Главные вкладки

    Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

    Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.

    Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:

    • дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
    • трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
    • ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
    • искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.

    Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.

    Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

    Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

    Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.

    Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:

    • дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
    • трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
    • ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
    • искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.

    Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.

    Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

    Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.


    1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

    «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    Коррекционно-развивающий курс «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.

    Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников, через основные направления: психодиагностика; психокоррекция; психопрофилактика; психопросвещение и консультирование.

    Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка.

    Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.

    Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.

    Коммуникативное развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса, подразумевает:

    • овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и расширения знаний об окружающем мире;
    • развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях;
    • формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении.

    Коррекционный курс направлен не только на коммуникативное, но и на эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.

    Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с РАС уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативного развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.

    Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.

    Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с РАС в общество.

    Таки образом, коррекционный курс направлен на преодоление коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации, а также на коррекцию эмоционального развития школьников с РАС. Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими. Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта. Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.


    1. Описание места коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    в учебном плане

    В соответствии с индивидуальным планом ФИО обучающегося, класс, обучающегося/обучающейся по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) на 2019-2020 учебный год в классе возрастной нормы на дому, коррекционно-развивающий курс «Развитие познавательной сферы и формированию коммуникативного поведения» в 4 классе по 2 часа в неделю (68 часов в год).


    1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье обучающегося. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.

    Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:

    • соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
    • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
    • непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
    • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
    • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

    Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.


    1. Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающихся, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

    1. Личностными результатами занятий являются следующие умения:
    • развивать познавательные интересы;
    • ознакомить учащихся с внутренним миром личности;
    1. Метапредметными результатами занятий является формирование:
    • умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
    • проговаривать последовательность действий на занятиях;
    • учиться высказывать свое предположение (версию);
    • познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
    • умение находить ответы на вопросы;
    • делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом;
    • оформлять свои мысли в устной форме;
    • слушать и понимать речь других.

    1. Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    Развитие ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

    Ощущение (14 часов)

    Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое и т. д.). Дидактические игры и упражнения: «Сухое – влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь».

    Измерение веса разных предметов на весах. Дидактические игры и упражнения: «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов», «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?».

    Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный –светлый, вредный – полезный). Дидактические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Противоположности», «Полезно – вредно», «Соедини рисунки». «Выбираем противоположности».

    Восприятие (8 часов)

    Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

    Память (11 часов)

    Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

    Внимание (13 часов)

    Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

    Мышление (20 часов)

    Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия. Формирование мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.

    Воображение (2 часа)

    Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.


    1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения»

    Ким Михаила ученика 4 класса Г

    № п/п

    Разделы и темы

    Основные виды учебной деятельности

    Количество занятий

    Ощущения

    Научить: различать виды ощущений, определять качества предметов.

    14

    Восприятие

    Научить: сопоставлять, группировать предметы по форме, цвету, размеру.

    8

    Память

    Развить объем и устойчивость слуховой, зрительной, двигательной памяти

    11

    Мышление

    Сформировать умение: находить и выделять признаки предметов, сравнивать предметы.

    20

    Воображение

    Развить навык сосредоточения и устойчивости внимания.

    2

    Внимание

    Развить внимания и его характеристик: устойчивость, концентрация, переключение, распределение.

    13

    Итого

    68


    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект. Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.

    Развивающая предметно - пространственная среда позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально - волевой сферы.

    Зона для проведения диагностических, коррекционно - развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

    • магнитно-маркерную доску;
    • стол детский;
    • стулья детские;
    • дидактические пособия и игры по возрастам;
    • детская художественная и познавательная литература;
    • набор диагностических методик стимульный материал;
    • канцелярские принадлежности.

    Консультативная зона включает в себя:

    • набор диагностических методик;
    • психологическая литература для родителей и педагогов;
    • стимульный материал для проведения диагностики.

    Релаксационная зона представлена сенсорным оборудованием:

    • тактильная дорожка;
    • фиброоптический душ;
    • акустическая тактильная панель;
    • световой стол для рисования песком на ножках;
    • фиброоптический тоннель;
    • ковровое покрытие и др. оборудование.

    В кабинете также имеются:

    • игрушки, способствующие установлению эмоционального контакта с детьми;
    • комплексы наглядных дидактических пособий и материалов для психолого педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
    • шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

    Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

    Рабочая программа по развитию познавательной сферы (индивидуальные занятия)

    Рабочая программа по развитию познавательной сферы (индивидуальные занятия)...

    Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)

    Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

    Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)

    Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

    Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

    Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

    Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...