менеджмент

Туркина Наталья Ивановна

дневник стажёра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_stazhyora_bugaeva_natalya.docx95.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

  1. Дневник стажёра

Ф.И.О. Бугаева Наталья Ивановна

Должность заместитель директора по УВР

Место работы МКОУ »СОШ№21»ИМРСК

Стажировка по специальности Менеджмент в образовании

Сроки стажировки  с 14 октября по 16 октября

Место стажировки  МБОУ лицей №14 (14 октября),  МБОУ лицей №8

                                    (15,16 октября)

Кафедра СКИРО ПК и ПРО:  Управления образованием

Руководитель стажировки: Волков Виктор Александрович

Ставрополь, 2013г.


Краткое описание выполняемой работы

Дата

Содержание работы

(тема занятия, тренинги, посещения и пр., кто проводил)

Рефлексия

(критическое размышление, возникшие вопросы, оценки, самоанализ  усвоенного в ходе стажировочных  занятий)

14.10.

1.Управление качеством образования в  инновационном ОУ (презентация опыта)

Медведева В.А. директор МБОУ лицей №14, заслуженный учитель РФ, г. Ставрополь

Управление качеством образования в  МБОУ лицей №14 осуществляется на основе информационно-методического обеспечения путем внедрения ИКТ-технологий.

Исполнителями являются администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры МБОУ  лицей №14 г. Ставрополь.

В результате продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия всех участников внедрения  накоплен ценный опыт по внедрению системы контроля над качеством образования в условиях общеобразовательной школы.

Образовательными сервисами такой системы являются: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) (в том числе ресурсы Internet), школьный электронный журнал и системы тестирования (в том числе пультовые системы), системы дистанционного образования (в том числе мультимедийные видеоконференции), интерактивные доски и т.д.

Результаты инновационной деятельности:

1.      Создание условий для организации высокотехнологичного образовательного информационного пространства путём обеспечения соответствующей материально-технической базы и разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

2.      Освоение и апробация инновационных компьютерных технологий и методик, создание условий для их практического массового внедрения в образовательный процесс.

2.1.   Освоение и использование на уроках ЦОР из СБППО (стандартного базового пакета программного обеспечения) и Internet (образовательный портал http:www.shkola.edu.ru и др.) 2.2.   Разработка собственных ЦОР в виде электронных презентаций PowerPoint, маршрутных листов Word, таблиц Excel, материалов для интерактивной доски в формате Starboard Software и т.д., в том числе для подготовки к ГКР и ЕГЭ .

2.3.   Размещение информационных материалов на сайте ОУ.

2.4.   Освоение интерактивной системы «Сетевой город», создание в системе планирования уроков и заполнение электронных журналов.

2.5.   Освоение, апробация и внедрение в образовательный процесс системы опроса и голосования Keepad Interactive с программным обеспечением Turning Point с целью мониторинга, анализа и корректировки результатов образования учащихся. С использованием пультовой системы проводятся: анкетирование родителей ОУ по качеству школьного питания; тестирование на уроках истории, голосование на уроках обществознания, игра-презентация пультовой системы; электронное голосование на интерактивном уроке по физике и биологии  и т.д.

2.6.   Освоение основных приёмов работы с интерактивной доской Hitachi с программным обеспечением Starboard Software. Для педагогов проводятся мастер-класс по работе с интерактивной доской. С помощью интерактивной доски проводится серия уроков истории, уроки информатики, классные часы, внеучебные мероприятия и т.д.

2.7.   Опытно-эксперитментальная работа по апробации технологии дистанционного обучения. Освоение технологии видеоконференцсвязи для технического обеспечения уроков в форме видеоконференций. Разработана инструкция для самостоятельного обеспечения видеоконференцсвязи заболевшими детьми с целью обеспечения эффекта присутствия таких учащихся на уроке.

2.8.   Освоение системы интерактивного тестирования «СИнТеЗ: для «Сетевого города»: для педагогов проводятся  консультации по созданию тестов. Разработаны тесты по информатике и ИКТ, истории и обществознанию, математике и т.д.

3.      Формирование информационной культуры педагога.

4.      Обеспечение оптимизации образовательного процесса и подготовка учащихся к условиям жизни в информационном обществе.

Материально-технической базе МБОУ лицей №14 можно только позавидовать нам, руководителям сельской школы. Но все-таки, чтобы техника работала и не находилась на «длительном хранении в школах, нужна кропотливая работа методической службы, умелое руководство инновациями, просвещение, а самое главное - желание самого учителя использовать инновационные технологии в своей практике. Хорошо, когда учитель может дать любой урок «с мелом и тряпкой», но возможности ИКТ поражают.

14.10.

2.Подход к составлению учебного плана профильного и предпрофильного обучения (растекающая дифференциация) как условие управления качеством образования в инновационном ОУ

Салманова Л.Р. заместитель директора  МБОУ лицей №14,                   г. Ставрополь

Профильное обучение для МБОУ лицей №14– это не нечто новое, а скорее закономерное продолжение того, что уже на протяжении более десяти лет поэтапно вводилось и совершенствовалось. Проблеме дифференцированного, личностно-ориентированного обучения уделяется особое внимание. При подготовке учебного плана на 2013 – 14  учебный год большое внимание было уделено именно учебному плану 9-х классов. Выпускник 9 класса должен иметь информацию о возможных путях продолжения образования, при чем совершенно конкретно – в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение.

При составлении учебного плана опора идет на базовую модель, предусматривающую выделение для данных целей 102 часа: 1/3 – профильная и информационная работа, 2/3 – курсы по выбору.

Интересна структура учебного плана (на одного ученика).

  • Профильная ориентация и информационная работа предусматривает
  • Ориентационные курсы (обязательные для каждого)
  • Предметные курсы (по выбору)

В расписании данные курсы стоят последними уроками. В начале учебного года заложено для каждого учителя в это время свободные часы. Это дает возможность “гибкой” организации предпрофильной подготовки.

Учебный план по предпрофильной подготовке составлен таким образом, чтобы сначала все учащиеся смогли самоопределиться в выборе дальнейшего профиля обучения, пройдя ориентационные, психолого-педагогические, информационные курсы, а затем попробовали свои силы уже на предметных курсах: каждый ученик выбирает тот предметный курс, который ему необходим для продолжения дальнейшего обучения.

