Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
статья по чтению по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности, призван защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании ребёнка, привить к нему вкус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной  компетенции  учащихся  посредством  использования  на уроках  «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

МО город Горячий Ключ, МОУ СОШ № 2

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности, призван защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании ребёнка, привить к нему вкус. Причин детского читательского негативизма  много. Одной из них, по-нашему мнению, является то, что школа рассматривает литературное произведение как средство для анализа и характеристики героев. Чаще всего на уроке чтения нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям; изучаемое произведение не мыслится как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему, субъективному «я».

Для того чтобы литературное чтение стало продуктивным, действительно воспитывало культурного читателя, необходимо владение особой технологией его  преподавания. В данном контексте нам близка технология формирования типа правильной читательской деятельности (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова). Она строится на деятельностном  подходе и позволяет учащимся быть со-творцами автора и создателями собственного продукта – нового литературного текста. Психологической основой любого творчества, в том числе и читательского, является воображение. С развития его и начинается читатель.

Проясняя на уроке собственное понимание каждого  произведения, ученик делает это не отдельно от других читателей, а в коллективной  деятельности, в кругу читателей-собеседников. Каждый урок литературного чтения  строится на коммуникативной основе, т.е. на принципах учебного диалога читателей о содержании и идейном замысле произведения. Опираясь на законы  коммуникативной дидактики, учитель организует учебную деятельность как определённое риторическое поведение, сочетающее внешнюю коммуникацию с автокоммуникатвиными процессами, в результате чего предметные  значения становятся значимыми для каждой личности. Коммуникативная дидактика обеспечивает ей высокую адаптивность к быстро меняющейся  социокультурной ситуации и толерантность  в отношениях с другими субъектами жизни. При этом происходит процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся, что представлено в следующей таблице.

Технология  формирования типа правильной читательской деятельности

(основные этапы урока и деятельности детей)

Формируемые коммуникативные умения

  1.  Работа с текстом до чтения

Антиципация (прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям и группе ключевых слов).

Понимать

Понимать точку зрения автора, используя ознакомительное чтение

  1. Работа с текстом во время чтения
  1. 1. Первичное чтение.

Самостоятельное чтение, выражение реакции на текст, проверка своих прогнозов о содержании и героях, рефлексия по поводу несовпадения.

  1. Перечитывание текста. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения.

Чтение подтекста произведения, постановка вопросов к автору.

Деление текста на смысловые  части. Составление плана.

Понимать

Самостоятельно использовать различные  виды чтения, приёмы слушания.

Доносить свою позицию

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Высказывать свою точку зрения.

Доносить свою позицию

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Понимать

Вести диалог с автором, ставить вопросы к тексту и  искать ответы на них. Отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа. Слушать других.

Понимать

Выделять главное, составлять план

  1. Работа с текстом после чтения

Выдвижение гипотез, формулирование аргументов и контраргументов. Корректировка своей точки зрения.

Участие в коллективной дискуссии

Доносить свою позицию

Отстаивая свою позицию, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Договариваться с людьми

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предвидеть последствие коллективных решений.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  1. Подведение итогов урока

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Доносить свою позицию

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Работая на протяжении многих лет по учебникам для чтения серии «Свободный ум», мы убедились, что система уроков, основанная на подобного рода принципах, даёт хорошие результаты.

Уже в первом классе, читая «Мою любимую Азбуку», дети приобретают опыт антиципации – умение предположить содержание текста по заглавию, по иллюстрациям, ещё до чтения произведения. А это ни что иное, как развитие воображения на этапе предчтения, направляющее внимание к самому тексту. В этот  момент и запускается механизм, именуемый «творчеством».

На втором этапе работы с текстом, при непосредственном чтении произведения, дети включаются  в активный творческий процесс, питаемый духовной энергией  слова. Важно научить юных читателей не пропустить это внутри себя, суметь настроить себя, как антенну, на получение сокровенных чувств, образов, воспоминаний, представлений.    

И, наконец, на третьем, заключительном этапе работы, а именно во время осмысления прочитанного, чрезвычайно важно мастерство учителя организовать работу с текстом таким образом, чтобы ученик делал открытия сам,  «проживал» это эмоционально, опираясь на свой жизненный опыт, богатство впечатлений и активность воображения.

        Мы различаем  три  уровня информации в художественном тексте: фактуальный (прямой ответ всегда содержится в тексте; отвечая на такой вопрос, ребёнок, как правило, цитирует текст), подтекстовый (ответ спрятан между строк) и концептуальный (совокупность  смысла и идеи текста). Мы настраиваем детей на то, что авторская позиция чаще всего спрятана в подтексте. Необходимо почувствовать её, «открыть» и осознать. Настоящим «моментом истины» мы называем ту минуту урока, когда кому-то удаётся найти суть авторской мысли. Всеобщий восторг и счастье в глазах детей ещё раз убеждают в том, что творчество и радость тождественны по своей сути.

Особенно полно раскрывает свой творческий потенциал ребёнок в игре. В своей практике мы часто используем «Путешествие вглубь строки». Эта игра направлена на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы. Читая, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащённым новыми мыслями и новыми чувствами. Игра состоит из ряда заданий, критериями оценки  выполнения которых служат оригинальность мышления, богатство фантазии, широкий спектр эмоций и чувств.  Не менее эффективна и любима детьми «Эстафета читательского творчества, или По следам прочитанного». Суть этой творческой игры в многовариантности рассказа о прочитанном произведении. Эстафета организуется вариантами начальных фраз высказываний, заранее предложенных учителем.  Главное здесь – субъективный характер чтения, именно то индивидуальное, что присуще ребёнку как читателю. Эстафета идёт по классу, создавая общую атмосферу творчества и интереса у детей и учителя.

        Оканчивая начальную школу, наш ученик умеет читать книгу в режиме диалога с автором (думает над смыслом слова, находит и задаёт вопросы, отвечает на них, проверяет себя, включает своё воображение, прогнозирует, соразмышляет и сопереживает). Ему понятна суть процесса «вчитывания» в текст, он сам активно и творчески участвует в нём. Фазиль Искандер, говоря о детском чтении и роли учителя в нём, дал такое определение таланта писателя: «Это количество контактных точек соприкосновения с читателем на единицу литературной площади». То же самое, но с обратной связью, можно сказать и о таланте читателя. Обеспечить наибольшее количество точек соприкосновения личности школьника с «единицей литературной площади» - это и значит пробудить интерес к чтению, ведь каждая точка способна вспыхнуть в сознании читающего искрой творчества, а значит, радости и наслаждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

В данной работе представлена единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности....