Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников
методическая разработка по логопедии на тему

Химина Елена Кузьминична

   Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -

тивная функция.  От знания родного языка, умения им пользоваться, зависит внутренняя культура личности, ее интеллигентность, моральные принципы, общественные и эстетические идеалы. Поэтому воспитание личности невозможно без опоры на знания  родного языка, в том числе , его словаря, грамматики, правил речевого этикета. Различные нарушения речи - достаточно распространенное явление в современном обществе не только у детей, но и у взрослых. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий современный человек затрудняется в построении самостоятельных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. В начальную школу поступает много детей из неполных, асоциальных семей, семей группы риска, где родители мало времени уделяют воспитанию детей и тем более развитию их речи. Жизнь таких родителей подчинена удовлетворению своих желаний, которые не отличаются многообразием тематики: бесцельное времяпровождение, сомнительные друзья и компании, вредные привычки… Перечень можно продолжать. Всем понятно, что в таких условиях жизни и отсутствии полноценного общения невозможно качественное развитие речи детей. Различные нарушения речи детей (дефекты звукопроизношения, несформированность лексики и грамматики, фонематических процессов) вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к «закомплексованности» ребенка, мешая учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Химина Елена Кузьминична, учитель –логопед

ГБОУРК «Лозовская специальная школа-интернат»

Содержание работы по развитию связной устной и письменной

                        речи младших школьников.

   Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -

тивная функция.  От знания родного языка, умения им пользоваться, зависит внутренняя культура личности, ее интеллигентность, моральные принципы, общественные и эстетические идеалы. Поэтому воспитание личности невозможно без опоры на знания  родного языка, в том числе , его словаря, грамматики, правил речевого этикета. Различные нарушения речи - достаточно распространенное явление в современном обществе не только у детей, но и у взрослых. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий современный человек затрудняется в построении самостоятельных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. В начальную школу поступает много детей из неполных, асоциальных семей, семей группы риска, где родители мало времени уделяют воспитанию детей и тем более развитию их речи. Жизнь таких родителей подчинена удовлетворению своих желаний, которые не отличаются многообразием тематики: бесцельное времяпровождение, сомнительные друзья и компании, вредные привычки… Перечень можно продолжать. Всем понятно, что в таких условиях жизни и отсутствии полноценного общения невозможно качественное развитие речи детей. Различные нарушения речи детей (дефекты звукопроизношения, несформированность лексики и грамматики, фонематических процессов) вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к «закомплексованности» ребенка, мешая учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Без хорошо развитой связной и грамматически правильно построенной речи у детей могут возникнуть проблемы самостоятельного самоопределения, социализации и адаптации в обществе, а также в жизнеустройстве. Вся надежда – на школу: педагогов и узких специалистов. Именно поэтому большое значение имеет правильно организованная коррекционно - развивающая работа учителя начальных классов и учителя - логопеда, главная задача которой - помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи, развивая интересы и потребности ученика.

     Внедрение функционального подхода в обучении языку в начальных классах создает все возможности для овладения нормами русской литературной речи со всеми ее функциональными стилями уже в раннем детстве. Наилучшие условия для усвоения богатства речевых средств , по мнению лингвометодистов, можно создать путем применения  такой дидактической единицы, как текст. Только опираясь на теоретические сведения о тексте , учитель имеет возможность проиллюстрировать законы построения устного и письменного изложения мыслей. Наблюдения за такими признаками текста, как идейно-тематическая целостность, логическое , последовательное изложение,

речестилистическая и интонационная оформленность, обеспечивают достижение главной цели –свободного владения устной и письменной формами  диалогической и монологической речи. Применение в школьной практике  знаний о тексте, его экстралингвистическом и лингвистическом признаке обусловило появление более усовершенствованных методов, приемов и средств обучения связной речи.

    Содержание работы по развитию связной речи  младших школьников  с тяжелыми нарушения речи, обуславливается теми знаниями, умениями  и навыками, которые определены программой.

