Главные вкладки

    Перспективное планирование по гражданско - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Логинова Ольга Васильевна

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по гражданско – патриотическому воспитанию

    в старшей группе  на 2015 – 2016 учебный год

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Работа с детьми и родителями

    Сентябрь

    «Мой любимый детский сад»

    Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

    познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

    Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

    Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

    Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

    Продолжать знакомить детей с загадками и стихами.

    Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.

    Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.

    Фото – книга «Как мы в садике живем».

    Экскурсия по детскому саду.

    Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».

    Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».

    Пальчиковая игра «Дружба».

    Пение песен и чтение стихов о детском саде.

    Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

    Октябрь

    «Моя семья»

    Формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям

    Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

    Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

    Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.

    Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье.

    Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

    Рисование на тему «Моя семья»

    Сюжетно-ролевая игра «Семья»

    Ноябрь

    «Наш город»

    Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях.

    Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

    Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

    Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

    В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни.

    Расширять словарный запас детей.

    Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». 

    Экскурсия к реке Обь. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

    Декабрь

    «Что за праздник Новый год?»

    Расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

    Рассматривание иллюстраций с изображением новогодних утренников.

    Изготовление новогодних игрушек с родителями.

    Подготовка и украшение группы к празднику.

    Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка»(вместе с родителями)

    Новогодний утренник.

    Январь

    «Природа родного края»

    Учить видеть красоту природы зимой.

    Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

    Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

    Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе.

    Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

    Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года»

    Рассматривание картин «Времена года». Слушание классической музыки из цикла «Времена года». Рисование. Чтение  пословиц и поговорок  о погодных условиях.

    Февраль

    «Сильны и могучи богатыри славной Руси»

    Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

    Учить называть различные виды войск.

    Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

    Воспитывать гордость за свое Отечество.

    Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

    Слушание в записи былин об Илье Муромце, МикитеСеляниновиче, Никите Кожемяке.

    Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

     Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

    Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

     «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница».

    Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

    Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

    Март

    «Добрая, милая мама»

    Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.

    Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей.

    Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.

    Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

    Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).

    Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой.

    Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений  о матери (Ю. Яковлев «Мама»).

    Беседа «О маме».  Игра «Мамины помощники».

    Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».

    Апрель

     «Наши космонавты»

    Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.

     Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать  любознательность.

    Подвижные игры «Самолеты на посадку»,

    Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).

    Разминка «Ждут нас быстрые ракеты».

     Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

    Аппликация - оригами «Ракета».

    Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».

    Май

    «Этот день Победы».

    Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

    Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

    Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

    Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

    Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность

    Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции:  проводы в армию»,  «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям  родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы



    Предварительный просмотр:

    Сентябрь

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема: «1 сентября – День Знаний»

    Задачи: Повышение  интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи. (1, с. 50; 3; )

    Тема: «Красна изба»

    Задачи: Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, её расположением, материалом, из которого строится. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. (12, с.16)

    Литературный день «Мы читаем Л.Н.Толстого»

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    12 сентября – День художников в России.

    Задачи: познакомить детей с выдающимися художниками России и их картинами, вызвать в них чувство гордости за свою страну.

    • Экскурсия в школу на праздничную

    линейку,

    чтение стихов о школе В. Степанов «Первое сентября», рассказов, отгадывание загадок,

    Д/и «Что положу в портфель?»

    • «В сентябре лето кончается, осень начинается»» Беседа о характерных признаках сентября. Заучивание поговорки: «Сентябрь без плодов не бывает» «Родная земля» №2, с.4)
    • Рассказ воспитателя о пшеничной кукле
    • Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка». Цель: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.

    • Выставка книг автора
    • Чтение произведений автора
    • Выставка рисунков к произведениям автора

    - рассматривание картин известных художников

    - Приготовить иллюстрации для рассматривания о школе. Цель: самостоятельно рассмотреть, обсудить, высказать свое мнение о школе;

    - Приготовить алгоритм и детали для игры  «Построй избу». Цель: самостоятельно построить избу, используя алгоритм.

    - С/р игра «Школа» Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

    -самостоятельное рассматривание и чтение книг

    Атрибуты для с/р игры «Школа»

    Макет избы, предметы домашнего обихода, хозяйственная утварь

    -портреты художников, репродукции картин

    Привлечь родителей к экскурсии в школу на праздничную линейку.

