Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников
статья (1 класс) по теме

Львова Светлана Александровна

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности. 

 

   В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций  у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx195.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности»

                                                              Львова С.А.  учитель начальных классов

   В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций  у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность.

   Передо мной стояла цель: выявить эффективность приемов формирования коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  1. диагностика  исходных  данных  коммуникативных умений учащихся 1 класса;
  2. выбор  методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций;
  3. разработка  учебно-методического пособия игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках и во внеклассной деятельности).

   У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:

- адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»;

- неумение контактировать друг с другом;

- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.

   Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу. Ученики испытывают затруднения при ответе  с места и у доски. Кроме того несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы ставят во главу угла педагогической деятельности – формирование коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные  компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни.

   Исходные данные результатов исследования коммуникативных умений у учащихся 1 класса

   В первом классе передо мной стояла задача выяснить исходные данные сформированности  коммуникативных компетенций.

   Для определения сформированности  коммуникативных компетенций использую следующие методы исследования: анкетирование родителей, наблюдение, создание педагогических ситуаций, мониторинг.

  Исследования проводились в моем классе, где 27 учащихся. На первом этапе работы было проведено анкетирование и получены следующие результаты:

 «Сделать это мне…»

0

1

2

3

Говорить перед классом

12уч.

10 уч.

2 уч.

3 уч.

Излагать материал последовательно

12уч.

11уч.

2уч.

2уч.

Сделать сообщение на основе ключевых слов

10уч.

10уч.

4уч.

3уч.

Отвечать у доски

9уч.

10уч.

3уч.

5уч.

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

6уч.

12уч.

4уч.

5уч.

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

8уч.

11уч.

3уч.

5уч.

Сообща работать в группе

5уч.

12уч.

5уч.

5уч.

Оценка результатов: 0  баллов – Сделать это мне тяжело

                                        1 балл – Сделать это мне скорее тяжело

                                         2 балла – Сделать это мне скорее легко

                                        3 балла - Сделать это мне легко

   На следующем этапе работы была применена следующая методика – «Картинки» (тест Векслера). Для ее проведения учащимся предлагается четыре картинки изображающие взаимодействия со сверстниками в конфликтных ситуациях:

1.Группа детей не принимает сверстника в игру.

2.Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков.

   Ребенку необходимо найти выход из понятной и знакомой ему  проблемной ситуации.  Он должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Т.е. в данной методике моделируется ситуация, когда ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей.


                          

 Анализ содержания ответов дает богатый материал для определения уровня  исходных  коммуникативных умений.

Оценка исследования соответствовала трехбалльной шкале:

0 баллов – отсутствие ответа;

1 балл – обращение за помощью к кому-либо;

2 балла – самостоятельное и конструктивное решение проблемы;

Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение общаться ситуативно-личностно. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

   Были получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Достаточно высокая  коммуникативная компетентность обнаружена лишь у 20 процентов обследуемых, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около 50 процентов детей проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу», «Позову маму») говорили о недостаточной коммуникативной компетентности, другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Сравнение  исходных  данных и полученных результатов по формированию коммуникативной компетенции

Проведенная работа позволяет сделать вывод: необходимо включать в учебную и внеурочную деятельность игры-пятиминутки, упражнения направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам, формирование коммуникативной компетентности. Системная исследовательская работа по формированию коммуникативных  компетенций  с 1 класса позволяет увидеть положительную динамику и личностные изменения у каждого из ребят.

   Дальнейшее развитие коммуникативных  компетенций  происходит во внеклассной деятельности через методы проектной деятельности. В текущем учебном году  была проведена работа над следующими проектами: «Новогодние звезды», «Азбука – к мудрости ступенька», «Я смотрю на цветы и слышу  музыку звезд», «Космос – от мечты к реальности», «Загадочная вселенная». Коммуникативные  компетенции  тесно связаны с деятельностным подходом, т.к. общение и есть деятельность, а продуктная деятельность невозможна без представления презентации, обоснования, защиты своих  идей в коллективе, обществе.

   Работа по развитию коммуникативных  компетенций, проектной деятельности дает положительные результаты и продолжается на втором году обучения данного класса, можно отметить огромный интерес у детей и их родителей. О чем свидетельствуют их отзывы, впечатления, желание заниматься проектной деятельностью вместе с детьми самостоятельно уже со своими вариантами. Это  подтверждает важность и необходимость проводимых исследований и дальнейшей работы по развитию коммуникативных компетенций.  

Литература:

  1. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении. – Киров, 1991. – 142с.
  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007г. – 132с. (Школьное образование)
  3. Дереклеева Н.И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Москва, 2005г.
  4. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности//Материалы научно-практической конференции 19-20 апреля 2005г. Екатеренбург, 2005.
  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Выступление - мастер-класс Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.

В этом выступлении содержатся приёмы работы с первоклассниками в адаптационный период....

Формирование УУД в период адаптации первоклассников

Формирование УУД в период адаптации первоклассников средством курса Г. А. Цукерман "Введение в школьную жизнь"...