Муниципальный этап Всероссийского конкурса "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2016"

Туркина Наталья Ивановна

Материалы участника муниципального этапа

 

МАТЕРИАЛЫ задания "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" размещены по ссылке:

https://cloud.mail.ru/public/CwDT/KtVTq36wC

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayavka.doc56 КБ
Microsoft Office document icon zayavlenie.doc47 КБ
Microsoft Office document icon predstavlenie.doc72 КБ
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta.doc165.5 КБ
Файл esse_ya_uchitel.docx35.52 КБ
Файл metodicheskiy_seminar_turkina_n.i.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса

«Учитель года России-2016»

Ф.И.О.

полностью

Должность

Место работы

Номинация

Тема мастер-класса

Туркина

Наталья Ивановна

Заместитель директора по УВР

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»Изобильненского муниципального района Ставропольского края

«Лучший учитель»

"Человеку для счастья надо..."

Директор                        ___________                            Колотухина Т.Н.

    М.П.



Предварительный просмотр:

                                                                               Туркина Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы, муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

заявление.

        Даю согласие на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016».

        Разрешаю вносить сведения, указанные в информационной карте (анкете), в базу данных об участниках муниципального этапа конкурса и использовать представленные конкурсные материалы в некоммерческих целях для размещения на сайте отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, для публикации в буклетах и периодических изданиях, методических сборниках, с возможностью редакторской обработки.

        На муниципальном этапе конкурса буду проводить учебное занятие по предмету русский язык в 10 классе.

                 

12.12.2015 года                                                  Подпись      ____________

 



Предварительный просмотр:

Представление

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» Изобильненского муниципального района Ставропольского края  выдвигает Туркину Наталью Ивановну, учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» Изобильненского муниципального района на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России -  2016» в номинации «Лучший учитель».

Обоснование выдвижения 

   Туркина Наталья Ивановна закончила в 1994 году Ставропольский  государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы.  В МКОУ «СОШ № 21»ИМРСК работает с 1999 года  учителем русского языка и литературы.    С 18 сентября 2006 г. работает в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирует воспитательный процесс школы.  Общий педагогический стаж работы – 19,5лет.

   Наталья Ивановна  имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель». Систематически повышает свою квалификацию.

   В своей деятельности Наталья Ивановна руководствуется Законом «Об образовании», Уставом школы, Конвенцией о правах человека, правилами внутреннего распорядка, обеспечивает реализацию базисного учебного плана и  обязательного минимума содержания образования, на практике применяет новейшие достижения современной педагогической науки в области преподавания русского языка и литературы.

   Учитель владеет методикой преподавания русского языка и литературы, хорошо знает свой предмет, с успехом использует различные формы проведения уроков, учитывая результаты предыдущих занятий, самостоятельно разрабатывает уроки, используя различные формы их проведения. Ее учащиеся с большим интересом относятся к занятиям по русскому языку и литературе, особенно если это нетрадиционные формы уроков: урок – диспут, урок – конференция.

    Систематически проводит корректировку тематических планов, последовательно устраняет недостатки, недочеты, успешно намечает пути дальнейшего развития достигнутых результатов.  

    На уроках русского языка работает над формированием у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитием связной речи учащихся, умением излагать свои мысли в устной и письменной речи.

   На уроках русского языка и литературы использует активные методы и формы обучения, различные приемы по поддержанию интереса к предмету, обязательно с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Стимулирует осознанное желание выполнять задание.

    Работу учащихся оценивает обоснованно, создает условия для положительных эмоций, умения обучаться, говорить, слушать. Свои уроки проводит согласно утвержденному планированию.  

    Дополнительно работает с отстающими. Учитель вызывает у учащихся интерес к своим дисциплинам и поддерживает его на протяжении всей учебы.

    Много времени затрачивает на подготовку и проведение внеклассных мероприятий по своим дисциплинам, в которых школьники принимают активное участие. Учитель добросовестен, ответственен. Доброжелательно, искренне, уважительно тактично относится к ученикам.   Увлечена своим предметом, требовательна к учащимся. Учитель с широким кругозором.  

