Для учащихся

Никитина Наталья Сергеевна

Необходимые интернет ресурсы для учебы

"Библиотека для детей" - электронная библиотека http://www.deti-book.info/

"Лукошко сказок" - сказки для детей http://lukoshko.net/

Детский портал "Солнышко" https://solnet.ee/

Детский сказочный журнал "Почитай-ка" https://read-ka.cofe.ru/

Мат-Решка http://www.mat-reshka.com/

Онлайн-тесты https://onlinetestpad.com/ru/tests

Тесты-тренажеры "Образовательные тесты" https://testedu.ru/

Материалы для учебы ВКонтакте:

 https://vk.com/id342902370

Памятки для учащихся:

Безопасность на осенних каникулах

Памятки к урокам литературного чтения и развития речи

Как подготовиться к ВПР

Памятка "Работа над проектом"

Памятка "Правила поведения обучающихся во время летних каникул"

Памятки по русскому языку 4 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятки для учащихся

к урокам литературного чтения и развития речи.

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

  1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль, идею.
  2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери: темп (скорость), интонацию, громкость чтения, жесты и мимику.
  1. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.
  2. Обязательно соблюдай:

—        рифму (делай правильное ударение в словах);

—        стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

5.        Постарайся выразить:

  •  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
  •  эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

6.        Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.

7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.

Анализ стихотворного произведения

  1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?
  2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?
  3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).
  4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?
  5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
  6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
  7. Какова роль этих сравнений?
  8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значений?
  9. При каких обстоятельствах тебе могли бы
    вспомниться строки этого произведения?

Правила заучивания наизусть

  1. Прочитай стихотворное произведение «про себя».
  1. Прочитай стихотворное произведение вслух.
  2. Раздели стихотворное произведение на смысловые части
  3.  Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть.
  4. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.

Правила чтения стихотворного произведения в классе

1.        Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос - это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении.

  1. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения.
  2. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины.

Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки (к сожалению, такое иногда случается). Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать.

  1. Никогда не читай, повернувшись к учителю (как бы адресуя свои слова ему одному). В классе может стать шумно.
  2. Читая стихотворение, не торопись.
  3. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов (не читай их торопливо). Иначе испортишь все впечатление от чтения.

При выборе стихотворения помни:

  • короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выразить, «реализовать»);
  • «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения.

Как составить план

  1. Прочитай произведение.
  2. Определи идею, то есть главную мысль.
  3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
  4. Вырази идею в одном предложении.
  5. Раздели произведение на части.
  6. Озаглавь каждую часть.

Виды плана: Вопросный, назывной, тезисный, комбинированный, план - опорная схема.

Вопросный план

План записывают в форме вопросов. Каждый вопрос - к какой-либо одной  части текста. Вопросы должны помогать восстановить содержание текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему»).

Тезисный план

План записывают в виде тезисов.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Назывной план

В назывном плане не используют глаголы, но много существительных и прилагательных.

План — опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.

Комбинированный . Такой план может сочетать в себе разные виды планов.        

Задание: Выполнить один из видов пересказа

Пересказ - воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно — много раз.

Это нудно - много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

       Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло

И к чему всё привело?

Прочитайте еще раз

И запомнится рассказ                             С. Бондаренко

Виды пересказа

Подробный - пересказ, близкий к тексту, подробно передающий содержание произведения.

Краткий - сжатое, короткое изложение самого главного. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.

Выборочный - пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.

Творческий — пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты - его автор, участник описываемых событий или их очевидец.

Правила подготовки к пересказу письменного текста

  1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
  2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
  3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
  4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
  5. Вырази идею в одном предложении.
  6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
  7. Раздели текст на части, озаглавь их.
  8. Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
  9. Составь план пересказа.
  1. Пользуясь планом, перескажи произведение.
  2. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т. д.).

Правила подготовки к пересказу устного текста

  1. Внимательно прослушай текст.
  2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.
  3. Если что-то непонятно, задай вопросы.
  4. Определи основную мысль текста.
  5. Раздели текст на части.
  6. Составь план пересказа.
  7. Пользуясь планом, перескажи текст.