Профильная подготовка в нашей школе выполняет такие же задачи, организована по такому же принципу. Приятно осознавать, что и наша школа работает на «столичном уровне», хотя конечно же у нас свои проблемы в системе предпрофильной подготовки.

14.10.

3.Управление методической деятельностью педагога-управление качеством лицейского образования (круглый стол)

Бутенко Л.П.  заместитель директора  МБОУ лицей №14, заслуженный учитель РФ,

 г. Ставрополь

Президент страны В.В. Путин адресовал развивающемуся российскому обществу весьма важную мысль: "Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования". Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России.

Поэтому, в настоящее время, требуется учитель с личностно - гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области. Перечисленные характеристики современного компетентного педагога необходимы для реализации Закона "Об образовании в РФ", программы развития школы.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации школьной методической службы. На сегодняшний день в МБОУ лицей №14 сложилась определенная система в развитии профессиональной компетентности педагогов.

Главная цель методической работы -качественное и комплексное развитие профессиональных возможностей учителя к достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития.

Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.

Наиболее приоритетные направления методической работы в школе:

  • информационно-аналитическое – обеспечение в школе условий для организации инновационной деятельности учителя. Формы работы различны: семинары, тренинги, деловые игры, презентации, "круглые столы", открытые уроки;
  • консультативно-информационное – изучение документов по вопросам образования, развития школы. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке уроков, технологизации процесса обучения. Формы работы здесь самые разнообразные: семинары, собеседование, работа творческих групп и т. д.;
  • диагностико-аналитическое – осуществление мониторинга. Основные формы работы: осуществление диагностики, анкетирование, тестирование и т.д.;
  • статистико-аналитическое – создание и апробирование форм, позволяющих осуществлять наблюдение, анализ и прогнозирование.

Структура методической службы школы состоит:

 1.научно - методический совет (НМС)

 2.временные творческие и проблемные группы (ВТГ) для решения определенной проблемы.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету (НМС). Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в школе заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Членами совета являются руководители творческих групп, психолог, социальный педагог, творчески работающие педагоги. Заседания научно-методического совета проходят один раз в четверть. На заседании совета выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации.

Главным достижением для МБОУ лицей №14стало объединение учителей разных предметов, создание временных творческих групп (ВТГ).

Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы и сформулировал свою методическую тему. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно вырос т, благодаря активному участию учителей в школьных научно-практических конференциях, теоретических и практических семинарах. Совещания, заседания, семинары носят открытый характер. На них собирается весь коллектив. Результаты работы учителей сдаются в методический кабинет. Это описание опыта работы учителей, разработки уроков, методические материалы, дидактические разработки.

Поскольку существует управленческая служба в школе, то и должны быть управленческие технологии. Наиболее эффективными в школе являются:

  • Педагогические советы;
  • Теоретические семинары;
  • Семинары-практикумы
  • Круглый стол;
  • Обсуждение современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • Научно-практические конференции для учителей, учащихся и родителей;
  • Обобщение передового опыта творчески работающих учителей
  • Выставки творческих работ учителей и учащихся;

Осуществлять основные функции методической службы помогают:

  • технология комплексного исследования деятельности учителя (автор П.И. Третьяков);
  • методическая картотека на каждого учителя;
  • "Портфолио" педагога, разработанное согласно Положению;
  • рейтинговая оценка профессиональной компетентности педагога;
  • стимулирующая часть оплаты труда учителя при НСОТ.

Оценивается роль каждого члена педагогического коллектива в оптимизации образовательного процесса.

Интересна модель методической службы.  Можно взять её на вооружение.

14.10.

4.Рейтинговая оценка знаний на уроке математики - система управления качеством образования (мастер-класс)

Жирных С.А. учитель математики  МБОУ лицей №14,

 г. Ставрополь

Оценочная деятельность учителя рассматривается с позиции личностно ориентированного обучения,  она заключается в сравнении результатов, умений каждого учащегося, с его же прошлыми результатами, в определении его интеллектуального развития.

Рейтинговая система оценки знаний в МБОУ лицей №14 рассматривается как одна из возможных, отвечающих поставленным задачам. Система позволяет определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса, получить объективную динамику математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за все время обучения в школе, повысить объективность оценки знаний.

Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, расчетно-графических заданий, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения учащихся  при выполнении ими творческих заданий (написания рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами поощряется своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Система интересна своей новизной. Стоит предложить МО математиков изучить её, хотя сопротивления с их стороны не избежать.

14.10

5. ФГОС и начальная школа: условия  управления качеством образования (дискуссия)

Мигулина Е.В..  заместитель директора  МБОУ лицей №14,

г. Ставрополь

Как обеспечить качество образования в начальной школе по новым ФГОС?  Согласно Концепции модернизации российского образования, основная задача современной начальной школы – сформировать у учеников универсальные действия и навыки для последующей успешной учебы.

 Федеральный компонент ФГОС НОО тоже, в свою очередь, направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. Переход к нему требует от сотрудников и управленцев школ особого внимания к качеству учебного процесса.

 На семинаре комплексно как в теоретическом, так и в практическом плане освещались вопросы обеспечения качества на всех этапах организации образовательного процесса в начальной школе:

  • анализ инновационного содержание ФГОС начального общего образования (НОО), в частности, компетентностный подход к формированию Универсальных Учебных Действий;
  • рассматривались сложные вопросы управления качеством образования в начальной школе:

- кто, какая организационная структура в школе несет ответственность за обеспечение качества образования (горизонтальный  менеджмент);

- профессиональная готовность педколлектива к внедрению и реализации ФГОС: как достичь соответствия профессиональной подготовки педагогов школы требованиям аттестации как на федеральном, так и на региональном уровнях;

  • рассматривалась процедура проведения мониторинга качества образования, а именно:

- как организовать мониторинг, чтобы получить полную и достоверную информацию о конечном результате учебного процесса в начальной школе (выбор оптимальных средств мониторинга, разработка оценочного инструментария, обработка количественных показателей и их перевод в показатели качества др.);

- как использовать мониторинг в качестве эффективного механизма управления качеством образования.

Обсуждались вопросы финансово-экономического обеспечения введения ФГОС в зависимости от организационной модели ОУ. На семинаре разъяснены наиболее сложные вопросы работы и даны пути решения финансовых проблем для ОУ различных организационных моделей, уже перешедших к новым формам хозяйствования.

 Представленный на семинаре системный и целостный взгляд на качество образовательных услуг в начальной школе и управление этим качеством в условиях введения ФГОС НОО помог комплексно рассмотреть современную  ситуацию и обсудить ее с коллегами.