    -принести книги Л.Н.Толстого на выставку

    Тема: «Мир вокруг нас»

    Задачи: формировать у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. (7, 19)

    Тема: «Путешествие по реке времени – «Древность»

    Задачи: познакомить детей с жизнью первобытных людей, их жилищем, одеждой и пр.

    • Беседы о разных странах, их жителях;
    •  знакомство с глобусом,
    • чтение стихов и сказок авторов разных стран,
    • п/и детей разных стран,
    • д/и «Кто в какой стране живет»
    • путешествие по реке времени

    - Внести в группу альбом с фотографиями людей разных  национальностей.  Цель: самостоятельно рассмотреть и прочитать национальность.

    - С/р игра «Путешествие».  Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

    Глобус, карта мира, Атрибуты для с/р игры «Путешествие»

    «река времени» (бумажный лист размером 50х160)

    Иллюстрации с изображением жизни первобытных людей

    Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для

    игры «Путешествие»;

    Тема: «Разноцветные люди»

    Задачи: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, толерантность. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях , населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

    • Фотовыставка «Разноцветные люди».  
    • Рисование «Разноцветные дети».
    • Чтение стихотворения Р. Сеф «На свете все на все похоже»

    - Разложить иллюстрации с изображением людей с разным цветом кожи, но с отличительным признаками: разное настроение, возраст, пол, хобби.  Игра «Найди отличие» Цель: самостоятельно догадаться и разложить картинки по отличительному признаку.

    - Приготовить карточки дли игры «Четвертый лишний» Цель: найди лишнего и объясни почему.

    Фотографии людей разной национальности

    Сбор копилки картинок   с изображением людей разной национальности

    Тема: «Наша страна – Россия».

    Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»

    • Беседы о Родине,
    • чтение стихотворений В. Степанова «Что мы Родиной зовём», «Необъятная страна», «Наш дом»
    • пословицы и поговорки,
    • рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, (см. плакаты «Тундра», «пустыня»,
    • выставка рисунков «Моя Родина»

    - Приготовить для каждого листы с картой России.

    Дать задание: рассмотри и поставь точку приблизительно в том месте, где находится твой город. Напиши название города.

    Плакаты с климатическими природными зонами и животный мир, населяющий их.

    Энциклопедии о животных.

    -нарисовать дома с детьми рисунки на тему «Моя Родина»



    Октябрь

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема: «Как  жили славяне» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков,  с условиями их быта и культурой.

    Тема: «Одежда славян»

    Задачи: расширение представлений об одежде славян. Познакомить  с назначением: будничная, праздничная, свадебная, траурная.

    Тема: Путешествие по «реке времени» - «Старина»

    Задачи: продолжить путешествие, формировать представления детей об жилище и одежде славян во временном отрезке «Старина»

    • Беседы об историческом прошлом России,
    • чтение русских былин,
    • пословицы и поговорки о Родине.
    • Знакомство с русским народным костюмом,  
    • с предметами русского народного быта,
    • фольклорный праздник «Весёлая ярмарка»
    • «Октябрь – зазимник» Беседа о характерных признаках октября. Заучивание поговорок: «Тает октябрьский день, не привяжешь за плетень», «Октябрь покроет землю, где листком, где снежком»
    • «Чудо - дерево» Рассказ об узорах на орудиях труда и домашней утвари, на воротах и наличниках - огонь, земля, воздух, вода. Отгадывание загадок.
    • народная игра «Лапти», «Венок» (см. в картотеке)
    • река времени

    Приготовить раскраски  с изображением мальчика и девочки в русских национальных костюмах. Цель: самостоятельно раскрасить картинку, в соответствии с расцветкой народного костюма.

    предметы русского народного быта, изба,

    иллюстрации славян в русских народных костюмах;

    кукла в русском народном костюме

    Пошив русских народных костюмов для детей.

    Изготовление головного убора для девочек – повязка.

    Тема: «Богатыри земли русской»        

    задачи: обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

    Литературный день. «Мы читаем Михалкова С.В.»