    Уроки Натальи Ивановны запоминаются, оставляют прочные знания и навыки. Умеет вызвать интерес к своему предмету. Материал излагает доходчиво, разъясняя сложные места. Требует творческой переработки материала, а не механического заучивания, четко улавливает настроение учащихся.

   На уроках  хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу, нет неуспевающих.

Наталья Ивановна в течение многих лет (с 2005г.) является руководителем МО гуманитарного цикла, делится своим накопленным опытом с коллегами, выступает с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов и методического объединения учителей русского языка и литературы.

   Личность педагога, ее отношение к труду являются решающим фактором нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся. Как классный руководитель, она прививает навыки самостоятельности, самоуправления, воспитывает чувство долга, коллективизма, развивает организаторские способности своих подопечных.   Наталья Ивановна поддерживает тесный контакт с родителями своих учеников, организует педагогические консультации, проводит анкетирование в целях диагностики, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной работы.

Руководитель организации   _________________        Т.Н.Колотухина                                                      

М.П.                                                    



Предварительный просмотр:

Информационная карта

участника муниципального этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

(номинация «Лучший учитель»)

1. Общие сведения

Место жительства

(город, район, населенный пункт)

Ставропольский край Изобильненский район хутор Спорный

Фамилия

Туркина

Имя

Наталья

Отчество

Ивановна

Дата рождения (день, месяц, год)

13.07.1072

Место рождения

Гор. Тбилиси Грузинская ССР

2. Работа

Должность

(по штатному расписанию)

Заместитель директора по УВР

Преподаваемые предметы

Русский язык и литература

Место работы (название общеобразовательного учреждения по уставу)

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Ф.И.О. директора общеобразовательного учреждения

Колотухина Татьяна Николаевна

Год приема на работу в данное учреждение

01.09.1999 год

Классное руководство (укажите класс)

9 класс

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения)

19,5 лет

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

3. Образование

Образование (укажите название учебного заведения, факультет и год окончания)

Высшее

Ставропольский  государственный педагогический институт

специальность учитель русского языка и литературы

1994 год 

Курсы повышения квалификации (время прохождения последних курсов)

СКИПКРО  «Менеджмент в образовании» 504 часа 2013-2014 годы

СКИПКРО  ФГОС 72 часа 2013 год

Дополнительное образование (указать, какое)

«Управление общеобразовательным учреждением»

Диплом о профессиональной переподготовке 262400023119 от 15.01.2014 г.

Знание языков (укажите, каких и степень владения)

Французский язык (читаю, понимаю, перевожу со словарем)

Грузинский язык (читаю, понимаю, перевожу со словарем)

Учёная степень (если имеется), название диссертационной работы (работ)

нет

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

2013 год – Диплом лауреата муниципального этапа краевого конкурса «Воспитать человека» в номинации «Заместитель директора по воспитательной работе» (приказ № 84 от 25.01.2013 года).

2013 год – Грамота Ставропольской краевой организации  Профсоюза работников народного  образования и науки РФ «За активное участие в районном конкурсе «Учитель года России– 2013» в номинации «Воспитать человека»» от 25.01.2013 года.

2014 год Почетная грамота Главы Администрации Изобильненского муниципального района « За особый вклад в развитие сферы образования в районе, многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня учителя « (постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 15 сентября 2014 г. №1510).

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

нет

Работа в органах государственной власти, муниципалитетах (укажите название, годы работы, должность)

Уполномоченный по правам ребенка Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №21» Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

5. Семья*

Семейное положение (укажите имя супруга (супруги) и его (её) профессию)

Замужем,

Туркин Виталий Владимирович, инженер - электронщик

Дети (укажите имя, возраст детей)

Анастасия, 22 года

*ответ по желанию

6. Увлечения

Хобби

Рукоделие, кулинария

Спорт, которым увлекаетесь

Спортивная ходьба

Чем Вы можете «блеснуть» на сцене?

