Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
статья (1 класс) по теме

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Данный вид деятельности распространен в  основном в старших классах, но его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobr.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности младших школьников,  как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

(Родительское собрание)

                                                                             Расскажи  -  и я забуду,

                                                                             Покажи – и я запомню,

                                                                             Дай попробовать – и я пойму…

                                                                       Китайская пословица.

Цель: Создать условия для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.

Задачи:

1.Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с  актуальностью и содержанием данной деятельности.

2.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим детям в проектной деятельности.

3.Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей, сплоченности родителей.

Форма проведения: собрание - практикум.

(родители по интересам распределились на две группы)

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка с образцами детских проектов, памятка для родителей, бланк поискового этапа проектной деятельности.

План родительского собрания:

I.  Выступление учителя по теме собрания.

II. Презентация семейного проекта «Подарок для Дедушки Мороза».

III. Практическая работа

Вопросы  

- Что такое метод проектов?

- Каковы этапы выполнения проекта?

- Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?

- Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?

- Какова роль родителей в работе над проектом?

I. В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и  наши дети. Они  становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. Учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!»,  в настоящее время невозможно. Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют нового подхода к  процессу обучения.  При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебные умений и навыков, а также способов деятельности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему. Сегодня важны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь  творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. Поэтому учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Достижению такого уровня развития младшего школьника способствует использование в учебном процессе метода проектной деятельности. Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Данный вид деятельности распространен в  основном в старших классах, но его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

На первом этапе проектного метода необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Что же такое проект?

Слово “проект” пришло к нам из латинского языка и означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект – это «пять П»:

- Проблема

- Проектирование (планирование)

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Учебный проект, с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Причем проблема должна иметь личностно- значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Характерная особенность проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый  имеет определенные задачи, планируются  способы решения этих задач и необходимые  ресурсы для этого.

Целью, каждого проекта  является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение  имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы.

Формы продуктов проектной деятельности:

- справочник; газета; журнал; учебное пособие;

- альбом; гербарий; карта;

- игра; сценарий праздника;

- костюм; макет; модель;  сувенир;

- мультимедийный продукт и др.

         Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта.

Формы презентации проектов:

- демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;

- защита реферата;

- сюжетно-ролевая игра;

- праздник или инсценировка;

- демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:

- по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Обучающиеся 4 и 9 классов совместно работали над проектом «Школьная перепись населения». Юные переписчики ставили перед собой цель выявить возрастной, половой состав учащихся школы,  а так же их интересы, склонности, предпочтения. Продукт проекта – статистический сборник. При разработке плана воспитательной работы школы были учтены результаты данного проекта. план строился согласно интересам и предпочтениям обучащающихся.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофиль мы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или деко ративно-прикладного искусства и т. п.

Примером творческого проекта является проект «Дымковская игрушка». Ребята вместе с родителями заготовили сырье (глина), затем из глины вылепили игрушки. Последний этап – роспись игрушек. Продукт – дымковская игрушка.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

По мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха- Цокотуха» была организована работа над проектом «Муха – Цокотуха». Участники проекта распределили роли и совместно с родителями изготовили эскизы костюмов, декорации. Презентация проекта – постановка музыкальной сказки «Муха – Цокотуха».

Информационные проект – это сбор и обработка информа ции по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.

        Например, проект «Кто сказал Мяу?». Авторы данного проекта оформили альбомы: породы домашних кошек и дикие родственники кошек.

        Проект «Моя малая Родина – Михайловка». Работая над этим проектом, был собран материал об истории возникновения города. Оформлен альбом «Дорогами памяти».

- по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

- по количеству участников: личностные, парные, групповые.

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.

Краткосрочные – на 4-6 уроков.

Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Познакомимся в общих чертах с основными этапами проектной деятельности:

подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

практический (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

презентационный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Какова же роль каждого участника проектной деятельности?

В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми.

На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

- умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;

- исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

- информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;

- технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки,  не позволяющие нарушать технологию деятельности;

- коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы,  представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;

- презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;

- рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка;

  1. благоприятная среда;
  2. грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

II. Презентация проекта «Подарок Дедушке Морозу», ученицей 1 класса Каменновой Арины.

Презентацию проекта «Подарок для дедушки Мороза» приготовили семья Каменовых.

III. Практическая работа.

Уважаемые родители, я предлагаю вам поработать творчески, перед вами  бланк подготовительного этапа проекта, разработайте в группах  подготовительный этап проекта «Моя  семья».

Родители работают, учитель наблюдает, оказывает помощь.

Бланк подготовительного этапа проекта.

Тема

проекта

Название

проекта

Проблема

проекта

Цель

проекта

Задачи

проекта

Продукт

проекта

Презентация

проекта

Семья

Презентация результатов.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

В конце нашего собрания подведем итоги.

- Что было самым главным для вас в проделанной работе?

- Что ценного для себя каждый из вас получил?

Напишите в столбик три любых буквы алфавита. На каждую букву продолжите писать слово-ассоциация сегодняшнего собрания.

Спасибо всем! Было приятно увидеть вас снова, общаться в процессе работы на родительском собрании.

Памятка для родителей

  1. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
  2. На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).
  3. Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
  4. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
  5. При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
  6. В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....

Опыт работы «Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности младших школьников»

Опыт работы по теме "Формирование произвольного внимания и поведения используя систему заданий при организации проектной деятельности"...

Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...


 

Комментарии

Слободян Елена Анатольевна

В следующем учебном году у меня 1 класс. Обязательно проведу подобное родительское собрание на основе этого материала. Спасибо, Надежда Константиновна!