Внеурочная деятельность «Я – юный эколог» как условие реализации интегрированного обучения

Главной целью этого курса стало  освоение основных понятий и закономерностей экологии, формирование исследовательской, экологической культуры, развитие  навыков самостоятельной работы. Кроме того, первоклассники, знакомясь с экологией, могли научиться смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashchenko_t.a._statya_po_ekologii.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Иващенко Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №5», г. Усть-Илимск

Внеурочная деятельность «Я – юный эколог» как условие реализации интегрированного обучения

В начальной школе во всех системах есть курс «Окружающий мир», где дети знакомятся с природой, причем знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто ничего не знают о тех животных и птицах, которые их окружают. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. В ООП НОО (ФГОС) входит Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Эта программа  способствует достижению формирования  представлений о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность.

Опрос родителей  моих будущих первоклассников подтвердил выбор направления внеурочной деятельности. Многие родители хотели бы, чтобы их дети  занимались в кружке по экологии. Мною была разработана  программа внеурочной деятельности «Я – юный эколог», рассчитанная на 1 год.

Главной целью этого курса стало  освоение основных понятий и закономерностей экологии, формирование исследовательской, экологической культуры, развитие  навыков самостоятельной работы. Кроме того, первоклассники, знакомясь с экологией, могли научиться смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений.  Для  этого  необходимо  решить ряд  задач:

  • расширение экологических представлений учащихся начальной школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  • формирование ряда основополагающих экологических понятий, в соответствии  с возрастными особенностями младших школьников;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, города, области.

Курс «Окружающего мира» - это благодатное поле для того, чтобы через внеурочную деятельность полученные знания приобрели более практический и личностный характер. Ключевым методом организации занятий  по данной программе для меня стал метод проектов. Это самый распространенный вид исследовательского труда,  который прививает  учащимся жизненно необходимые знания и умения, усиливает мотивацию ребенка к познанию окружающего мира. Этот метод позволяет комплексно проводить исследование, так как экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду, учитывая изменения ее параметров. Также обязательно использую игровую технологию.

Рассматривая построение тем всего курса по экологии, определила  выход этих тем в разные предметы, интегрируя их, как показано в таблице.

Таблица 1

Линии тематической интеграции              

Блок интеграции

Название предмета

Тема урока

Деятельность учащихся

1.

Окружающий мир

Откуда берутся снег и лёд?

Лабораторная работа

Литературное чтение

И. Суриков «Зима», Ю. Коваль «Летели метели»

Заучивание наизусть, выразительное чтение

Технология

Вырезание из бумаги снежинок

Выставка «Зимние узоры»

Кружок «Я – юный эколог»

Как зимует природа

Проект «Зимушка-зима»

2.

Окружающий мир

Куда реки текут?

Работа с картой Иркутской области

Русский язык

Большая буква в географических названиях

Составление перечня  рек Иркутской области

Литературное чтение

Играют волны, ветер свищет

Подготовка выставки книг

Технология

Передвижение по воде. 

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Кружок «Я – юный эколог»

Экология рек

Выпуск сборника  экологических сказок

Если рассмотреть прохождение тем разных предметов во взаимосвязи с внеурочной деятельностью, то можно выстроить их параллельное изучение.

Таблица 2

Схема параллельного прохождения тем

Период

            Предмет

Окружающий мир

«Я – юный эколог»

Обучение грамоте /

Литературное чтение

Технология

Сентябрь

Тема раздела «Почему и зачем?»

Тема занятия Многообразие флоры и фауны

Звуки в окружающем мире. Звуки в речи.

Тема урока

Природа и творчество. Природные материалы.

Январь

Тема раздела «Где и когда?»

Тема занятия Кто как зимует

Звуки  [х], [х ,]

Буквы Х, х

Чтение текста Хомка

Апрель

Тема раздела «Почему и зачем?»

Тема занятия Роль неживой природы в жизни живого

Тема урока

И. Токмакова Когда это бывает?

Тема урока

Настроение весны. Что такое колорит?

Вот один из вариантов такой параллели. На уроке– экскурсии по окружающему миру «Особенности осенней природы» дети провели по группам свои наблюдения  и зафиксировали их в тетради. На уроках русского языка и литературного чтения проведена работа по развитию речи,  с использованием личных наблюдений на экскурсии, подбором, иллюстрированием стихотворений и чтением их наизусть. Две ученицы представили свои первые пробные стихотворения.

Таким образом, содержание уроков наполняется личностным смыслом для каждого ученика. Во время экскурсии не остаются незамеченными и экологические проблемы в городе: зараженная листва деревьев, разжигание костров, бездомные животные, мазутные лужи, мусор и другое. Эти проблемы озвучиваются учениками сразу же и на кружке по экологии, было предложено провести исследование одной из проблем совместно с родителями. Работа продолжилась  по теме «Золотая осень – рыжая подружка». По собственному желанию ребята-экологи  распределились по группам  и  дальнейшие два занятия были отведены на работу над проектом и его защитой перед всем классом. Останавливаться на этом нам с ребятами не захотелось, и им было предложено подготовить праздник с родителями и там показать все, что у нас получилось. В нашем классе вместе с родителями прошел осенний экологический праздник «В гостях у осени».

В ходе работы над проектами ведется целенаправленное формирование исследовательской деятельности учащихся. В сфере личностных универсальных учебных действий формируются общепознавательные  универсальные учебные действия: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов, установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края. Для отслеживания уровня образовательных результатов проводится мониторинг: входной - методика «В лесу», на знание правил поведения в природе, умение сделать выбор между удовольствием и самоограничением в интересах природы в пользу последнего; итоговый  - методика «Закончи историю», на определение ценностного выбора в типичных экологических ситуациях. Наблюдается положительная динамика: из 15 человек процент детей с высоким уровнем повысился с 7% (1 человек) до 40% (6 человек), низкий уровень снизился с 26% (4 человека) до 0%.

Юные экологи всегда активно задействованы в школьных и городских экологических акциях: «Птица года», «Покорми птиц!», «Сбережем планету от мусора!», День Земли, День воды. Свои знания ученики могли впервые показать, успешно участвуя во всероссийских дистанционных конкурсах по экологии: «Планета Земля», блиц-турнир «Росток», «Открытие», «Чудеса природы», «Осенние фантазии»; в муниципальных конкурсах «Альтернативная ель»,  конкурс плакатов «Берегите лес от пожаров!».

 

Список литературы

  1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П.  Нестандартные и интегрированные уроки.- М .: Вако, 2004 г.
  2. Засоркина Н., Шатилова М. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
  3. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 2005 г.