Роль родителей в формировании устной и письменной речи. (Консультация для родителей)
консультация по логопедии (1 класс)

Бурлуцкая Юлия Михайловна

Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, рассказывая ему сказки, родители уже закладывают фундамент, на котором будет строиться вся его школьная жизнь. Поэтому главные воспитатели своих детей – родители. Именно они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка еще в раннем детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в формировании устной и письменной речи.

 (Консультация для родителей)

 

Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, рассказывая ему сказки, родители уже закладывают фундамент, на котором будет строиться вся его школьная жизнь. Поэтому главные воспитатели своих детей – родители. Именно они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка еще в раннем детстве.

Доказано, что ребенок страдает речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания.

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, а значит, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. В процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха или сбой, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками. Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов. Таким образом, для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированности целого ряда психических и физиологической процессов. Работа по предупреждению нарушений письма должна начинаться не во 2-3 классе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а сейчас, когда ребёнок только начал обучаться в школе. Ребенок младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок будет переступать порог школы с уверенностью, учение -  не тяжелая обязанность, а радость познания, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. 

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников?

Вот несколько игр и упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.Упражнение "Пишем вслух".

 Важный и прием: всё, что пишется, проговаривается вслух и изученные орфограммы, подчеркиваются. 

2.Упражнение «Волшебный диктант»

(Если ребёнок пропускает буквы)

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству в слове букв

3.Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

4.Упражнение «Словесный мяч".

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй. Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

5.Игра «Заколдованные слова»

   Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово.  Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки. Формирует навыки анализа и синтеза слов. 

6.«Лабиринты»

 Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

7.Упражнение «Весёлый мультфильм»

 (Если ребёнок делает ошибки в словарных словах). Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: корабль, корова, лестница, корзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов.

8.Игра «Пропавшие слова»

   Тишина царит в дремучем … Умолкли … Вот-вот начнется ….

9.Игра «Закончи предложение»

Шарик залез на дерево, которое …

Шарик залез на дерево, потому что ……

          Шарик залез на дерево, где …………

10.Шутливые словесные загадки на развитие внимания

С буквой  А - жужжу, верчусь, С Я - девчонкой становлюсь. (Юла - Юля.)

С буквой  У - на мне сидят, С буквой О - за мной едят. (Стул - стол.)

С буквой  Б - я одноногий, И стою я у дороги. А без Б - ног аж четыре, И стою в твоей квартире. (Столб - стол.)

С буквой  Д - вас в дом пускает, С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - зверь.)

С буквой  В - я часть рубашки, А без В - я часть Наташки. (Рукав - рука.)

С буквой  Т - это символ защиты, А без Т - вам в тарелку налиты. (Щит - щи.)

С буквой  Р - помощник-автомат, Труд любой он облегчить вам рад. С буквой X - его имеет слон, Знаменит длиной своею он. (Робот - хобот.)

С буквой Г - вас громом напугает, А без Г-на клумбе расцветает. (Гроза - роза.)

С буквой Р - я задом пячусь, С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - мак.)

С буквой Ч - я над морем летаю, С буквой М - я ребят одеваю. (Чайка - майка.)

С буквой К - плюет на червячка, А без К - на кончике крючка. (Рыбак - рыба.)

С буквой М - пчела несет домой, С буквой Л - на речке он зимой. (Мед - лед.)

С буквой Н - он детям ночью снится, С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - сок.)

С буквой П - идет он от кастрюли, С буквой Ш - на ниточке у Юли. (Пар - шар.)

11.Определение звука в слове

Угадай слово, которое заканчивается [к], [к']:

уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро..., вени..., шнуро..., поро..., като..., замо..., брело..., зна..., кло..., трес... .

 Угадай слово, начав его [к], [к']:

...окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...олдун, ...офе, ...ольцо, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова, ...екс.

 Угадай слово, начав его [г], [г']:

...усь, ...итара, ...олос, ...ольфы, ...ном, ...ость, ...ипс, ...од, ...лина, ...риб, ...орсть, ...ель, ...алка, ...олубь, ...орох

 Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']

...иник, ...рукт, ...арш, ...ронт, ...антик, ...акел, ...кус, ...тор, ...иниш, ...ерма, ...ирма, ...ишка.

 Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']:

шар..., шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро... .

 Угадай слово, закончив его [т], [т']:

ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор... .

 Угадай слово, начав его звуками [т], [т']:

...ом, ...орт, ...он, ...ир, ...ур, ...ень, ...ри, ...игр, ...рюм, ...ерка, ...есто, ...ок, ...аз, ...аня, ...ело, » ...учи, ...рон.

Угадай слово, начав его звуками [д], [д']

...ом, ...ым, ...очка, ...руг, ...оллар, ...ва, ...есять, ...вести, ...рожь, ...иван, ...ыня, ...уб, ...ед, ...ети.

Угадай слово, закончив его [п], [п']:

су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., зу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро... .

. Угадай слово, начав его [п] или [п']:

...ост, ...уть, ...еть, ...ряник, ...ир, ...рыжок, ...ончик, ...ила, ...ирог, ...лита, ...лот, ...орт, ...осуда, ...одарок.

 Угадай слово, начав его [б] или [б']:

...елка, ...улка, ...оль, ...ольшой, ...рат, ...ант, ...анка, ...оке, ...отинки, ...ра, ...аран, ...рошка, ...арабан, ...рюки.

 Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:

ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., ту..., космо..., кла..., пала...

Угадай слово, которое начинается звуками [с] или [с']:

...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...ол-нце, ...евер, ...такан, ...лон.

 Угадай слово, которое начинается звуками [з] или [з']:

...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.

 Угадай слово, закончив его звуком [ш]:

гро..., гара..., хоро..., бро..., мира..., кор..., сторо..., е..., камы..., чи..., мор..., стри..., каранда..., шала..., у... .

 Угадай слово, которое начинается [ш]:

...орох, ...елест, ...ум, ...нурки, ...епот, ...есть, ...ест, ...елк, ...лепки, ...тука, ...каф, ...околад, ...утка.

 Угадай слово, которое начинается с [ж]:

...ир, ...ивот, ...елезо, ...есть, ...ук, ...изнь, ...илет, ...ивой, ...елтый, ...аба, ...ираф, ...еле, ...арко, ...мурки, ...евачка.

Несколько советов родителям:

 1. Как можно чаще играйте с детьми в ролевые игры.

В играх  ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок.

4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.

 

Список литературы 

1.     Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д. 2009.

2.     Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное. - ГНОМ и Д,2010

3.     Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - С – Пб: Дельта,1998. - 208с.

4.     Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997. - 256с.

5.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с

                                                                            Учитель – логопед  Бурлуцкая  Ю. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....