Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.

  1. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.

Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана. Так, практическую работу «Наблюдения за горящей свечой» я перевожу в ранг проекта – домашнего эксперимента и заслушиваем затем на уроке сообщения учащихся по выполненным проектам, которые могут быть различны как по форме, так и по содержанию (история свечи, материалы, из которых изготавливаются свечи, классификация и назначение свечей и т.д.

     Метод проектов использую при изучении в 11 классе темы "Химия и общество",в 10 классе темы "Природные источники углеводородов", в 8 классе темы "Генетическая связь между классами неорганических соединений", восьмиклассники с удовольствием выполняют  проекты по теме «Что такое хорошо и что такое плохо. Или правила Т.Б. при работе в химической лаборатории»». Завершающим этапом  работы учащихся 9 класса на спецкурсе является защита проектов.

  При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

3. Спецкурсы.

     Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.

     Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.

В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 10-11 классов провожу элективный курс «Решение задач повышенного уровня сложности». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе естественно -научного профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно – практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

4. Подготовка учащихся к олимпиадам.

           Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

           Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде  – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от города и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

      Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям.

     Работа по подготовке одаренных обучающихся к олимпиадам связана не только с «погружением» в конкретную предметную область, изучением дополнительной литературы, но и с формированием у обучающихся навыков работы с информацией и оценки качества освоенной информации, формированием познавательных стратегий, обучением креативным методам и эвристическим приемам решения задач.

Важной частью подготовки является разбор задач с олимпиады прошлых лет.

Памятка для обучающегося:

Чтобы научиться решать олимпиадные задачи, следует выполнить 7 условий:

1) хорошо знать химию;

2) иметь способности к ее изучению;

3) осознать, что тебе это нужно и интересно;

4) уметь общаться (в ходе обсуждения рождается много новых идей);

5) объясняй другим, делая это - лучше понимаешь сам;

6) чтобы научится хорошо решать задачи, нужны постоянные тренировки;

7) надо сильно хотеть победить, но не до умопомрачения.

 Хорошая олимпиадная задача объединяет в себе количественную и качественную информацию об описываемых явлениях. Это помогает решить задачу школьникам с разными типами мышления.



Предварительный просмотр:

  1. Работа  с одаренными детьми
  2. по биологии и химии
  3. на 2022-2023 учебный год
  4. Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

 

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.


Условно выделяют
три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. 

  1. Формы работы с одаренными учащимися.
  •  занятия  с сильными учащимися;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах, НПК.

Ресурсное обеспечение программы:

- библиотечный фонд – наличие литературы

-  ИКТ

Критерий эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2. Отсутствие неуспевающих по предмету;

3. Увеличение количества обучающихся выбирающих  химию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4. Учащиеся принимают участие в  олимпиадах и конкурсах различного уровня:

                                          План  работы с одарёнными  детьми

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности.

сентябрь

Балдакова Т.Б.

2

Выявление одаренных детей.

Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

октябрь

Балдакова Т.Б.

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

Балдакова Т.Б.

4

Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах, НПК

ежегодно

Балдакова Т.Б.

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

регулярно

Балдакова Т.Б.

6

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

в течение года

Балдакова Т.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональная конференция юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского Естественнонаучное направление. Медицина COVID-19: Разрушаем мифы Автор: Цоктоева Бальжина , ученица 10 класса Руководитель: Балдакова Татьяна Батуевна , учитель химии и биологии

Слайд 2

Введение Основная часть. Происхождение коронавируса COVID-19. Опасность для организма коронавирусной инфекции. Практическая часть 1. Методика проведения исследовательской части работы 2. Анализ результатов и выводы Заключение Литература Содержание

Слайд 3

В связи с малоизученностью природы нового вируса и неясностью его происхождения опровергнуть существующие стереотипы ковид-дисседентов . Цель исследования:

Слайд 4

Проанализировать существующие мифы о короновирусе 19 в интернет пространстве. Собрать статистические данные о протекании эпидемии в Курумканском районе Провести сравнительную характеристику Провести опрос участников образовательного процесса с целью определения уровня представления об инфекции формирование потребности заботится о своём здоровье через соблюдение элементарных санитарно-эпидемиологических мер Задачи:

Слайд 5

Практическая значимость данного исследования заключается в последующей публикации в СМИ, проведение презентации работы для учащихся школы, разработка памятки «Как защитить себя от COVID -19. Практическая значимость

Слайд 6

Коронавирусы (лат. Coronaviridae )

Слайд 7

Базовое репродуктивное число для различных заболеваний . Опасность для организма коронавирусной инфекции

Слайд 8

Статистика заражений коронавирусом Covid-19 в России Методика проведения исследовательской части работы .

Слайд 9

Статистика заражений коронавирусом Covid-19 в Республике Бурятия

Слайд 10

Статистика заражений коронавирусом Covid-19 в Курумканском районе

Слайд 11

Сравнение количество людей, заболевших ОРВИ и Ковид-19 дата ОРВИ COVID-19 19.10-25.10.2020 28 40 26.10-01.11.2020 19 32 16.11-21.11.2020 55 74 30.11.06.12.2020 30 68 07.12.-13.12.2020 44 61 21.12-27.12.2020 19 43 28.12-03.01.2020 24 29 01.01-07.02.2020 10 11

Слайд 12

По данным ВОЗ смертность от COVID-19 выше, чем от гриппа. В первом случае она составляет 3–4% от числа заболевших, а во втором — ниже 0,1%. Уровень смертности примерно 3% (тогда как у гриппа в 30 раз ниже, примерно 0,1%) . По данным статистика заражения COVID-19 в Республике Бурятия умерло уже 700 человек, по Курумканскому району – 1 человек, а от гриппа в Курумканском районе – 0 человек.

Слайд 13

Еще одним популярным мифом в сознании обывателей стала уверенность, что заболеванию подвержены лишь люди пожилого возраста или имеющие хронические заболевания. Об этом свидетельствует так же статистика по Курумканскому району, ведущаяся с начала пандемии . С начала регистрации CОVID-19 В период январь-февраль месяцы:

Слайд 14

Результаты анкетирование вопрос да нет 1 Болели Вы Ковидом-19? 18 32 вопрос да нет 1 Вам поставили этот диагноз потому что: а) вы входили в группу контактируемых, так как ваши родственники заболели 18 0 б) у вас самих проявились симптомы 0 3 в) анализы вы сдали на всякий случай 0 0 3 Ваше заболевание протекало: симптомно 0 3 бессимптомно 15 0 4 Если болезнь протекала с симптомами опишите их Повышение температуры, кашель, потеря обоняния, утомляемость 5 Вы проходили лечение амбулаторно 15 0 в стационаре? 0 3 6 Испытываете ли вы после выздоровления какие –то ограничения по здоровью 0 18

Слайд 15

Памятка « Как защитить себя от COVID -19 » Во время пандемии вам необходимо: Тщательно мыть руки с мылом или протирать руки дезинфицирующими средствами, пользуйтесь только одноразовыми полотенцами. Реже прикасаться к глазам и носу. Избегать контактов с чихающими и кашляющими людьми. Придерживаться здорового образа жизни: полноценный сон, здоровая пища, физическая активность. Принимать большое количество жидкости. Отказаться от посещения массовых мероприятий, театров, клубов. Больше гулять на свежем воздухе. Использовать для защиты органов дыхания одноразовые маски. Проветривать помещения. Укреплять иммунитет. Соблюдать правила личной гигиены. Будьте здоровы!