Декламирование художественных текстов

7. Контакты

Рабочий адрес

Ставропольский край Изобильненский район хутор Спорный, улица Мира, 141

Домашний адрес

Ставропольский край Изобильненский район хутор Спорный, улица Садовая, 26

Рабочий телефон

88654550181

Домашний телефон

-

Мобильный телефон

89064713799

Факс

88654550181

Рабочая электронная почта

school21sporny@yandex.ru

Личная электронная почта

natabg72@mail.ru

Адрес личного сайта в интернете

http://nsportal.ru/bugaeva-natalya-ivanovna

Адрес школьного сайта в интернете

http://26207s288.edusite.ru/

8. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

07 13 878970 выдан 28.11.2013 г. Отделением №1 МРО УФМС РОССИИ по Ставропольскому краю в г. Изобильном (с местом дислокации в г. Изобильном)

ИНН

260701801997

Страховое свидетельство пенсионного фонда

02679673297

9. Основные публикации*

Название

Дата, объём публикации, название издания

Ключевая идея (не более 50 слов на каждую публикацию)

1

Урок русского языка в 10 классе «Принципы русской орфографии»

http://nsportal.ru/user/26391/page/russkii-yazyk-i-literatura

Урок с целью создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации.

10. Авторские образовательные программы, методики и технологии

Название

Описание (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

Результативность (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

1

Программа дополнительного образования детей «Я – СПОРНЯНИН»

Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками 8 – 10 классов истории своей малой Родины, на воспитание патриотизма.

 Участие в конкурсе   Информационно-методического центра «Маунед» Российская Федерация – Россия в номинации «Лучшее из опыта работы»

Диплом 1 степени

11. Формы внешней оценки результатов

Название

Срок проведения

Итоговые результаты

1

ЕГЭ

2014-2015

Успеваемость – 100%

Средний тестовый

 63 балла

2

ОГЭ

2014-2015

Успеваемость – 100%

Средний тестовый

 32 балла

3.

Олимпиада по русскому языку

2013-2014

Муниципальный этап 2 место в Изобильненском районе, участие во Всероссийской олимпиаде

12. Общие вопросы

1

Ваше заветное желание?

Мое самое заветное желание –  всегда гордиться своими учениками.

Я хочу, чтобы у них было всё для счастья: Родина, которой она  могли бы гордиться,  дело, которому можно посвятить жизнь, друзья, что поддержат всегда и во всём, любовь, наполняющая этот мир смыслом.

2

Ваши кумиры в профессии?

Мой кумир – моя коллега, учитель химии Мишукова Екатерина Ивановна, ветеран педагогического труда, человек, способный зажечь детские сердца, научить видеть необыкновенное в обыденном и всем сердцем полюбить  свою Родину.

3

Ваш девиз в жизни, в профессии

«Верь в себя, и все получится».

«Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь».

«Пойми ребенка» и «помоги ему научиться».

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти».

«Каждый ребёнок талантлив!»

«Создай себя сам!».

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

«Учитель и ученик растут вместе: обучение - наполовину учение» (Ли Цзи).

4

Расскажите юмористический случай из Вашей педагогической практики

На уроке литературы в 9 классе ученик, анализируя образы помещиков: «У Чичикова и Плюшкина были разные хобби: один собирал мертвые души, а другой - всякую ерунду».

Лермонтов  - «приёмник» Пушкина

5

Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016» - это … (продолжите фразу)

Победитель конкурса «Учитель года» – это  профессионал своего дела, достойный, информированный, эрудированный, прогрессивный человек, который осознает благородство своего призвания и создает условия для всестороннего  развития личности.

6

Какими инновациями можете поделиться с коллегами?

Система работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

7

Ваши пожелания организаторам муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Вам желаю гармонии и в душе, и на службе,

Чтоб в семье вы хранили доверие, дружбу,

Красоты вам, здоровья на долгие годы,

Не минует вас радость и покинут невзгоды.

Чтобы наши ответы были полны и гладки,

Мира, счастья, удачи, доброты и порядка!

Желаю после конкурса испытать чувство истинного удовлетворения от хорошо проделанной работы

Подпись ____________                                                 Дата ________________



Предварительный просмотр:

 Муниципальный этап                                                                                         Всероссийского конкурса                                                                                                      «Учитель года России - 2016»                                                                                                                  номинация «ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ»

Конкурсное задание                                                                                                             ЭССЕ                                                                                                                                                  «Я УЧИТЕЛЬ»


УЧИТЕЛЬ - ЭТО ПЛОДОТВОРНЫЙ ЛУЧ СОЛНЦА ДЛЯ МОЛОДОЙ ДУШИ, КОТОРОГО НИ С ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО.

