«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»
методическая разработка

Никитина Анна Валериевна

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска» (Из опыта работы)»

     "Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически и духовно народившуюся личность...". "Семья - одна из наиболее древних социальных общностей..."

        На мой взгляд, семья - самое важное и главное, что есть в жизни человека, особенно маленького, который нуждается в защите, любви, воспитании. Именно семья вводит человека в общество, учит выживать в нём.

        Поэтому сегодня хочется как никогда обсудить и раскрыть данную тему... А какие ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как они их решают...? Много вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы: первая - неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая - неправильные представления и поступки родителей, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.

        К числу наиболее серьёзных и типичных ошибок в семейном воспитании относится недооценка роли личного примера родителей, единства предъявляемых к ребёнку требований, недостаточное внимание к организации жизни детей в семье. Не менее пагубно на формирование личности детей в семье отражается перекладывание ответственности за воспитание детей на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; применение физических наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы); переоценка родителями своих воспитательных возможностей и др.  Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействуют не только на успеваемость и общественную активность школьников, но и на формирование у них трудолюбия, коллективизма, инициативности, дисциплинированности, ответственности, честности и требовательности к себе.

        Бессмысленно искать панацею, которая избавит от разнообразных и многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей. Универсального рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой ошибки требует своего особого решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных. Осознание и верное истолкование своей ошибки подскажет родителю и путь её устранения.

        Предупредить педагогические ошибки родителей - вот наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка уже оказала своё отрицательное воздействие на ребёнка. Для нейтрализации и устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий... . Да и успехи не всегда очевидны...

Семья и школа выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодёжи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

  • Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;
  • Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;
  • Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;
  • Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы на семьи учащихся – непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого – педагогической помощи – на этой основе идёт их сближение. Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействии процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания , опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого

совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путём совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог – воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально – нравственного и социального развития.

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков имеет особую актуальность в современной России, поскольку несет угрозу экономическому, социальному и духовному развитию страны. Среди большого количества различных форм отклоняющегося поведения детей и подростков особую опасность представляет употребление психоактивных веществ  – табака, алкоголя, наркотиков, а так же склонность к противоправным действиям.

Происходящие в обществе политические, социально-экономические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений. Разрушается традиционный уклад семейной жизни, нарушаются родовые и семейные связи между поколениями. В современной жизни многие подростки активно противостоят авторитету взрослых, игнорируют мнение родителей и педагогов. Происходит падение социального престижа материнства и отцовства. Растет количество конфликтных, аморальных, асоциальных, педагогически несостоятельных семей. Вследствие этого увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей. Часто подросткам семью заменяет компания сверстников. Значительная часть родителей стремится заменить личное общение с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей эмоциональной поддержки. Многие родители проявляют неграмотность в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, искажают традиционные представления о семейных отношениях. Культ наслаждений, гедонизм, стремление к развлечениям уводят подростков от реальной жизни в мир иллюзий. Эти и другие неблагоприятные факторы толкают многих подростков на путь алкоголизма, наркомании, криминала.

   Современная семья, в силу указанных выше причин, испытывает значительные трудности в осуществлении воспитательной функции и нуждается в профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в том числе – системы образования. Это требует усиления работы образовательных учреждений (ОУ) по связям с семьей и родительской общественностью. Необходимо сохранить в организации этой деятельности лучшие отечественные традиции, а также разрабатывать и использовать инновационные формы и методы работы.

Приоритетным направлением профилактической работы в настоящее время признана ранняя первичная позитивная профилактика. Позитивная направленность профилактики предусматривает ориентацию на защищающий от возникновения проблемы потенциал здоровья детей и подростков: опора на воспитание общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни, освоение и раскрытие резервов психики, помощь в самореализации, предоставление возможностей удовлетворения социальных и психологических потребностей, формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Для создания оптимальных условий взаимодействия семьи и школы необходима организация медико-психолого-педагогического   мониторинга состояния   здоровья, физического и психического развития школьников. В процессе мониторинга проводится изучение личностных особенностей, эмоционального состояния каждого ребенка, оценивается уровень тревожности, отношения со сверстниками и взрослыми, выявляются факторы риска школьной дезадаптации.

При изучении семей оценивается нравственно-психологический климат, преобладающий стиль воспитания детей, уровень педагогической просвещенности родителей, степень их включенности в деятельность школы, отношение родителей к деятельности ОУ, осуществляется сбор предложений по ее улучшению.

Полученная информация позволяет разработать программу по взаимодействию образовательного учреждения с семьями учащихся.

Для повышения педагогической культуры и просвещения родителей, оказания квалифицированной помощи семьям в воспитании детей необходимо осуществлять родительский всеобуч. При его организации могут использоваться традиционные формы работы: родительские собрания, беседы, лекции, родительские научно-практические конференции, семейные лектории, родительские университеты. На них обсуждаются общие, наиболее актуальные вопросы воспитания детей в семье, проводится анализ поведения детей, обмен опытом семейного воспитания, осуществляется выработка единой стратегии воспитания детей, намечаются меры коррекции.

Тематика этих мероприятий затрагивает наиболее актуальные проблемы: «Как любить своего ребенка», «Секреты детской памяти», «Детские страхи», «Как научить ребенка распоряжаться своим временем», «Ошибки семейного воспитания», «Трудные дети и трудные родители», «Что делать с детской агрессивностью», «Как научить ребенка любить читать», «Учим учиться», «Подросток – ребенок или взрослый?», «Как сказать «Нет» наркотикам», «Роль семейных традиций в воспитании ребенка», «Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье», «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье», «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей», «Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни» и др.

