Формирование коммуникативных УУД у первоклассников
статья (1 класс) по теме

Козулина Светлана Борисовна

В данной работе рассмотрена методика проверки сформированности коммуникативных УУД у первоклассников, а так же способы их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_uud.docx17.39 КБ
Файл kommunikativnye_uud.pptx239.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение основная общеобразовательная

 школа № 19 станицы Александроневской

муниципального образования Выселковский район

Подготовил:

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19

станицы Александроневской Козулина Светлана Борисовна

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией  как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как способ передачи информации посредством речи.

Остановимся подробнее на второй группе коммуникации как кооперации. Содержательным ядром этой группы является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение ориентироваться на партнера по деятельности. Проще говоря, речь идет об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации. Развитие данной способности часто запаздывает,  и многие дети приходят в школу имея склонность работать индивидуально, не обращая внимания на партнера. Неумение договариваться, принимать иную точку зрения, является причиной большинства школьных конфликтов.

Коммуникативные навыки формируются в процессе групповой работы, которую можно проводить на уроке. Однако нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. В этом случае целесообразно проводить специальные тренинговые занятия по формированию коммуникативных УУД руководством учителя. Один из вариантов таких занятий разработан психологом Галиной Анатольевной Цукерман.

Задание «Рукавички»

Цели:

  1. Умение детей договариваться, приходить к общему мнению, умение убеждать, аргументировать;
  2. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,
  3. Взаимопомощь по ходу рисования
  4. Эмоциональное отношение к совместной деятельности

Оцениваемые УУД:

Коммуникативные действия

Возраст: 6,6 – 7 лет

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами и анализ результатов

Оборудование: силуэты рукавичек, карандаши, краски.

Задание:

    Украсить рукавички одинаково, так , чтобы они составили пару (на правую и левую руку)

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства рукавички

Уровни оценивания

  1. Низкий уровень: в узорах явное различие или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки или форма некоторых деталей совпадают, но имеются некоторые различия
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие.

Коррекция

  1. Индивидуальная беседа с парой, у которой не получились одинаковые рукавички с целью поиска ответов на вопросы: «В чем различия между рукавичками. Почему не получилась пара?»
  2. Совместный с учителем поиск способов взаимодействия.
  3. Исправление различий (если возможно) совместными усилиями)

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности  со сменой ролей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинговое занятие Коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 2

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман ) Цели: Умение детей договариваться, приходить к общему мнению, умение убеждать, аргументировать; Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, Взаимопомощь по ходу рисования Эмоциональное отношение к совместной деятельности

Слайд 3

Методика проведения Оцениваемые УУД : Коммуникативные действия Возраст: 6,6 – 7 лет Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами и анализ результатов Оборудование: силуэты рукавичек, карандаши, краски.

Слайд 4

Методика проведения Задание: Украсить рукавички одинаково, так , чтобы они составили пару (на правую и левую руку)

Слайд 5

Критерии оценивания Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства рукавичек

Слайд 6

Уровни оценивания Низкий уровень: в узорах явное различие или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки или форма некоторых деталей совпадают, но имеются некоторые различия Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие.

Слайд 7

Коррекция Индивидуальная беседа с парой, у которой не получились одинаковые рукавички с целью поиска ответов на вопросы: «В чем различия между рукавичками. Почему не получилась пара?» Совместный с учителем поиск способов взаимодействия. Исправление различий (если возможно) совместными усилиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников

Как  помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми....

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Формирование коммуникативной сферы первоклассников

Сегодня  в школу поступает все больше детей с неготовностью в интеллектуальной сфере: недостаточно развито внимание, память, умение сравнивать, классифицировать. Также слабо развита волевая сфера...

Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников

Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования отношения младшего школьника к окружающему миру,  отношения к себе, к другим, поз...

Выступление - мастер-класс Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.

В этом выступлении содержатся приёмы работы с первоклассниками в адаптационный период....