Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.

Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:

  • дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
  • трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
  • ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
  • искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.

Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.

Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.2_formir_kommunikativ_poved.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный мир. По мере освоения ребенком средств коммуникации, его интеграция в обществе становится все интенсивнее, и социализация проходит успешно. Нарушение социального взаимодействия и средств коммуникации приводит к искаженному развитию и является особенностью детей с РАС.

Для детей с расстройством аутистического спектра являются характерными следующие признаки:

  • дефицит социально-эмоциональной взаимности. Неспособность инициировать социальное взаимодействие и реагировать на поступающий из вне социальный контакт. Снижение эмоционального обмена и способности реагировать.
  • трудности в установлении и поддержании социального контакта. Трудности распознавания контекста в коммуникации.
  • ограниченный, фиксированный круг интересов, характеризующихся сильной привязанностью к чему-либо.
  • искаженное восприятие сенсорной информации. Реакция на поступающую сенсорную информацию характеризуется избыточностью или недостаточностью.

Программа коррекционно-развивающего курса предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Нарушения коммуникации у детей с аутизмом как правило обусловлены нарушениями социального взаимодействия. Ребенок-аутист не способен регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: он не может показать на предметы, которые привлекают его внимание; у ребенка имеются некоторые трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; затруднено распознавание эмоционального состояния других людей.

Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально - волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения.

Цель коррекционно-развивающего курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативной сфер посредством индивидуальных занятий.


  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

«Формирование коммуникативного поведения»

Коррекционно-развивающий курс «Формирование коммуникативного поведения» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.

Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников, через основные направления: психодиагностика; психокоррекция; психопрофилактика; психопросвещение и консультирование.

Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка.

Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.

Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.

Коммуникативное развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса, подразумевает:

  • овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и расширения знаний об окружающем мире;
  • развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях;
  • формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении.

Коррекционный курс направлен не только на коммуникативное, но и на эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.

Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с РАС уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативного развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.

Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки, ролевых отношений.

Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с РАС в общество.

Таки образом, коррекционный курс направлен на преодоление коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации, а также на коррекцию эмоционального развития школьников с РАС. Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими. Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта. Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.


  1. Описание места коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»

в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО обучающегося, класс, обучающегося/обучающейся по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2) на 20____-20____ учебный год в классе возрастной нормы, коррекционно-развивающий курс «Формированию коммуникативного поведения» в (1-11) классе по 2 часа в неделю (68 часов в год).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»

Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье обучающегося. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.

Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:

  • соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
  • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.


  1. Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающихся, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

  1. Личностными результатами занятий являются следующие умения:
  • развивать познавательные интересы;
  • ознакомить учащихся с внутренним миром личности;
  1. Метапредметными результатами занятий является формирование:
  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
  • умение находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других.

  1. Содержание коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»

Развитие навыков социального взаимодействия.

Самопознание «Какой Я?» (3 часа)

Дать понятия «человек», «личность». Показать и доказать неповторимость каждого человека.

Дать понятие «внешний вид», значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на рабочем месте. Отличие поведения мальчиков и девочек.

Мир эмоций «Я и эмоции» (9 часов)

Распознавание различных эмоциональных состояний, отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения, демонстрация подходящих к случаю жестов, рассматривание разных поз людей в различных ситуациях, прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

Дать понятия «жест» и «мимика» в устной речи.

Позитивное общение «Мой язык общения» (12 часов)

Дать понятия «диалог», «общение»,
«уважение». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.

Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.

Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

Развитие ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Ощущение (2 часа)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое и т. д.). Дидактические игры и упражнения: «Сухое – влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь».

Измерение веса разных предметов на весах. Дидактические игры и упражнения: «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов», «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?».

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный –светлый, вредный – полезный). Дидактические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Противоположности», «Полезно – вредно», «Соедини рисунки». «Выбираем противоположности».

Восприятие (2 часа)

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование. Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

Память (2 часа)

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

Внимание (2 часа)

Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Мышление (2 часа)

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия. Формирование мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.

Воображение (2 часа)

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционно-развивающего курса «Формирование коммуникативного поведения»

Семенюк Анны ученицы 2 класса Е

п/п

Темы

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

Самопознание «Какой Я?»

Сформировать у обучающегося умение познавать самого себя.

3

Мир эмоций «Я и эмоции»

Научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.

9

Позитивное общение «Мой язык общения»

Научить подбирать нужные этикетные и речевые формулы приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы.

Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка).

Проигрывание ситуаций из реальной жизни.

12

Ощущения

Научить: различать виды ощущений, определять качества предметов.

2

Восприятие

Научить: сопоставлять, группировать предметы по форме, цвету, размеру.

2

Память

Развить объем и устойчивость слуховой, зрительной, двигательной памяти

2

Мышление

Сформировать умение: находить и выделять признаки предметов, сравнивать предметы.

2

Воображение

Развить навык сосредоточения и устойчивости внимания.

2

Внимание

Развить внимания и его характеристик: устойчивость, концентрация, переключение, распределение.

2

Итого

36


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект. Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.

Развивающая предметно - пространственная среда позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально - волевой сферы.

Зона для проведения диагностических, коррекционно - развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитно-маркерную доску;
  • стол детский;
  • стулья детские;
  • дидактические пособия и игры по возрастам;
  • детская художественная и познавательная литература;
  • набор диагностических методик стимульный материал;
  • канцелярские принадлежности.

Консультативная зона включает в себя:

  • набор диагностических методик;
  • психологическая литература для родителей и педагогов;
  • стимульный материал для проведения диагностики.

Релаксационная зона представлена сенсорным оборудованием:

  • тактильная дорожка;
  • фиброоптический душ;
  • акустическая тактильная панель;
  • световой стол для рисования песком на ножках;
  • фиброоптический тоннель;
  • ковровое покрытие и др. оборудование.

В кабинете также имеются:

  • игрушки, способствующие установлению эмоционального контакта с детьми;
  • комплексы наглядных дидактических пособий и материалов для психолого педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...

Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...

Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2...