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    • Беседы о русских богатырях,
    •  чтение былин, легенд, (15, с70)
    • русские народные подвижные игры.
    • Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской».
    • Театрализованные игры.
    • Пословицы «Кто наступит на землю русскую – оступится»

    • Вставка книг
    • Выставка рисунков к произведениям

    - Рассматривание картин русского художника В.М.Васнецова «Богатыри» с изображением богатырей. Цель: рассмотри и запомни, во что одеты богатыри. Назови.

    Самостоятельное чтение книг

    Иллюстрации с изображением богатырей, аудиосказки с былинами;

    -принести книги на выставку

    Тема: « Русские народные промыслы»  

    Задачи: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

    Тема: «Тряпичные куклы»

    Задачи: Познакомить с историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку.

    • Беседы о русских промыслах,
    • русские народные подвижные игры,игры с дымковскими , богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками.
    • Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
    • Рассматривание образцов Хохломы, Гжели и т.д
    • Мини-музей тряпичных кукол

     - Приготовить тряпочки и нитки, карточки с алгоритмом изготовления тряпичных кукол. Цель: самостоятельно, используя свой опыт и знания, полученные на занятии, сделать куклу.

    - Приготовить вылепленные фигурки игрушек из глины. Цель: самостоятельно расписать игрушку.

    - приготовить настольные игры  «Ремесла», «Народные промыслы». Цель: самостоятельно собирать изделия народных мастеров, не путая  тот или иной промысел. (Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки и пр)

    Музей матрешки

    Разместить в уголке декоративно-прикладного искусства  народные игрушки, тряпичные куклы

    Попросить родителей принести кусочки ткани для изготовления куколок,

    Тема: «Покров» Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками. 

    Задачи: рассказать о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель».

    Праздник «Капуста именниница»

    Задачи: дать детям представление о характерных ля октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках, продолжить знакомство с предметами обихода – тяпка деревянное корытце. Приобщать к русской национальной культуре.

    Литературный день «Мы читаем С.А. Есенина»

    Задачи: познакомить детей с великим русским поэтом, воспевающим Родину и родную природу, и его произведениями.

    • Исполнение частушек,
    • русской народной песни «Во поле березонька стояла»,
    • знакомство с русскими народными инструментами: гусли, дудочка.

    • Разучивание стихотворений, песен, игр .

    • Выставка книг автора
    • Выставка рисунков к произведениям автора

    -приготовить раскраски с народными инструментами

    Цель: самостоятельно определить название инструмента, раскрасить, в соответствии с образцом.

    Русские народные инструменты, частушки, записи русских народных песен

    Корыто, тяпка,

    Алгоритм соления капусты,

    Привлечение родителей на праздник,

    пригласить бабушек для рубки капусты для салата – угощение для детей после праздника

    -принести книги со стихтворениями С.А.Есенина на выставку


            Ноябрь        

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема: «Климатические зоны России»

    Задачи: формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; воспитывать патриотические чувства

    Тема: «Путешествие по реке времени» - «Старина»

    Задачи: продолжать формировать представления детей о жизни людей в старину, об их занятиях, промыслах. Учить сравнивать и анализировать.

    • Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», У кого какой домик»
    • Чтение стихотворений В. Степанов «Таёжная картинка», «Байкал», «Праздник в тундре», «На Дальнем Востоке», «На Камчатке»,
    • Информационный проект «А знаете ли вы? Интересные факты из жизни животных»
    • «Ноябрь – ворота зимы» Беседа о характерных признаках ноября. Разучивание поговорок, толкование смысла: «Ноябрьские ночи до снега темны», «В ноябре зима с осенью борется»

    - приготовить игру «Угадай с какого дерева листок» Цель: самостоятельно определить какой лист, с какого дерева.

    -  Приготовить игру «Рассели зверей» Цель: самостоятельно определить и разместить животных в своей климатической полосе.

    Географическая карта России, атлас,

    Плакаты природных зон России, экологические игры,

     

    Раздать задание для подготовки информации к проекту «А знаете ли вы?»

    Папка-передвижка «Какие месяцы в году?»: «Ноябрь»

    Тема: «Жизнь людей на Севере»

    Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

    • Беседы о жизни северных народов
    • Чтение стихотворений, рассказов
    • Тематическое рисование.
    • Изготовление жилища чукчи – яранга
    • Изготовление дома из «снежных» кирпичей – иглу.