Правила подготовки к пересказу учебного текста (окружающий мир и т. д.)

  1. Прочитай текст и определи, о чём он.
  2. Выдели в тексте основные мысли.
  3. Выясни значение непонятных слов.
  4. Раздели текст на части.
  5. Составь план текста.
  6. Выпиши из каждой части важные мысли.
  7. Ответь на вопросы к тексту (если они есть).

Пользуясь планом, подробно перескажи текст.

План анализа басни

Басня — короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже - люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера: гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.

Басня - это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы (Штамп - избитое выражение; устоявшийся образ), например, лиса - хитрость, осел - глупость, вол — работоспособность, медведь - неуклюжесть, заяц - трусость, петух - чванливость, волк - злоба, лев - власть, сила и т. д.

  1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
  2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?
  3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.
  4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
  5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.
  6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
  7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
  8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
  9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
  1. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
  2. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?

Задано: написать изложение

Изложение - пересказ в письменной форме прочитанного или услышанного. Изложение учит передавать исходный текст своими словами.

Требования к изложению

  1. Не просто рассказывай о прочитанном, а передавай содержание близко к тексту, не нарушая его стиль художественный, публицистический, научный).
  2. Озаглавь свою работу. Написав изложение, обязательно проверь его.

Подготовка к изложению

  1. Постарайся во время чтения текста преподавателем сделать как можно больше записей в черновике.
  2. Обязательно запиши или запомни:

  • собственные имена;
  • даты;
  • прямую речь и диалог;
  • цифры;
  • яркие сравнения;
  • специфические выражения.
  1. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.
  2. Кратко запиши последовательность изложения событий.
  3. Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.
  4. Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).
  5. Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом изложения.

После первого прослушивания текста ответь на вопросы:

  • К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)
  • Какова главная мысль произведения?
  • В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?
  • то хотел сказать автор своим произведением?
  • Согласен ли ты с ним?
  • Как бы ты озаглавил текст?
  1. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.
  2. Кратко запиши последовательность изложения событий.
  3. Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.
  4. Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).
  5. Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом изложения.

После первого прослушивания текста ответь на вопросы:

  • К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)
  • Какова главная мысль произведения?
  • В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?
  • то хотел сказать автор своим произведением?
  • Согласен ли ты с ним?
  • Как бы ты озаглавил текст?

Задано: написать сочинение

Сочинение — это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Изложение учит правильно передавать своими словами чужие мысли, а сочинение - правильно излагать собственные мысли.

Требования к сочинению

  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать ее.
  2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.
  3. Повествование должно быть оригинальным и выразительным.
  4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.

5.        Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным.

Правила написания сочинений

Сочинение — это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам.

Заголовок.

Заголовок - окошко для взгляда вперёд.

Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

Заголовок - это не просто слова:

Эти слова — всему голова.

С. Вондаренко

Будет хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф.

Вступление

Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме постепенно. Помни, что вступление - это лицо сочинения. Начать вступление можно по-разному: с вопроса («А знаете ли вы ... ?»); с определения (« …  - это...»); с обычного утверждения (« Я хочу вам рассказать о ... ») и т. д.

Основная часть

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов, В этих тезисах тебе надо полностью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой. Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания: «не только, но и»; «поэтому»; «за это я его»; «этим он мне» и т. д.

Заключение

Теперь осталось, казалось бы, самое легкое — написать заключение. На самом деле все не так просто. В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

С чего начинать работу над сочинением

  1. Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
  2. Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?

3. Определи жанр своего сочинения  (это может быть сочинение — описание, повествование, рассуждение и т. д.)

4. Составь план (обрати внимание на соразмерность частей).

Работа над черновиком сочинения по составленному плану

1. Украшением сочинения может стать эпиграф. Подобранный точно и к месту, он поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее.

  1. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного  короче основной части).
  2. Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, чтобы переходы от одной части к другой были плавными.
  3. Чтобы доказать своё мнение, иллюстрируй цитатой каждое свое наблюдение, мысль.