К.Н. Ушинский.

Я думаю, что есть профессии, которым уготована вечность. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен. От его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, мобильности зависит многое.

   Мое педагогическое кредо можно выразить словами, обращенными к ученикам: «Верь в себя, и все получится». Именно они вселяют уверенность в детские души, помогают им поверить в собственные силы и способности. Специфика нашей работы такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности самого учителя, его культуры, доброты, обаяния, искренности и терпения. Главное все рационально взвесить.

    Настоящий учитель – тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить обратное восхождение. Это человек, постоянно находящийся в поиске, мыслящий, выявляющий проблемы и находящий пути их решений, достигающий результата и искренне радующийся этому. Я убеждена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить только на основе искренности, взаимопонимания и взаимодоверия. Примечательная черта работы учителя в том, что нельзя сразу ощутить ее результатов, лишь время показывает как нашу правоту, так и наши просчеты и ошибки. Профессия учителя дисциплинирует, учит терпению и терпимости, заставляет всегда быть в форме, даже если на душе «кошки скребут». Надо быть интересным рассказчиком, внимательным слушателем, мудрым советчиком, неплохим актером, энергичным, красивым, целеустремленным, неутомимым человеком.

    На меня возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь» – что может быть лучше? Помочь юной личности вырасти, набраться духовных сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И не важно, какой предмет он ведет, сколькими годами исчисляется его педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель с верой в каждого из них, умеющий находить «жемчужину» в каждой «раковине». Я глубоко убеждена, что все дети талантливы. А талант – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Помочь раскрыться способностям, максимально развить их и, в конечном итоге, найти свой путь в жизни – в этом её учительское предназначение.

Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. И от меня зависит, как сложится жизнь ребенка в школе. Каждое утро, заходя в класс, я внимательно всматриваюсь и встречаю в горящих глазах детей вопрос-удивление, вопрос-надежду, вопрос-мечту… На их непростые вопросы я, как учитель, должна дать верный ответ: дети ложь не приемлют и не простят. И каждый раз перешагивая порог школы, я боюсь встретить в этих глазах потухший огонек: Смогу ли я научить детей найти свой путь, реализовать собственную природу? Смогу ли научить главному – жизненной стойкости? Ведь еще Конфуций говорил: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. И каждый день, открывая школьную дверь и заходя в класс, я вижу обращенные ко мне взоры своих учеников: любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Я дарю им счастье познания и общения, ведь я - человек, учитель, помогающий ученикам поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь. Я считаю, что учитель должен помнить о том, что «ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Нужно научить детей еще и удивляться жизни, ее красоте, людям. Ещё  со школьных лет я понимала, какая великая ответственность лежит на плечах учителя, размышляла над тем, каким должен быть успешный учитель. По моему мнению, главный залог успеха – непрерывный процесс познания самого себя как человека, как учителя, постоянная работа по самосовершенствованию. Чтобы не отстать от нового, необходимо шагать в ногу с наукой. Лишь начав с себя, посеяв «разумное, вечное, доброе» в себе, учитель сможет воспитать в ребенке успешную личность, способную самореализоваться в обществе. Cогласно теории А. Маслоу, для каждого самодостаточного человека весьма значимо, как к нему относятся в том обществе, где он пытается реализовать себя, что думают о нём, насколько он успешен и значим, каков его статус. Дети, сами не замечая того, впитывают в себя не только знания, но и стиль общения, привычки, настроение педагога.

