технология формирования типа правильной читательской деятельности
методическая разработка по теме

Сиротина Светлана Валентиновна

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_vystupleniya_tip_chteniya_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

               

Автор: Наталия Николаевна Светловская

Технология формирования типа правильной читательской деятельности – это «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг…»

Цель технологии: формирование личностного и ценностного отношения к чтению.

Достоинства технологии:

- применима самостоятельно вне урока;

- возрастосообразна и доступна;

- ориентирована на развитие творческой личности;

- развивает умение прогнозировать результаты чтения;

- способствует достижению понимания текста на уровне смысла. 

Этап урока

       Содержание

                     Деятельность педагога

  Деятельность   детей

 

1 этап

    Работа

 с текстом

 до чтения

  5-10 мин.

1. Антиципация

    чтения.

2. Появление   целей  урока.

1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональ-ной направленности в соответствии с их возрастом.

2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся  к работе.

1.(Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, иллю-страцииям, с опорой на читательский опыт опре-деление смысловой, тема-тической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного.

2 этап

   

Работа

  с текстом

   во время

    чтения

  15-20 мин.

3 этап

   Работа

с текстом

после чтения

 10-15  мин.

1. Первичное чтение текста.

2. Перечитывание

    текста.

3. Беседа по

содержанию в целом.

1. Концептуальная

    беседа по тек-   сту.

2. Знакомство с

    писателем.

3. Работа с загла-

   вием, иллюстра-

   циями.

4. Творческие за-

    дания.

1. Выбор вида первичного чтения

(самостоятельно учащимися – дома или

 в классе, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста,

возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

    Выбор способа выявления первичного восприятия  (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.  Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления  первичного восприятия.

    Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

     Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности (фактуальных и подтекстовых) с учётом художественных особенностей текста и возможностей учащихся.

      Краткий попутный комментарий текста учителем, в том числе словаря текста.

    Деление текста на смысловые части, постановка уточняющего вопроса к каждой части.

     Возможно попутное составление плана, работа над пересказом, выполнение заданий в учебной тетради.

3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предполо-жений учащихся с окончательными выводами по тексту.

    Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения.

    Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (возможно, как проблемного).

Организация коллективной дискуссии.     Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской

позицией.

     Формулирование основной идеи текста, его концепта (совокупности смыслов).

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материала-ми учебника, дополнительными источни-ками.

3. Организация обсуждения смысла загла-вия, выбор формы  обсуждения.

    Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

4. Выбор творческого задания, направлен-  ного на коррекцию читательских эмоций,

включение творческого воображения, на осмысление содержания прочитанного,

на развитие внимания к художественной форме.  Обоснованность выбора задания общей художественной  задачей  текста, особенностями литературного развития учащихся.

     Дифференциация заданий, выбор орга-низационной формы их выполнения.

1. Самостоятельное чтение

(слежение, слушание)

 в соответствии с програм-мными требованиями к качеству чтения (техника и осмысление чтения)

     Проверка своих пред-положений о содержании и героях текста, рефлексия:

почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения.

    Проявление внимания к суждениям  товарищей, стремление найти  и «разга-дать» авторские подсказки в тексте.

3. Развёрнутые и краткие

ответы, элементы пере-

сказа, выразительного

чтения.

Определение темы текста.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргумен-тов, корректировка своей точки зрения.

       (Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуаль-ного уровня.

2. Характеристика личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает ? В чём особенность его взгляда на мир? и т. д.)

    Корректировка своих первоначальных представле-ний о писателе.

       

         Работа с дополнитель-ными источниками информации (учебник, учебная тетрадь, словарь и пр.)

   

3

.  3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею.

    Соотнесение текста с   иллюстрациями, сопостав-ление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Выполнение творческого задания (в том числе, и в учебной тетради) самосто-ятельно, под руководством учителя, в паре, в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Мастер-класс: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

Мастер-класс по программе "Школа-2100" проведён для учителей четвёртого класса на районном методическом объединении. Знакомит с новой технологией  работы на уроках литературного чтения по учебник...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...