Проверка сочинения

1.        Проверь:

  • соответствует ли написанное сочинение и его название теме, которая была выбрана;
  • ясно, понятно ли выражена главная идея сочинения;
  • соблюдается ли композиция (план) сочинения (введение - основная часть - заключение);
  • соблюдается ли размер каждой части сочинения? Связаны ли части друг с другом по смыслу;
  • соответствует ли язык и стиль сочинения выбранной теме;
  • достаточно ли цитат в сочинении, и грамотно ли они оформлены.
  1. Проверь грамотность: проанализируй трудные случаи написания слов (сверься с орфографическим словарём), расставь знаки препинания.
  2. Приступай к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. Переписывай аккуратно, внимательно, не допуская ошибок,

соблюдая правила оформления письменной работы.

4. Время, которое осталось после переписывания, используй для проверки и перепроверки написанного сочинения.

Как избежать стилистических ошибок в сочинении

  • Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
  • Переход от одной части сочинение к другой делай плавным.
  • Следи за правильным употреблением слов. Не искажай написания слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
  • Порядок слов в предложении не должен нарушать его смысла и звучания.
  • Следи за правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
  • Не повторяй одну и ту же мысль разными словами. Избегай пустых рассуждений.
  • Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка. Не допускай нецензурных (неприличных и непристойных) слов.
  • Старайся не употреблять слов-паразитов.

Виды сочинений

  • Сочинение-описание.
  • Сочинение-рассуждение.
  • Сочинение-повествование.

Задано: написать сочинение-описание

Сочинение-описание — это текст, в котором названы признаки предмета (человека, животного). Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем-либо. Поэтому в нём используются слова «как будто», «как», «словно», «похож на» и т. д.

В описании нет действия, движения.

Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытал те же чувства, что и ты.

Описание должно быть взволнованным, изображение - красочным.

Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид. В описании, как правило, говорится об основных признаках.

План сочинения-описания

1. Представление предмета (человека, животного).

  1. Основные признаки предмета (человека, животного).
  2. Твоя оценка, твое отношение к предмету (человеку, животному).
  3. Твоё заключение (вывод).

Задано: написать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает сочинение-рассуждение. В таком сочинении обычно используются слова «во-первых », « во-вторых », « так как », « поэтому », « ведь », «потому что», «значит», «кроме того», «следовательно», «итак».

Рассуждение строится по следующему плану. Сначала высказывается какая-либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем - итог, то есть вывод из доказательств.

План сочинения-рассуждения

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Аргументы: (Аргумент - доказательство (факты, примеры, утверждения)).
  • доводы;
  • примеры, случаи, факты, цифры;
  • мнения авторитетных людей, цитаты.

4.        Вывод.

Задано: написать сочинение-повествование

Сочинение-повествование отвечает на вопросы: кто? что делал? где? когда? как? Действия протекают одно за другим. Чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как «сначала», «потом», «затем», «тогда», «снова», «ещё», «уже». Главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях и об их завершении. Поэтому в повествовании много глаголов.

План сочинения-повествования

  1. Вступление.
  2. Развитие действия — завязка (поступки героев и причины этих поступков).
  3. Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
  4. Заключение (развязка).

Виды сочинений-повествований

 Сочинение — воспоминание / наблюдение — это рассказ о событиях, которые ты видел или в которых участвовал. Чтобы написать такое сочинение, надо еще раз вспомнить все события; выделить самые важные события и отбросить незначительные, последовательно описать самые важные, главные события; выразить свои чувства, своё отношение к этим событиям.                                                                       Сочинение-представление — это рассказ о событиях, о которых ты прочитал в книге или от кого-нибудь услышал. Тебе нужно вообразить, представить и подробно описать то, о чём ты узнал. В сочинении ты можешь попытаться передать чувства рассказчика (автора книги) или выразить своё отношение к событиям.  Сочинение-фантазия — это вымышленный рассказ, основанный на придуманных, не происходивших в настоящей жизни событиях. Такие сочинения дают простор для фантазии. Нужно придумать историю о том, чего никогда не было и не может быть. Или сочинить рассказ о событиях, которые не происходили, но вполне могут произойти в обычной, реальной жизни. Ты можешь сделать себя автором повествования или главным героем. Работать над таким сочинением легко и сложно одновременно. Ведь ты можешь придумать все что угодно, но сделать это надо самостоятельно.

