Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
статья

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_igry_i_uprazhneniya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения
в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Поэтому одна из важнейших задач государственной политики в сфере образования - обеспечить реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на получение образования. Поэтому в наших школах не так давно появилось инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно этим обусловлена актуальность поиска наиболее эффективных методов обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Задержка психического развития (далее – ЗПР) рассматривается как одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период позволяет использовать большие диагностические возможности. Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Дети с ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев такая задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, что возможно только в условиях специального обучения и воспитания.

Низкий уровень сформированности познавательной сферы, а также эмоционально-личностная незрелость детей с ЗПР при сохранности анализаторов, которые необходимы для благоприятного развития речи, определяют его своеобразие в период начального обучения в школе. Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований и уже с первых дней не вписывается в атмосферу массовой школы. Дети с ЗПР не осознают себя учениками, не понимают мотивов учебной деятельности и ее целей, им тяжело организовать свою целенаправленную деятельность.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. На уроках дети с ЗПР, воспринимают учебную информацию более медленно, так же медленно ее перерабатывают, а для более полного восприятия им необходима наглядно-практическая опора и предельно развернутые инструкции. Так как словесно-логическое мышление также недоразвито, дети долго не могут освоить свернутые мыслительные операции.

В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием. Вследствие осознания своей «неуспешности», ребенок не хочет идти в школу, отказывается делать уроки, «ничего не слышит», ничего не помнит, «в одно ухо влетает из другого вылетает». Все это всечет за собой желание вернуться к более доступной для них деятельности – к игре.

Нередко даже самим учителям и родителям кажется, что ребенок просто ленивый, рассеянный, гиперактивный, просто не хочет учиться и слушаться, невнимателен, ничего не хочет и не умеет, не способен ни к математике, ни к русскому языку, ни к чтению, ни к изучению иностранных языков.

В чем же причина того, что дети с ЗПР могут казаться таким ленивыми, невнимательными и немотивированными к учебе? Мозг детей данной категории просто не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильных ощущений и т.д.

Младшие школьники с ЗПР испытывают значительные затруднения при выполнении письменных работ и в процессе чтения. У них наблюдаются все категории ошибок: искажение фактов, пропуск смысловых элементов, их повторы и усечение, нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов.

А как мы знаем, овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга, взаимодополняемости левого и правого полушария. Отсутствие же слаженности в работе двух полушарий – одна из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией.

Давайте вспомним, анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и целых предложений сосредоточены в левом полушарии. Анализируя и синтезируя речь, оно опирается на грамматические правила и на грамматическую информацию. Таким образом, в конечном итоге оно является устройством для абстрактного логического мышления. В нем хранятся логические программы, используемые нашим мышлением.

Однако любой логический анализ кодированной информации лишен всякого смысла, если нет возможности расшифровать ее значение. Без участия правого полушария этого сделать нельзя, так как значения слов известны лишь ему. Правое полушарие заведует и другой речевой функцией – эмоционально-интонационной окраской нашей речи, придавая ей однозначный смысл, соответствующий текущей ситуации. Интонации ограничивают излишнюю избыточность речи, придавая ей конкретный смысл, и тем самым исключают неправильную интерпретацию содержащейся в ней информации. Наконец, правое полушарие полностью обслуживает мыслительные функции и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне. Серьезно облегчающие общение жесты, которыми ребенок овладевает в раннем детстве, и жестовая речь глухонемых находятся в ведении правого полушария, точно так же, как пиктографическая и иероглифическая письменность. В общем, любая форма общения, основанная на обозначении отдельных понятий определенными знаками, использование которых не требует выработки сколько-нибудь сложных грамматических правил, будет осуществляться правым полушарием. Эти способности у правшей не нарушаются даже при самых обширных поражениях левого полушария.

Таким образом, образные конкретные представления о предметах и явлениях окружающего нас мира, хранящиеся в правом полушарии, как-то соединены с их словесными обозначениями, хранящимися в левом. Чтобы словами можно было пользоваться, полушария в процессе овладения речью должны поддерживать постоянный контакт.

Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников с ОВЗ, в том числе с ЗПР.

Многие исследователи утверждают, что плохая успеваемость в школе очень часто имеет неврологическую природу – мозг не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, используя нейропсихологические игры и упражнения, в том числе на коррекционных занятиях.

Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития этих процессов в норме и факторов, влияющих на это развитие и препятствующие ему.

Ввиду того, что дети с ЗПР прекрасно чувствуют себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для них учебной деятельности, коррекционная работа с использованием нейропсихологических игр и упражнений предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы, что позволит детям в дальнейшем самостоятельно овладевать различными умениями.

Нейропсихологические игры и упражнения подробно рассмотрены в трудах таких авторов, как Сиротюк А.Л., Емельянова Е.Н., Соболева А.Е., Семенович А.В., Воробьева Е.А., Ахутина Т. В., Величенкова О. А. и др.

В рамках данной статьи хотелось бы предложить Вашему вниманию подборку кинезеологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия, которые можно легко и в доступной форме использовать в качестве физкультминуток на коррекционно-развивающих логопедических занятиях и увлекательные игры-упражнения для работы при коррекции дисграфии. Хотелось бы обратить внимание на то, что данные упражнения крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях.

В свою работу логопед может включать как отдельные упражнения, так и составлять комплексы упражнений, включающих крупномоторные и мелкомоторные упражнения одновременно. Приведем пример данных упражнений.

  1. Упражнения для рук.

«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость.

«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения упражнения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.

«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.

«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.

«Швейная машинка». Левой рукой совершаются вращательные движения вперёд (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.

«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.

«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.

«Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.

  1. Крупномоторные упражнения.

«Снизу вверх, сверху вниз». Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перемещением рук снизу вверх (низ, пояс, плечи, верх) и сверху вниз (верх, плечи, пояс, низ).

«Рука догоняет руку». Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с попеременным перемещением рук: правая рука на пояс, затем левая - на пояс. Правая рука - на плечо, левая - на плечо, правая - вверх, левая - вверх. Встреча - хлопок над головой, руки разводятся через стороны вниз. Далее упражнение выполняется с левой руки.

По мере усвоения упражнения, меняется исходное положение - правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела, ноги вместе и под счет производится одновременное перемещение рук: правая - на плечо, левая - на поясе, правая - наверху, левая - на плечо. Правая опускается на плечо, левая - наверху, правая - на пояс, левая - на плечо, правая - внизу, левая - на поясе. Далее - с левой руки.

«Перекрёстные шаги». Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях ладонями вниз, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перекрёстным касанием ладонями колен. Движение плеча направлено с движением руки. Взгляд перед собой. Положение головы неподвижно. По мере усвоения упражнения, выполняется касание колен локотками.

«Пила». Исходное положение: дети встают в пары и держатся за руки крестообразно. Затем выполняются действия, имитирующие движения пилы (поочерёдно выдвигая вперёд то правую, то левую руку). Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.

«Перекрёстные прыжки». Исходное положение: стоя, руки расположены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь, руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вместе, руки в стороны. Выполняется под счёт.

По мере усвоения упражнения, упражнение усложняется. Исходное положение: руки вытянуты вперёд ладонями вниз, правая рука лежит сверху, ноги перекрещены, правая нога впереди. Чередование прыжков под счёт: ноги врозь, руки перед собой, ноги перекрёстно (поочерёдно впереди то правая, то левая нога) с аналогичным движением рук.

Помимо указанных выше упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, специалистами Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии предлагаются вниманию такие упражнения, которые направлены непосредственно на коррекцию специфических ошибок на письме, таких как пропуски, недописывание, перестановка букв и слогов, зеркальное письмо, замена букв и др.

«Волшебный диктант». В данном диктанте записываться будут только «проблемные» буквы, а все остальные буквы обозначаются точками. Упражнение направлено на устранение ошибок при смешивании букв по зрительному признаку: Петя – П*т*.

«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается без зрительного контроля ощупывать буквы, сделанные из различных материалов и называть их.

«Арабское письмо». Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Ведущий диктует слова, ребенок записывает их справа налево: Мальчик ест кашу. – Ушак тсе кичьлам.

«Письмо по-древнерусски». Позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными буквами, обозначая гласные точками: Девочка ест кашу. – Д*в*чк* *ст к*ш*.

«Неудачный робот». Ребенок становится роботом и записывает слова, диктуемые ведущим, в соответствии со своей программой: пишет только первые две буквы слов / только средний слог / только последние три буквы, остальные буквы обозначает точками. Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв, слогов и недописывания слов. Девочка ест кашу. – *****ка *ст **шу.

«Хлопни-топни». Упражнение позволяет устранять ошибки при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству. Ведущий диктует слова, ребенок в соответствии с инструкцией должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звонкий звук в начале слова, топнуть ногой – если услышит глухой звук. Чем больше жестов будет использовано, тем прочнее будет результат.

Эти и многие другие упражнения, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогут не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу логопеда, увлечь ребенка, сделать коррекционные занятия для него значительно интереснее и желаннее, повысив тем самым результативность работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб., Питер, 2008. – 96 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»)

Семенович А.В., Воробьева Е.А., Сафронова Е.В., Серова Л.И., Баринова Н.Д., Михалева О.Ю., Шегай В.М.. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. / Под редакцией проф. А.В. Семенович. –МГПУ Факультет коррекционной педагогики. Кафедра клинических основ специальной психологии и специальной педагогики. – М.: 2001.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера». – 80 с.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Сиротюк АЛ. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников

 Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -тивная функция.  От зн...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....