Данный семинар очень нужен  для администрации школы, так как считаю, что чем больше семинаров по ФГОС, тем быстрее добьешься изменений и модернизации образования. Рассмотрены очень важные вопросы, а профессиональный уровень лектора позволил полностью раскрыть тему. Был предоставлен информационный материал на диске и получены ответы на все дополнительные вопросы. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

14.10.

6. Пути повышения  управления качества образования в современной школе (круглый стол)

Медведева В.А. директор МБОУ лицей №14, заслуженный учитель РФ, г. Ставрополь

Обсуждались вопросы качества образования, а также условия достижения  "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования". Считается , что качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Так что же такое   "Хорошее качество образования"?

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.

Как же повысить качество образования?

Один из путей повышения качества образования  - использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для учителей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих учеников, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

15.10.

1.Роль государственно-общественного управления в развитии лицея (презентация опыта)

Карпенко С.И. к.п.н. директор МБОУ лицей №8, г. Ставрополь

Современное российское образование постепенно переходит к новой государственно - общественной системе управления, которая основывается на гуманизации и демократизации

образовательного и воспитательного процессов, способствует их максимальной открытости, объединяет интересы государства и общества.

Новая парадигма управления образованием имеет определённую нормативную базу, включающую следующие документы:

1. Федеральная целевая программа развития образования, которая предусматривает внедрение моделей государственно-общественного управления.

2. Типовое положение об образовательном учреждении.

3. Закон « Об образовании».

4. Устав образовательного учреждения.

Коллектив директор МБОУ лицей №8 активно включился в работу по внедрению данной формы управления образованием с целью исследования её потенциальных возможностей. В ходе внедрения была  разработали модель соуправления на основе участия общественности.

Структура управления лицеем представляет собой многоуровневую систему. Юридическая ответственность возложена на директора, за ним сохраняется право принятия обязательных к исполнению решений. Совещательным и рекомендательным правом голоса обладают представительские органы: Управляющий совет, педагогический совет, совет учащихся лицея, научно-методический совет, а также первичная профсоюзная организация работников образования.

Следующий уровень управления представлен методическими объединениями учителей, сформированными по предметному принципу, временными творческими коллективами учителей, решающими определённую задачу, научным обществом учащихся, комитетом ученического самоуправления. Важным этапом в развитии системы управления лицеем стало создание  Управляющего совета, членами которого стали наиболее активные представители родительской общественности. Они приняли на себя ответственность за проведение экспертизы образовательной деятельности лицея.

Также педколлектив школы активно взаимодействует  с такими общественными структурами, как Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений (совет директоров ОУ).Получило своё развитие и сетевое взаимодействие лицея с образовательными учреждениями города и края. В рамках сотрудничества используются разные формы работы: научно-практические конференции, семинары, заседания Круглого стола. Это важные формы общественной составляющей системы образования, т.к. работа идёт с участием членов профессионального сообщества педагогов и общественности.

Уникальной возможностью внедрения государственно-общественного управления является дополнительное образование. Сама его суть предполагает индивидуальный подход к ребёнку в тесном контакте с родителями. Это значит, что общественная сторона всегда является естественной составляющей дополнительного образования. В связи с вышесказанным в МБОУ лицей №8 стало правилом взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, Советом ветеранов, другими организациями, решать проблемы занятости учащихся их профориентации, участвовать в семинарах и конференциях, поддерживать детские объединения и организации. Эти задачи решает система ОУ при поддержке Управления образования города.

Переход на новую форму управления образовательным учреждением ставит перед педагогами важнейшую задачу по осуществлению мероприятий, направленных на исполнение гражданского заказа, который представляет собой соединение потребностей, ожиданий и чаяний общества. На данном этапе это есть главное условие качества образования, первый и необходимый шаг по формированию новой системы управления

образовательным процессом. В рамках исполнения  гражданского заказа в лицее, например, сделан упор на развитие естественнонаучного и информационного образования, которое позволяет обеспечить теоретические знания и практические навыки в области биологии, физики, химии, обеспечить высокий уровень знаний в области информационных технологий и применение их не только на уроках информатики, но и при изучении других дисциплин. Такой подход предполагает корректировку базовых программ, переход от объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, повышение самостоятельности обучающихся, использование в образовательном процессе моделирования жизненно-практических ситуаций. Существенную роль в этом направлении играет информатизация учебного процесса, ученическое самоуправление, здоровьесберегающие технологии и другие формы работы.

Достойное образование детей – главная задача педагогов и родителей. Оно должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной,

экономической ситуации в стране. Перспективы развития лицея в ближайшее время будут связаны с вопросами государственно-общественного управления, которое предоставит всем детям права на получение образования, обновление содержания образования, дополнительное образование, профильное образование в старших классах, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Представленная презентация опыта работы произвела впечатление. Видна система. Обязательно использую в работе.  

15.10.

2. Публичная отчетность как основное условие открытости ОУ

Карпенко С.И. к.п.н. директор МБОУ лицей №8, г. Ставрополь

Рассматривались  вопросы обеспечения информационной открытости и прозрачности -  публичная отчетность: отчеты о состоянии систем образования, публичные отчеты образовательных учреждений и управляющих советов в них.

Изучалась  структура отчета, особенности публичного отчета, функции публичного отчета управляющего совета образовательного учреждения, а также источники сбора и обработка информации для публичного отчета, условия  его публикации и распространения.

 Можно взять на вооружение следующую идею.

Ежегодный публичный отчет управляющего совета используется  для организации внешней оценки деятельности образовательного учреждения. Для этого обеспечивается получение обратной связи (отзывы, отклики, мнения и оценки) от заинтересованной общественности по поводу содержащейся в отчете информации. С этой целью вместе с электронной или бумажной версией текста доклада предлагается анкета для добровольного заполнения, которая позволяет выяснить мнение родителей о результатах работы школы в текущем учебном году на основе опубликованных данных.

В состав анкеты входят самые разные вопросы. Вот примеры наиболее важных из них.

1. Доступным ли языком написан доклад?

2. Понятны ли и верны ли на Ваш взгляд представленные в докладе выводы и заключения?

3. Насколько правдоподобна опубликованная информация?

4. Какая важная информация оказалась не отражённой в докладе?

5. Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации предыдущего доклада?

15.10.