Сочинение-фантазия бывает нескольких видов:

  • Сказка — это вымышленный рассказ о животных или людях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
  • Мечта — рассказ о том, к чему ты стремишься, чего желаешь, о том, как бы ты хотел, чтобы было.
  • Предположение — рассказ, основанный, построенный на догадках, размышлениях.
  • Так бывает / так могло бы  быть — рассказ о событиях, которые могут происходить в обычной жизни, но все же придуманы автором.

Задано; написать сочинение по литературному произведению

Цель сочинения — научиться выражать свои литературные взгляды, соотносить их с критической литературой.

План работы над сочинением по литературному произведению

  1. Сформулируй тему.
  1. Сформулируй основную мысль сочинения (это ответ на вопросы: что я хочу сказать своей работой? К какому выводу должен прийти?).
    Предполагается прямой ответ на вопрос темы.
  2. Подбери цитаты из литературного текста, иллюстрирующие главную мысль сочинения.
  3. Определи жанр своего сочинения  (это может быть сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).
  4. Составь план (не забудь, что части сочинения - вступление, основная часть и заключение - должны быть соразмерны).
  5. Подбери эпиграф.
  6. Напиши черновик сочинения и отредактируй его.

8. Перепиши сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию.

Задано: написать отзыв о книге

Отзыв - продуманное мнение о чём-то, оценка чего-нибудь. Отзыв дает общую характеристику книги и показывает твое личное к ней отношение.

План работы над отзывом о книге

  1. Напиши фамилию автора и название книги . Представь книгу, на которую пишешь отзыв.
    Если ты раньше уже читал книги этого писателя, можешь сравнить их. («В книге автора...»).
  2. Раскрой тему произведения. Это надо сделать кратко, несколькими словами. Не следует пересказывать содержание, достаточно обозначить проблему: о взаимовыручке, о дружбе, о войне, о школьной жизни, о приключениях («Книга посвящена теме...»; «Эта книга о...»).
  3. Сформулируй основной тезис. В нескольких предложениях скажи о том, что хотел донести до читателя автор.
  4. Приведи краткое содержание книги.
  1. Дай общую оценку. Выскажи своё мнение о книге. С интересом ли ты её читал? Возникало ли у тебя желание пропустить некоторые места
    в тексте или ты читал, не отрываясь? («Оценивая книгу в целом...»).
  2. Что тебе особенно понравилось и запомни лось в книге, чем она тебя заинтересовала.
  3. Укажи на недостатки, недочёты (если такие имеются).
  4. Сделай вывод. Что нового для себя ты узнал? Поделись своими мыслями, если они у тебя возникли в процессе чтения.

Задано: подготовить доклад

Доклад - публичное сообщение о чём-либо, развернутое изложение какой-нибудь темы.

План подготовки доклада

  1. Подбери литературу по теме.
  2. Изучи эту литературу (справочную, критическую).
  3. Составь план своего доклада. Начинай с общего, заканчивай частным.
  4. Напиши текст доклада.
  5. Подведи итоги, то есть сделай вывод, заключение.
  6. Назови литературу, которую использовал при подготовке к докладу.

При подготовке к выступлению помни: нельзя читать доклад, не отрываясь ни на минуту от записей; можно иногда сверяться с планом, чтобы не сбиться; старайся импровизировать; придумай несколько образных примеров, которые оживят твой доклад.

Задано: подготовить информационное сообщение

Информационное сообщение - сообщение, в котором содержатся новые сведения о чём-либо.

Правила изложения информационного сообщения

  1. Говори не слишком эмоционально.
  2. Говори громко и чётко, чтобы всем было слышно.
  3. Сообщай новое.
  4. Используй простые предложения и слова.
  5. Приводи факты, конкретные примеры.

Не отвлекайся от темы, плавно переходи от одной части сообщения к другой.

Задано: написать библиографию

Библиография - перечень книг по какой-нибудь теме; научное описание и систематизация книг.