    - Приготовить раскраски с жителями Севера. Цель: самостоятельно рассмотреть и раскрасить  одежду  чукчей и эскимосов в соответствии с образцом.

    - С/р игра «Путешествие на Север» Цель: Цель: понаблюдать за умением детей действовать в соответствии с выбранной ролью, умением вести ролевой диалог.

    Иллюстрации с изображением животного мира, растительного мира, жителей Севера – чукчей, дом чучкчей – яранга

    Кукла  в национальной одежде

    Попрросить принести мех для изготовления яранги.

    Тема «Русский лес – чудесный лес»

    Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса средней полосы России. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

    Литературный день. Мы читаем С.Я. Маршака.

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    • Чтение рассказов М.Пришвина «Лесные гости»
    • Беседы о жизни животных в лесу
    • Рассматривание иллюстраций
    • Чтение стихотворений
    • Проектная деятельность «Птицы нашего края»

    • Выставка книг С.Я.Маршака
    • Устроить выставку рисунков к произведениям С.Я. Маршака.

    - приготовить в речевом центре мнемотаблицу о животных. Цель: самостоятельно составить описательную загадку о животном, обитающем в средней полосе России.

    -

    Плакат «Природные зоны «Смешанный лес»

    Иллюстрации животных и растений

    Красная книга

    Дать задание изготовить альбом «Птицы нашего края»

    -принести книги Маршака на выставку

    Тема: «Что такое заповедник?»

    Задачи: познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.

    Тема: «Малая Родина. За что мы любим свой город»

    Задачи: Уточнить представления детей о родном городе.  Формировать понимание выражения «Моя малая Родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства.  Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

    • Беседы о заповедниках России.
    • Экскурсия в Ильменский государственный заповедник
    • Рассматривание иллюстраций редких животных.
    • Информационный проект «Собери Красную книгу»
    • Экскурсия по родному городу
    • Проектная деятельность «Фоторепортаж «Мой любимый город»
    • Выставка рисунков «Мой Миасс»
    • Экскурсия в краеведческий музей родного города

    - С/р игра «Экскурсия в заповедник» Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, увиденного.

    - приготовить открытки с видами родного города Цель: самостоятельно рассмотреть достопримечательности родного города

    -приготовить листы и карандаши. Дать задание: нарисуй свой двор, напиши свой адрес и дату своего рождения.

    -приготовить в уголке чтения стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» Задание: прочитай стихотворение и назови приметы малой родины, описанные в нем.

    «Красная книга»,

    Альбомы с изображением животных и растений,

    Набор камней, набор открыток «Ильменский заповедник»

    Привлечение родителей к помощи организации экскурсии и сопровождении в заповедник, краеведческий музей

    Дать родителям задание : подобрать информацию о редком животном , оформить вместе с ребенком и принести .

    Декабрь

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема: «Голубые реки России»

    Задачи: познакомить детей с названиями крупных  рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

    • Беседы о реках России
    • Рассматривание иллюстраций
    • Чтение стихотворений В. Степанов «На Волге», «Байкал»
    • Чтение рассказов о жизни речных обитателей

    -приготовить открытки с видами рек России. Задание: самостоятельно рассмотреть и запомнить название реки.

    Географическая карта, фотографии с изображением рек, карточки с названием рек,

    -принести фотографии с изображением «Как мы отдыхали» на озере или у реки.

    Тема: «Какие народы живут в России»

    Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию:  русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

    • Беседы о многонациональной России,
    • Рассматривание иллюстраций, фотографий
    • Чтение стихотворений, художественной литературы
    • Подвижные игры разных народов РФ
    • Чтение сказок народов России.

    -приготовить раскраски «Народы России» и образец костюма. Задание: самостоятельно раскрась по образцу костюм и назови, чей костюм

    Карта с изображением национальностей , населяющих Россию;

    -принести иллюстрации народов, живущих в России в народных костюмах;

    Тема: «Государственные  праздники России: Новый год»

    Задачи: рассказать о праздниках. Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный».  Способствовать развитию познавательной активности, повышать интерес к истории и культуре нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу.