    Для меня учитель - это «знаток + воспитатель + артист». Знания - это сила педагога. Без глубокого знания своего предмета, без стремления посредством знаний увлечь учеников учитель не может состояться как профессионал.   Задача учителя — найти такой инструмент в познании нового, чтобы ученик ощущал собственную причастность к миру знаний. «Учитель и ученик растут вместе: обучение - наполовину учение» (Ли Цзи). Слово - тончайшее прикосновение к другому человеку, его мыслям, его внутреннему миру. На уроке важно все: и внешний вид учителя, и мимика, и жесты, и умение грамотно выражать свои мысли. Поэтому, как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования. В моём понимании учитель - человек постоянно находящийся в поиске, ставящий цели, достигающий результата.     Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до временного незнания ученика и вместе с ним вновь совершить восхождение.    Предназначение учителя – увлечь учеников своим предметом, увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – вот те качества, которые она старается воспитать в своих детях. На мой взгляд, важно показать ребенку, что учеба – это не скучная обязанность, напротив интересная возможность: общения, интересных поездок и путешествий, открыть для себя творчество, вырваться из того мира, который не устраивает ребенка, найти интересную работу, вести здоровый образ жизни. Поэтому для меня основной задачей на данном этапе является повышение мотивации детей, их тяги к обучению, сеять в сердцах детей «добрые зерна». Душа ребенка – благодатная почва, и тем, что мы посеем сейчас, будет полно «поле» страны уже через несколько лет. Проблем очень много, но главное - это вера в то, что каждый учитель способен что-то изменить в этом мире.

    Почему я решила стать учителем? Потому что буквально влюбилась в свою первую учительницу, замечательного во всех отношениях человека. Я считаю, очень трудно придется в школе человеку, у которого нет любви к детям, который не готов принимать их такими, какие они есть. Я уверена, учитель должен любить детей, любить искренне, а не по долгу службы, любить не только «отличника», но и хулигана, потому что, прежде всего, он ребенок. Каждый человек – это целый мир, загадочный и неповторимый. И то, каким будет этот мир, дружелюбным или враждебным, какими красками он будет сиять, каким цветом озарять другие миры, во многом зависит и от меня: как я научу мыслить, постигать тайны жизни, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Идти рука об руку или, если нужно, вести за собой. Я считаю, что человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения. И каждый день перед ней встает этот вопрос - что может дать детям? Чему научить? Во-первых, Литературе! Любимой, трудной и увлекательной Литературе. Убедить детей в том, что Литература- это язык изучения окружающей нас действительности. Показать ее красоту, ее поэзию. Открыть, что Литература - это воля и труд, особая философия, мировоззрение. Научить Литературе, науке из наук и искусству из искусств.

В моем представлении урок –  это своеобразная частичка жизни, философия педагога есть философия человека вообще. Сейчас моя философская позиция сводится к идее, которую можно выразить всего тремя словами: «Создай себя сам!» Очень близка мне и позиция Э. Канта: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И он старается угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший к нему на урок, что для него является главным. По моему мнению , понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы.

    Я убеждена: «Каждый ребёнок талантлив!» Но талантлив он по-своему. Помочь раскрыться способностям, максимально развить их, открыть для детей мир иной культуры, иного мировоззрения – в этом моё учительское предназначение. Чтобы быть интересным человеком надо много знать и уметь. А это значит - надо учиться. По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная  к самосовершенствованию.  

    Поэтому я в постоянном поиске возможностей саморазвития, стараюсь учиться всегда. В основе моей философии лежит мысль: все идеи истекают из разума, но живое творит и рождает не разум, а любовь. Она показывает, как через любовь к слову можно создать на уроке атмосферу творчества, где класс превращается в пространство творения. И считаю, что настала пора, когда учитель должен донести до ученика святость слова, суть слова. Слово, которое было вначале, оформляло мысль, мысль провоцировала, диктовала поступок, если слово было праведным, то праведными были и чувства, и мысли, и поступок. Именно поэтому возвращение к истинному слову через уроки литературы - есть возвращение к истокам духовности, культуры и в каком-то высшем смысле к истокам чистоты и нравственности. Я считаю, что язык не только предмет для изучения, а целый мир, живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш родной язык - это язык, на котором мы говорим с детства. В светлых глубинах родного языка отражается не только природа нашего края, но и вся история духовной жизни народа. Моя роль, как учителя русского языка, заключается в том, чтобы научить своих воспитанников любить культуру и историю родного края, уважать традиции своей страны, гордиться богатством, красотой русского языка. Любить учеников и свое дело, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятой ими - таковы слагаемые моей педагогической философии. Свое предназначение как учителя - наставника я  вижу в создании такой образовательной среды, которая позволяет развивать детей, закладывать основы для самовоспитания, самосовершенствования, самореализации. «Развитие и образование ни одному человеку могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Эти слова я взяла за аксиому в своей педагогической работе, помня, что каждый мой шаг, каждое моё слово впитываются воспитанниками. Чтобы мои воспитанники прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, я стремлюсь сама покорить свои собственные высоты. Для меня нет прекраснее минут, когда мои маленькие творцы и мыслители утверждают себя через познание мира и своих возможностей.

