Формирование классного родительского коллектива как средство, как одна из форм работы классного руководителя
статья на тему

Кочкина Татьяна Владимировна

формы работы по формированию классного коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружная семья.

Из школьной жизни учащихся МАОУ гимназии № 32

города Калининграда

Классный руководитель: Кочкина Татьяна Владимировна

 Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.  Часто мне приходится обращаться за советом к завучу, в социально-психологическую службу. Опытные специалисты всегда подскажут план действий. Каждый класс для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом, а дети – родными. Но ребёнок – не только член школьного (классного) коллектива, он ещё и член семейного коллектива. И поэтому роль классного руководителя и родителей состоит в том, чтобы соединить эти два коллектива в сознании ребёнка и превратить школьный класс во вторую семью. В моем классе обучается 34 человека, а значит 34 семьи, каждая со своим укладом, настроем, особенностями, привычками. Станем ли мы единым целым? Сможем ли выбрать ту дорогу, которая поможет детям стать успешными? Смогут ли они так выстроить свои отношения, чтобы «один за всех и все за одного», но при этом учитывая индивидуальность каждого ребенка? Для решения этих вопросов мы с родителями объединились. Только работая в тандеме, мы получаем хороший результат, от которого зависит будущее детей. Уже много лет я начинаю первое родительское собрание с презентации своего педагогического опыта, затем рассказываю о своих увлечениях, интересах, предпочтениях.  В живом диалоге мы определяем общие для каждого человека ценности. В итоге – объявляем себя одной общей дружной семьей со своими правилами, законами и традициями. В основу закладываем принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Главное решение, которое мы принимаем в самом начале – это обсуждать любые вопросы внутри классной семьи, уметь договариваться и решать проблемы без конфликтов и обид, искренне радоваться успехам других, выручать в любой ситуации кто как может и жить на благо совместного коллектива детей, родителей и классного руководителя. В дальнейшем любой вопрос выношу на обсуждении, и вместе, коллективно, приходим к общему решению. Всегда на этом собрании, ещё до встречи с детьми, вручаю родителям буклет. Но  помню одну простую истину - родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что она работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. На этом же собрании  передаю своим будущим ученикам  письмо в конверте (семья каждый раз помогает делать) с наилучшими пожеланиями, добрым напутствием. Там есть моя фотография. Чтобы каждый ребенок видел, от кого пришло письмо. Кто читает сам, кому родители. Но главное, что они вместе готовятся к первой встрече с учителем и школой. Вторая встреча по традиции бывает при подготовке кабинета к учебному году. Мы опять собираемся все родители вместе в обычной рабочей одежде – все на равных. А труд, как говорится, объединяет. Я в это время в живом общении наблюдаю за каждой семьей. Мне везет, но всегда приходят большинство семьями (пока без детей). Каждый раз открыто благодарю всех, кто оказывает помощь: на сайте, делаю большой плакат на входе в кабинет. Наступает долгожданный момент первой встречи с детьми. Заранее мы в своей семье выбираем определенное место класса на территории школы на все 4 года. С семьей своих одноклассников мы знакомимся через хронику летних путешествий. Дальнейшее знакомство происходит, когда дети представляют своих домашних питомцев. Родители оказывают помощь в подготовке материала. Хочется отметить, что все мероприятия по формированию родительского коллектива строятся с учетом возрастных особенностей школьников. Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе я, как классный руководитель - организатор коллектива, то на следующих этапах  меняю тактику управления, развиваю самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива – это отношения сотрудничества с воспитанниками. Следующее мероприятие – это занятие управленческой модели «Психолог-учитель», которое позволяет подготовить материал к первому родительскому собранию. По мнению детей – счастье – это когда семья вместе, есть взаимопонимание. Надо донести это до родителей в адаптационный период, когда ребенку очень важна поддержка родных. Распространение лучшего опыта семейного воспитания осуществляется через родительские собрания. Кстати, часто использую разнообразные формы проведения собрания: круглый стол, диспут, викторину, чаепитие (в конце года), но всегда тематическое. Постоянно показываю презентации или видеофильмы о достижениях детей, о жизни за четверть. В своей работе учитываю создание и сохранение традиций детско-взрослого сообщества. Родительский комитет совместно с взрослыми и детьми организует презентацию семьи класса. Одной из традиций класса стало проведение Дня семьи. Подготовка занимает 2-3 недели. Обычно провожу его вместе с психологом.  Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. У меня родительский комитет – главный помощник и союзник. Они оказывают помощь родителям всего класса. Получают у меня ответ на любой вопрос и разъясняют остальным. Например, как правильно заполнить документ, портфолио и т.