Как составить библиографическое описание

В библиографическое описание книги входит:

-фамилия, имя, отчество автора;

-заглавие (название книги);

-подзаголовок (если есть);

-выходные данные, то есть место издания, название издательства, год издания книги.

Например:

Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М,: Дрофа, 2001.

Задано: написать рецензию

Рецензия - разбор и оценка прочитанной книги. Цель - выработка навыков самостоятельной оценки литературного произведения.

План работы над рецензией

  1. Укажи фамилию, имя, отчество автора.
  2. Напиши заглавие (название произведения).
  3. Напиши подзаголовок (если есть).
  1. Если нужно, приведи выходные данные (место издания, название издательства, год издания книги).
  2. Определи жанр книги.
  3. Приведи краткие сведения об авторе
  4. Кратко изложи содержание произведения.
  5. Кратко охарактеризуй героев (главных и второстепенных), рассуждая об их мыслях, поступках, чертах характера, отношениях с другими персонажами.
  6. Перескажи или упомяни наиболее интересные эпизоды.

10. Определи проблему, которая поднимается в произведении.

  1. Выдели главные мысли произведения
  2. Определи отношение автора к героям.
  3. Дай оценку изобразительно-выразительного своеобразия произведения.
  4. Вырази свое отношение к произведению в целом, к героям, к их поступкам и к проблеме, которую поднимает автор.
  5. Поделись своими мыслями, если они у тебя возникли в процессе чтения. Узнал ли ты что-то новое, открыл ли что-нибудь неожиданное для себя.

Задано: написать аннотацию

 Аннотация - предельно краткое изложение содержания книги.

Задача аннотации - сообщить, о чём книга и заинтересовать этой книгой читателя. Аннотацию можно прочитать на обложке книги или в рекламной брошюре, статье.

Как составить аннотацию

  1. Выпиши сведения об авторе.
  2. Приведи известные тебе данные об истории  создания произведения (о времени, когда оно было написано, о месте произведения в творчестве автора).
  1. В нескольких фразах передай содержание произведения.
  2. Дай краткую оценку произведения.

Надо: написать письмо

Письмо — это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Правила написания письма

1.Правильно напиши адрес на конверте. В него входит индекс; страна; край (область); город (поселок, село, деревня,); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (свой адрес и свои фамилию, имя, отчество).

2.Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).

3.Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь.

4.Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание.

5.Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям.

6.Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.

7.Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме.

8.Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях.

9.Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.

10.Когда будешь прощаться, не забудь подписаться.

11.Если ты забыл что-то указать в письме, можно написать постскриптум. (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.»).

Надо: написать записку

Записка - это коротенькое письмо. Записки пишут, когда нет возможности сказать что-то лично, встретиться, нет времени, чтобы написать подробное письмо. Записки кладут или вешают на видное место или с кем-то передают.

Правила написания записок

  1. Начни с обращения к тому, кому предназначена записка.
  1. Изложи кратко то, что тебе надо сообщить.

3.Подпишись.

Надо: отправить телеграмму

Телеграмма - 1. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.   2. Бланк с таким сообщением.

Правила составления телеграммы

Выражай, формулируй мысли чётко, лаконично (без лишних слов). Помни, что в тексте телеграммы опускаются предлоги и союзы.

Памятка для чтения телеграммы

1.        Знаки препинания в телеграмме обозначаются так:

  • Запятая (,) — зпт
  • Точка (.) - тчк
  • Восклицательный знак (!) — воскл зн
  • Вопросительный знак (?) - вопр зн
  • Тире (-) - тире.

Другие знаки в телеграмме не используются.

2.        При чтении телеграммы пропущенные предлоги и союзы восстанавливаются по смыслу.

Надо: написать приглашение

Пригласить - значит попросить кого-либо прибыть, прийти.

Правила составления письменного приглашения

1. Обратись к тому, кого ты хочешь пригласить, по имени.

2. Напиши куда, на какое мероприятие ты приглашаешь.

3.Укажи время и место встречи.
4.Приглашать необходимо заранее, чтобы человек мог изменить планы и подготовиться.

Надо: написать поздравление

Поздравить - значит приветствовать по поводу какого-нибудь приятного, радостного события или праздника.

