ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Туркина Наталья Ивановна

Работа над проектом "Отечество славлю, которое есть , но трижды которое будет!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи проекта        

        «Отечество славлю, которое есть,  но трижды которое  будет…»

Дидактические цели

- формирование навыков исследовательской работы;

- формирование аналитического мышления;

- формирование навыков работы в команде.

Методические задачи

 -  научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате поисковой работы;

Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков:

1.        Научить школьников собирать, обрабатывать и анализировать информацию в результате поисковой работы.

2.        Формирование аналитического мышления.

3.        Формирование навыков коллективной работы.

4.        Совершенствовать навыки работы на компьютере.

   Данный проект имеет патриотическую направленность

Актуальность проекта

 Одна из задач школы — помочь ребенку почувствовать себя жителем хутора, причастным к его духовной культуре, к ее сохранению и развитию. Взаимодействие ребенка с хутором должно быть организовано так, чтобы оно определяло его представления о мире, характере мышления и стиле поведения цивилизованного человека. Иными словами, эмоционально-ценностные ориентиры должны складываться через осмысление истории культуры родной местности в контексте национальной, российской, европейской и мировой культур. Знание культуры хутора содействует социальной адаптации школьника, сохранению его индивидуальности в условиях мегаполиса, освоению хуторского пространства и формированию образа своей малой родины. Участие в исследованиях и оценке состояния и перспектив развития хутора, что предусматривается проектом, поможет сформировать у подростков реалистичные взгляды на окружающую жизнь.

 Основополагающий вопрос проекта:   «История хутора – это история страны»

Проблемные вопросы, которые исследовались в проекте:

1.        Хутор Спорный в  легендах и сказаниях.

2.        Как я вижу свой хутор.

3.        История семьи в истории хутора.

4.        Спорный: проект будущего.

5.        Что значит быть спорняниным?

6.        Почему хутор Спорный?

Самостоятельные исследования:

1.        «Хутор Спорный в  легендах и сказаниях»                

6.        Фотовыставка  «Мы гуляли по хутору Спорный».                

7.        Выставка рисунков  «Мой Спорный».                

8.        Сочинение  «Как я вижу свой хутор».                

9.        Час - мечтание  «Спорный: проект будущего».                

11.        Час–размышление  «Что значит быть спорняниным?».        

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Топонимическое пространство хутора Спорного

2.1. История населенного пункта

2.2. Название его отдельных частей

2.3.Старейшие династии, долгожители.

3. Заключение

        

                                                       

                                                             Велика и прекрасна Российская земля,

                                                             но у каждого из нас есть среди ее

                                                             необозримых просторов уголок, краше и

                                                             роднее которого не найдешь на свете.

                                                             Это «малая» Родина. Место, где мы с

                                                             вами родились и живем…

 

                                                                                   1.

    В 2005 – 2006 учебном году кафедрой Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования объявлена единая тема для самообразования учителей края «Топонимикон Ставропольского края».

   В целях реализации регионального компонента образования по русскому языку в МОУ « СОШ № 21» х.Спорного была создана поисковая группа «Поиск» под руководством учителя русского языка и литературы Бугаевой Натальи Ивановны. В работе принимали участие учащиеся 6 класса школы: Минаков Максим, Саенко Юлия, Колотухина Ирина, Салова Виктория. Посильную помощь оказала и заведующая библиотекой х.Спорного Шаповалова Тамара Габракиевна (история хутора).

Перед группой стояла задача:

1) собрать уникальный материал по топонимике хутора Спорного;

2) открыть для себя и сохранить для потомков исключительные сведения по истории родного хутора;

3) собрать легенды и предания, стоящие за топонимикой хутора Спорного.

                                                                       

                                                                                       2.

     Место положения: хутор лежит в великолепной балке с родниковой водой в 6 км от г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края.

История:

    В начале Х1Х века предметом постоянных споров стала  местность, именовавшаяся Большой лощиной (вариант названия Широкая лощина).  

Спор особенно разгорелся в 1801 г. между переселенцами из с. Московского и ст. Рождественской. После разбирательств решили рождественцы и московчане поделить ее поровну, но москвичи, которые пользовались этим местом еще раньше, сумели склонить на свою сторону землемера Аксютина, отмежевавшего у с. Московского всю Большую лощину. Такой исход дела не смутил однодворцев, т. е рождественских казаков, и в 1804 г. они добились того, что решением Ставропольского нижнего Земского суда межа была уничтожена, а рождественские жители введены во владение Широкой лощиной.

     В 1804 – 1805 гг. несколько выходцев из ст.Рождественской Зайцев Стефан Антонович и пятеро его сыновей основали хутор Спорную Большую лощину, в которой выходцы из России казаки – однодворцы Попов и Татаринцев с семьями - занимались скотоводством. Жили они в кочевках, обложенных сеном.

     Итак, хутор Спорный является одним из старейших отселков ст. Рождественской.

    Первые попытки его устройства были отмечены еще в 1801 г., однако официальная точка отсчета его истории все-таки связана с 1805 г.

   Первые годы своего существования хутор отличался небольшими размерами: в 1811 г. в нем было всего 13 дворов, а год спустя – 15. Важно отметить, что название «Спорный» действительно отражает длительную тяжбу за Широкую лощину между рождественцами и жителями с.Московского. Взаимными жалобами, стычками и конфликтами оказался наполненным весь период совместного существования ст. Рождественской и с. Московского.

    Согласно сведениям за июнь 1832 г. от ст. Рождественской значились следующие хутора:

1) Спорный, расположенный при урочище Широкая лощина в 10 верстах от селения, в котором имелось 18 дворов, проживало 32 души мужского и 21 душа женского населения. Дома расположены совокупно;

2) хутор Дальний колодец (ст. Староизобильная).

    Жители селились некоторые самовольно, а некоторые с дозволения общества. Рождественское общество не всегда благосклонно относилось к односельчанам, перебравшимся на хутор. Так, казаки Пимен Филонов, Федор Кондратов и Петр Зайцев в 1812 г. в урочище Широкая лощина обособились, сказав, что будут только пасти скот, а затем перевезли туда свои семьи и стали распахивать земли. Общество села стало требовать возврата обособившихся хозяев, мотивируя это тем, что хуторяне заняли лучшие земли и перестали нести повинности.

     По свидетельствам старожилов, к числу старейших фамилий хутора относятся Зайцевы, Минаковы, Широбоковы, Титовы, Москвитины, Кондратовы, Ноздрачевы. Поселенцы хутора начали размещаться по берегу речки без названия. Образовался ряд подворий. По мере роста населения хутор расширялся, улицы увеличивались. Дома строили из самана и дерева.