    • Чтение стихотворений, сказок и рассказов.
    • Выставка книг «Новогодний калейдоскоп»
    • Творческий проект «Сочини сказку «Новогодние приключения».
    • Выставка поделок
    • Мастерская Деда Мороза

    -приготовить  листы «С Новым Годом!» и карандаши. Дать задание: самостоятельно нарисуй новогоднюю открытку

    Книги про Новый год;

    Украшения; елка; плакаты новогодние, Дед Мороз и Снегурочка, альбом «Новый год в других странах»

    -поучаствовать в проектной деятельности «Новогодний калейдоскоп» (сделать поделки на новогоднюю тему

    -принести книги про Новый год на выставку

    «Декабрь – шапка зимы»

    Задачи: познакомить детей с характерными признаками декабря. Воспитывать любовь к природе.

    Литературный день «Мы читаем Э.Н.Успенского»

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    • Разучивание поговорки: «В декабре – семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет».
    • Отгадывание загадок
    • Чтение стихотворений, рассказов.

    • Выставка книг
    • Выставка рисунков к произведениям автора
    • Чтение книг

    -приготовить в уголке рисования раскраски. Дать задание: самостоятельно раскрась зимнюю картинку.

    Иллюстрации с изображением природы зимой,

    - принести книги Э.Н.Успенского на выставку

    -принести книги с произведениями Михалкова


    Январь

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    1 января  - день памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси, заступника мужичьего. Цель: Познакомить с жанром – былина. Чтение детям былины «Илья Муромец». Выучить пословицу: «Хоть умри, а со своей земли не сходи».

    Тема: «Великий церковный праздник – Рождество»

    Задачи: Познакомить с историей этого праздника, с обычаями и  традициями. Активизировать словарь: Богородица, дары, волхвы, ясли, пост.

    Тема: «Путешествие по реке времени – Наше время»

    Задачи: вспомнить историю жилища и бытоустройства, обсудить как живет человек сейчас в наше время,

    • Беседа о характерных признаках января «Месяц январь – зимы Государь».
    • Разучивание поговорки: «Вот так месяц – ломонос: береги свой нос!»
    • Посетить «Рождественскую выставку» умельцев города  в Доме народного творчества п. Строителей
    • Инсценировать «Рождественскую сказку»

    • Чтение сказки Р.Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»

    -приготовить раскраски с богатырем. Дать задание: самостоятельно дорисуй оружие и раскрась богатыря, глядя на образец

    - приготовить шаблоны для изготовления ангелочков из бумаги Цель: самостоятельно сделать ангелочка из бумаги, ориентируясь на карточку-схему.

    -приготовить раскраски в уголке ИЗО. Дать задание: самостоятельно раскрасить рождественскую картинку, аккуратно и красиво.

    Картины русских художников с изображениями богатырей;

    Илья Муромец

    Рождественская елка;

    Атрибуты и куклы к «Рождественской сказке», рождественская музыка

    -прочитать дома детям былины

    Привлечь родителей к сопровождению детей в Дом народного творчества;

    -привлечь родителей к изготовлению атрибутов к «Рождественской сказке»

    Тема: Государственные символы России – флаг, герб, гимн.

    Задачи: закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

    Тема: «Путешествие по реке времени» - «История огня»

    Задачи: «осветить»  все жилища людей на всех остановках. Поговорить о том как люди добывали огонь, рассмотреть карточки, найти их место на реке времени.

    • Беседы о государственных символах России;
    • Прослушивание гимна;
    • Наблюдения во время прогулок, где можно увидеть , на каких зданиях, государственные символы;
    • Чтение стихотворений В. Степанова «Герб России», «Флаг России»
    • Игра «Узнай наш флаг»
    • Игра «Узнай наш герб»
    • Изготовления герба группы «Гномики»
    • Чтение рассказа в стихах С.Маршака «Вчера и сегодня»

    - Приготовить изображения государственных символов России. Цель: самостоятельно рассмотреть и запомнить, что изображено на символах.