4.Ученическое самоуправление лицея как структурный элемент  государственно-общественного управления

Долидзе Г.Н. учитель начальных классов  МБОУ лицей №8 г. Ставрополь,            

         

Система школьного самоуправления в школе – это управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы. Такая система - тип представительной демократии, которая развивается через общешкольные и классные ученические собрания. В состав ученического самоуправления входит педагог – координатор, педагог – организатор для оказания методической, организационной и психологической помощи обучающимся, организации взаимодействия с органами ученического самоуправления других учебных заведений, общественными организациями муниципального образования. Деятельность органов ученического самоуправления регламентируется Положениями. Главным органом школьного ученического самоуправления является Совет старшеклассников. Заседания и решения Совета  старшеклассников оформляются протоколами. Совет старшеклассников участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Ни одно школьное дело не обходится без участия членов Совета. По инициативе Совета Старшеклассников организуются и проводятся:

  • Новогодние праздники для всех параллелей;
  • Праздники «Улыбки и смеха», «День Святого  Валентина», «Татьянин День»;
  • Всевозможные устные журналы: ко дню космонавтики, к 9 мая, по профилактике вредных привычек;
  • Конкурсы «Мисс Школы», «Ученик года», «Мистер и Мисс школы» и т.д.

Система самоуправления МБОУ лицей №8 работает, личностно развивает учащихся. Они готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятию ответственности за их результаты.

15.10.

6. Психологическое сопровождение деятельности по внедрению форм и методов  государственно-общественного управления школой

Шубина Л.Н. педагог-психолог  МБОУ лицей №8, г. Ставрополь

Рассматривались вопросы  взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей.

Педагогический коллектив МБОУ лицей №8 считает, что важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Вся атмосфера взаимодействия, общения учителя с родителями должна показать, что учитель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Исходя их этого, главными направлениями деятельности МБОУ лицей №8 по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на обучающихся состоят в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и в семье как единый процесс, чтобы все участники образовательного процесса стали партнёрами, единомышленниками.

В МБОУ лицей №8 разработана модель работы по совершенствованию механизма взаимодействия родителей и родительской общественности в управлении школой, целью

которой является объединение усилий школы и родительского коллектива по формированию благоприятного социально-образовательного пространства; сохранение физического и психологического здоровья школьников; развитие способностей ребёнка.

Первое направление данной работы - формирование активной педагогической позиции родителей.

Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей,

понимания ими своего гражданского долга и  ответственности за воспитание детей. Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива, конкретных родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом и проблемных детей. Под руководством педагога-психолога родители, классный руководитель, дети на родительских собраниях ведут конструктивный диалог о том, что произошло в классе хорошего и доброго, рассматривают проблемы, ищут пути их преодоления. Родители и классный руководитель так заинтересованы делами школьников, что без нажима вызываются оказать помощь какой- то семье в процессе воспитания, взять ребёнка из неблагополучной семьи под свою опеку: проконтролировать его, поговорить по душам, наставить на путь истинный. Результат на лицо: обучающийся, чувствуя поддержку, неравнодушие, заинтересованность к его судьбе,

не может нарушить это доверие, начав хуже учиться или вести себя отрицательно. Так выражается социально-психологическое партнёрство и развиваются правильные отношения между людьми.

Доброй традицией стало ежегодное проведение конкурсной программы к 8 марта, проведение совместной спортивной игры , родительских собраний отцов и т.д. Самыми активными в школе являются родители учащихся начальной школы. Вместе со своими детьми они участвуют в совместных концертах, изготовляют сувениры для родителей и учителей, ветеранов войны и труда. Это тоже социальное партнёрство, в результате совместной деятельности дети лучше узнают своих родителей, учатся беречь семейные отношения и быть благородными друг к другу.

Второе направление – вооружение семьи  педагогическими знаниями и умениями работы с семьёй, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Школа должна помочь родительской общественности, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. В МБОУ лицей №8 эта работа началась с выявления запросов детей и родителей, проводимого при активном участии членов классных родительских комитетов, а также с изменения характера родительских собраний. В школе давно практикуется проведение «Университета педагогических знаний» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагогов школы, но и работники социальных, психологических служб, медицинских работников, представителей общественности.

Приглашение на них специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах. Практикуются занятия и родительские собрания по возрастным параллелям (1 - 4, 5 - 8, 9 - 11 кл.). Большое внимание на них уделяется расширению эмоциональных контактов родителей с детьми, развитию коммуникативной грамотности взрослых, культуры отношений родителей, детей, педагогов. Положительный итог проведения таких встреч проявился в активных предложениях родителей о том, как расширить взаимодействие, в снижении конфликтных ситуаций между семьёй и школой. Людей объединил один возраст детей, похожие проблемы и родители «разговорились»,

стали предлагать какие-то идеи. Таким образом, сотрудничество между семьёй и школой становится успешным. В МБОУ лицей №8 разработан план психолого-педагогического просвещения родителей. На педагогических лекториях и тематических родительских собраниях родителей знакомят с методами развития и воспитания детей, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений, правовым взаимодействием детей, родителей и школы. Большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

Третье направление – это непосредственное взаимодействие социально - психологической службы с семьями.

В МБОУ лицей №8 уже не первый год действует социально-психологическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение ребёнка на протяжении всего обучения, а родители могут получить полезные советы или индивидуальные консультации. Работа организуется таким образом, что через посещение семей, анкетирование, ненавязчивые программы выхода каждой отдельной семьи или ребёнка, попавших в сложную ситуацию, появляется возможность помощи, поддержки. Работая так, нет места «репрессивному» характеру отношений с семьёй, традиционному «донесению» родителям об  успеваемости обучающихся, об их поступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций. Педагогический коллектив стремится сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Участники образовательного процесса уверены, что в основе любого общения с родительской общественностью должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности. В этом учебном году работа была построена с опорой и прославлением положительной семьи, которая реально сможет помочь в просветительской деятельности по воспитанию в противовес социально неблагополучной ячейке общества. Наиболее наглядно это было отражено в Неделю семьи. Вот такую технологию работы с родительской общественностью, с семьёй выбрала социально-психологическая служба школы. Конечно, не всего достигли и не все задачи решили, но добились самого главного: родители поверили педагогам, школе, и вместе

с ними строят единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и самим быть счастливым и успешным от общения.

Вот бы так нам организовать работу с родителями. Признаюсь, работа с родителями у нас в школе желает лучшего. Родители отделились не только от школы, но и от самих детей, считают, что мы воспитаем, а их дело - накормить, напоить, одеть, обуть, пусть школа учит!  