  1882 г. в х.Спорном насчитывалось 32 дома, казаков мужского пола – 129 и женского пола – 127. Кроме них были и не казаки.

    В 1897 г. на Кубани была проведена первая всеобщая перепись населения. В х.Спорном и Широбокове насчитывалось казаков 62 семьи, 261 муж. п. и 240 жен.п.,3 каменных, 61 деревянный, 3 саманных дома. Не казаков – 37 семей (66 муж. п. и 76 жен. п.), 18 деревянных, 15 саманных, 1 турлучный дом.    

     В архиве имеется фотография старейшего жителя х.Спорного Титова Якова Федоровича (1910 г.р.), представленная им для внесения в историю хутора. Фотография датирована 1904 г., имеется подпись: «Кубанский казак,                                                                                                                   служивший в Варшавском дивизионе. Уроженец х.Спорного (слева) – Титов Федор Алексеевич».

    В 1913 г. была построена церковь освящена на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа по н. ст.). Называлась церковь Успенской. По словам старожилов, церковь была красивой. Службы проходили лучше, чем в других церквях, хотя венчали мало, только пожилых. Просуществовала она до 1930 года. В результате проводимой в стране политики ее разрушили.

    Школа в хуторе была маленькая – трехлетка.

Перед началом социальных потрясений в 1916 г. на х.Спорном числилось 129 дворов. Был свой атаман казачий от ст. Рождественской.

     Каждому казаку полагалось 5 га земли. Переселенцам же земля не выдавалась. Казак по достижении 19 лет нес воинскую службу 15 лет, затем переходил во внутри служащие сроком на 7 лет и лишь по истечении срока разрешалось выходить в отставку. В мирное время находилось на службе 1/3 казаков, остальные были дома «на льготе». В случае войны могла быть поголовная мобилизация мужского населения станиц, хуторов.

    После 1917 г. в хуторе оставались индивидуальные хозяйства. Сами пахали, сеяли, выращивали скот. В 1918 г. были организованы «красные обозы». С каждого двора полагалось собрать и сдать зерно (примерно, со слов старожилов, 20-30 кг со двора). Собранное зерно вывозили на обозах под красным флагом. Говорили, что надо кормить рабочих в городе.

   В 1928 – 1932 гг., как и по всей стране, настали годы коллективизации. Хуторяне обязаны были весь скот (лошадей, быков) свести в колхоз. Те, у кого были косилки и другие сельскохозяйственные приспособления, тоже сдавали в колхоз.

    Был образован колхоз «12-я годовщина Октября». Председателем очень короткое время был уроженец хутора Капустьянов Нефед. Затем прислали двадцатипятитысячника  Однокозова.

    В ст.Рождественской была МТС (машинотракторная станция). На полях хутора появились трактора, и тут только крестьяне стали досыта есть хлеб. До войны в хуторе было 2 машины полуторки. Со времен коллективизации и до войны в колхозе сменились следующие руководители:

1) Капустьянов Нефед;

2) Однокозов;

3) Скирдин;

4) Стацинский;

5) Галецкий;

6) Карцев (1936 г);

7) Грязнов Филипп Михайлович (1939 г.)

8) Колотухин Егор Николаевич

9) Клочков Степан Петрович (1941 г.)

    Перед войной люди стали жить лучше, сытнее, начали строить новое жилье. И вот пришла страшная беда. 22 июня 1941 г. В день, когда была объявлена война, в сельском клубе собралась очень много народа, практически все население. В клубе уже не было места, люди стояли на                                                                                                                                

улице. Жители хутора с большой тревогой и ужасом восприняли известие о нападении Германии на Советский союз. В ту же ночь ушли на фронт из хутора 75 человек. Из них вернулись домой четверо хуторян: Мишин, Местечко Я., Титов Д.П., Москвитин  Александр Стефанович.

   За весь период, пока шла война, из хутора Спорного ушло много мужского населения, вернулись домой немногие; 90 из них погибли.

    Во время войны (с августа 1942 – 1943 гг.) Ставропольский край был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Хутор Спорный также не миновала эта участь. Оккупанты хозяйничали здесь с августа 1942 г. по январь 1943 г. Действовал оккупационный режим фашистских захватчиков – режим террора, грабежа и насилия. На хуторе разместилась созданная гитлеровцами немецкая комендатура. Переводчицей была местная учительница-немка. Но она помогала населению, переводила на немецкий так, чтобы не разозлить немцев по отношению к селянам. Например, происходил такой разговор. Комендант вызвал на работу больного человека, а тот ему по-русски говорит: «У меня на фронте 5 братьев. Вот вернутся они, мы тебе покажем». А учительница перевела: «Он говорит, что тренируется быть псаломщиком». Его не тронули (немцы организовали молельный дом).

    Немцы отбирали у мирных граждан продукты, ходили по домам, грабили. Выявляли списки комсомольцев, но жители сумели этот список уничтожить. Полицаи сгоняли всех на работу, невзирая на старых и больных.

     После оккупации хутор был разорен. Но люди стали понемногу собирать силы, оправляться от тяжелого гнета. Начали сеять, косить сено, кормить и разводить уцелевший скот. Работали в основном  женщины и дети. Вручную сеяли и косили хлеб, заготавливали сено, пахали землю на волах. Работали не покладая рук. Тяжело было солдатам на полях сражений, тяжел был и крестьянский труд в тылу.

    И вот, наконец, пришло время, когда враг был разбит. Пришел май 1945 г. Вернулись уцелевшие за четыре страшных года войны земляки. Снова надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

   После войны председателем колхоза стал Клочков С.П.

   На трудодень давалось 10 копеек. В колхозе было всего 30 коров. Сеяли зерно, хлопок.

   В 1951 г. началось укрупнение хозяйств, которые объединились в колхоз. Колхоз носил имя Ленина. В него входили- Изобильное, Спорный, Найденовка, Беляевка, Тищенское. Директором стала женщина Тривайло Дарья Петровна. В 1951 г. на трудодень давалось 5 кг хлеба и 5 рублей деньгами. Люди стали жить лучше.

   Следующими руководителями укрупненного хозяйства были Засядко и Кольцов. Продолжительное время до 1978 г. директорствовал в откормочном совхозе «Русский» Шалапутин Василий Иванович. Хутор вставал на ноги. Развивалось животноводство: коровы, свиньи, овцы составляли это направление.

   Имелся хорошо сформированный машинотракторный парк.                                                                                                                            Хутор отстраивался. Улица в центре хутора состояла из добротных строений. Дома строили из красного и белого кирпича. Был клуб, школа -восьмилетка, магазин, библиотека.

    Директор школы Малых Николай Иосифович стал инициатором создания памятника погибшим воинам на территории хутора, который был открыт в 1969 г.  