    - Приготовить игру «Собери символ России». Цель: самостоятельно собирать герб России, и выкладывать российский флаг, соблюдая очередность цветов (белый, синий, красный)

    Гимн, флаг, герб РФ,

    Портрет президента,

    Д/и «Собери слово о Родине», «Собери флаг», «Собери герб»

    Дать родителям задание рассмотреть государственные символы с детьми, прослушать гимн, поучить слова гимна.

    -принести иллюстрации разных осветительных приборов разного времени

    Тема: Знаменитые спортсмены России»

    Задачи: познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах  сорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны» Объяснить детям, что значит слово «патриот».                                                                                  

    Спортивный праздник «Олимпийские игры»

    Цель: создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. Прививать любовь к спорту и физкультуре, интерес к предстоящим Олимпийским играм в Сочи, к спортивным соревнованиям. Закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

    • Рассматривание иллюстраций из журналов и газет;
    • фотовыставка
    • подвижные спортивные игры на улице;
    • Разучивание стихотворений
    • Проектная деятельность «Что я знаю о спорте»
    • Беседы о видах спорта;

    - Рассматривание альбомов с  фотографиями видов спорта. Цель: самостоятельно рассмотреть и назвать вид спорта.

    Фотграфии знаменитых спортсменов России

    Дать задание родителям собрать и оформить  сообщение «Виды спорта»;

    порекомендовать просмотр дома спортивных программ

    Февраль

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога  с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема:  «Моя семья»

    Задачи: Познакомить с историей семьи, что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи, познакомиться с семейными традициями. Воспитывать патриотические чувства ребенка, расширять представления о мире.

    Тема: «История моей семьи»

    Задачи: поговорить об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность), подвести детей к выводу,  что время как река, течет только вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было давным-давно. Отправиться в путешествие в прошлое своей семьи

    Тема: «Путешествие по реке времени – история сухопутного транспорта» Задачи: отправиться в воображаемое путешествие по реке времени, дополнить  остановки подходящим транспортом

    • Беседы о семье «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Братская любовь крепче каменной стены»
    • Разучивание пословиц и поговорок «Изба детьми весела», «Хоть тесно, да лучше вместе», «Человек без сестер и братьев  - одинокое дерево»
    • Проектная деятельность «Родовое дерево»
    • Проектная деятельность «Герб моей семьи»
    • Чтение и анализ сказки «советы отца»
    • Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Родовое дерево»
    • Рассматривание  и обсуждение ситуаций «Хорошо – плохо»
    • Чтение стихотворения С.Маршака  «Колеса»

    -разместить в речевом уголке мнемодорожку «Моя семья» Цель: самостоятельно рассказывать о своей семье, развивать связную речь.

    - приготовить чистые листы и цветные карандаши. Создание рисунка « Моя семья» Цель: самостоятельно выбирать изобразительные средства и рисовать свою семью.

    - приготовить таблицы «Уроки гусиной семьи» Цель: самостоятельно составить рассказ по картинкам и раскрасить их.

    - приготовить карточки с заданием «Разные корзинки» Цель: самостоятельно прочитать слова в корзинках, зачеркнуть рисунок, который не нравится, составить предложения с понравившимися словами.

    Альбом с гербами семей;

    Картинки с изображением разных ситуаций в семье;

    Картина «Родовое дерево»

    Карточки-метки с изображением сухопутного транспорта разных времен

    поучаствовать в проектной деятельности «Герб моей семьи». Придумать и составить герб семьи.

    - проектная деятельность «Родовое дерево» Составить родовое дерево свое

    -порекомендовать родителям почитать Д.Барри «Питер Пэн и Венди» (о мальчике, который не хотел взрослеть)

    Тема: «Города России»

    Задачи: познакомить детей с такими городами РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.

    • Фотовыставка «Города России»
    • Чтение литературных произведений о городах России
    • Рассматривание иллюстраций с видами
    • Городов
    • Беседа «Города России». Цель: дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов»

    - приготовить занимательные  карточки «Города» Наша Родина – Россия

     Цель: самостоятельно собрать из трех карточек целую картинку и определить,  какой это город. Рассмотреть герб и достопримечательность этого города.

    Фотографии с изображением городов;

    Альбом с презентациями крупных городов России; д/и

    Попросить родителей принести фотографии городов, в которых они бывали вместе с

    детьми.

