Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Как  помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Формирование коммуникативной компетентности

у будущих первоклассников

Подготовила:

 Гребенщикова О.В.

учитель начальных классов

Братск – 2011

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным к окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Уровень развития речи,  познавательности – одни из самых необходимых условий успешности будущей учебной деятельности. Чаще за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.  Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью.  Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Научить ребенка общаться педагог может лишь в том случае, если сам обладает таким умением. Личные качества педагога, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание и характер, особенности влияния его на личность ребенка.

Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детском коллективе. Не секрет, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом  по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога  к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка может приводить к низкой групповой сплоченности,  частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагога с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.

Как один из вариантов для оценки эффективности своего стиля педагогического общения с детьми предлагаю для самоанализа использовать следующий  небольшой тест Вьюнковой Ю.

Вам будут прочитаны утверждения, а вы соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:

абсолютно верно   2 балла

да, верно                 1 балл

ни да, ни нет           0 баллов

в общем, нет       – 1 балл

нет, неверно        – 2 балла

Под номерами утверждений укажите ваши баллы, а по окончании необходимо эти баллы сложить и разделить на количество вопросов.

Утверждения:

  1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы детям не мешать думать, принимать решение.

  1. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что вы думаете?», «О чем молчите?».

  1. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
  2. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.

  1. У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.

  1. Я считаюсь с желанием детей  продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.

  1. Я принимаю ошибки детей,  так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.

  1. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и другими)

  1. Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.

  1. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.

  1. Я являюсь для своих воспитанников  товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.

  1. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства не зависимо от их успехов.

  1. Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.

  1. Я учу ребят анализировать поведение, чувства поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.

  1. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.

  1. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.

  1. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.

  1. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.

  1. Мои воспитанники владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.

  1. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.

Обработка результатов:

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на   20 (количество вопросов). Итоговое число будет свидетельствовать об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1 (количество баллов от 2 до 1,1)

Вы  демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения и воспитания, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2 (количество баллов от 1 до 0,1)

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень  3 (количество баллов от 0 до – 0,9)

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

Уровень  4 (количество баллов от – 1 до – 2)

        Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.

Когда не единичны случаи тяжелой степени адаптации, эмоциональные расстройства у детей, низкий уровень развития навыков общения и групповой сплоченности начинайте с диагностики – выявления причин сложившейся ситуации. Диагностика сопутствует развивающей работе на разных этапах её реализации. А после выявления причин необходимо обратиться к тренингам и практическим упражнениям для достижения положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

"Формирование коммуникативной компетентности"

Материал раскрывает формы и методы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами УМК "Начальная школа XXI века" и содержит практические рекомендации по основным уче...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....


 

Комментарии

Научить ребенка общаться педагог может лишь в том случае, если сам обладает таким умением. Проанализируйте стиль вашего взаимодействия с детьми.