16.10.

1.Использование системы контроля «Вотум» в условиях повышения качества образования (мастер-класс)

Лищук С.В. учитель математики  МБОУ лицей №8, г. Ставрополь

Много слышала об этой системе, вот довелось увидеть, узнать о   возможностях  использования  интерактивной  системы голосования и тестирования VOTUM .

Цель применения - усиление мотивации ребёнка к стремлению овладеть новыми знаниями.

Считается, при условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями, значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой,  происходит повышение  качества  обучения вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, в зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ, компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Система интерактивного голосования и   тестирования VOTUM  функционирует  как технологический помощник. Работая в аудитории, учитель может использовать VOTUM для составления опросных тестов заранее или спонтанных вопросов для проверки знаний в любой момент во время урока. Учащиеся отвечают на вопросы посредством пультов дистанционного управления. Компьютер подсчитывает результаты в режиме реального времени так, что преподаватели контролируют уровень знаний всего класса и отслеживают проблемные области. Анализируя данные об ответах учащегося, учителя оценивают индивидуальные способности учащегося.

Интерактивную   систему голосования и тестирования VOTUM можно  использовать с системой NetSchool. Основные преимущества такой интеграции:

- постоянная связь с родителями через организованный внешний доступ к NetSchool, отслеживание родителями отметок своих детей, полученных домашних заданий, расписания и т.д. Связь с учителем через почту NetSchool;

- возможность постоянного доступа ученика к собственным отметкам, расписанию, домашним заданиям и т.п. Связь с учителем через почту NetSchool.

- интеграция с интерактивными досками .

- интеграция с модулями Открытых Мультимедийных Систем (ОМС), которые доступны пользователям бесплатно в сети Интернет www.fcior.edu.ru. Данные модули в совокупности с VOTUM дают возможность эффективно строить уроки, представлять материал в наглядном интерактивном виде, проводить виртуальные опыты и  эксперименты. VOTUM необходимо расценивать не только как инструмент для проведения тестирования и опросов, но и как обучающую систему. Интеграция с программно-методическими комплексами компании «Новый Диск». Использование ПМК позволяет организовать на занятиях нестандартную развивающую среду и решать ключевые задачи развития и обучения. Многообразие медиаобъектов и творческие задания при работе с ними создают предпосылки для формирования у учащихся оптимальных способов работы с разнообразными информационными ресурсами для получения заданного результата, что, в свою очередь, ведёт к формированию личности, способной действовать в информационном обществе.

Таким образом, обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Это все со слов практика-профессионала. Поверим на слово. Хотелось бы помечтать о такой же системе в нашей школе.

16.10.

2.Решение экспериментальных задач средствами ИКТ в работе с обучающимися повышенного уровня интеллектуального развития

Дорожко Е.В. почетный работник общего образования РФ учитель физики  МБОУ лицей №8,                         г. Ставрополь

Цель работы является обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою задачу учитель видит в том, чтобы помочь учащимся через использование информационно – коммуникационных технологий создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Конечный результат организации данной деятельности - повышение качества обучения по предмету физика как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования.

В этом учителю помогает компьютер: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяет моделировать различные процессы и явления: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Рассматривали некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

· компьютерное моделирование;

· компьютерные демонстрации;

· лабораторно – компьютерный практикум;

· решение задач в электронной таблице Excel;

· компьютерное тестирование.

Демонстрировался  компьютерный эксперимент.

На экране компьютера живая, запоминающаяся  динамическая картина физических опытов или явлений, имитирующая физические опыты, встречающиеся в физических задачах, при этом можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Учитель привел в качестве примеров два вида такой деятельности, опробованные им на практике:

1. Урок-исследование в 11 классе по теме «Фотоэффект». Учащимся предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этом случае является лишь помощником в творческом овладении знаниями.

2. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. В 10 классе при решении задач по теме «Движение тел, брошенных под углом к горизонту», учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность последующей самостоятельной проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей учитель  готовит индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности.

Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация материалов программы «1С Образование. Физика». При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов

Материалы программы «1С Образование. Физика» учитель использует при устной проверке домашнего задания. Видеофрагменты и анимации данного программного продукта снабжены аудиорядом, то есть устным объяснением происходящего. Отвечающему ученику предлагаю озвучить ролик, который показывали на предыдущем уроке, а затем вновь просмотреть его, но уже опять со звуком. Таким образом, ученик может сам оценить верность и полноту своего ответа.

При завершении изучения каждой темы учитель предлагает учащимся самим составить презентации, которые затем обсуждаются с учащимися. Лучшие из презентаций демонстрируются  ученикам, которые на следующий год придут в этот класс. В кабинете систематизированы созданные учащимися презентации по темам и классам.

В своей работе учитель большое внимание уделяет воспитательному аспекту урока и считает, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Именно работа с компьютером на уроках формирует навыки поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы.

В ходе семинара  обобщён опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении физики. Можно прийти к выводу, что наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно – коммуникационные технологии в обучении позволили добиться гарантированного педагогического результата.

В дальнейшей деятельности можно  продолжить  работу по использованию информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Широкое распространение сейчас получили сетевые технологии для дистанционного обучения. В использовании таких технологий я вижу залог успешности и конкурентоспособности обучающихся , которые смогли бы обучаться таким способом по индивидуальным образовательным траекториям. Благодаря внедрению проекта КПМО в школе обновляется парк компьютерной техники. Использование интерактивной доски на уроке поднимет процесс обучения на качественно новый уровень образования.

16.10.

3. Роль деятельности профессионального объединения в реализации государственно-общественного управления лицеем (деловая игра)

Малыхина В.В. методист  МБОУ лицей №8, г. Ставрополь

Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педагогического коллектива. В систему органов самоуправления педагогов входят:

  • педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе),
  • методический совет, методические объединения учителей, малые педсоветы,
  •  творческие проблемные микрогруппы,
  • аттестационная и другие комиссии педагогов.

