Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
статья на тему

Забалуева Юлия Вячеславовна

Представлены методы технологии продуктивного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

имени А.П. Румянцева

г. Пикалево

Открытое заседание научно-методической кафедры учителей начальных классов «Педагогические технологии, используемые при построении урока в информационно образовательной среде»

Технология формирования типа правильной читательской

деятельности (технология продуктивного чтения)

Учитель начальных классов

Забалуева Ю.В.

Пикалево

2016

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

Эпиграф выбран мною неслучайно. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается  постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.

В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

 

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":

В – вопрос (найди, задай);

О – ответ (ответь на этот вопрос);

П – проверка (проверь точность своих предположений).

 

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

2.Комментированное чтение

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Приемы прерывания чтения обучающихся:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

 

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

Использование антиципации

1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

  • коричневый — о животных;                           треугольник – стих-е
  • желтый — о детях;                                           круг - сказка
  • зеленый — о природе;                                     прямоугольник - рассказ
  • красный — о Родине;                                       квадрат - УНТ
  • голубой — о приключениях, о фантастике;  ромб - басня

например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

Методические приемы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

Ниже приведена подробная структура технологии продуктивного чтения.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку

2. Концентрация

внимания детей

3. Общий план

действий

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

– знаю, что буду делать;

– понимаю, хочу делать или нет;

– думаю, что могу сделать.

Этап I. Работа

с текстом до чтения

1. Проверка домашнего задания

2. Актуализация

знаний, появление темы, проблемы урока

3. Антиципация

чтения

4. Появление целей урока

1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость

проверки, активность способа,

соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание

возможности для учащихся

корректировать свою работу,

формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради),

их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Организация подготовки

учащихся к чтению текста,

прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в

соответствии с их возрастом.

4. Постановка целей урока с

учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,

психологической) готовности

учащихся к работе.

1. Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с

использованием ранее изученного и освоенного инструментария.

2. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. Определение смысловой,

тематической, эмоциональной

направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени

автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Этап II. Работа

с текстом во время чтения 

1. Первичное чтение текста

2. Перечитывание

текста (в случае

необходимости)

3. Беседа по содержанию в целом

1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтение

учителем; вслух или про себя)

с учётом специфики текста,

возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления

первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных

впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью

смежных видов искусств) с учётом особенностей текста,

возрастных и индивидуальных

возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием

последующей работы, внесение необходимых корректив.

2. Целевое обоснование этапа,

связь с результатами выявления первичного восприятия.

Организация медленного

«вдумчивого» чтения, диалога

с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов

разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых

вопросов с художественными

особенностями текста и возможностями учащихся.

Краткий и ёмкий комментарий

текста.

Деление текста на смысловые

части и постановка уточняющего вопроса к части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том числе и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования

текста.

3. Обобщение прочитанного.

Выявление совпадений первоначальных предположений

учащихся с окончательными

выводами по тексту.

Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его

выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих

вопросов.

1. Самостоятельное чтение

(или чтение слежение, чтение

слушание) в соответствии с

программными требованиями

к качеству чтения (осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение

выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: «Почему

прогноз оказался неточным?

Какой информации оказалось

недостаточно?» и т.д.

2. Умение включаться в диалог

с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать

свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему

текста.

Этап III. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа по тексту

2. Знакомство с

писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. Творческие задания.

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии

(в том числе и проблемной).

Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами

учебника, дополнительными

источниками.

3. Организация обсуждения

смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на

художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста,

особенностями литературного

развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез,

формулирование аргументов,

контраргументов. Умение корректировать, изменять свою

точку зрения.

Выделение основной идеи

текста, его концептуального

уровня (самостоятельное).

2. Умение дать характеристику

личности писателя на основании прочитанного («Какой он?

Что его привлекает в мире,

в людях, а что отталкивает?

В чём особенность его взгляда

на мир?» и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия

«писатель (создатель)», «автор

(герой произведения)», «рассказчик (повествователь)».

Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь,

словарь и пр.).

3. Определение «характера»

заглавия: что оно отражает –

тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со

взглядом художника.

4. Выполнение (творческого)

задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно,

под руководством учителя, в паре, в группах.

Подведение

итогов урока

Аргументированное оценивание качества состоявшегося

чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился …», «Я ещё не очень хорошо читаю

выразительно, мне надо …»).

Перечисление своих действий:

читали рассказ (ФИО автора) «…» (название произведения)

и т.д. Демонстрация главного

итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

Домашнее задание

Творческое задание

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Заучивание наизусть.

Работа по развитию речи.

Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.

Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...