     В 1972 г. в хутор был проведен газ.

     С приходом нового руководителя совхоза «Русский» Беляева Виктора Васильевича хутор заметно преобразился и разросся. Была проложена асфальтная дорога, соединяющая Изобильный – Спорный – Рыздвяный. Появились новые животноводческие комплексы, двухэтажная контора, общественная баня. Был проведен водопровод, на полях установлены оросительные системы. Построены двухэтажный детский сад на 140 мест, механизированный ток, медицинский пункт, дома под квартиры для рабочих, двухэтажный Дом быта, где с 1986 г. разместились почта, сберкасса, библиотека, парикмахерская, а 1995 г. вновь образовавшаяся сельская администрация.

    В 1986 г. был заложен новый обелиск на месте старого в память погибшим воинам в Великой Отечественной войне с захоронением погибшего в 1943 г. воина Зайцева Павла. Был зажжен факел Вечного огня.

     Отреставрирован Дом культуры, библиотека перенесена в новое помещение Дома быта.

     В 1993 году совхоз был преобразован в акционерное общество закрытого типа АОЗТ «Русский». Акционерами стали рабочие ИТР, служащие, пенсионеры, ушедшие из совхоза на пенсию.

    АОЗТ «Русский» в виду несостоятельности стал банкротом и прекратил свое существование. За долги были проданы хозяйственные постройки.

    В настоящее время в хуторе есть средняя школа, где учатся 170 учащихся. Работает Дом культуры. В двухэтажном здании разместилась почта, библиотека, сберкасса, парикмахерская. Работают три магазина, кафе, медпункт, контора газового хозяйства.

     В 1985 г. образована своя администрация. Первым главой администрации стал выходец из учительской среды Омельченко Игорь Владимирович.

    В 2001 году на пост главы х. Спорного была выбрана частный предприниматель Багрянцева Ирина Викторовна.

     На сегодняшний день население хутора составляет более 1400 человек.

Двадцать восьмого августа  2005 года хутор Спорный отметил свое 200 –летие.

                                                                             2.2.    

На территории хутора есть отселок, представляющий интерес с точки зрения топонимики. Это поселение, находящееся на значительном (более 3-х километров) расстоянии от центра хутора. Называется оно Сопатовка, по нему проходит улица Садовая (раньше она называлась Степной), состоящая всего из 30 подворий. Как нам кажется, именно с него и начинается хутор Спорный. Расположен он в полкилометра от трассы, соединяющей город                                                                                                                              

Изобильный с поселком Рыздвяный. Близость к центральной дороге заставило первых поселенцев выбрать это место для своего жилья. Смеем предположить, что первые переселенцы получили надельную землю именно здесь. Жители в начале устраивали землянки, затем построили жилище, занимались разведением скота. Близость лугов, а также речки позволяет предположить, что именно здесь пасся скот.

     Эта местность до сих пор служит местом выгона и выпаса скота. Пастбище не носит никакого названия, находится на возвышенности. Местные жители называют его Горой.

    Возникновение названия Сопатовка связано с легендой, которую местные жители не любят вспоминать. Первые поселенцы разводили лошадей. Их называли сопатыми. Однажды эти сопатые заболели неизлечимой болезнью. Хозяевам пришлось уничтожить поголовье, чтобы предотвратить распространение болезни. Лошадей завели в лес, где их и убили. Похоронили лошадей на горе. Эту местность стали называть Сопатовка.

    Первой улицей хутора принято считать улицу Тихая. Она находится чуть ниже, за леском. Это единственная улица, которая не имеет вариантов названий.

     Хутор Спорный можно  условно разделить на 3 части.

Первая – Сопатовка и ул. Тихая.

Вторая – центральная, по ней проходит улица Мира (современное название).

Раньше улица не имела названия. На ней было только одно поместье, в котором жила семья Мишуковых. Их дом был обложен камнями и огорожен большим каменным забором. Семья владела значительным наделом плодородной земли. Потомки Мишуковых до сих пор живут на этой улице.

   Недалеко от ул.Мира находится искусственный водоем – пруд, вырытый в 70-е годы для нужд населения. Жители поили скот, брали воду для полива. За ним закрепилось название Зеленый. Оно связано с тем, что пруд заброшен, он зарос и обмелел. Пруд полон ила, и вода кажется зеленой. Поэтому пруд – Зеленый.

Третья часть – район улицы Заречной. Прежнее название – улица Озерная. Название, как нам кажется, не случайное. Именно здесь находятся два                                                                                                                              искусственных водоема. Вырыты они были в 70-е годы для полива полей ученических бригад. Первый пруд – просто «Пруд». Второе его название Гаськин. Возникновение названия жители связывают с реальным лицом – бабушкой Гаськой, которая жила неподалеку. Чуть позже появился и другой пруд. Его прозвали тоже Гаськин, а первый Гаськин переименовали в Старый Гаськин.

                                                                             

                                                                           

                                                                                 2.3.

      В хуторе Спорном сохранились старейшие династии Кондратовых, Широбоковых, Зайцевых, Мишуковых, Москвитиных, Девиных.

Есть и свои долгожители: Минакова Анна Ивановна (95 л), Ярцева Матрена Николаевна (96 л), Москвитин Александр Стефанович (90 л).

                                                                         

                                                                                        3.

   Хутор Спорный – хутор многонациональный. Из-за потрясений, которые наблюдались в стране в 90-е годы ХХ века, сюда переехали жить люди из Чечни и Закавказья, люди разных концессий, со своими традициями, языком, культурой.

    С последними долгожителями могут »кануть в лета» бесценные сведения о первопоселенцах, об истории хутора, рассказы о казачьих традициях, зафиксированные «с голоса». Поэтому очень актуальны и своевременны уроки по региональному компоненту, включенные в школьную программу. Наши дети должны знать историю предков, историю земли, на которой живут, чтобы не выросли «Иванами, не помнящими родства».

   

     

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топонимика хутора

Слайд 2

На территории хутора есть отселок, представляющий интерес с точки зрения топонимики. Это поселение, находящееся на значительном (более 3-х километров) расстоянии от центра хутора. Называется оно Сопатовка , по нему проходит улица Садовая (раньше она называлась Степной), состоящая всего из 30 подворий.

Слайд 3

Как нам кажется, именно с него и начинается хутор Спорный. Расположен он в полкилометра от трассы, соединяющей город Изобильный с поселком Рыздвяный. Близость к центральной дороге заставило первых поселенцев выбрать это место для своего жилья.