Высшим органом педагогического самоуправления является педсовет-высший постоянно действующий орган самоуправления педагогического коллектива. Педагогический совет у нас в лицее проходит в различных формах: открытая трибуна, мастер – классы, педсоветы с мотивационной и рефлексионной интеграцией. В лицее существуют творческие проблемные микрогруппы, которые организуются для решения определенных тематических и проблемных задач. Они работают на основе Положения о творческих и проблемных микрогруппах, и создаются по инициативе педсовета, методического объединения, утверждаются приказом директора. Большую работу в лицее проводит методический совет, который является коллективным профессиональным совещательным органом. В его состав входят наиболее квалифицированные, опытные, неравнодушные к своему делу, творчески работающие учителя, администрация. Этот орган педагогического самоуправления координирует усилия всех подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует ход и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. На своих заседаниях Совет рассматривает и согласовывает экзаменационный материал, материал школьных олимпиад, предметное тематическое планирование, авторские программы. Членами Совета разработаны циклограмма и план работы педколлектива по обеспечению преемственности начальной и основной школ, комплексно-целевая программа по работе с обучающимися повышенного уровня  интеллектуального развития, организуются методические недели. Исследовательская работа Совета позволяет выявлять затруднения, недостатки в деятельности учителей, классных руководителей и вырабатывать программу регулирования и коррекции деятельности педколлектива. Под руководством Совета в лицее работают предметные научно-методические объединения: учителей гуманитарного цикла, учителей естественного цикла, математического цикла, учителей начальных классов, учителей иностранного языка. Гармонизация взаимоотношений участников  образовательного процесса – это работа по достижению согласия, взаимопонимания школьных работников, учащихся и родителей, по согласованию их прав и обязанностей в образовательном учреждении, разрешению различных вопросов. В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе и главное нести равную ответственность за результат. В широком плане демократизация школьного образования способствует активизации инновационных воспитательных и образовательных программ и проектов, более полному объединению участников образовательного процесса в реализации фундаментальных целей, обеспечивает функционирование и развитие системы совместной деятельности детей и взрослых, повышает социальную значимость их коллективной работы в рамках школы, комфортность пребывания учителей и учащихся в школьном коллективе.  Более того, демократизация школьной жизни, предполагая активизацию самоуправления, значительно усиливает воспитательную функцию учебного процесса, формирует социальную компетенцию детей, способствует укреплению кадровой и материально-технической базы, т.к. инициирует создание и развитие системы позитивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, обеспечивает положительный эмоциональный настрой в совместной работе.

В развитии системы демократического, государственно-общественного управления в школе можно выделить ряд промежуточных, на наш взгляд, значимых процессов:

  • отрабатываются компоненты информационного обеспечения процессов реализации государственно-общественного управления;
  • разрабатывается пакет организационно-методического инструментария по вопросам самоуправления и общественного управления (положения, памятки, рекомендации);
  • отрабатывается механизм взаимодействия органов ученического, педагогического и родительского самоуправления в образовательном пространстве школы.

Разрабатываются локальные акты, регулирующие взаимодействие между субъектами организационной структуры управления, функции, позволяющие структурировать эти взаимоотношения и взаимодействия. Создан благоприятный психологический климат, позволяющий раскрыть индивидуальные, творческие способности участников образовательного процесса. Такая целенаправленная разработка нормативной базы и функционала дает возможность развивать горизонтальные связи между органами общественного самоуправления и традиционными субъектами организационной структуры управления, что повышает эффективность взаимодействия, а, следовательно, улучшает результат – демократизацию образовательного пространства школы.

16.10.

4. Использование пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в образовательном процессе учителями общеобразовательных учреждений с целью повышения качества образования

Бирюкова Н.А. учитель информатики  МБОУ лицей №8,

г. Ставрополь

Знакомились с возможностями программного обеспечения MimioStudio, которое  позволяет быстро и легко создавать интересные мультимедийные уроки. Мы получаем моментальный доступ к контенту в галерее MimioStudio. Здесь находятся готовые к использованию планы уроков, фоны, фотографии, аудиофайлы и файлы флэш-анимации. Мы даже можем импортировать уроки, созданные с использованием других интерактивных технологий.

   Цель работы: показать на конкретном примере возможности использования программного обеспечения MimioStudio при проведении, подготовке к урокам.

   Нам были продемонстрированы возможности программы MimioStudio, что способствовало развитию компьютерной грамотности, совершенствованию методов владения современных информационных технологий.

Бесспорно, использование программы MimioStudio  развивает творческую активность учителя (видели своими глазами).

 Грамотное использование на уроке правильно подобранного комплекта интерактивных устройств позволяет изменить методику преподавания предмета. Есть  возможности для групповой работы, а используемый дидактический материал становится гораздо нагляднее. Учитель значительно экономит свое время и силы - как при подготовке уроков, так и при обработке проверочных работ и тестов. 

   На семинаре знакомились с  основными приемами работы с данным программным обеспечением, которые могут быть применены для разнообразной возрастной категории учащихся.

   Предлагаемый опыт практической деятельности по использованию мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования был системно представлен, озвучены возможности их использования, которые ,

конечно же, поражают. Например:

  - раздел mimio Галерея содержит набор учебных ресурсов и модулей, которые можно использовать на уроке в динамическом интерактивном режиме или в качестве исходных ресурсов для создания собственных материалов:
- рисунки и небольшие исполняемые модули; 
- фоновые изображения; 
- мультимедийные объекты; 
- примеры уроков из различных предметных областей.

   -на Виртуальной музыкальной клавиатуре можно сыграть, а на странице с нотным станом - дать задание поставить ноты в правильном порядке или соединить название ноты и ее изображение на нотном стане. 

 - можно использовать функцию распознавания рукописного текста для ручного ввода информации в текстовые поля любых программ и создания текстовых блоков в mimio Блокноте. С той же целью  можно использовать экранную клавиатуру.

- можно подключить микрофон к компьютеру и сохранить урок с голосовыми комментариями и видеозаписью происходящего на экране с помощью приложения mimioРекордер . Сохранение файлов для последующего воспроизведения - удобный способ создания уроков для дистанционного обучения.
- можно автоматически фиксировать ответы учащихся с помощью классного журнала MimioStudio – это сэкономит драгоценное время, которое вы обычно тратите на выставление оценок вручную.

Демонстрация возможностей данного программного обеспечения представлена в ходе работы.   

16.10.

4. Организационно-педагогические условия обеспечения доступности дополнительного образования на примере народного ансамбля «Русская песня» (мастер-класс)

Черных А.Г.  почетный работник общего образования РФ педагог дополнительного образования МБОУ лицей №8,

г. Ставрополь

Образовательная программа дополнительного образования детей народного ансамбля «Русская песня» является комплексной, разноуровневой воспитательно-образовательной программой дополнительного образования детей детского объединения художественной направленности и предназначена для обучения детей в клубе по месту жительства, пению в народной манере, овладения навыками игры на народных инструментах, народной хореографией, актерским мастерством, ансамблевым народным пением.

