"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"
проект по логопедии по теме

Педагогический проект

Технологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.

Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной, письменной речи и ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delfa_142.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия реализация проекта

Наименование проекта: использование современных компьютерных технологий на логопедических занятиях «Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1» для детей с нарушениями речи и ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. Наличие показателей эффективности разработанной системы коррекции устной и письменной речи у детей с нарушениями речи и ОВЗ через информационно – компьютерные технологии, а именно, логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1»:

- формирование фонематического восприятия;

- обучение грамоте;

- формирование лексико-грамматической стороны речи;

- формирование связного высказывания;

- формирование и коррекция навыка чтения.

2. Повышение уровня осведомленности родителей и педагогов об особенностях развития устной и письменной речи у детей с нарушениями речи.

3. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы педагогов.

Тип проекта: по количеству предметов – межпредметный; по типу деятельности, методу – ролево – игровой, творческий; по времени – долгосрочный; по количеству участников – индивидуальный или работа в паре с двумя детьми.

Концепция проекта: перспективность и эффективность компьютерного тренажера является дидактическим обеспечением процессов коррекции речи на логопедических занятиях.

Цель проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника с помощью Логопедического тренажера  «Дэльфа – 142.1».
Задачи проекта:

  1. Формирование фонематического восприятия.
  2. Обучение грамоте.
  3. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
  4. Формирование связного высказывания.
  5. Формирование и коррекция навыка чтения. 

Участники проекта:

- Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи и ОВЗ;

- родители;

- педагоги.

Принципы реализации проекта:

• принцип персонифицированности – данный принцип обеспечивает учет интересов и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

• принцип наглядности подразумевает использование дидактических пособий и современных компьютерных технологий с цель обеспечения эффективного восприятия материала;

• игровой принцип – опора на игровую мотивацию и преобладание игровой деятельности;

• принцип системности, планомерности, активности и целенаправленности деятельности – обеспечивает последовательное усложнение его от занятия к занятию;

• принцип бережного и охранительного отношения к здоровью воспитанников;

• принцип гуманности, то есть уважения личности и интересов;

• принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса;

• принцип сотрудничества педагогов и родителей;

• творческое применение принципов индивидуального подхода;

• организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

Основные положения:

1. Организация работы с учащимися осуществляется на индивидуально – дифференцированной основе.

2. Использование современных компьютерных технологий «Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1» на логопедических занятиях.

3. Создание положительной, оптимальной комфортной среды.

Содержание:

1. Разработка и методологическое обеспечение процессов внедрения логопедического тренажера «Дэльфа – 142.1»;

2. разработка оптимального варианта системы работы;

3. модернизация технологии развития и коррекции разных сторон речи детей с нарушениями речи и ОВЗ.

ВВЕДЕНИЕ

                           

 В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования (несформированность фонематических процессов, недостаточное различение звуков, не улавливание акустической  и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками) и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма. Третьи выражаются в недоразвитии  как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех его компонентов (недоразвитие фонематических и лексико-грамматических средств языка).

   Разнообразные нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

   В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи.  Сложности применения специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в педагогическом процессе школы связаны с определенными функциональными ограничениями учащихся, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности и т.д.

Данные проблемы влекут за собой трудности коррекции отклонений в речевом развитии. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекционной работы.
Технологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам,  работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.

Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной, письменной речи и ОВЗ.

Теоретическое обоснование проекта

Компьютер как средство обучения детей с нарушениями речи и ОВЗ изменяет роль учителя в педагогическом процессе. Он организует и отслеживает процесс взаимодействия ребенка с компьютером, оказывает помощь при затруднениях, анализирует характер ошибок, фиксирует конечный результат и корректирует план дальнейшей работы с ребенком.

Особенности психологического развития детей с нарушениями речи и ОВЗ приводят к выделению следующих общих требований к компьютерному материалу:

• обширный ориентировочный этап (материал для детей разбивается на небольшие части, предъявляется только постепенно, по мере проработки основных понятий и положений темы);

• низкая скорость предъявления стимулов (поскольку дети медленно обрабатывают информацию);

• возможность вернуться к пройденному материалу необходимое для ребенка количество раз и с любого этапа;

• легко узнаваемая разноцветная и динамичная графика, важно не перегружать программу компьютерными эффектами, чтобы не допустить перевозбуждение нервной системы ребенка;

• компактность и простота в обращении (с учетом возможностей конкретного нарушения).