Слайд 4

Смеем предположить, что первые переселенцы получили надельную землю именно здесь. Жители в начале устраивали землянки, затем построили жилище, занимались разведением скота. Близость лугов, а также речки позволяет предположить, что именно здесь пасся скот.

Слайд 5

Эта местность до сих пор служит местом выгона и выпаса скота. Пастбище не носит никакого названия, находится на возвышенности. Местные жители называют его Горой .

Слайд 6

Возникновение названия Сопатовка связано с легендой, которую местные жители не любят вспоминать. Первые поселенцы разводили лошадей. Их называли сопатыми. Однажды эти сопатые заболели неизлечимой болезнью. Хозяевам пришлось уничтожить поголовье, чтобы предотвратить распространение болезни. Лошадей завели в лес, где их и убили. Похоронили лошадей на горе. Эту местность стали называть Сопатовка.

Слайд 7

Первой улицей хутора принято считать улицу Тихая. Она находится чуть ниже, за леском. Это единственная улица, которая не имеет вариантов названий.

Слайд 8

Хутор Спорный можно условно разделить на 3 части. Первая – Сопатовка и ул. Тихая . Вторая – центральная, по ней проходит улица Мира (современное название). Раньше улица не имела названия . На ней было только одно поместье, в котором жила семья Мишуковых. Их дом был обложен камнями и огорожен большим каменным забором. Семья владела значительным наделом плодородной земли. Потомки Мишуковых до сих пор живут на этой улице.

Слайд 9

Недалеко от ул.Мира находится искусственный водоем – пруд, вырытый в 70-е годы для нужд населения. Жители поили скот, брали воду для полива. За ним закрепилось название Зеленый . Оно связано с тем, что пруд заброшен, он зарос и обмелел. Пруд полон ила, и вода кажется зеленой. Поэтому пруд – Зеленый.

Слайд 10

Третья часть – район улицы Заречной . Прежнее название – улица Озерная . Название, как нам кажется, не случайное. Именно здесь находятся два искусственных водоема. Вырыты они были в 70-е годы для полива полей ученических бригад.

Слайд 11

Первый пруд – просто «Пруд». Второе его название Гаськин. Возникновение названия жители связывают с реальным лицом – бабушкой Гаськой, которая жила неподалеку. Чуть позже появился и другой пруд. Его прозвали тоже Гаськин , а первый Гаськин переименовали в Старый Гаськин .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

проект будущего СПОРНЫЙ : Работа ученика 8 класса Мишукова Станислава

Слайд 2

Отсюда начинается Спорный...

Слайд 3

Пролог Фасады застроек Карта возможной застройки местности Заключение Содержание проекта

Слайд 4

Каждый человек строит планы о будущем, но не всегда в жизни происходит так как мы задумали. Но опускать руки – это значит проиграть в борьбе за счастье наших детей, а ведь только мы способны построить свое будущее. Так давайте же будем улучшать наше будущее уже сейчас! Вступление

Слайд 5

Фасады застроек

Слайд 6

Фасады застроек

Слайд 7

В просмотренных ранее изображениях вы увидели фасады зданий, которые я предлагаю построить в хуторе Спорном !

Слайд 8

Карта возможной застройки хутора

Слайд 9

Спортивные сооружения Игровые центры Магазины Профессиональные тренировочные центры Офисы компаний Торговые центры Условные обозначения

Слайд 10

Здание Месторасположение Выполняемые функции Театр Рядом с детским садом Отдых и приобщение к культуре Больница Рядом с прудом Стационарное лечение Детский сад На старом месте Присмотр за детьми Кинотеатр Рядом с ДК Отдых и развлечение Приложение к карте

Слайд 11

В этом проекте я предоставил лишь малую часть улучшения нашего хутора, но я надеюсь, что многие из тех, кто увидит этот проект, оценят его по достоинству.

Слайд 12

А что ещё ? !

Слайд 13

Спортивный центр

Слайд 14

Индустриальный центр

Слайд 15

Новые рабочие места

Слайд 16

Услуги населению

Слайд 17

Досуговый центр

Слайд 18

Сельскохозяйственный центр

Слайд 19

Всё это возможно ? ! Спорный Изобильный

Слайд 21

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПОРНЫЙ в легендах и сказаниях Работа ученицы 10 класса Кульпиновой Анастасии

Слайд 2

План 1. Введение 2. История населенного пункта 3.Топонимическое пространство хутора Спорного 3.1. Название его отдельных частей 3.2. Старейшие династии, долгожители. 4. Заключение

Слайд 3

Велика и прекрасна Российская земля, но у каждого из нас есть среди ее необозримых просторов уголок, краше и роднее которого не найдешь на свете. Это «малая» Родина. Место, где мы с вами родились и живем…

Слайд 4

В 2007 – 2008 учебном году в клубе «Патриот» в рамках образовательной программы Я – спорнянин» проводится поисковая работа по сбору уникального материала по истории хутора Спорного в целях реализации регионального компонента образования по русскому языку под руководством учителя русского языка и литературы Бугаевой Натальи Ивановны. В работе принимают участие учащиеся 8-10-х классов школы. Посильную помощь в работе оказала и заведующая библиотекой х.Спорного Шаповалова Тамара Габракиевна (история хутора). Перед клубом стоит задача: 1) собрать уникальный материал по топонимике хутора Спорного; 2) открыть для себя и сохранить для потомков исключительные сведения по истории родного хутора; 3) собрать легенды и предания, стоящие за топонимикой хутора Спорного. Введение

Слайд 5

Топонимическое пространство хутора Спорного Почему хутор С п о р н ы й ?

Слайд 6

История хутора

Слайд 7

Топонимическое пространство хутора

Слайд 8

Старейшие династии

Слайд 9

Заключение

Слайд 10

Хутор Спорный – хутор многонациональный. Из-за потрясений, которые наблюдались в стране в 90-е годы ХХ века, сюда переехали жить люди из Чечни и Закавказья, люди разных конфессий, со своими традициями, языком, культурой.

Слайд 11

С последними долгожителями могут »кануть в лета» бесценные сведения о первопоселенцах, об истории хутора, рассказы о казачьих традициях, зафиксированные «с голоса». Поэтому очень актуальны и своевременны уроки по региональному компоненту, включенные в школьную программу.

Слайд 12

Мы должны знать историю предков, историю земли, на которой живём, чтобы не вырасти «Иванами, не помнящими родства».

Слайд 13

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Топонимическое пространство

хутора Спорного

(Изобильненский район Ставропольский край).

                                                                                         Бугаева Наталья Ивановна

                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                          МОУ «СОШ № 21» х.Спорного

                                                                                          356121 Ставропольский край

                                                                                          Изобильненский район

                                                                                          х.Спорный

                                                                                          ул. Садовая,26

                                                                                          консультант:

                                                                                          Шаповалова Тамара Габракиевна

                                                                                          заведующая сельской библиотекой

                                                                                           х. Спорного

                                                                                                                              1.