Актуальность работы в том, что в современных условиях развития России ушла на второй план проблема воспитания подрастающего поколения в духе традиционной русской, культуры, формировании духовно-нравственных начал растущего человека, что, несомненно, не способствует прогрессивному развитию общества. Данная программа - попытка исправить такое положение на уровне отдельно взятого коллектива.

Отличительной особенностью данной программы от традиционного подхода к обучению фольклору является, прежде всего, то, что детям предлагается поступенчатое обучение: ребенок при необходимости может повторить курс обучения, а может раньше срока перескочить с одной ступени на другую или пропустить ступень. Это позволяет набирать в коллектив детей разного возраста в течение всего учебного года и, в зависимости от природных склонностей, возраста, наличия задатков, способностей, навыков, уровня готовности к освоению материала предлагать им заниматься в той или иной группе. Осуществляется групповое, индивидуальное обучение детей и обучение в малых группах.

Реализуется работа на основе разнообразных форм и методов  в соответствии с возрастными особенностями.

Введение в деятельность детского объединения подготовку и проведение праздников русского календаря, активное участие в концертной и конкурсной деятельности города позволяет добиваться получения детьми комплекса специальных знаний и навыков в музыкальном фольклоре, а также формирования таких качеств личности как, отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.

Образовательная программа дополнительного образования детей народного ансамбля «Русская песня» является трехступенчатой программой со сроком реализации от 3 до 6 лет и рассчитана на обучение детей от 6 до 18 лет в детском объединении по интересам, работающем на базе МБОУ лицей №8. Занятия в ансамбле пользуются популярностью у детей и их родителей. Такой подход определяет разноуровневость программы, достижения детей в соответствии с их возрастом, способностями, уровнем развития.

Особенностью программы является многообразие изучаемых дисциплин, дающих возможность, в то же время, организовать целостное образовательно-воспитательное пространство на основе лучших образцов народного искусства. В программе даны подробные учебно-тематические планы по основным изучаемым дисциплинам, разработки планов индивидуального обучения.

Особенно хочется отметить творческий подход педагогов к процессу изучения и анализа результативности освоения программы обучаемыми: разработан органичный подход к диагностическим мероприятиям, позволяющий оценивать уровень развития детей в процессе плановых занятий и мероприятий, а так же привлекать к этому процессу самих детей и их родителей.

Результат программного обеспечения детского объединения можно проследить по достижениям ее воспитанников на ежегодных открытых занятиях, концертах, фестивалях, конкурсах разного уровня, проводимых педагогом и старшими воспитанниками.

Эффективность программы проявляется в повышении уровня культуры, образования и личностного развития детей и подростков, устранении негативных явлений в жизни подрастающего поколения, формировании полезных навыков и привычек. Качество обучения повышается за счет методических разработок, позволяющих результативно реализовывать программные установки, а так же за счет использования передового педагогического опыта при организации занятий с детьми.

В то же время, необходимо отметить, что концертирующий состав детей уже имеет знания, умения и навыки, предлагаемые программным материалом. Для этой группы необходимо разработать дополнительное программное обеспечение, позволяющее организовать образовательно-воспитательный процесс на более высоком профессиональном уровне.

16.10.

5. Роль СМИ и школьного сайта в развитии системы государственно-общественного управления (мастер-класс)

Бирюкова Н.А. учитель информатики  МБОУ лицей №8,

г. Ставрополь

Одним из важных направлений в деятельности школы в последние годы становится развитие школьных СМИ и школьного сайта. Это направление возникло в связи с потребностью в обеспечении открытости и гласности в деятельности школы, формирования его позитивного образа в социуме, продиктовано компетентностным подходом в образовательном процессе, так как школьные

СМИ таят в себе огромные возможности для разнообразной социально-значимой творческой

проектной деятельности для школьников, педагогов, родителей на основе использования самых современных информационно-коммуникационных технологий. Создание

информационных структур в школе само по себе стало коллективным социо-культурным проектом, осуществлённым под эгидой Управляющего совета школы с участием различных социальных партнёров МБОУ лицей №8.

В результате сегодня в школе образован медиа-холдинг, объединивший в себе следующие структурные подразделения:

•        Издательский центр.

•        Студия телевидения.

•        Школьный сайт.

В ходе семинара обсуждалась роль СМИ и школьного сайта в развитии системы государственно-общественного управления. Разговор получился интересным и полезным. Сегодня много говорится об открытости процессов в образовании. Наряду с привлечением общественности большое внимание уделяется и информационному обеспечению. Здесь приветствуются как традиционные формы – сотрудничество с газетами, телевидением, радио, так и развитие интернет-сайтов. Сайт МБОУ лицей №8 был отмечен как самый красочный, что, естественно, привлекает посетителей. Также был сделан мониторинг печатных СМИ. Самыми популярными темами оказались вопросы воспитания, здоровья и безопасности детей, зато очень мало внимания уделяется дистанционному и инклюзивному образованию.

О взаимодействии школы со средствами массовой информации рассказала Бирюкова Н.А. учитель информатики  МБОУ лицей № 8 Участникам семинара продемонстрировали игру «Дебаты» и предложили принять в ней участие.

Моя собственная модель деятельности в своём ОУ на основе изученного опыта

(что предстоит сделать, изменить)

Методологическая  основа  моей собственной модели деятельности в своём ОУ  - концепция системно-деятельностного подхода.  

«Управление ОУ» с позиции системно-деятельностного подхода – деятельность, направленная на разработку и реализацию стратегии развития общеобразовательного учреждения, удовлетворяющей динамично изменяющимся потребностям социально-экономической системы, обеспечение рационального функционирования управленческой среды, способствующей развитию сопричастности участников в целедостижении образовательного учреждения.

В определении управления ОУ с позиции системно-деятельностного подхода подчеркивается формирование педагогического коллектива как команды, где педагоги представляют собой не произвольную совокупность кадровых единиц, а сообщество людей, исповедующих общие ценности, где каждый оберегает автономию другого, считая её ценностью.

С позиции системно-деятельностного подхода управление ОУ будет направлено:

  • организацию отношений (отношений власти, отношений ответственной зависимости, отношений, основанных на учете имеющихся у субъектов управления определенных прав и полномочий).