   Как уже отмечалось, за коммуникативную единицу в современной лингвистике и лингвометодике принято считать текст. Это продукт речевой деятельности, который полно отвечает потребностям личности в речевом общении. Обучение младших школьников с нарушениями речи  строить текст является предметом внимания как в начальном звене обучения, так и в старших классах. Развитие связной речи через овладение школьниками законами построения текстов является  плодотворным   направлением  в методике обучения родному языку.  На основе данных лингвистики, психолингвистики и функциональной стилистики разработана система обучения связной речи, что  включает сложные части работы учащихся, как определение темы  и задач  высказывания , сбора и систематизации материала, составление плана и изложение содержания в логической последовательности(согласно плана) , подбор и использование речевых средств, которые отвечают выбранному типу и стилю речи, самопроверка и совершенствование написанного.

     Это всего лишь этапы работы над каким-нибудь  высказыванием, а точнее те, которые содействуют  приобретению умений и навыков  преимущественно  монологической письменной речи. Задачи  практического овладения  устной речью при таком подходе не могут быть разрешены в полной мере. Только усвоение дифференциальных признаков устной и письменной форм текстов, их стилистическая окраска могут стать основой процесса формирования коммуникативных умений.

     В чем же состоят отличия между устным и письменным изложением мыслей?

     Они проявляются прежде всего в материальной основе реализации  языка  в речи: в цели, основных функциях использования речевых средств(общение, сообщение, воздействие); в условиях коммуникации (коллективная, персональная); в функциональных стилях.

     Средством  выражения  устной формы речи являются звуки, в письменной- буквы

( графические знаки). С помощью звуков речь приобретает   и такие признаки, как выразительность.

     Устная речь согласно законов  языка, как и письменная, обеспечивает реализацию коммуникативной функции. Она служит потребностям  общества в общении: официальном или неофициальном. От звукового оформления зависит также эмоциональность  речи, что, в свою очередь, воздействует на слушателя.

     Устная форма речи отличается богатством интонационных возможностей. Интонация создается в результате повышения и снижения голоса, интенсивности, темпа и тембра речи, разных видов ударений, пауз. И наоборот, отсутствие в устной речи таких средств, как кавычки, запятая, тире, большая буква, могут  привести к трудностям в восприятии и понимании  высказываний.

     Письменная речь не имеет такого арсенала средств выражения мысли. В ее распоряжении  сравнительно небольшое количество графических знаков ( букв, пунктуационных знаков). Интонация письменной речи передается лишь порядком слов, их содержанием.

    Преимуществом письменной формы речи есть то, что  автор имеет возможность продумать свое высказывание, перестроить предложение, заменить слова, выражения, найти более удачные, обратиться к дополнительной литературе.

    Письменная речь , по мнению известного нейролингвиста   А.Р. Лурия, имеет  постепенный    темп, ежели устная, у автора имеется возможность  прочитать все написанное, проконтролировать. Это « делает  письменную речь могучим орудием  уточнения и  отработки процесса мышления».  «Поэтому,-говорит А.Р.Лурия,- письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет большое значение и для  формирования мышления».

    Во время изложения мыслей на письме не предусматривается знание ситуации адресатом,  а в распоряжении автора отсутствуют  неречевые   средства выражения мысли. Поэтому вся информация, которая излагается  в письменной речи, может опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств речи.

    У того, кто говорит, времени на шлифование  своей речи нет. Он должен говорить и думать одновременно. Такие условия  переплетения операций речевого акта приводят к ряду характерных особенностей устной речи: лексической неточности, синтаксической ограниченности словосочетаний и предложений, избегание причастных и деепричастных оборотов, создание длительных, ничем неоправданных пауз, наличие большого количества речевых ошибок.

    Однако соблюдение норм  произношения, удачный и быстрый подбор слов, правильное построение предложений имеет большое значение в речевом общении. Эффективность  его зависит также и от интонации говорящего.

     Интонационное оформление речи присуще не только устной ее форме. Именно интонация внутренней речи говорящего регулирует подбор слов и их синтаксическую организацию. Последствия этих операций определяется в устной или письменной форме изложения мыслей. Поэтому от уровня интонационных умений и навыков  зависит культура как устной , так и письменной речи младших школьников.