План

1. Введение

2. Топонимическое пространство хутора Спорного

2.1. История населенного пункта

2.2. Название его отдельных частей

2.3.Старейшие династии, долгожители.

3. Заключение

                                                                   Велика и прекрасна Российская земля,

                                                             но у каждого из нас есть среди ее

                                                             необозримых просторов уголок, краше и

                                                             роднее которого не найдешь на свете.

                                                             Это «малая» Родина. Место, где мы с

                                                             вами родились и живем…

 

                                                                1.

    В 2005 – 2006 учебном году кафедрой Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования объявлена единая тема для самообразования учителей края «Топонимикон Ставропольского края».

   В целях реализации регионального компонента образования по русскому языку в МОУ « СОШ № 21» х.Спорного была создана поисковая группа «Поиск» под руководством учителя русского языка и литературы Бугаевой Натальи Ивановны. В работе принимали участие учащиеся 6 класса школы: Минаков Максим, Колотухина Ирина, Салова Виктория. Посильную помощь оказала и заведующая библиотекой х.Спорного Шаповалова Тамара Габракиевна (история хутора).

Перед группой стояла задача:

1) собрать уникальный материал по топонимике хутора Спорного;

2) открыть для себя и сохранить для потомков исключительные сведения по истории родного хутора;

3) собрать легенды и предания, стоящие за топонимикой хутора Спорного.

                                                                     2.

     Место положения: хутор лежит в великолепной балке с родниковой водой в 6 км от г.Изобильного Изобильненского района Ставропольского края.

История:

    В начале Х1Х века предметом постоянных споров стала  местность, именовавшаяся Большой лощиной (вариант названия Широкая лощина).  

                                                                                                                                 2.

Спор особенно разгорелся в 1801 г. между переселенцами из с. Московского и ст. Рождественской. После разбирательств решили рождественцы и московчане поделить ее поровну, но москвичи, которые пользовались этим местом еще раньше, сумели склонить на свою сторону землемера Аксютина, отмежевавшего у с. Московского всю Большую лощину. Такой исход дела не смутил однодворцев, т. е рождественских казаков, и в 1804 г. они добились того, что решением Ставропольского нижнего Земского суда межа была уничтожена, а рождественские жители введены во владение Широкой лощиной.

     В 1804 – 1805 гг. несколько выходцев из ст.Рождественской Зайцев Стефан Антонович и пятеро его сыновей основали хутор Спорную Большую лощину, в которой выходцы из России казаки – однодворцы Попов и Татаринцев с семьями - занимались скотоводством. Жили они в кочевках, обложенных сеном.

     Итак, хутор Спорный является одним из старейших отселков ст. Рождественской.

    Первые попытки его устройства были отмечены еще в 1801 г., однако официальная точка отсчета его истории все-таки связана с 1805 г.

   Первые годы своего существования хутор отличался небольшими размерами: в 1811 г. в нем было всего 13 дворов, а год спустя – 15. Важно отметить, что название «Спорный» действительно отражает длительную тяжбу за Широкую лощину между рождественцами и жителями с.Московского. Взаимными жалобами, стычками и конфликтами оказался наполненным весь период совместного существования ст. Рождественской и с. Московского.

    Согласно сведениям за июнь 1832 г. от ст. Рождественской значились следующие хутора:

1) Спорный, расположенный при урочище Широкая лощина в 10 верстах от селения, в котором имелось 18 дворов, проживало 32 души мужского и 21 душа женского населения. Дома расположены совокупно;

2) хутор Дальний колодец (ст. Староизобильная).

    Жители селились некоторые самовольно, а некоторые с дозволения общества. Рождественское общество не всегда благосклонно относилось к односельчанам, перебравшимся на хутор. Так, казаки Пимен Филонов, Федор Кондратов и Петр Зайцев в 1812 г. в урочище Широкая лощина обособились, сказав, что будут только пасти скот, а затем перевезли туда свои семьи и стали распахивать земли. Общество села стало требовать возврата обособившихся хозяев, мотивируя это тем, что хуторяне заняли лучшие земли и перестали нести повинности.

     По свидетельствам старожилов, к числу старейших фамилий хутора относятся Зайцевы, Минаковы, Широбоковы, Титовы, Москвитины, Кондратовы, Ноздрачевы. Поселенцы хутора начали размещаться по берегу речки без названия. Образовался ряд подворий. По мере роста населения хутор расширялся, улицы увеличивались. Дома строили из самана и дерева.

                                                                                                                                3.

В 1882 г. в х.Спорном насчитывалось 32 дома, казаков мужского пола – 129 и женского пола – 127. Кроме них были и не казаки.

    В 1897 г. на Кубани была проведена первая всеобщая перепись населения. В х.Спорном и Широбокове насчитывалось казаков 62 семьи, 261 муж. п. и 240 жен.п.,3 каменных, 61 деревянный, 3 саманных дома. Не казаков – 37 семей (66 муж. п. и 76 жен. п.), 18 деревянных, 15 саманных, 1 турлучный дом.    

     В архиве имеется фотография старейшего жителя х.Спорного Титова Якова Федоровича (1910 г.р.), представленная им для внесения в историю хутора. Фотография датирована 1904 г., имеется подпись: «Кубанский казак,                                                                                                                   служивший в Варшавском дивизионе. Уроженец х.Спорного (слева) – Титов Федор Алексеевич».

    В 1913 г. была построена церковь освящена на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа по н. ст.). Называлась церковь Успенской. По словам старожилов, церковь была красивой. Службы проходили лучше, чем в других церквях, хотя венчали мало, только пожилых. Просуществовала она до 1930 года. В результате проводимой в стране политики ее разрушили.

    Школа в хуторе была маленькая – трехлетка.

Перед началом социальных потрясений в 1916 г. на х.Спорном числилось 129 дворов. Был свой атаман казачий от ст. Рождественской.

     Каждому казаку полагалось 5 га земли. Переселенцам же земля не выдавалась. Казак по достижении 19 лет нес воинскую службу 15 лет, затем переходил во внутри служащие сроком на 7 лет и лишь по истечении срока разрешалось выходить в отставку. В мирное время находилось на службе 1/3 казаков, остальные были дома «на льготе». В случае войны могла быть поголовная мобилизация мужского населения станиц, хуторов.

    После 1917 г. в хуторе оставались индивидуальные хозяйства. Сами пахали, сеяли, выращивали скот. В 1918 г. были организованы «красные обозы». С каждого двора полагалось собрать и сдать зерно (примерно, со слов старожилов, 20-30 кг со двора). Собранное зерно вывозили на обозах под красным флагом. Говорили, что надо кормить рабочих в городе.

