Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Голышева Татьяна Николаевна

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные умения и коммуникативное поведение у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Методические рекомендации в работе с  детьми  с ОНР.

  « Особенности коммуникативных умений и коммуникативного поведения»

  Развитие коммуникации является одним из основных видов деятельности во все возрастные периоды развития ребенка в целом.  

Коммуникативность - это врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

 Коммуникативная компетентность - это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

На всех этапах развития ребенка его непосредственное взаимодействие с взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: материальном (предметном), моторном (двигательном) и информационном (коммуникативном). 

 Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности. Именно коммуникация, основным средством, которого является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности.

Поскольку основным средством коммуникации в норме является слово (речь), то вполне понятно, что в случаях речевой патологии будут нарушаться все функции речи, в том числе коммуникативная.

Особенности речевого общения детей с ОНР приводят к убеждению, что в большинстве случаев у детей не происходит самостоятельного овладения системой коммуникативных умений.

Всё это выдвинуло необходимость в определении направлений и приёмов коррекционно-педагогических воздействий на активизацию речевой деятельности детей с ОНР.

     Находясь в условиях школы-интерната дети волей-неволей находятся в тесном взаимодействии друг с другом, с коллективом взрослых. Это взаимодействие может быть как позитивным, продуктивным так и нерезультативным. В школе сама ситуация постоянного контакта с учащимися несет в себе возможность прививать им необходимые навыки саморегуляции, самообладания, рациональных способов общения. Трудность здесь не в самих приемах, а в том, чтобы учащийся захотел принять эту помощь от педагога.

  Говоря о взамодействии  реб-реб,  реб-взр, надо отметить, что мы постоянно работаем  над своей речью, демонстрируя воспитанникам  эталоны правильного  грамотного и уважительного общения.

      Работа над формированием коммуникативных умений осуществляется постоянно, во всех режимных моментах и во всех житейских ситуациях.

Опыт работы за последние два года показал, что наиболее эффективными методами в формировании коммуникативных умений и способностей у наших воспитанников является метод использования игровых технологий.

В этом направлении были поставлены следующие задачи:

I. Учить детей доброжелательно относиться к друг другу в игре.

обращаться к друг другу по имени;

использовать в речи этикетные стереотипы (будь любезен, пожалуйста, спасибо, будь другом, не мог бы ты...);

разрешать возникающие конфликты мирным путём;

помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские взаимоотношения.

II. Развивать умение самостоятельно организовывать игру.

выбирать ведущего с помощью (жеребьёвки, считалки);

уметь договариваться о ходе игры;

учить договариваться об изменениях в игре;

учить подвести итоги игры;

учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры.

Игры по формированию коммуникативных способностей проводились в системе и были разделены на 5 блоков:

1. Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.

Кто говорит?” Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие

“Угадай, кто это” Цель: развивать внимание, наблюдательность
“Пожелание” Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению
“Комплименты” Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
“Закончи  предложение” Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

2.Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

“Ласковое  имя” Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
“Разговор  по  телефону” Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
“О  чём  спросить  при  встрече” Цель: учить детей вступать в контакт.
“Вопрос  —  ответ” Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
“Прощай” Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

3. Игры на развитие навыков невербального общения.

“Как  говорят  части  тела” Цель: учить невербальным способам общения.

“Зоопарк” Цель: учить невербальным способам общения.
“Сделай  подарок” Цель: учить невербальным способам общения.
“День  наступает, всё  оживает...” Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
“Здороваемся  без  слов” Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении

4. Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот” Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
“Эхо” Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

“Руки  —  ноги” Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
“Удержи  предмет” Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
“Змея”
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

5. Игры на телесный контакт

“Дрозды” Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

“Возьмёмся  за  руки,  друзья” Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
“Рисунок  на  спине” Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
“Ручеёк” Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
“Руки  танцуют” Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать

  В ходе коррекционного часа мы создаём условия, способствующие желанию детей общаться. Но прежде всего в работе по формированию общих речевых навыков, особое внимание обращаем на технику речи: преодолеваем нарушения речевого дыхания, отрабатываем артикуляционные упражнения.

А вот добиться изменения эмоционального состояния ребёнка значительно сложнее, чем, добиться усвоений знаний, умений, формирования навыков.

Поэтому большое внимание уделяем развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку довербальная коммуникация – основа для развития вербальной.

Обучение детей восприятию и выражению основных эмоций начинаем с мимической гимнастики. Детям предлагаем традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п., которые проводим индивидуально с зеркалом  и в парах и сочетаем с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).

В мимике дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость, испуг) путём подражательной деятельности. С этой целью мы разыгрываем несложные этюды с комментированием взрослого.
Игра «Зеркало» - детям предлагается представить, что они зашли в магазин зеркал. Одна половина детей – «зеркала», другая – разные зверюшки, «зверюшки» ходят мимо «зеркала», прыгают, строят рожицы, «зеркала» должны точно «отражать» движения и выражения лиц «зверюшек».

