Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

 Михеева Татьяна Михайловна

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_disl._i_disgr_wecompress.com_.pptx367.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы Михеева Т.М.

Слайд 2

цель Поиск форм и методов коррекции речевых нарушений у младших школьников .

Слайд 3

задачи изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста ; выявить эффективные методы и способы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией подобрать дидактический материал для коррекционных занятий

Слайд 4

Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й Р Е Ч И ЧТЕНИЕ ПИСЬМО ДИСЛЕКСИЯ ДИСГРАФИЯ

Слайд 5

дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в ошибках стойкого характера Причины: наследственная предрасположенность органическое поражение головного мозга (травмы, опухоли, недоразвитие) соматические заболевания двуязычие социальная среда (дефицит речевых контактов) нарушения устной речи

Слайд 6

Как проявляется дислекия : замены и смешения звуков фонетически близких или графически сходных (Б-Д, П-Н, З-В) побуквенное чтение Р..А..К искажения звуко-слоговой структуры слова: Пропуски добавление перестановки пропуски слогов перестановки слогов нарушение понимания прочитанного замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА) аграмматизмы при чтении

Слайд 7

Классификация дислексии фонематическая семантическая аграмматическая оптическая мнестическая

Слайд 8

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках. искаженное написание букв (Э – С ) замены букв графически сходными ( в – д ) и фонетически сходными ( д –т ) искажения звукобуквенной структуры перестановки пропуски добавления персеверации слогов контаминации слогов нарушение слитности написания слов, искажение структуры предложения (ИЗТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯ ГРАЧИ) аграмматизмы на письме (МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ)

Слайд 9

Классификация дисграфии Артикуляторно-акустическая Акустическая Аграмматическая Оптическая На фоне нарушения языкового анализа и синтеза

Слайд 10

Направления работы Формирование звукопроизношения Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, представлений. Расширение словарного запаса. Развитие внимания, мышления, памяти. Формирование связной речи. Развитие пространственно-временной ориентировки. Развитие мелкой моторики. Развитие тактильных ощущений. Расширение «поля зрения» ребёнка .

Слайд 11

Виды заданий, направленные на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне: буквы; слога; слова; словосочетания; предложения; текста.

Слайд 12

задания Ориентировка на собственном теле (покажи …) 2. Ориентировка в пространстве (покажи правой рукой … возьми левой рукой … в правую руку ручку, а в левую – карандаш …) 3. Называние расположения предметов по отношению к себе 4. Пространственные соотношения между 2-3 предметами

Слайд 13

задания Срисовать букву по образцу и после кратковременной экспозиции Определить различия сходных фигур Узнай и назови заштрихованные буквы Выложи из палочек или спичек буквы: Л  А  И  Н  П  Т  Г  С  Б  В  Е  Э  Ж  К  Х

Слайд 14

Г Задания: Показать правильное написание буквы Зеркальное изображение букв Определить различие сходных букв Г В В Р В З В Ь В

Слайд 15

Задания : Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве П Н П И Т Г Ощупывание и узнавание рельефных букв , вырезывание , лепка , обведение контуров , письмо

Слайд 16

Задания: Выделить первый слог в названии картинок и составить из них слово МА - ШИНА , МА - ЛЫШ , КУ - БИК , ПА - ПА , ЛА - ДОНЬ , ЛА- МА , РУ - КА = МАМА КУПАЛА ЛАРУ Определить пропущенный слог в названии картинки: Изменить порядок звуков в слоге: ВА ДО ГА СУ УС

Слайд 17

Задания : Чтение по таблицам Запись под диктовку слогов Изменить ударение в слове А О У С Ш У О И А О С М Н Р У

Слайд 18

Задания: Четверостишия на преобразования слов, шарады С Ч над морем я летаю, с Г в машинах я бываю – ЧАЙКА –ГАЙКА Составление анаграмм – СТВОЛ = СТОЛ, ВОЛ, ТОЛ Игра «Кубик» - придумать слово из стольких звуков, сколько точек ( или какая цифра) Слова-загадки: К . . . . . . . ( да-нет ) Перевертыши НОС – СОН

Слайд 19

Задания: Ребусы

Слайд 20

Задания « Паззлы »

Слайд 21

задания Замени в данных сочетаниях последние слова, обозначающие предметы, словами-признаками. Вспомни, на какие вопросы отвечают слова-признаки. Образец: погода осенью — осенняя погода. шкаф для книг посуда из глины крыша из железа кольца из серебра шишка ели берег моря ветка клена пейзаж города лист берёзы варенье из брусники

Слайд 22

задания Восстанови предложения Падает липкий. Снег громко лает. Шарик. Четко прочитай предложения, выделяя голосом подчёркнутые слова. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку . Сегодня мы пойдём на рыбалку.

Слайд 23

Работы детей

Слайд 24

Работы детей

Слайд 25

Работы детей

Слайд 26

Работы детей

Слайд 27

Работы детей

Слайд 28

Список используемой литературы Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: «ВЛАДОС», 1999 Володина А.В. Альбом по развитию речи. – М. 2008. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: « Гуманит . изд. Центр «ВЛАДОС», 1997

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».

Тема урока по русскому языку  «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...

Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"

Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....