Правила написания поздравления

  1. Обратись к тому, кого ты хочешь поздравить, со словами: «Привет», «Дорогие», «Родной», « Милая », « Дорогой »,    «Уважаемый » или просто по имени (по имени-отчеству)
  2. Напиши, с каким праздником ты поздравляешь.
  • Спешу тебя (Вас) поздравить с...
  • Позвольте поздравить Вас с...

3.        Заверши поздравление пожеланием. Например:

  • Желаю тебе (Вам)...
  • От всей души желаю тебе (Вам)...
  • От всего сердца желаю тебе (Вам)...
  • Разрешите пожелать Вам...
  • Хочу пожелать тебе (Вам)...
  • Пусть этот подарок принесет тебе (Вам)...
  1. Под текстом поздравления поставь свою подпись.
  2. Под подписью можешь поставить дату, но это не обязательно.

Список праздников

  • 1 января - Новый год
  • 7 января - православное Рождество
  • 13 января - Новый год по старому стилю
  • 14 февраля - День Святого Валентина (католический праздник)
  • 23 февраля - День защитника Отечества
  • 8 марта — Международный женский день
  • Пасха — православный праздник. Не имеет фиксированной даты.
  • 1 мая - День Весны и труда
  • 9 мая - День Победы
  • 12 июня - День независимости
  • 1 сентября — День знаний
  • 1-е воскресенье октября - День учителя
  • 4 ноября – День  единения и согласия



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для обучающихся)

Советы по подготовке  к проверочной работе

 Готовься планомерно

Соблюдай режим дня

Питайся правильно

Во время подготовки чередуй занятия и отдых

Накануне проверочной работы

 С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы

Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

Слушай, как правильно заполнять бланк!

Работай самостоятельно!

 Используй время полностью!

При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Начни с легкого!

Пропускай!

Исключай!

Проверь!

Не оставляй задание без ответа!

Не огорчайся!

Советы после выполнения проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

Занятия спортом;

Танцы;

Рисование;

Пение и многие другие занятия, которые интересны



Предварительный просмотр:

Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным проектом.

 Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты  и делиться своими открытиями с  друзьями.  

Предлагаем памятку, которая поможет в работе над  проектом

           1.Разберёмся  в значении некоторых слов:

Проект- это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых.

Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Презентация это наглядное представление окружающим того, каким был  замысел,  и  что получилось  в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации необходимо чётко и ясно представить полученный результат.

Виды презентаций:

Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стенда, эскизов )

Театрализованное представление

Слайд-шоу  и т.д.

2. Шаги  работы над проектом:

1. Выбор темы.

 Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

  *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Сформулируй тему своего исследования.

3. Подумай над целями и задачами твоей работы.

 Определить   цель исследования  - значит объяснить, зачем ты его проводишь.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.

4. Формулировка гипотезы.

5. Осуществление проектной деятельности.

 Активная самостоятельная работа. Консультации учителя. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации.

6. Презентация результатов.

Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию входит озвучивание проблемы, темы, цели, задач, гипотезы. Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой. 

7. Самооценка своей работы.

 Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы?  Что получилось хорошо?  В чём испытывал трудности?

3. Визитка проекта.

(Письменный план работы над проектом)

Автор(ы)………………………………………………………………………………………

 Класс……………………………………………………………………………………………

Проблема……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Тема проекта………………………………………………………………………………

Гипотеза………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

Цель работы………………………………………………………………………………..

Задачи…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Для этого сделаю(ем)…………………………………………..........................

…………………………………………………………………………………………………….

Я  узнал (Мы узнали)……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

 Продукт деятельности (вид презентации) ……………………………….

……………………………………………………………………………………………………..

Получилось хорошо……………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………

Следует ещё поработать над………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

Литература

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», - издательство «Учебная литература». 2007

2. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров» 2008

3. «Проектируем. Исследуем. Творим.» Сборник учебных проектов. Учителя начальных классов ЗАТО Звёздный.

         4. «Начальная школа» №2, Н. В. Иванова «возможности и    специфика применения проектного метода в начальной школе»

        5. «Директор школы» 1998 №3 Чечель И. Д. «Метод проектов..»