     Тема: «День защитников Отечества»

    Задачи: формировать чувство уважения к Вооруженным  силам России, к подвигу  наших соотечественников по защите Родины.

    Тема: «Путешествие по реке времени – история мореплавания и воздухоплавания» Задачи: обсудить, как люди передвигались по воде в древности, в старину, в настоящее время.

    Литературный день «Мы читаем А.Барто»

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    • Праздник «День защитников Отечества»
    • Изготовление подарков для пап и дедушек,
    • Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
    • изготовление газеты «Мой папа  - солдат»
    • чтение стихотворения Б.Заходера «Если мне подарят лодку», М.Салье «Синдбад – мореход», Д.Свифт «Путешествия Гулливера»

    • Выставку книг А.Барто
    • Выставка рисунков к произведениям

    -приготовить атрибуты к с/р играм «Пограничники», «Моряки», «Разведчики»

    Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

    -приготовить раскраски – открытки «День защитника Отечества»

    Цель: самостоятельно раскрасить праздничную открытку для папы и написать ему поздравление.

    Выставка книг «Об армии»;

    Иллюстрации с изображением солдат разных родов войск;

    Песни про папу

    «Река времени», карточки – метки для реки времени с изображением  транспорта

    Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетных игр.

    Пригласить папа на праздник в честь Дня защитника Отечества

    Праздничное чаепитие

    принять участие в оформлении газеты: «Мой папа (дед, дядя) служил в армии». «Мой папа (дед, дядя) военный».

    Тема: «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»»

    Задачи: средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы.

    Тема: «Волшебные узоры – венок»

    Задачи: познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи – венок.

    • Занятие-развлечение;
    • Беседы о масленичной неделе; символическом значении блинов;
    • Спортивные состязания;
    • Чучела Масленицы
    • Устроить в группе «Ярмарку товаров народного творчества»
    • Народные  игры «Карусель», «Ледяные ворота», «Ручеек», «Гори, гори ясно»

     -приготовить алгоритм и тряпочки «Изготовление куклы масленицы»

    Цель: самостоятельно делать куклу, ориентируясь на образец.

    Фотографии и иллюстрации с празднованием Масленицы;

    Алгоритмы с изготовлением тряпичных кукол;

     Тряпичные куклы;

    Привлечение родителей к масляничным гуляниям, катание на лошадке, напечь блинов на праздник

    Дать родителям задание: изготовить и принести  поделки для «Ярмарки»

    Март

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    Тема: «мамин праздник»

    Задачи: воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

    Тема: «Волшебные узоры – куст в вазе»

    Задачи: познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи – куст в вазе»

    Литературный день «Мы читаем К.И.Чуковского»

    Задачи: познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

    Тема: «Путешествие по реке времени – История письменности»

    Задачи: познакомить детей со способами записи в древности, с историей возникновения алфавита,

    • Утренник «Мамин день»;
    • Рассматривание фотографий знаменитых россиянок;
    • Изготовление подарков для мам и бабушек;
    • Фотовыставка «Моя мама (бабушка)»
    • Рисование на темы «Моя мама»
    • Беседа «Март – утро года» Познакомить с характерными признаками марта. Разучить поговорку:  «Март – югом веет, старого греет, а иногда и морозом хвалится»
    • Выставка книг писателя
    • Выставка рисунков к произведениям К.И.Чуковского
    • Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит»

    -приготовить  раскраску-открытку для мамы. Цель: самостоятельно дорисовать праздничную открытку для мамы и написать ей поздравление.

    -приготовить карточки со стихотворениями Я. Аким «Мама» Цель: самостоятельно прочитать и выучить стихотворение

    -приготовить атрибуты к с/р «Дочки – матери» Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

    Создание практических ситуаций «Бабушка устала», «Помощь маме»

    Фотографии мам, бабушек

    Поздравительные плакаты

    -Пригласить мам и бабушек на праздник,

    -Организовать выставку семейных фотографий «Мамы разные нужны» (о профессиях мам)

    - выучить с детьми стихотворения к празднику

    -принести книги К.И.Чуковского на выставку

    «Весеннее новогодье» - 14 марта . Беседа о дне Евдокии Весновке – по этому дню погоду на весну  и лето загадывают.