1.Модель соуправления на основе участия общественности.

Представительские органы: Управляющий совет, педагогический совет, совет учащихся , научно-методический совет, а также первичная профсоюзная организация работников образования.

Следующий уровень управления - методические объединения учителей, сформированные по предметному принципу, временные творческие коллективы учителей, научные общества учащихся, комитет ученического самоуправления.

Использование в  рамках сотрудничества разных форм работы: научно-практические конференции, семинары, заседания Круглого стола  с участием членов профессионального сообщества педагогов и общественности.

2.Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, Советом ветеранов, другими организациями, решение проблемы занятости учащихся , их профориентации.  

3.В рамках исполнения  гражданского заказа сделать  упор на развитие естественнонаучного и информационного образования, которое позволяет обеспечить теоретические знания и практические навыки в области биологии, физики, химии, обеспечить высокий уровень знаний в области информационных технологий.

4. Обновление содержания образования, корректировка базовых программ, переход от объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, повышение самостоятельности обучающихся, использование в образовательном процессе моделирования жизненно-практических ситуаций.

5.Информатизация учебного процесса, ученическое самоуправление, здоровьесберегающие технологии.

6.Профильное образование в старших классах

7.Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Отзыв слушателя о стажировке

(личное впечатление и предложения по её совершенствованию)

   Мое повышение профессиональной компетентности по направлению «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы»   прошло в рамках стажёрской площадки на базе МБОУ лицей №14, МБОУ лицей №8 г., инновационных образовательных учреждений города Ставрополь.

   В ходе стажировки я увидела системную работу педагогического коллектива школ по данному направлению. В школах активно развивается общественно-профессиональное самоуправление через организацию работы педагогического и методического советов, работают методические объединения, творческие группы по различным направлениям, то есть на протяжении многих лет отрабатываются и различные формы ученического самоуправления. Развиваются и творческие объединения учащихся по различным направлениям. Учащиеся школы-победители международных, всероссийских региональных и муниципальных конкурсов. Школы осуществляют социальное партнерство с различными социальными институтами. Все это дает им право  стать  опорной базовой площадкой по государственно-общественному управлению.

   Программа стажировки разработана в соответствии с квалификационными требованиями к руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров, непосредственно организующим процесс управления системой образования.

   Мне  предлагались задания по разработке собственных моделей государственно-общественного управления, с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения. Кроме практики самостоятельного описания проекта создания новых моделей государственно-общественного управления, я  получила возможность проанализировать разработанные материалы в аудитории, которая может компетентно оценить качество созданного продукта, указать на имеющиеся недоработки, помочь исправить содержательные пробелы. Такой качественный профессиональный анализ помог мне повысить самооценку, утвердиться в желании использовать новые педагогические технологии и в дальнейшем активно работать в данном направлении с учетом изменяющейся ситуации, тех задач, которые стоят перед педагогическим коллективом МКОУ »СОШ№21»ИМРСК.

   Процесс развития государственно-общественного управления в школах идет неравномерно, а это значит, что директорский корпус наших школ заинтересован в том, чтобы выстроить разумную стратегию взаимодействия с управляющими советами, создавать необходимые условия для его реальной и эффективной работы, помочь в становлении новых органов управления школой. Руководители школ в условиях усиливающейся конкуренции хотят максимально эффективно использовать потенциал современных инструментов информирования и коммуникации с общественностью.

   Цель моей стажировки – развитие профессиональной компетентности как руководителя школы в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей, принципов моделирования организации самоуправления, опыта организации деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения.

   В соответствии с поставленной целью я определила для себя задачи, которые позволят, надеюсь, гарантировать дальнейшее развитие школы:

  • Обобщение опыта учреждения;
  • Совершенствование нормативно-правовой базы государственно-общественного управления;
  • Развитие единой модели государственно – общественного управления образовательным учреждением;
  • Обеспечение взаимодействия и принципов социального партнерства с образовательными учреждениями;
  • Построение стратегии взаимодействия органов управления с управляющими советами;
  • Обеспечение информационного взаимодействия образовательного учреждения с общественностью.

      По окончании стажировки можно сказать, что я знаю:

  • Цели и задачи внедрения государственно-общественного управления.
  • Управленческие функции государственно-общественного управления.
  • Стратегическое управление образовательным учреждением.
  • Разграничение полномочий управляющего, педагогического, методического советов.
  • Содержание видов деятельности управляющего совета.
  • Особенности осуществления презентации публичного доклада школы на современном этапе.

Умею:

  • Разработать собственные модели государственно-общественного управления образовательным учреждением.
  • Выстроить стратегию взаимодействия с управляющими советами.
  • Разрабатывать пакет документов по государственно-общественному управлению образовательным учреждением.
  • Работать с пакетом методических материалов по организации управляющих советов школы.
  • Использовать информационные ресурсы для осуществления публичной презентации.
  • Организовывать мероприятия по самоуправлению учащихся в школе.
  • Соотносить публичный доклад с существующими в школе отчетными документами
  • Использовать разные формы общения как посетителей сайта.

    Повышение квалификации (стажировка) было  направлено на формирование и совершенствование моих профессиональных компетентностей посредством включения их в практику учреждения - носителя актуального инновационного опыта, с целью разработки индивидуальной модели государственно-общественного управления образовательным учреждением, разрабатываемого мною и на основе изучения инновационного опыта к условиям своего муниципалитета и образовательного учреждения. Хотелось бы, чтобы в ходе реализации созданной модели организации работы стажерской площадки на базе образовательных  учреждений будет развернуто повышение квалификации руководящих и других работников общеобразовательных учреждений и муниципалитетов с активным погружением в деятельностную форму формирования таких компетентностей, как профессиональная коммуникация, информационные, нормативно-правовые умения и навыки. На базе стажировочной площадки должна осуществляться подготовка и издание методических рекомендаций, сборников материалов деятельности стажировочной площадки.

Итоги стажировки

                                           Бугаева Наталья Ивановна_______________

                                           (Ф.И.О. стажирующегося)

Участвовала в  стажировочных мероприятиях  в полном объеме. Дневниковые записи о проведенных  занятиях и  стажировочные задания выполнялись слушателем-стажером регулярно в соответствии с требованиями Положения к стажирующемуся. Результаты стажировки нашли отражение в намерениях стажирующегося применить полученный опыт по месту работы.

Оценка за стажировку –                 .  

Руководитель стажировки:                          Волков В.А.  

18.10.2013г.