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Правила поведения обучающихся во время летних каникул

Соблюдай правила безопасности поведения на дорогах и на улице.

  •  Переходите улицу только в специально отведенных местах:

    по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора;

  • Если нет оборудованного пешеходного перехода дорогу следует переходить под прямым углом предварительно убедившись в отсутствии транспорта с левой и правой стороны.
  •  Если нет пешеходного тротуара, идите по обочине дороги навстречу
    движению транспорта, так вы сможете видеть приближающиеся машины;
  • Кататься на велосипеде можно только во дворах и парках.
    В ПДД четко сказано, что управление велосипедом на проезжей части
    разрешается с 14 лет.
  • Находясь на ж/д путях и при переходе через железнодорожные пути, будьте особо внимательны, осмотритесь, не идут ли поезда по соседним путям;
  • Играть на проезжей части строго запрещено
  • При движении вдоль проезжей дороги в вечернее время и при плохой видимости необходимо сделать себя заметным. Носите светлую одежду оборудованную светоотражателями, либо включите фонарик, телефон.


                  Соблюдай правила личной безопасности на улице:

  •  Планируйте безопасный маршрут до места назначения и используйте его.
  • Выбирайте хорошо освещенные улицы и избегайте прохождения мимо
    пустынных участков земли, аллей и строительных площадок. Идите длинным путем, если он безопасный;
  • Не щеголяйте дорогими украшениями или одеждой, сотовыми телефонами,            крепче держите сумки;
  •  не забывайте сообщать родителям с кем и куда вы пошли, когда вернетесь, если задерживаетесь, то позвоните и предупредите.
  •  Если на улице кто-то подозрительный идёт и бежит за тобой, а до дома
    далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.
  •  Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: "Помогите! Меня уводит незнакомый человек!"
  •  Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.
  •  Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.
  •  Никогда не хвастайся тем, что у тебя есть дома.
  •  Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.
  • Не играй на улице с наступлением темноты.

                 Соблюдай правила поведения, когда ты один дома:

  • Не пользуйся электроприборами, не играй с острыми, колющими и
    режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами,
    огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
  •  Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача.
  •  Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.
  • Не оставляй ключ от квартиры в "надежном месте".
  •  Не вешай ключ на шнурке себе на шею.
  •  Если ты потерял ключ - немедленно сообщи об этом родителям
  • .Будь осторожным при контакте с электрическими приборами, соблюдать технику безопасности при включении и выключении телевизора, электрического утюга, чайника и т. д.
  • Выключая электроприбор, не вытаскивай вилку из розетки за шнур.
  • Не касайся мокрыми руками электроприборов, которые находятся под напряжением.
  • Не пользуйся неисправными электроприборами, розетками.
  • Не играй спичками и зажигалками: игры с огнем могут привести к пожару.
  • Не оставляй включенными без присмотра электроприборы и газовые плиты: это тоже может вызвать пожар.
  • Уходя на прогулку проверьте закрыты ли вода, газ, свет.

                      Соблюдай правила поведения на водоёмах.

  • Не ходи к водоему один, без взрослых.
  • Никогда не купайся в незнакомом месте. Купаться можно только в отведённых специально для этого местах.
  • Начинать купаться следует при температуре воздуха + 20-25*, воды + 17-  19*С.
  •  Входить в воду надо осторожно, давая организму привыкнуть на неглубоком месте остановиться и окунуться с головой. В воде можно находиться 10-15 минут. Ни в коем случае не доводить себя до озноба. От переохлаждения в воде появляются опасные для жизни судороги, сводит руки и ноги. В таком случае нужно плыть на спине.
  • Не заходи в воду при сильных волнах
  •  Попав в сильное течение, не надо плыть против него, иначе можно легко выбиться из сил. Лучше плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.
  •  Никогда не следует подплывать к водоворотам - это самая большая опасность на воде. Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в легкие, погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность.
  • Опасно подплывать к идущим пароходам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения.
  •  Не ныряй в воду с плотов, пристани и других плавучих сооружений, особенно в местах неизвестной глубины, так как можно удариться головой о песок, глину, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.
  •  При катании на лодке, не садись на ее борта, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, вставать во время движения.
  •  Если не умеете плавать, необходимо иметь спасательные средства.
  • Во время игр в воде будь осторожен и внимателен.
  • Не зови без надобности на помощь криками Тону!"