п., помогают в организации классных и школьных мероприятий, объединяя весь коллектив. Уже стало доброй традицией знакомится с профессиями наших родителей в классе. Дети всегда очень гордятся соей мамой или своим папой. Практикуем и участие родителей в учебном процессе. В рамках реализации моей воспитательной программы «Патриот» чествуем ветеранов ВОВ, знакомимся с родными из семей наших одноклассников, принимавших участие в боевых действиях или в тылу. Ещё одна замечательная традиция нашего класса – сотрудничество с Благотворительным фондом «Верю в чудо». Спасибо всему коллективу детей и родителей за активное участие. Уже второй год имя нашего класса отмечено на сайте этого фонда за сопричастность к судьбе детей с недетскими проблемами. Родительский комитет организует сбор средств, встречи с волонтерами фонда. Мы считаем себя единой семьей, поэтому стараюсь, чтобы одноклассники видели самые лучшие стороны друг друга, умели искренне радоваться за других. Поэтому стало хорошей традицией делиться своими творческими и спортивными успехами. А я с родителями организую выходы класса на все выступления наших детей. Болеют и взрослые, и дети! В нашем классе принято поздравлять именинников. Для ребенка, в каком бы возрасте он не был, очень важно знать, что о нем помнит его окружение. Очень весело и задорно проходят у нас эти праздники. Всегда с детьми вместе родители. В дни знаменательных дат поздравляем родителей, бабушек и дедушек. Тогда собирается вся большая дружная семья – коллектив «В» класса. Особую роль в формировании детского и родительского коллектива играет организация совместных дел родителей и детей: спортивных соревнований, праздников, туристических походов, огоньков, субботников, выставок. Родительский комитет оказывает помощь в подготовке и проведении данных мероприятий. Одним из ярких примеров нашего с родителями плодотворного и успешного сотрудничества является подготовка детей к творческим выступлениям различного уровня. Я стараюсь развивать эти способности постоянно. Начиная с первого класса, я создаю мини-театр, участие в котором принимает каждый в разное время. На очередном собрании решили каждый учебный год заканчивать совместным выездом на природу. Мы с детьми придумали сюрприз для родителей – «Творческая мастерская». Выбрали из учебника Литературного чтения самые забавные произведения и стали репетировать, как пьесы. На протяжении месяца шла активная подготовка: мы в классе в ШПД готовились и репетировали, инициативная группа родителей подбирала и шила костюмы. Для презентации сказок и выступления была разработана интересная заставка в виде титров, приобретен необходимый инвентарь и сделаны декорации. У нас все получилось, потому что задействованы были абсолютно все – и дети, и взрослые. Творческие способности детей класса совершенствуются год от года. Дети принимают активное участие в школьных мероприятиях. В этом году мы организовали представление для первоклассников. Важное умение взрослого – это научиться жить интересами своих детей, не быть равнодушными наблюдателями. С каким воодушевлением мы готовимся к выступлениям наших детей на праздниках: вместе шьем костюмы, рисуем декорации. И обязательно в зале присутствие родителей – самых дорогих и значимых людей в жизни каждого ребенка. Самый душевный семейный праздник – Новый год. По традиции мы отмечаем его все вместе: либо в классе, либо в сказочном путешествии, ходим на новогодние представления с участием наших одноклассников. Подарки у нас необычные: 1 класс – письмо от семьи с поздравлениями, 2 класс – посылка с заветным подарком, 3 класс – сказочное представление от родителей «Новогодний калейдоскоп». Вдохновленные творчеством детей, родители подготовили свои театральные постановки. Участвовала каждая семья. Кто- то собирался группами, кто –то индивидуально. Радости детей не было предела. Мы живем в непростое время: приходится много работать, а потому не всегда нам удается уделять своим детям столько внимания, сколько хотелось бы, нас захватывает круговорот дел, жизнь ставит перед нами порой неразрешимые вопросы. Но мы встречаемся на собраниях и не только, обсуждаем разные ситуации, получаем ответы на свои вопросы, учимся правильно выстраивать отношения с нашими любимыми детьми. Мы не можем защитить их от жизненных невзгод, но мы стараемся дать им  нравственный стержень. Когда-то известный драматург А. Н. Островский говорил, что «воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя». Вот и мы стараемся быть примером. Жизнь нашего класса – это не только совместные пикники, мероприятия и веселая игра, но, прежде всего, совместная деятельность.  Безусловно, формирование ученического и родительского коллектива – это большой труд, много времени и полная самоотдача. Но, если классный руководитель сам горит, то может зажечь и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

Формы работы классного руководителя с родителями.

Формы работы классного руководителя с родителями. 1.Введение………………………………………………………………………. 3 2.Основные функции деятельности классного руководителя……………5 3.Формы работы с родителями………………………………………………...

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...

Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предме...

Презентация "Современные формы работы классного руководителя с родителями".

Презентация "Современные формы работы классного руководителя с родителями" . Выступление на педагогическом совете, предъявление опыта работы....

Статья на тему : «Современные формы работы классного руководителя»

Статья  содержит  материал о современных формах работы классного руководителя....