 Использование специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в специальном образовании открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных и вторичных нарушений, развития мотивационной сферы, мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных способностей детей. Компьютер учит детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, сообразительность, сосредоточенность, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

   Логопедический тренажер  «Дэльфа - 142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон устной  и письменной речи детей с речевой патологией.

   Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи учащихся, а также в учреждениях, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. В частности, в специализированных логопедических детских садах  и в логопедических группах общеобразовательных детских садов, в школах II вида (для слабослышащих детей), в школах V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи), в школах VIII вида (для умственно-отсталых детей).  Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей.

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер - это игра. В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией - переходный от игровой к учебно-игровой. Следовательно, компьютер функционирует в рамках ведущей деятельности учащихся. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер - это экономия сил и времени учителя. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого доморощенного дидактического материала. Тренажер самостоятельно справляется с учебной загрузкой.

Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей. 

Тренажер создавался с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами.

Тренажёр позволяет:

- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;

- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;

- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;

- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребёнка.

Таким образом, в настоящее время использование компьютерных тренажёров в обучении детей с особыми образовательными потребностями доказало свою перспективность и эффективность.

 Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи обучающихся, воспитанников.

       С помощью логопедического тренажера «Дэльфа 142.1» можно решать следующие задачи:

  • отработка дифференциации парных глухих  и звонких согласных,  согласных по твердости-мягкости;

работа над звукобуквенным составом слова, слоговой структурой;

  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • работа над морфологическим значением слова, развитием навыка чтения;
  • работа над построением плана речевого высказывания;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной речи.

Гипотеза проекта: мы предполагаем, что разработанная система «Логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1» улучшает качество речи учащихся с нарушениями речи, способствует коррекции по восполнению пробелов разных сторон устной и письменной речи.

     

Структура проекта

БЛОК 1. Консультативно – диагностический

Цель: выявление особенностей устной и письменной речи детей младшего школьного возраста.

Содержание:

- плановая и текущая индивидуальная логопедическая диагностика детей, направленная на выявление устной и письменной речи, фонематического и фонетического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

БЛОК 2. Коррекционно – развивающий

Цель: формирование всех сторон речи детей.

Содержание:

1. Формирование фонематического восприятия.

2. Обучение грамоте.

3. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

4. Формирование связного высказывания.

5. Формирование и коррекция навыка чтения.

      Основным условием работы по формированию устной и письменной речи учащихся-логопатов является проведение занятий в рамках ведущей деятельности ребёнка с использованием логопедического тренажера.

Принципы построения заданий.

  1. Учёт ведущей деятельности ребёнка в дошкольном возрасте – игры.
  2. Опора на различные анализаторы, разнообразие стимульного материала, которое способствует удержание внимание на материале.
  3. Дробное предъявление нового материала.
  4. Поэтапная система автоматизации полученных навыков.
  5. Опора на зону ближайшего развития ребёнка.
  6. Уровневый подход к обучению, принцип усложнения речевого материала (от простого к сложному).
  7. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка  (усидчивость, утомляемость, скорость мышления и др.).

Занятия, которые проводятся с использованием тренажера тщательно спланированы. На определенном этапе коррекционной работы доля времени, приходится на работу с компьютером, она может увеличиваться или уменьшаться. Сначала при знакомстве с новым материалом, когда большая доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, тренажер может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного занятия (15-20 минут). В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажер может быть использован как элемент разминки, способ включения ребенка в задание или для активизации и повторения изученного материала.

Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Каждый из них должен использоваться в соответствии с этапом отработки определенного умения, степенью автоматизации этого умения, целями и задачами проводимого занятия и всей системы коррекционных упражнений в целом. При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера следует учитывать и отражать следующие компоненты:

• четкая постановка учебных целей и задач;

• способ и качество оценки выполненной ребенком работы;

• включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ребенка и его психоэмоциональным уровнем развития;

• приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.

Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения и ещё больше активизирует внимание ребёнка.

Экран Главного меню  выполнен в качестве избушки с открывающейся дверкой. На бревнышках боковой панели избушки помещены названия меню. На дверку выводятся названия упражнений того меню, которое было выбрано на боковой панели.

Использование меню «Буква» в коррекционной работе.

Меню буква имеет подменю.  В работе  в упражнениях подменю «Буква» используются несколько вариантов полей установки параметров: режим выполнения упражнений (Обучение и Контрольная); смена текущего словаря (разные наборы текстового материала);  подсчет ошибок в окне «Итог» (количество заданий);  дополнительные игровые моменты (звуки).