При посещении леса необходимо соблюдать следующие правила:

  •  Не ходи в лес один, а тем более в дождливую или пасмурную погоду;
  •  Надевать резиновую обувь, брюки или спортивные штаны, заправив их в сапоги, от укусов змей и насекомых;
  •  Надевать головной убор, закрывать шею и руки, от попадания клещей;
  • Пробираться через кусты и заросли осторожно, плавно раздвигая ветки и плавно опуская их;
  •  Не разжигай костры, во избежание пожара, и не мусори. Помни, что лесные пожары являются чрезвычайно опасными.


Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:

  • Не кормите и не трогайте чужих собак, особенно во время еды или сна. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может
    говорить о совершенно недружелюбном настрое.
  • Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
  • Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
  • Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
  • Не трогайте щенков, если рядом их мать и не отбирайте то, с чем собака играет.
  • Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.
    Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, и др.

Правила поведения в общественных местах.

  • Избегать мест массового скопления людей без сопровождения родителей.

Законом об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области установлено.

Ночное время, когда несовершеннолетним запрещено находиться  в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих:

     - с 21.00 до 07.00 час. – с 1 ноября по 31 марта;

     - с 22.00 до 07.00 час. – с 1 апреля по 31 октября

Ответственность за нарушение требований Закона возлагается на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, которая предусмотрена ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего), допускающих самостоятельное нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, тем самым, не исполняющих обязанности по их воспитанию.
Желаю вам приятного и безопасного летнего отдыха!!!



Предварительный просмотр:

Как подготовиться

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

  1. Найди в тексте опорные слова.

  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

    После того как напишешь изложение, не

    забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

   Определи:

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

  1. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?

  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

        шилось)?

  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
  2. Определить основную мысль каждой части.
  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Порядок

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  5. Количество звуков и букв в слове.

Порядок разбора слова по составу

  1. Окончание 

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
  4. Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

                                            дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род. Склонение.
  4. Падеж. Число.
  5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Солнце освещает землю.

Устный разбор

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
  2. Начальная форма – земля.
  3. Женского рода, 1-го склонения.
  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Письменный разбор

  1. Землю – сущ. (что?)
  2. Н.Ф. – земля
  3. Ж.р., 1-го скл.
  4. В вин.п., в ед.ч.               5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой

    вопрос отвечает.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Род (в ед.числе),  падеж, число.
  3. Роль в предложении.

Образцы разбора

Цветёт алая гвоздика.

Устный разбор

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
  2. Начальная форма – алый.
  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор

  1. Алая – прилаг. (какая?)
  2. Н.Ф. – алый
  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к  домам (Д.п.)  (каким?) новым (Д.п.);

за  домами (Т.п.)  (какими?) новыми (Т.п.)


Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Образцы разбора

Дует лёгкий ветерок.

Устный разбор

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма – дуть, I спряжение.
  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

     3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Письменный разбор

  1. Дует – гл. (что делает?)
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение                    II спряжение

-ешь                                 -ишь

-ет                                    -ит

-ем                                   -им

-ете                                  -ите

    -ут (-ют)        -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Содержание:

                                                                                   стр

  1. Как подготовиться к письму по памяти           2                
  2. Как подготовиться к изложению                      3
  3. Как составить текст-повествование                 4
  4. Как составить текст-описание                          5
  5. Как составить текст-рассуждение                    5
  6. Как составить план текста                                6
  7. Порядок звуко-буквенного разбора слов         7
  8. Порядок разбора слова по составу                   8
  9. Порядок разбора имени существительного    9

10.Как определить падеж имени                         10

     существительного

11.Как определить склонение имени                  10

     существительного

12.Порядок разбора имени прилагательного     11

13.Как определить падеж имени  

     прилагательного                                              12

14.Порядок разбора глагола                                13

15.Правописание безударных личных      

     окончаний глаголов                                         14