Формирование коммуникативной сферы первоклассников
статья (1 класс) на тему

Сегодня  в школу поступает все больше детей с неготовностью в интеллектуальной сфере: недостаточно развито внимание, память, умение сравнивать, классифицировать. Также слабо развита волевая сфера: ребенок неспособен сосредоточиться, довести дело до конца, не принимает требования взрослого. Третья причина трудности – это несформированная коммуникативная сфера личности, эгоцентризм и агрессивность.Новый ФГОС предъявляет к учителю и к ученику новые требования для достижения новых результатов. Как же сегодня помочь и ребенку, и учителю решить все эти проблемы, связанные с периодом адаптации первоклассников, в условиях реализации ФГОС?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashchenko_t.a._statya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Иващенко Т.А.

МАОУ «СОШ №5, г. Усть-ИЛимск

Завершение дошкольного возраста знаменуется приходом детей в школу, начинается вступление в школьную жизнь. Но, как известно, этот этап связан с возникновением целого ряда трудностей привыкания к новой жизни, выполнения новых социальных ролей («я-школьник», «я-ученик»). Сегодня  в школу поступает все больше детей с неготовностью в интеллектуальной сфере: недостаточно развито внимание, память, умение сравнивать, классифицировать. Также слабо развита волевая сфера: ребенок неспособен сосредоточиться, довести дело до конца, не принимает требования взрослого. Третья причина трудности – это несформированная коммуникативная сфера личности, эгоцентризм и агрессивность.

Новый ФГОС предъявляет к учителю и к ученику новые требования для достижения новых результатов. Как же сегодня помочь и ребенку, и учителю решить все эти проблемы, связанные с периодом адаптации первоклассников, в условиях реализации ФГОС?

Первые месяцы в школе являются основой для построения дальнейшего обучения, а первое полугодие решающим. В этот период мои усилия направлены на то, чтобы стартовая готовность ребенка перешла во вторичную готовность (термин В.Д. Шадрикова), то есть сформированную систему качеств, обеспечивающих готовность к учению как специфической школьной деятельности. Поэтому важно, чтобы в этот процесс приобщения ребенка к школьной жизни участвовали все: и сами ученики, и учителя, и родители.

В свете новых стандартов в своей работе с классом я обратила особое внимание на формирование умений оценить себя, провести контроль и самоконтроль, скорректировать свою работу.  Этот процесс имеет большое педагогическое значение, так как оценка деятельности ученика отражает уровень взаимоотношений ведущего и ведомого в обучении. Эта сторона обучения часто становится определяющей в становлении отношения первоклассника к учению, школе, учителю. Именно поэтому с первых шагов обучения я уделяю особое внимание формированию действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у ученика, развитию осознанного принятия этой деятельности как добровольной, желаемой и необходимой для него самого. Принцип «Не навреди» стал для меня важнейшим при организации такой деятельности.

Наряду с этой деятельностью, для меня как классного руководителя, необходимо было развивать и повышать уровень социализации. Все чаще встречается среди первоклассников грубое поведение. Этим они повторяют увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но учитель может научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

В своей работе стала использовать комплекс игр немецкого психолога Клауса Фопеля, способствующих развитию их "эмоционального интеллекта", чтобы создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения и формируя личностные качества на начальном этапе обучения.

Вот пример игры «Прогноз погоды», которая помогает сделать атмосферу в классе более гармоничной и учит детей считаться с настроением друг друга. Если ребенок пришел в плохом настроении, то на листе бумаги он рисует картинку, которая соответствует его настроению и кладет на парту, а остальные видят «штормовое предупреждение» или «плохую погоду», и не беспокоят его. Но, когда он почувствует себя лучше, может "дать отбой". Для этого надо нарисовать небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или показать своим рисунком, что для него солнце уже светит вовсю.

Игра «Камушек в ботинке» проводится в общем кругу и представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре используется простая и понятная детям метафора, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Если ребенок говорит: "У меня камушек в ботинке", то все  будут  знать, что ему что-то мешает и смогут поговорить об этом. Поощряю детей спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке камушек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.

Игра «Король» предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в классе.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя, когда был королем?

— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

— Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

— Что ты чувствовал, когда был слугой?

— Легко ли тебе было выполнять желания короля?

— Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Таким образом, в ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Через игру младшим школьникам возможно осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Мне как педагогу без лишних нравоучений важно научить детей  простым жизненным мудростям, формируя систему нравственных ценностей:

— проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять;

— взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

— не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

— не обижай других людей и не давай им "потерять лицо";

— не нападай на других, когда тебе плохо.

Сегодня общество часто рассматривает детей прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. Поэтому самое важное, что дети могут вынести из школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Конечно же эта работа не заканчивается в первом классе. Для этого потребуется немало времени и в последующие годы обучения, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников

Как  помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми....

Формирование коммуникативных УУД у первоклассников

В данной работе рассмотрена методика проверки сформированности коммуникативных УУД у первоклассников, а так же способы их коррекции....

Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников

Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....

Выступление - мастер-класс Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.

В этом выступлении содержатся приёмы работы с первоклассниками в адаптационный период....

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .

Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».Основная цель данной программы -  способствовать психическом...