  • Упражнения меню «Буква»  предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей  и соотносить расположение данных частей в пространстве (Собери букву из двух частей, Собери букву из четырех частей, Собери букву для отличников). 

Предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение данных частей в пространстве. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок.

«Найди букву» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью осуществляется тренировка сличения печатного текста с образцом, сохраняя последовательность и количество элементов. Упражнения можно использовать как дополнительный материал при работе над проявлениями дисграфии.

  • «Картинки» способствует формированию навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных звуков.
  • «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных.

Конструктор» позволяет в игровой форме закрепить навык осознанного выбора одной из парных согласных и обозначения ею соответствующего звука в слове.

  • «Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа, с его помощью осуществляется дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, уточняется артикуляция оппозиционных звуков.

Использование меню «Слог» в коррекционной работе.

Упражнения (нахождение слога, постановка слога в слово, восстановление порядка слогов в слове):

  • «Найди слог» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения. С его помощью отрабатывается техника чтения прямых и обратных слогов, умение определять состав слога.
  • «Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных.
  • «Волшебный колодец» и  «Волшебный колодец (для отличников)» предназначено для формирования первоначального навыка правильного чтения слов сложной слоговой структуры (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.

Использование меню «Слово» в коррекционной работе.

  • С помощью упражнений «Прятки простые», «Прятки сложные», «Прятки для отличников» формируется навык звукового анализа слова. С их помощью можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
  • Упражнения «Мозаика», «Мерцающая мозаика» предназначено для тренировки чтения и узнавания слов, а также в качестве дополнительного материала для коррекции восприятия пространственных отношений и распределения внимания.
  • Упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями:

 "Найди имя существительное", "Найди имя прилагательное", "Найди глагол", "Классификация частей речи", "Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям",

"Определи число имени существительного", "Определи род имени существительного", "Определи число имени прилагательного", "Определи род имени прилагательного", "Определи число глагола", "Определи время глагола", "Определи род глагола", "Найди предлог", "Антонимы"

Использование меню «Предложение» в коррекционной работе.

Упражнения предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи:  «Восстанови предложение», «»Составь предложение», «Вставь пропущенное слово»,

«Выбери форму слова», «Вставь предлог».   Они  тренируют в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении, формируют навык правильного согласования слов на основе показателей рода, числа и падежа, закрепляют навык правильного использования падежных конструкций и употребления необходимых предлогов.

Использование меню «Текст» в коррекционной работе.

Упражнения «Пересказ» предназначено для работы над связным речевым высказыванием, т.е. обучение самостоятельному пересказу и «Рассказ по картине» обучение  рассказу по картине.

Словари.
В  состав логопедического тренажера входит набор базовых словарей. Он содержит 63 словаря с общим количеством около 4,5 тысяч единиц (слов или предложений).  Это общие и тематические словари  («Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари,  построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.).  Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по развитию с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития психических процессов.

БЛОК 3. Образовательно – профилактический, просветительский

Цель: ознакомление и углубление знаний педагогов образовательного учреждения об особенностях речи детей с нарушениями речи, с ОВЗ и коррекция с помощью логопедического тренажёра.

Содержание:

- работа с родителями по обучению эффективности использования современного логопедического тренажёра «Дэльфа – 142.1» на занятии с детьми, имеющими нарушения речи, с ОВЗ.

Заключение

Использование компьютерной программы позволяет:

  • внести игровые моменты в процесс коррекции;
  • многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
  • использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
  • работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  • оперативно изменять содержание структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
  • одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Данная работа является комплексной и должна вестись параллельно по всем направлениям и соотносится с планом работы учителя-логопеда,  педагога – психолога.

Анализ и апробация данной системы будет проводиться в конце учебного года. И по заключению этого будет сделан вывод, об эффективности и необходимости включения использования данного логопедического тренажёра по коррекции устной и письменной речи детей.

Таким образом, использование логопедического тренажера  в коррекционном процессе улучшает качество речи учащихся с  речевыми нарушениями, способствует коррекции по восполнению пробелов разных сторон речи.

Список использованных источников информации

  1. https://studfiles.net/preview/2231124/
  2. https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/proiekt-iasnaia-riech-formirovaniie-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-dietiei-5-7-liet-s-narushieniiami-oda-s-pomoshch-iu-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-1
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-formirovanie-ustnoi-i-pismenoi-rechi-detei-5-7-let-s-narushenijami-oda-cherez-logopedicheskii-trenazh-r-dyelfa-142-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Устная и письменная речь младших школьников.

Советы по развитию устной и письменной речи...

Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...