   В 1928 – 1932 гг., как и по всей стране, настали годы коллективизации. Хуторяне обязаны были весь скот (лошадей, быков) свести в колхоз. Те, у кого были косилки и другие сельскохозяйственные приспособления, тоже сдавали в колхоз.

    Был образован колхоз «12-я годовщина Октября». Председателем очень короткое время был уроженец хутора Капустьянов Нефед. Затем прислали двадцатипятитысячника  Однокозова.

    В ст.Рождественской была МТС (машинотракторная станция). На полях хутора появились трактора, и тут только крестьяне стали досыта есть хлеб. До войны в хуторе было 2 машины полуторки. Со времен коллективизации и до войны в колхозе сменились следующие руководители:

1) Капустьянов Нефед;

2) Однокозов;

3) Скирдин;

4) Стацинский;

5) Галецкий;

6) Карцев (1936 г);

7) Грязнов Филипп Михайлович (1939 г.)

8) Колотухин Егор Николаевич

9) Клочков Степан Петрович (1941 г.)

    Перед войной люди стали жить лучше, сытнее, начали строить новое жилье. И вот пришла страшная беда. 22 июня 1941 г. В день, когда была объявлена война, в сельском клубе собралась очень много народа, практически все население. В клубе уже не было места, люди стояли на                                                                                                                                

улице. Жители хутора с большой тревогой и ужасом восприняли известие о нападении Германии на Советский союз. В ту же ночь ушли на фронт из хутора 75 человек. Из них вернулись домой четверо хуторян: Мишин, Местечко Я., Титов Д.П., Москвитин  Александр Стефанович.

   За весь период, пока шла война, из хутора Спорного ушло много мужского населения, вернулись домой немногие; 90 из них погибли.

    Во время войны (с августа 1942 – 1943 гг.) Ставропольский край был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Хутор Спорный также не миновала эта участь. Оккупанты хозяйничали здесь с августа 1942 г. по январь 1943 г. Действовал оккупационный режим фашистских захватчиков – режим террора, грабежа и насилия. На хуторе разместилась созданная гитлеровцами немецкая комендатура. Переводчицей была местная учительница-немка. Но она помогала населению, переводила на немецкий так, чтобы не разозлить немцев по отношению к селянам. Например, происходил такой разговор. Комендант вызвал на работу больного человека, а тот ему по-русски говорит: «У меня на фронте 5 братьев. Вот вернутся они, мы тебе покажем». А учительница перевела: «Он говорит, что тренируется быть псаломщиком». Его не тронули (немцы организовали молельный дом).

    Немцы отбирали у мирных граждан продукты, ходили по домам, грабили. Выявляли списки комсомольцев, но жители сумели этот список уничтожить. Полицаи сгоняли всех на работу, невзирая на старых и больных.

     После оккупации хутор был разорен. Но люди стали понемногу собирать силы, оправляться от тяжелого гнета. Начали сеять, косить сено, кормить и разводить уцелевший скот. Работали в основном  женщины и дети. Вручную сеяли и косили хлеб, заготавливали сено, пахали землю на волах. Работали не покладая рук. Тяжело было солдатам на полях сражений, тяжел был и крестьянский труд в тылу.

    И вот, наконец, пришло время, когда враг был разбит. Пришел май 1945 г. Вернулись уцелевшие за четыре страшных года войны земляки. Снова надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

   После войны председателем колхоза стал Клочков С.П.

   На трудодень давалось 10 копеек. В колхозе было всего 30 коров. Сеяли зерно, хлопок.

                                                                                                                              5.

    В 1951 г. началось укрупнение хозяйств, которые объединились в колхоз. Колхоз носил имя Ленина. В него входили- Изобильное, Спорный, Найденовка, Беляевка, Тищенское. Директором стала женщина Тривайло Дарья Петровна. В 1951 г. на трудодень давалось 5 кг хлеба и 5 рублей деньгами. Люди стали жить лучше.

   Следующими руководителями укрупненного хозяйства были Засядко и Кольцов. Продолжительное время до 1978 г. директорствовал в откормочном совхозе «Русский» Шалапутин Василий Иванович. Хутор вставал на ноги. Развивалось животноводство: коровы, свиньи, овцы составляли это направление.

   Имелся хорошо сформированный машинотракторный парк.                                                                                                                            Хутор отстраивался. Улица в центре хутора состояла из добротных строений. Дома строили из красного и белого кирпича. Был клуб, школа -восьмилетка, магазин, библиотека.

    Директор школы Малых Николай Иосифович стал инициатором создания памятника погибшим воинам на территории хутора, который был открыт в 1969 г.  

     В 1972 г. в хутор был проведен газ.

     С приходом нового руководителя совхоза «Русский» Беляева Виктора Васильевича хутор заметно преобразился и разросся. Была проложена асфальтная дорога, соединяющая Изобильный – Спорный – Рыздвяный. Появились новые животноводческие комплексы, двухэтажная контора, общественная баня. Был проведен водопровод, на полях установлены оросительные системы. Построены двухэтажный детский сад на 140 мест, механизированный ток, медицинский пункт, дома под квартиры для рабочих, двухэтажный Дом быта, где с 1986 г. разместились почта, сберкасса, библиотека, парикмахерская, а 1995 г. вновь образовавшаяся сельская администрация.

    В 1986 г. был заложен новый обелиск на месте старого в память погибшим воинам в Великой Отечественной войне с захоронением погибшего в 1943 г. воина Зайцева Павла. Был зажжен факел Вечного огня.

     Отреставрирован Дом культуры, библиотека перенесена в новое помещение Дома быта.

     В 1993 году совхоз был преобразован в акционерное общество закрытого типа АОЗТ «Русский». Акционерами стали рабочие ИТР, служащие, пенсионеры, ушедшие из совхоза на пенсию.

    АОЗТ «Русский» в виду несостоятельности стал банкротом и прекратил свое существование. За долги были проданы хозяйственные постройки.

    В настоящее время в хуторе есть средняя школа, где учатся 170 учащихся. Работает Дом культуры. В двухэтажном здании разместилась почта, библиотека, сберкасса, парикмахерская. Работают три магазина, кафе, медпункт, контора газового хозяйства.

     В 1985 г. образована своя администрация. Первым главой администрации стал выходец из учительской среды Омельченко Игорь Владимирович.

                                                                                                                                6.

    В 2001 году на пост главы х. Спорного была выбрана частный предприниматель Багрянцева Ирина Викторовна.

     На сегодняшний день население хутора составляет более 1400 человек.