     Продуктом  устной и письменной речи является текст диалогического или монологического характера. Поэтому дидактической единицей  обучения как устной , так и письменной речи школьников  должен быть текст. Методически правильно организованная работа по наблюдению за его признаками, особенно интонационными, служит основанием для развития у школьников представлений  о дифференцированных признаках обоих форм речи, а также для формирования умения строить собственные связные высказывания.

     Потребность в систематической работе над интонацией в начальных классах обуславливается усложнением и расширением сферы речевой практики школьников

( составление устных и письменных связных высказываний, разных по типу и стилю речи).Неумение слушать( чувствовать)  и воспроизводить  интонацию во внешней и внутренней  речи негативно сказывается  на разъяснении учителем заданий по развитию  устной и письменной речи школьников.

     Как видим, интонация играет важную роль в потоке речи. Она приобретает  смысловое значение, прежде всего в передаче содержания высказывания, его самых тонких оттенков, служит средством  передачи  характера смысловых взаимосвязей элементов в  пределах высказывания , передает субъективное отношение говорящего к предмету мысли, к собеседнику, к фактам окружающей действительности. Как один из способов достижения экспрессивности речи, интонация, по мнению Н.И.Жинкина, «...увеличивает объем  сообщения, который приходится  на один лексический элемент, поскольку при этом сообщается  не только то, что в тексте, а и в подтексте». Стилистическая  специфика коммуникации передается прежде всего в интонации: ответ ученика на уроке, например, интонационно  отличается от общения с одноклассниками на перерыве. Для каждого функционального стиля характерно определенное интонационное оформление.

     Исследуя психологию устной и письменной речи, ученые неоднократно подчеркивали мысль о том, что интонация- один из важных компонентов высказывания.

     В методике обучения языку и развитию речи младших школьников проблема овладения устной речью, в частности  – интонацией- достаточно освещенная.

     Учителя начальных классов  несправедливо приуменьшают значение учебной работы  в этом аспекте, выделяя ей место только на уроках литературного чтения.

     Как свидетельствуют наблюдения за учебно-воспитательным процессом, такой подход не содействует развитию высокой культуры интонирования. Среди недостатков можно отметить следующие:

- специальная работа для усвоения школьниками специфических признаков устной речи осуществляется лишь во время изучения  материала, непосредственно помещенного в соответствующих  параграфах учебника;

- учитель  исправляет ошибки  прежде всего орфоэпического, лексического, грамматического характера, не обращая  надлежащего внимания  на интонационные ошибки;

- специальные упражнения и задания  на развитие интонационных умений и навыков  выполняются  в основном  при изучении  элементов синтаксиса.

    Результатом такой работы является однообразие и невыразительность речи большинства учащихся.

     Пауза, тон, темп, высота голоса, тембр – составные части интонации, которые служат оформлению смысла высказывания и его эмоциональных оттенков. Овладение этими средствами- сложное, но необходимое дело. Умение четко, выразительно высказывать свою мысль – это тоже и умение четко мыслить.

    Обучение интонации речи должно осуществляться с учетом ее взаимодействия с лексико-грамматическим  построением высказываний и их содержанием. Именно при таком подходе  можно разрешить задачи по развитию связной устной и письменной речи, которые стоят перед учителем начальных классов. Содержание учебных программ для учащихся начальных классов  ориентируют учителей на такие основные направления формирования интонационной культуры школьников:

- ознакомление учащихся с элементарными сведениями об устной и письменной речи;

- развитие умений правильно воспринимать эмоционально-оценочную информацию  выказывания, понимать значения общего тона, темпа, громкости голоса;

-формирование умений находить в тексте и отмечать голосом слова, необходимые для выражения  мысли;

- интонирование предложений, разных по цели высказывания;

- ориентирование речи на слушателя( собеседника), ситуацию,  учитывание темы, цели высказывания.

    В работе над развитием  связной устной  и письменной речи важно соблюдать определенную последовательность и систематичность, правильно подбирать комплексные  дидактические упражнения, органично объединяя грамматические, орфоэпические, тестовые задания с теми, которые развивают интонационные умения.