Еще в детстве я бредила цветочками, пестиками-тычинками, собирала всякую мелкую живность - раненую и больную, выхаживала, лечила.

Теперь я – Учитель! Каковы мои убеждения и взгляды? Что повлияло на их становление? Педагогическая философия основана на трех источниках: мудрости великих педагогов, восприятии себя как человека и на мировоззрении учителя-гуманитария.

Педагогическими идеями Л.Толстого мне продиктован главный постулат: «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти». «Мы вместе, я с тобой», - мысленно говорю я каждому ученику, когда ставлю перед ним задачу отыскать нестандартное решение проблем, когда веду его на уроке путем творческого поиска, исследования, проектирования. В этот момент я - не носитель информации, не хранитель нерушимых догм предметных знаний. Я - организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, проводник в мир открытий.

В чем самая большая цель жизни? В том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве. Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, но, расширяясь, захватывает более широкий круг вопросов. Как круги на воде становятся шире, так и человек - их центр, мудрее. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и, прежде всего, самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости, верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. И этому я учу своих детей.

    Быть учителем – значит быть в постоянном поиске, быть интересной, уметь организовать, сплотить, разбудить в каждом желание стать лучше, умнее, добрее, успешнее в жизни. Ученики бывают разные: кто-то схватывает сразу, выполняет большую часть упражнений без проблем, а, почувствовав уверенность, нередко выходит за рамки привычных заданий; с другими ребятами приходится проявлять недюжинное терпение и изобретательность, чтобы услышать долгожданный робкий, но верный ответ. И тогда испытываешь ни с чем несравнимое удовлетворение, ведь успехи учеников окрыляют учителя. Следуя постулату китайского философа VI века до н.э Лао-цзы «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен». Стараюсь учиться всегда и везде, совершенствовать свои знания. Педагогический идеал, который складывался веками и не утратил своей актуальности и сейчас: воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе: развитие врожденного доброго начала в человеке, которые имеют четыре основных проявления: человечность, чувство справедливости или долга , благонравное поведение, интуиция добра . Я хочу быть истинным педагогом, чтобы суметь в душе каждого ребёнка раскрыть затаенные роднички талантов. Ведь настоящий учитель, которым я стремлюсь стать, должен каждому ученику помочь обнаружить в своей душе этот бесценный дар божественных способностей.  Жизнь - это поиск, поиск новых путей, новых решений, новых возможностей. Мне скучно сидеть на месте, хочется двигаться вперед, каждый раз узнавать что-то новое, пробовать, открывать для себя новые перспективы. И каждый раз, когда грустные мысли по поводу педагогической деятельности затмевают разум, я вспоминает лица своих детей и понимаю, что ради детских улыбок стоит идти дальше. Когда я вижу блеск в глазах детей, появляется ощущение, что способна свернуть горы, появляется желание и стимул к действию. Да, главное не стоять на месте. Надо быть глубже, видеть дальше, а главное верить в детей.

    Я убеждена, что здоровый и развитый ребенок - главная ценность общества. Мы часто слышим: «Дети - наше будущее», и я формирую это будущее. И то, насколько дети будут успешны, а значит, а значит, счастливы, полезны для общества, зависит от состояния их здоровья, зависит от меня. На уроках я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, помогаю им задуматься над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «надо» для здоровья, а, следовательно, для себя.

