Ударение на этапах коррекции и формирования устной и письменной речи
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Наговицына Августа Павловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      Ударение                                                                                                            на этапах коррекции и формирования устной и письменной речи учащихся. Учитель – логопед МБОУ СОШ №73 города Киров Кировской области                                                    

        Ударение - компанент интонации.    « Ударение- это динамичное выделение какого-либо слога в слове, более напряжённое и громкое произнесение гласного звука этого слога». С.И.Ожегов.                                                                                                                                          «Ударение – это музыкальный тон, на который настраивается слово»- В.В.Волина. Она говорит, что ударение подобно биению сердца. Но мы не вспооминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму. Предлагает вариант, как найти ударение в слове: «Да очень просто! Нужно как бы  пропеть или окликнуть предмет, даже если он неодушевлённый.»  Фонетическими средствами средствамиявляются:                                     усиление голоса,  повышение тона в сочетании с увеличением длительности,  то есть громкость и длительность произнесения ударной гласной                                                                                                                                                                                                                         Главная общая функция словесного ударения - организация звуков слова и его интонация в единое целое. Ударение усиливает цельность слова в единое целое.                                                                                                                                                                                                            В теоретическую и практическую часть системы работы взяла основные дидактические задачи при изучении темы «Ударение» И.Н. Садовниковой                                                          -научить детей следующим действиям:                                                                                        1) проговорить слово, выделяя голосом ударный гласный:                                                              а) по подражанию, б) самостоятельно;                                                                                                 2)определять ударный гласный в произношении другого и в своём произношении;                                                                                                                                                    3) воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога                                                                         (  отстукивать, отхлопывать);                                                                                               4)узнавать слово по его слуховой схеме;                                                                                            5) узнавать слово по его зрительной схеме;                                                                                                                    6) усвоить некоторые орфоэпические нормы;                                                                                  7) определять ударный гласный в прцессе написания слов;                                                        8) определять безударный гласный, требующий проверки;                                                                            9) проверять безударный гласный ударением путём подбора проверочных слов

  Изучив множество источников классиков коррекции устной и письменной речи, адаптируя материал на своих учеников, составила следующую систему работы над ударением на 1,2,3 этапах коррекционно-развивающей работы.

1 класс

2 -3 класс

Чтение

1 этап:( первое полугодие)

Цель: формировать знания о понятии ударение и  нахождении его в каждом слове;  фонематическое восприятие на материале ударного слога, ударной гласной в слове.

1 этап.(первое полугодие)

Цель: формировать фонематическую и смыслоразличительную роль ударения в словах.

1.Формировать механизм плавного послогового и словесного чтения  с  ударением;

2. Формировать интонацию, расчленяя звуковой поток в речи  на предложения разного типа(вопросительные, восклицательные, повествовательные);

3.Совершенствовать учебное и художественное высказывание , состоящее из интонационно - смысловых отрезков

( фраз) ,что помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания.        

1

Ударение в слове. Понятие, правила.

1

Ударение в слове. Понятие. Орфоэпия.

2

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения

2

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения

3

Ударный и безударный слог в двухсложных словах.

3

Ударный и безударный слог в словоформах.

4

Слого - ритмический рисунок 2- сложных слов.

4

Слого - ритмический рисунок 2 - 3 сложных слов.

2 этап ( второе полугодие)

Цель: формировать   умение слышать ударение, обнаруживать безударные звуки в ряду родственных

( однокоренных) слов.

2 этап ( второе полугодие)

Цель: формировать и закреплять орфографический навык правописания безударной гласной в корне слова ;  

1.

Безударная гласная в словоформах.

1

Безударная гласная, проверяемая ударением в словах предметах.

2

Ударная и безударная гласная  в однокоренных словах.

2

Безударная гласная в корне слова, проверяемая  ударением в словах признаках и действиях предметов.

3.

Проверочное и проверяемое слово с безударной гласной.

3

 Две безударные гласные, проверяемые ударением.

4

Выбор проверочного однокоренного слова с ударной гласной.

4

Подбор проверочного однокоренного слова с ударной гласной.

3 этап. Закреплять и совершенствовать знания и умения по выделению  ударения  в слове всеми средствами.                                                                                                           Совершенствовать навыки подбора проверочного слова к проверяемому с безударными гласными.

  Систематическая работа над ударением несомненно помогла учащимся возможность правильно понять значение многих слов, формоизменение и словообразование, обогатила словарь детей рядом родственных слов, умение читать их с правильным акцентным ударением выразительно и осмысленно, грамотно писать, учащиеся  не делают ошибки на безударную гласную или с запоздавшим сигналом «стоп» исправляют написанное.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...

Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации

В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...