Двадцать восьмого августа  2005 года хутор Спорный отметил свое 200 –летие.

2.2.

    На территории хутора есть отселок, представляющий интерес с точки зрения топонимики. Это поселение, находящееся на значительном (более 3-х километров) расстоянии от центра хутора. Называется оно Сопатовка, по нему проходит улица Садовая (раньше она называлась Степной), состоящая всего из 30 подворий. Как нам кажется, именно с него и начинается хутор Спорный. Расположен он в полкилометра от трассы, соединяющей город                                                                                                                              

Изобильный с поселком Рыздвяный. Близость к центральной дороге заставило первых поселенцев выбрать это место для своего жилья. Смеем предположить, что первые переселенцы получили надельную землю именно здесь. Жители в начале устраивали землянки, затем построили жилище, занимались разведением скота. Близость лугов, а также речки позволяет предположить, что именно здесь пасся скот.

     Эта местность до сих пор служит местом выгона и выпаса скота. Пастбище не носит никакого названия, находится на возвышенности. Местные жители называют его Горой.

    Возникновение названия Сопатовка связано с легендой, которую местные жители не любят вспоминать. Первые поселенцы разводили лошадей. Их называли сопатыми. Однажды эти сопатые заболели неизлечимой болезнью. Хозяевам пришлось уничтожить поголовье, чтобы предотвратить распространение болезни. Лошадей завели в лес, где их и убили. Похоронили лошадей на горе. Эту местность стали называть Сопатовка.

    Первой улицей хутора принято считать улицу Тихая. Она находится чуть ниже, за леском. Это единственная улица, которая не имеет вариантов названий.

     Хутор Спорный можно  условно разделить на 3 части.

Первая – Сопатовка и ул. Тихая.

Вторая – центральная, по ней проходит улица Мира (современное название).

Раньше улица не имела названия. На ней было только одно поместье, в котором жила семья Мишуковых. Их дом был обложен камнями и огорожен большим каменным забором. Семья владела значительным наделом плодородной земли. Потомки Мишуковых до сих пор живут на этой улице.

   Недалеко от ул.Мира находится искусственный водоем – пруд, вырытый в 70-е годы для нужд населения. Жители поили скот, брали воду для полива. За ним закрепилось название Зеленый. Оно связано с тем, что пруд заброшен, он зарос и обмелел. Пруд полон ила, и вода кажется зеленой. Поэтому пруд – Зеленый.

Третья часть – район улицы Заречной. Прежнее название – улица Озерная. Название, как нам кажется, не случайное. Именно здесь находятся два

                                                                                                                               7.

искусственных водоема. Вырыты они были в 70-е годы для полива полей ученических бригад. Первый пруд – просто «Пруд». Второе его название Гаськин. Возникновение названия жители связывают с реальным лицом – бабушкой Гаськой, которая жила неподалеку. Чуть позже появился и другой пруд. Его прозвали тоже Гаськин, а первый Гаськин переименовали в Старый Гаськин.

2.3.

      В хуторе Спорном сохранились старейшие династии Кондратовых, Широбоковых, Зайцевых, Мишуковых, Москвитиных, Девиных.

Есть и свои долгожители: Минакова Анна Ивановна (95 л), Ярцева Матрена Николаевна (96 л), Москвитин Александр Стефанович (90 л).

                                                                                                                             

3.

   Хутор Спорный – хутор многонациональный. Из-за потрясений, которые наблюдались в стране в 90-е годы ХХ века, сюда переехали жить люди из Чечни и Закавказья, люди разных концессий, со своими традициями, языком, культурой.

    С последними долгожителями могут »кануть в лета» бесценные сведения о первопоселенцах, об истории хутора, рассказы о казачьих традициях, зафиксированные «с голоса». Поэтому очень актуальны и своевременны уроки по региональному компоненту, включенные в школьную программу. Наши дети должны знать историю предков, историю земли, на которой живут, чтобы не выросли «Иванами, не помнящими родства».

     Источники.

1. Архивы центрального музея г.Изобильного.

2. Рассказы старожила Москвитина Александра Стефановича.

3. Колесников М. «Однодворцы – казаки», Ставрополь, 1994 г.

4. Т.А.Невская, С.А.Чекменев «Ставропольские крестьяне», ТОО «Квинт», 1994 г.

5. А.Е. Богачкова,     «История Изобильненского района», Ставрополь, 1994 г.

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный

Изобильненский район

Ставропольский край

2005/2006 учебный год



Предварительный просмотр:

"Визитная карточка" проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Бугаева Наталья Ивановна

Регион, в котором находится школа

Ставропольский край Изобильненский район

Город, в котором находится школа

хутор Спорный

Номер и/или название школы

МОУ СОШ № 21

Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора?

Да

☐ Нет

Какова тема Вашего учебного проекта?

Какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект. Запишите 5–6 подходящих учебных тем.

  1. Топонимическое пространство  хутора Спорного.
  2. История и быт казачьей станицы.
  3. Региональное краеведение.

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

Формирование навыков ведения поисковой работы, применение знаний на практике.

Какие компетентности формирует Ваш проект?

☐В сфере самостоятельной деятельности.

☐ Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

☐В сфере гражданско-общественной деятельности.

☐В сфере социально-трудовой деятельности.

☐ В бытовой сфере.

☐В сфере культурно-досуговой деятельности.

            Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков (например, методическая задача в проекте "Кислотные дожди" - научить школьников определять кислотность осадков различными способами, научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов и др.)

  1. Научить школьников собирать, обрабатывать и анализировать информацию в результате поисковой работы.
  2. Формирование аналитического мышления.
  3. Формирование навыков коллективной работы.
  4. Совершенствовать навыки работы на компьютере.

   Данный проект имеет патриотическую направленность.

  Актуальность проекта.

 Одна из задач школы — помочь ребенку почувствовать себя жителем хутора, причастным к его духовной культуре, к ее сохранению и развитию. Взаимодействие ребенка с хутором должно быть организовано так, чтобы оно определяло его представления о мире, характере мышления и стиле поведения цивилизованного человека. Иными словами, эмоционально-ценностные ориентиры должны складываться через осмысление истории культуры родной местности в контексте национальной, российской, европейской и мировой культур. Знание культуры хутора содействует социальной адаптации школьника, сохранению его индивидуальности в условиях мегаполиса, освоению хуторского пространства и формированию образа своей малой родины. Участие в исследованиях и оценке состояния и перспектив развития хутора, что предусматривается проектом, поможет сформировать у подростков реалистичные взгляды на окружающую жизнь.


Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос:

 «История хутора – это история страны»

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Хутор Спорный в  легендах и сказаниях.
  2. Как я вижу свой хутор.
  3. История семьи в истории хутора.
  4. Спорный: проект будущего.
  5. Что значит быть спорняниным?
  6. Почему хутор Спорный?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

 «Отечество славлю, которое есть, но трижды которое будет…».

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  1. Знакомство с хутором Спорный.
  1. Путешествие по карте хутора Спорный.

  1. Пешеходные экскурсии «Первые шаги по хутору».

  1. «Маршруты выходного дня» - семейные прогулки по хутору.

  1. « Хутор Спорный в  легендах и сказаниях». Экскурсия.

  1. Фотовыставка  «Мы гуляли по хутору Спорный».

  1. Выставка рисунков  «Мой Спорный».

  1. Сочинение  «Как я вижу свой хутор».

  1. Творческий диалог  »История семьи в истории хутора».

  1. Час - мечтание  «Спорный: проект будущего».

  1. Час–размышление  «Что значит быть спорняниным?».

Оформление результатов проекта

☒ Журнал

☒ Презентация

☒ Информационный бюллетень,  листовка              

☒ Фотовыставка  

☒ Творческие работы (сочинения учащихся)

☒ Таблица в  Exel

☒ Буклет                                            

Напишите краткую аннотацию проекта

  • Данный проект охватывает тему дополнительного образования учащихся: Часть 1.«Введение в общеобразовательную программу «Я - спорнянин».
  • Работа по группам создает ситуацию успешности.
  • Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятие

    гражданственность и патриотизм.

  • Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету.

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

8 недель ( 4,5 часа в неделю) в рамках дополнительного образования:

«Образовательная программа «Я - спорнянин».


Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

☒ Компьютер(ы)

☒ Сканер

☒ Цифровая камера

☒ Доступ к Интернету

☒ Принтер

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) 

☒ СУБД/электронные таблицы

☒ Программы обработки изображений

☒ Программы работы с мультимедиа

☒ Мультимедийные энциклопедии

☒ Текстовые процессоры

Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература.

  1. Колесников М. «Однодворцы – казаки», Ставрополь, 1994 г.
  2. Т.А.Невская, С.А.Чекменев «Ставропольские крестьяне», ТОО «Квинт»,     1994 г.

А.Е. Богачкова, «История Изобильненского района», Ставрополь, 1994 г.

Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте. 

Интервью, фотовыставка детских работ «Мы гуляли по хутору Спорный»

Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

Другое Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.). 

  1. Архивы центрального музея г. Изобильного.
  2. Рассказы старожила Москвитина Александра Стефановича.

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Оценка учащихся по проекту складывается из итогов  поисковой работы и тестовых заданий:

  • Презентация
  • Публикация
  • Буклет
  • Оценки за тест в рисунках
  • Оценки за сочинение

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год        



Предварительный просмотр:

План проведения проекта

Название этапа

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели.

Знакомит

со смыслом

проектного

подхода и

мотивирует

 учащихся.

Помогает в

постановке целей

Планирование

- Определение источников информации;

- Определение способов сбора и анализа информации;

- Определение способа представления

результатов;

- Установление процедуры и критериев оценки результатов;

- Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает

идеи,

высказывает предположения, утверждает

план.

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью  учащихся

Результаты и/или выводы

Анализ информации.  Формулирование выводов.

Подготовка буклета, презентации, таблицы, теста в картинках

Анализируют информацию. Формулируют выводы.

Готовят буклеты, презентацию, таблицу, тест в картинках

Наблюдает, советует, консультирует.

Представление работы

Форма представления результатов буклета, презентации,

таблицы, тест в картинках.

Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее.

Слушает, задает целесообразные вопросы

 в роли

 рядового участника процесса.

Оценка результатов

Форма результата оценки - рейтинг успеваемости

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает

 усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год



Предварительный просмотр:

Список использованных материалов при создании проекта

Текстовые материалы

Название документа:

URL

1. Архивы центрального музея г. Изобильного.

2. Рассказы старожила Москвитина Александра Стефановича.

3. Колесников М. «Однодворцы – казаки».

4. Т.А.Невская,     С.А.Чекменев «Ставропольские крестьяне».

5. А.Е. Богачкова

«История Изобильненского района».

Ставрополь, 1994 г.

ТОО «Квинт»,     1994 г.

Ставрополь, 1994 г.

Графические изображения

Название сайта

URL

Коллекция  анимационных картинок

Тел.№:7(095)787-2610, e-mail sale@nmg.ru 

Картинки из электронной энциклопедии

www.KM.ru

Электронная энциклопедия

             Название энциклопедии  и:

             Большая электронная энциклопедия

Название фирмы-производителя:

Кирилл и Мефодий

Год выпуска:

2004

URL страницы сайта энциклопедии:

Тел.№:7(095)787-2610, e-mail sale@nmg.ru www.KM.ru

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год



Предварительный просмотр:

Критерии оценки для PowerPoint презентации

2

3

4

5

СОДЕРЖАНИЕ

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Тема урока

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

СОДЕРЖАНИЕ

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.

Частичный план для создания красочной презентации.  Слайды просты в понимании.

Точный план для создания хорошо оформленной презентации.  Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны.

Ясный план для создания красивой и полной презентации.  Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Не спланирована работа в группе.  Несколько членов  группы отвечают за работу всей команды.

Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания таблицы в Excel

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.  

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи полностью описаны и раскрыты.
  • Работа включает в себя  умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.
  • Работа содержит информацию в виде таблицы
  • Работа содержит  диаграмму

4

Работа выполнена.  
В ней использовано 1 графическое изображение.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи описаны почти полностью.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученных на основе проведенных исследований
  • Работа содержит информацию в виде таблицы
  • Работа содержит  диаграмму

3

Работа включает 1 или более графических объектов

  • Информация – по большей части фактическая.
  • Идеи – описаны не полностью.
  • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации
  • Работа содержит информацию в виде таблицы

2

Работа не завершена.

  • Информация не носит фактического характера.
  • Идеи носят фрагментарный характер.
  • Таблица и диаграмма не построены

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания буклета

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.  

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи полностью описаны и раскрыты.
  • Работа включает в себя  умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

4

Работа выполнена.  
В ней использовано 1 графическое изображение.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи описаны почти полностью.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученных на основе проведенных исследований

3

Работа включает 1 или более графических объектов

  • Информация – по большей части фактическая.
  • Идеи – описаны не полностью.
  • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации

2

Работа не завершена.

  • Информация не носит фактического характера.
  • Идеи носят фрагментарный характер.

Образовательная программа «Я – спорнянин»

МОУ «СОШ № 21»

Хутор Спорный Изобильненский район

Ставропольский край

2007 год