    Я считаю, что профессия учителя - очень тонкое, деликатное, великое искусство – он работает с Будущим. Учителю дана возможность соединить Прошлое, Настоящее и Будущее, наше Будущее! Я горжусь тем, что имею возможность носить это гордое звание – Учитель. Воспитание человека-гражданина - одна из основных задач учителя. «Хочешь изменить мир? Начни с себя!» - одно из моих самых любимых высказываний на уроках. Я стремлюсь, чтобы мои ученики имели своё мнение, четко осознавали свою позицию, могли обоснованно её высказывать, умели находить выход из сложных ситуаций, решать проблемы - этому я учу их на своих уроках. Учитель призван научить разбираться в жизни, в людях, в себе и, насколько возможно, помочь выстоять под ударами жизни и прожить свою жизнь по-человечески. Перед учителем стоит сложнейшая задача не только дать знания, наполнить головы своих учеников определенной информацией, но и заставить их пережить эстетическую реакцию, сделать «приращение» к своей душе, принять новое как собственное, осмысленное. Урок литературы – это урок о жизни людей, он призван научить жить и главная его задача– помочь ученику увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Как писал Сергей Образцов: «Не литературу в литературе видеть, а жизнь». Дело, которым я занимаюсь, считаю самым важным в человеческом обществе.

     Работа учителя… Это – подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Это - полная самоотдача. Это - самопожертвование. Не измеримая ничем душевная щедрость. ЛЮБОВЬ. «Пойми ребенка» и «помоги ему научиться». На современном этапе развития образования ученику нужен не учитель-информатор, а учитель-помощник, внимательно и уважительно относящийся к каждому из своих учеников. Раскрытие творческой личности, индивидуальности через создание организованной нестандартным образом творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап                                                                                         Всероссийского конкурса                                                                                                      «Учитель года России - 2016»                                                                                                                  номинация «ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ»

«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества образовательного процесса»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ№21»ИМРСК

 Туркина Наталья Ивановна

 


Актуальность

В настоящее время методика обучения переживает период, связанный с изменением целей образования, принятием Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.

Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

   Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. 

   С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.

Социальный заказ общества                Явления из практики обучения

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.

Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.

Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы  приёмов развивающего обучения.

Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».

Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь  на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые  сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.

При этом была выявлена  группа основных подходов:

  • Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
  • Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
  • Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

    Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока.

    Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Для этого можно использовать такой метод как инсерт.

    Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Такой прием я использую на уроках развития речи.

Инсерт (чтение текста с пометками)

«v» УЖЕ ЗНАЛ

«-» ДУМАЛ ИНАЧЕ

«+» НОВОЕ

«?» ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Текст

Знаки

    Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек…

В.А. Сухомлинский

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту   русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.

   Для определения темы урока использую

  • приёмы сравнения:
    а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
    Задание классу (устно). Найдите общее слово: сказуемое, дополнение (члены предложения);
    подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
    дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
    запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
    Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
    б) нахождение  в группе предметов лишний.
    Задание классу (устно).
    1. Разберите слова по составу:
    Напишете, напишите, полюбите
    2. Найдите лишнее
    3. Объясните свой выбор
    Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения»
  • Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
    На моей «таблице» убежали слова.  Для того, чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.

http://festival.1september.ru/articles/519992/img1.gif

Учащиеся  устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.

Как называется, такая схема? (алгоритм)

Каково значение этого слова?

Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?

   Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.

Например,  к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»:«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый,  пятеро медвежат».

    Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.

   На первых пора даю «слепые таблицы», а затем учу школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу провожу в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи  одноклассников. На данном этапе применяю методику «толстых и тонких» вопросов (особенно на уроках литературы).

    Интересны  задания творческого характера: синквейн,

Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Используя технологию критического мышления,  предлагаю вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Алгоритм написания синквейна.

  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
  • 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Имя. Самостоятельное, предметное. Называет, конкретизирует, абстрагирует.
Может быть любым членом предложения.
Существительное.

    Возможны дополнительные задания

  • Определить разряды прилагательных, залог причастий и т.д.
  • Сделать морфемный разбор каких-то слов или выделить специфические суффиксы частей речи, синтаксический или пунктуационный разбор придуманного предложения.

Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений  и вместе с учителем наметили пути их решения.

Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет расширять словарный запас учащихся, проверять знание частей речи, а также знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.

     В качестве домашнего задания иногда предлагаю такие творческие работы:

Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы: а) н и нн  в причастиях и отглагольных прилагательных, чередующиеся гласные в корне, правописание приставок.

   На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.