В последнее время получают признание новые формы проведения родительских собраний. Например, «читательская конференция», «родительский лекторий», «лекция-семинар», «мастер-класс», «ток-шоу» и др.. 

Предлагаются инновационные формы работы с родителями: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг родительских навыков и навыков поведения в семьетренинг для тревожных родителей, тематические семинары - тренинги «Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ» и др.

В качестве участников всеобуча могут привлекаться специалисты: логопеды, педагоги, психологи, психотерапевты, психоневрологи, наркологи, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы социальной защиты, медицинские работники, деятели искусства и науки, представители религиозных конфессий и др.

Следует организовать учет «трудных» и проблемных семей, оказывать им помощь в решении  социальных проблем. В особой помощи и внимании нуждаются асоциальные, многодетные, малоимущие, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов. В работе с такими семьями необходимо выявлять «семейные факторы риска» с целью их коррекции. При выявлении случаев асоциального образа жизни, безнадзорности детей, внутрисемейного вовлечения их в алкоголизацию, наркотизацию, случаев эмоционального отвержения, жестокого обращения с ними требуется социальное вмешательство в семью

В организации профилактической работы необходимо включение детей в совместную деятельность с педагогами и родителями. Особенно важно вовлечение в совместную творческую деятельность с детьми родителей – отцов, что обеспечит повышение их авторитета в семье.

С этой целью в школе совместно с родителями проводятся тематические праздники («День матери, День отца, День бабушек и дедушек»), конкурсы («Семейное увлечение», «Самая спортивная семья», «Семья года», «Семья-эрудит»), выставки («Мир увлечений семьи»), различные антиалкогольные (антинаркотические) акции. Возможно создание музея  семейных традиций, семейных клубов, например, клуба общения «Семейный совет».

Организация семейного досуга – важная сфера профилактической деятельности образовательных учреждений. Для этого используются различные формы - семейные праздники, в подготовке и проведении которых принимают совместное участие родители и дети, конкурсы различного уровня, например, «Папа, мама, я – дружная семья» и пр.

Родители должны понимать важность поддержания семейных традиций: создания семейного альбома, проведения праздников в семье, семейного хобби, семейных творческих дел. Следует обучать родителей проведению совместного отдыха со своими детьми: организации игр, домашних праздников, семейного чтения, экскурсий, туристических поездок в каникулярное время.

Для методического обеспечения семейного воспитания в ОУ необходимо комплектование подборок педагогической литературы для родителей из цикла «Семейное воспитание».

Важным фактором защиты от отклоняющегося поведения являются гордость принадлежностью к культуре данного учебного заведения, привязанность к законам, нормам, традициям школы. Поэтому для повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения важное значение имеет уклад школьной жизни, исключающий употребление табака, алкоголя и наркотиков. Выработку правил школьной жизни необходимо осуществлять совместно с учащимися и родителями. Правила должны быть четко сформулированы и быть обязательными к исполнению.

Важно развивать в ОУ органы ученического самоуправления, участие в которых позволит ученикам приобрести необходимый социальный опыт.

Важно формировать основы правовой культуры, понятия о единстве прав и обязанностей человека, критическое мышление, оказывать детям помощь в определении жизненных целей, при необходимости осуществлять коррекцию "образа Я".

Необходимо развивать такую форму работы с «трудными» учащимися как наставничество.

Необходима организация внеурочных форм работы: ученические конференции, встречи учащихся с врачами и специалистами, например, на темы «Особенности подросткового возраста», «Наркотики как социальное зло». Необходимо поощрять различные формы внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям.

Предлагается использование мини-лекций, ролевых игр, групповых дискуссий, “круглых столов”, различных тренингов.

Работа с детьми из группы повышенного социального риска должна осуществляться в соответствии с профилактическим стандартом и включать развитие социальной и личностной компетентности. С этой целью проводятся тренинги социальных и жизненных навыков, включающих навыки принятия решений, неагрессивного отстаивания своего мнения, сопротивления давлению сверстников, тренинг ассертивного (уверенного) поведения, совладания с агрессией, навыки общения, умения воспринимать критику, справляться с конфликтной ситуацией, поддерживать контакты с другими людьми, поиска социальной поддержки, навыки саморегуляции -управления гневом, преодоления стресса и др. Также осуществляется психотерапия, направленная на решение проблем конкретного ребенка.

Необходимо, чтобы подростки группы повышенного социального риска знали номера телефонов подростковых кризисных служб (горячие линии).

В изменении нуждаются методики обучения. Следует исключить авторитарность, не ставить на детях клеймо двоечника, а проводить дополнительные занятия по повышению успеваемости.

Таким образом, профилактика отклоняющегося поведения в ОУ должна быть комплексной, включающей различные формы и методы взаимодействия с семьями учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

"Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"

Лекция для родителей детей младшего школьного возраста и подростков....

Взаимодействие классного руководителя с детьми "группы риска".

Представлены группы детей и этапы работы классного руководителя с детьми "группы риска"....

Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предме...

Алгоритм работы классного руководителя с детьми "Группы риска"

В данном выступлении представлен алгоритм работы классного руководителя с обучающимися и семьями "группы риска", состоящими на всех видах учёта, а так же с опекаемыми , попавшими в трудную ж...