    Последовательность работы над интонационными умениями может складываться  из таких видов деятельности:

- наблюдения за интонационно правильным чтением учителя;

- прослушивание того же самого материала, прочитанного учащимися;

-  исправление неправильной интонации в чужой речи;

- упражнение в интонационно правильном чтении аналогичных примеров, предложенных учителем или учащимися. Сложной частью заданий могут быть и такие, которые бы  сосредотачивали  внимание учащихся  на содержании текстов, давали бы возможность понимать подтекст высказываний, их эмоциональную окраску.

    Поскольку речь является предметом обучения, то в основу  ее формирования ,коррекции и развития положены общедидактические принципы: научности систематичности, связи теории с практикой , наглядности ,прочности, сознательности,

 активности, доступности и ведущей роли учителя в учебном процессе.

   Коррекционная направленность уроков развития речи диктует необходимость использования  и специальных принципов обучения, сформулированных Л.Ф.Спировой. Под специальными принципами понимаются общие положения, руководствуясь которыми учитель-логопед выбирает средства и способы коррекции.

     В связи с тем, что объектом усвоения является речевая практика обучающихся, развитие средств общения, овладение детьми смыслом высказывания, к числу значимых специальных принципов коррекционного обучения относится функциональная направленность уроков развития речи. Это объясняется тем, что речевые возможности формируются и развиваются только в ходе интенсивной речевой деятельности обучающихся, которая в свою очередь, способствует приобретению и закреплению навыков и умений в грамматическом оформлении высказываний, в построении предложений в соответствии с задачей высказывания, т.е. использованию различных конструкций предложений в разнообразных ситуациях и доступном им контексте.

   В системе работы по формированию грамматически правильной речи центральным звеном является овладение умением составлять простое распространенное предложение, посредством которого  школьники учатся правильно выражать пространственные. Временные, объектные. Определительные и другие отношения. Одновременно обучающиеся познают и закономерности морфологического изменения слов и предложений. Усвоение законов синтаксиса и морфологии происходит на основе использования метода грамматических противопоставлений, дифференциации значений.

     В основу обучения также положен принцип комплексности, нелинейности овладения лексическим и грамматическим строем языка, т.е. работа по овладению лексической основой речи неразрывно связана с формированием морфологических навыков на синтаксической основе, так как только предложение является той единицей, которая позволяет выразить мысль.

     Специфическим является и следующий принцип : понимание значений изучаемых элементов структуры языка должно опережать включение их в активную речь в процессе общения. При этом максимальное внимание уделяется  развитию восприятия речи окружающих.

     Поскольку речь – это сложное системное образование, необходимо соблюдать последовательность усвоения языкового материала, речевых навыков и умений, дифференцировать требования к этому процессу. При определении этапов обучения речи в условиях глубокого ее недоразвития принципиальное значение имеет учет, с одной стороны, закономерностей развития речи у нормально говорящих детей, с другой- особенностей речевого развития и потенциальных возможностей в овладении языком детьми с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного воздействия.

     При этом приоритетным является принцип опережающего развития смысловой стороны речи. С учетом того, что реальные условия общения возникают обычно при определенной конкретной потребности что-то сказать, о чем – то спросить или ответить на вопрос, использование приема  создания проблемной ситуации в работе над развитием речи детей имеет большое значение.

В результате целенаправленных систематических занятий логопеда и учителя начальных классов по коррекции и развитию связной речи учащихся начальной школы наблюдается заметное улучшение состояния самостоятельной речи детей, увеличение объема активного словарного запаса и развитие грамматического строя речи. К окончанию учебного года многие ученики могут самостоятельно рассказать об определенном предмете или явлении, приобретают навык общения с окружающими людьми (как с одноклассниками, так и взрослыми – сотрудниками школы, родителями), с желанием рассказывают: чем занимались дома в выходные дни, что нового случилось у них в семье; не стесняются выражать свои мысли и впечатления.

Таким образом, можно утверждать, что коррекционно-развивающая логопедическая работа с учащимися начальной школы способствует не только общему развитию речи детей, но и повышению их мотивации к речевому общению с окружающими. Дети овладевают способами общения в обществе, что улучшает состояние коммуникативной стороны речи учащихся и будет способствовать их успешной социализации в современное общество.

Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок –  это дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...