технология формирования типа правильной читательской деятельности
методическая разработка по теме
Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Автор: Наталия Николаевна Светловская
Технология формирования типа правильной читательской деятельности – это «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг…»
Цель технологии: формирование личностного и ценностного отношения к чтению.
Достоинства технологии:
- применима самостоятельно вне урока;
- возрастосообразна и доступна;
- ориентирована на развитие творческой личности;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания текста на уровне смысла.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Работа с текстом до чтения 5-10 мин. | 1. Антиципация чтения. 2. Появление целей урока. | 1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональ-ной направленности в соответствии с их возрастом. 2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. | 1.(Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, иллю-страцииям, с опорой на читательский опыт опре-деление смысловой, тема-тической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного. |
2 этап
Работа с текстом во время чтения 15-20 мин. 3 этап Работа с текстом после чтения 10-15 мин. | 1. Первичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. 3. Беседа по содержанию в целом. 1. Концептуальная беседа по тек- сту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с загла- вием, иллюстра- циями. 4. Творческие за- дания. | 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися – дома или в классе, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. 2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности (фактуальных и подтекстовых) с учётом художественных особенностей текста и возможностей учащихся. Краткий попутный комментарий текста учителем, в том числе словаря текста. Деление текста на смысловые части, постановка уточняющего вопроса к каждой части. Возможно попутное составление плана, работа над пересказом, выполнение заданий в учебной тетради. 3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предполо-жений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
1. Постановка концептуального вопроса к тексту (возможно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста, его концепта (совокупности смыслов). 2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материала-ми учебника, дополнительными источни-ками. 3. Организация обсуждения смысла загла-вия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 4. Выбор творческого задания, направлен- ного на коррекцию читательских эмоций, включение творческого воображения, на осмысление содержания прочитанного, на развитие внимания к художественной форме. Обоснованность выбора задания общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Дифференциация заданий, выбор орга-низационной формы их выполнения. | 1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с програм-мными требованиями к качеству чтения (техника и осмысление чтения) Проверка своих пред-положений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. 2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разга-дать» авторские подсказки в тексте. 3. Развёрнутые и краткие ответы, элементы пере- сказа, выразительного чтения. Определение темы текста. 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргумен-тов, корректировка своей точки зрения. (Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуаль-ного уровня. 2. Характеристика личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает ? В чём особенность его взгляда на мир? и т. д.) Корректировка своих первоначальных представле-ний о писателе.
Работа с дополнитель-ными источниками информации (учебник, учебная тетрадь, словарь и пр.)
3 . 3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопостав-ление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Выполнение творческого задания (в том числе, и в учебной тетради) самосто-ятельно, под руководством учителя, в паре, в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-51000.jpg)
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117197-1349448289.png)
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375902-1388835018.jpg)
Мастер-класс: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
Мастер-класс по программе "Школа-2100" проведён для учителей четвёртого класса на районном методическом объединении. Знакомит с новой технологией работы на уроках литературного чтения по учебник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427333-1396113620.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-796578-1465401415.jpg)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Представлены методы технологии продуктивного чтения...