Развитие устной и письменной речи младших школьников
материал (русский язык) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».

В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение.

 Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной речи учащихся. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников

    Проблема формирования речевой культуры младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения. Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно. Надеюсь вы понимаете, что за несколько минут выступления, объять полностью такую обширную тему, как формирование речевой культуры просто невозможно. Поэтому остановлюсь лишь на нескольких моментах моей работы.

Определила для себя главные моменты своих жизненных позиций.

Называю их - «Заповеди учителя

Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.

Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.

Учитель учит до тех пор, пока учится сам.

Проявлять творчество в организации внеклассной работы.

Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять,

 красиво и свободно выражать свои мысли.

Я считаю, в формировании речевой культуры  нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по формированию речевой культуры  обязательно приведет к успеху.

Развивая речевую культуру школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Подготовительная работа начинается ещё  в букварный период в 1 классе.

Я считаю, что работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

 В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики. Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность? «Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее - все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому - наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

 Итак, первое правило - наглядность:

Второе правило - систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило: «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет, то есть годы обучения его в начальной школе. Речь - очень широкая сфера деятельности человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ. Трудно что-либо добавить. Нахожусь в постоянном поиске - стараюсь использовать какие-то новые формы, методы и средства обучения своих малышей.

Развитие связной речи провожу на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит: от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал полученный из разных источников - это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, также различные картины, кинофильмы, разные жанры (повествование, описание, рассуждение).

В своем классе я провела эксперимент.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень сформированности речевой культуры  у учащихся второго класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений по формированию речевой культуры

Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса упражнений по формированию речевой культуры.

В констатирующем тестировании принимали участие 20  учеников 2 класса.

-Сравнительный анализ уровня сформированности речевой культуры учащихся   на констатирующем этапе

Львов М.Р. выделяет семь критериев речи:

1. Содержательность

2. Логичность

3. Точность

4. Языковая правильность речи

5. Ясность

6. Коммуникативная целесообразность

7. Выразительность

Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать». Две группы упражнений:

В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:

1. Составь текст  по рисунку (устно, 3-4 предложения).

2. Составь из представленных слов предложения.

3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Составь еще одно предложение, чтобы получился текст. Запиши его.

4. Прочитай. Составь из слов два предложения.

6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что изменилось, что было...

Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

1. Прочитай текст.

Подготовь вопросы к тексту, продолжение текста, ответы на вопросы. Напиши эти предложения.

2. Рассмотри рисунки. Составь текст по рисункам.

3. Составь из данных слов  предложения. Напиши.

4. Прочитай начало сказки.

Придумай продолжение сказки.

5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему … Напиши текст.

6. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Опорные слова: ….

Таким образом, прежде чем формировать речевую культуру,  необходимо использовать различные приемы и методы направленные на  формирование речи младших школьников.

В этом году у меня уже 2й класс, с которым стремлюсь учить детей серьезному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материал. Дети учатся у меня, а я получаю огромное удовольствие от общения с ними.

Подводя итог своему выступлению, могу сказать, что в работе над формирование речевой культуры младших школьников  нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.

Дерево сильно корнями, а человек - делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок - дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников

 Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -тивная функция.  От зн...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Развитие устной и письменной речи младших школьников

Развитие устной и письменной речи младших школьников...