«Два барана», «В комнате смеха», «Король Боровик» и обучаем дошкольников самостоятельному показу основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств.

Развитию пантомимики мы также уделяем большое внимание, развивая в детях способность, распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Это повышает интерес к занятиям, расширяет эмоциональный опыт детей и позволяет раскрепоститься замкнутым детям, повысить творчество.

 После исполнения этюдов организовываем совместное обсуждение увиденного. Мы придаём особое внимание обогащению словаря детей выражениями, обозначающими различные эмоциональные состояния человека (злой, добрый, сердитый, радостный).

Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводим лингвистическим играм. Использование словесных игр направлено на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что, несомненно, стимулирует их  собственную речевую активность.

Нами проводятся игры «Слова-неприятели», «Назови слов по его толкованию», «Слова-приятели», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Кто скажет больше?», «На что похоже?», «Доскажи словечко», «Жили – были, два братца – Почему и Потому», «Отгадай кличку» целью которых является актуализация и активизация словаря, развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия.

Говоря о работе по развитию коммуникативной компетенции необходимо более подробно сказать о таком направлении воспитательной работы как развитие речевой и письменной коммуникации.

Владение говорением означает достижение элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей воспитаннику умение в наиболее типичных ситуациях повседневного общения:

устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;

сообщать и запрашивать информацию;

побуждать партнера к неречевым и речевым действиям;

выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;

обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку зрения;

выражать чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и побуждать собеседника к выражению своих чувств (отношений)

Для этого проводятся специально организованные занятия, в ходе которых моделируются различные жизненные ситуации, требующие ведения диалогов различного характера:

Диалогическая речь

Виды диалога

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

Приветствовать и ответить на приветствие;

представиться, представить другого;

попрощаться;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

начать, поддержать и закончить разговор;

вежливо переспросить;

выразить благодарность и отреагировать на нее;

согласиться  /не согласиться с чем-либо;

выразить радость/огорчение.

Диалог-расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Диалог-побуждение

Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить;

дать совет и принять /не принять его;

высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

пригласить к действию/взаимодействию и согласиться /не согласиться принять в нем участие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться  /не согласиться с ним;

выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

выразить сомнение, неуверенность;

выразить одобрение/неодобрение.

Общение детей нашего контингента отмечается обедненностью активного словаря, неумением правильно строить фразы, выражать интонационные оттенки в речи. В силу неуверенности, тревожности многие воспитанники стесняются выступать на публике с какими-либо сообщениями, рассказами . В этом направлении мы тоже проводим работу. В ходе занятий воспитанникам предлагаются следующие задания:

Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- Сообщать фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, -ие)? Зачем? - сочетая предложения в правильной логической последовательности.

Рассказ

- Рассказывать о себе (своем друге, школе, городе/селе);

- выражать при этом свое мнение, свою оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует/огорчает! И др.

Описание

- Описывать природу, город/село, внешность …, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный/страшный, хорошо/плохо, длинный/короткий, высокий/низкий и пр.

Характеристика

- Давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме .Например: Моя подруга очень симпатична. У нее голубые глаза, темные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Мне она очень нравится.

     Для развития элементарной коммуникативной компетенции, связанной с письменной речью,  проводятся следующие виды занятий, на которых дети учатся

1) заполнять простую анкету, формуляр с основными сведениями о себе (имя, фамилия, место и дата рождения, место проживания и др.);

2) писать поздравительную открытку к праздникам.

3) написать личное письмо (о себе, друге, учебе, интересах, праздниках и др.), используя основные правила его оформления, в том числе и этикетные (с опорой на образец); допускается обращение к словарю; возможны отдельные орфографические ошибки, не искажающие смысла написанного.видео

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭТО БОЛЬШАЯ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ И МНОГОГРАННАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНО - ВСЕМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И РАБОТНИКАМИ ШКОЛЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей.

Данная презентация предназначена для проведения праздника осени в начальной школе....

Методическая разработка урока английского языка в 2-ом классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Тема: Формирование коммуникативных умений в учебной ситуации "Сладкоежка (A Sweet Tooth)".

Урок в 2 классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных(аудирование и говорение) и письменных (чтение и пись...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ - «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

Представленные методические рекомендации – это перечень различных видов  работ по развитию процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ...

Методическая разработка урока английского языка во 2-ом классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Тема: Формирование коммуникативных умений в учебной ситуации "Сладкоежка (A Sweet Tooth)".

Методическая разработка к уроку во 2 классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и...