Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
статья на тему

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.                                          Учитель: Фролова И. Н.

   Речь – великий
 дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться. 

    Развитие речи – важная задача обучения языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

    Речь младшего школьника должна соответствовать следующим требования: 
Ясность речи. Речь доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом.

Выразительность речи – качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.

Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая – для устной речи).

Точность речи. Умение использовать такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.

Логичность речи. Последовательное и чёткое построении речи. Логичность предполагает обоснованность выводов. Умение начать и завершить высказывание.

Содержательность речи. Высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях. Высказывание содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).

    Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно.

  Нестандартные упражнения по развитию речи
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера предлагаю следующие упражнения для развития речи:


1.  "Волшебные кляксы". 

Цель: развитие воображения и речи.
Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы. 


2.  "Сочиняем сказку".

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются. 


3.  " Наблюдатель"

"По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал" Это цитата из размышлений Шерлока Холмса.
   
Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов: записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др. Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.

4.  Продолжить текст одной – двумя репликами.


ТЕКСТ 1
- Ой, тыковка! Дай-ка я из тебя сделаю корову. Рога будут из прутиков, хвост из ниток.
- Не трогай меня, Петруша, я ещё маленькая. Вот подрасту, стану как твоя голова!
- …………….

ТЕКСТ 2
Когда Андрейка был маленький, он очень любил выспрашивать:
- А кто моложе? А кто самый главный?
Бабушка отвечала:
- Мама и папа.
- ………………..


5.  Добавить реплики к описанным ситуациям.  Разноуровневое групповое задание.

I группа. Учитель держит в руках учебник по математике, в котором вырваны страницы. Он обращается к Мише:……………., а Миша отвечает:……………….
II группа. Учитель рассказал о подвиге Зои Космодемьянской и спросил:…………..
Маленький Саша поднял руку:……………..
III группа. - ………………., - сказал мальчик. - ……….., - успокоил его отец.


6.  По данным фразам выясни, между кем и где может проходить общение (I группа)

Обоснуй, докажи, составив диалог с данными фразами (II группа)

-Здравствуйте! - Дайте мне, пожалуйста…! 
- До свидания! - Разрешите пройти?
- Можешь не приходить! - Салют!
- Будьте здоровы! - Уходи! 

7.  Преврати диалог в монолог.

Учитель. В жизни происходят события, которые могу привести к гибели людей. Для помощи им существуют группы людей, которые оснащены техникой.
Ученик. А как они называются?
Учитель. Их называют спасателями.
Ученик. А чем занимаются спасатели в мирное время?
Учитель. В мирное время спасатели обучают людей, тренируются, предотвращают появлению аварий, пожаров.
Ученик. Спасибо вам за науку.


8.  Выполните ситуативное задание. Назовите сказку, её автора; превратите рассказ в диалог. Работа в группах. Инсценировка составленного диалога.

     Мачеха невзлюбила падчерицу за её красоту, доброту и за то, что рядом с ней её дочери казались ещё больше гадкими. Мачеха велела бедной девочке делать самую трудную работу в доме: мыть посуду, подметать лестницу и натирать пол. По окончании работы девочка пряталась в угол около огня и садилась просто на золу.

9.  Ролевые игры. Обсуждение поведения людей.  «Я не заметил»
       Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил».


10. Составьте диалог к одной из тем: «В зоопарке», «На полянке», «По дороге домой»

 (3 группы).

 В зоопарке
- Смотри, …………………. Это ……………………
- Какой красивый. А ты видела ………………..?

- Нет, а где ….. …………….?
- Там возле …………… .
- Пойдём, (глагол)………….. .

 На поляне
- ………….., смотри, я нашёл ………….!
- Какой (прилагательное)……………………!
- Давай соберём …………………. маме.
- Хорошо, и ещё ……………. .

По дороге домой
- Здравствуй, ……………..!
- Привет, ………………..!
-Как прошёл …………… в школе?
- …………………… А у тебя?
- Выходи после …………… на ………………… Поиграем.
- Ладно. Возьми с собой …………………… .

                                                                                28. 01. 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Роль родителей в формировании устной и письменной речи. (Консультация для родителей)

Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, расска...