    «Жавороночки прилетите к нам!» - 19 марта. Рассказ воспитателя о дне весеннего равноденствия.

    «Благовещенье – третья встреча весны» Рассказ воспитателя  о Благовещенье. Чтение заклички: «Синички – сестрички, тетки – чечетки….!»

    • Рассматривание иллюстраций  с  изображением жаворонков из теста
    • Конструирование из бумаги «Птички»
    • Лепка из песочного теста жаворонков.

    - приготовить соленое тесто и алгоритм изготовления птичек. Цель: самостоятельно сделать из теста птичку, ориентируясь на алгоритм.

    Иллюстрации  с изображением жаворонков;

    Песочное тесто;

    Привлечь родителей к приготовлению  песочного теста.

    «Вербное воскресенье»

    Задачи: рассказать о вербе и вербном воскресении.

    «Православная Пасха»

    Задачи: рассказать  о религиозном празднике, ввести в речь новые слова:  воистину, воскресение, кулич, пасха, благая весть, пасхальное яйцо.

    • Проведение народных игр «Верба – вербочка»
    • Выставка «Православная Пасха»

    - приготовить листочки с нарисованной веткой  и краски «Ветка вербы»

     Цель: самостоятельно нарисовать вербу, используя прием пальчиковой живописи.

    -приготовить раскраски с изображением пасхальных яиц. Цель: самостоятельно раскрасить яйца

    Привлечь родителей к  изготовлению поделок и пр. к выставке

    Занятие – викторина  «Мы – патриоты»

    Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов ,населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

    Атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, символы команд, гимн, раздаточный материал

    Пригласить родителей на открытое занятие,

    Выучить с детьми стихотворения.


    Апрель

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    «Флора и фауна родного края»

    Задачи: уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края

    • Целевые прогулки
    • Экскурсия в Ильменский заповедник
    • Беседы о животных и растениях родного края;
    • Рассматривание иллюстраций
    • Проектная деятельность «Животные и растения нашего края»

    - приготовить коллекцию камней и минералов и карточки с названиями в уголке краеведения

    Цель: самостоятельно рассмотреть и определить, как называется камень.

    Коллекция камней;

    Открытки с минералами и камнями; энциклопедии о животных; «Красная книга»;

    Альбомы с животными

    -дать задание родителям: подобрать и принести информацию о животных нашего края

    «Апрель, апрель – на дворе звенит капель» Беседа о характерных признаках апреля.

    • Чтение и заучивание поговорок об апреле: «Апрель с водой , а март с травой», «Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает»

    - приготовить раскраски в уголке изо. Дать задание: самостоятельно весеннюю картинку, используя цвета весны.

    Иллюстрации с изображением весны, стихи о весне, папка –передвижка «Какие месяцы в году? Апрель»

    Разместить в приемной экологическую папку об апреле месяце.

    «Шутку шутить – людей насмешить!» День смеха.

    Задачи: побеседовать о народном юморе.  Учить придумывать небылицы.

    • Чтение докучных сказок;
    • Чтение дразнилок, скороговорок;
    • Словесная игра «Путаница»
    • Выпустить газету «День смеха»
    • игры-забавы: «Бег в мешках», «Ударь по мячу (с завязанными глазами), «Перетягивание каната» и др.

    Приготовить детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки» Цель: самостоятельно рассмотреть, прочитать и выполнить задания.

    Дать родителям задание «Придумать вместе с детьми и нарисовать с детьми небылицу»

    -изготовить совместно с ребенком куклы, билеты, афишы, атрибуты для игр.

    12 апреля – «День Космонавтики»

    Задачи: расширять и углублять знания дошкольников о космосе; познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным; расширить кругозор детей и развить их воображение; воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

    2 апреля – Международный день детской книги

    Задачи: повысить интерес детей к чтению книг.

    Тема: «путешествие по реке времени» - «История коммуникации» (почта)

    Задачи: формировать представления детей о передачи новостей, сообщений в древности, в старину,  в наше время.

    • Чтение или просмотр мультфильма «Приключения Незнайки на Луне»
    • Рассматривание иллюстраций с изображением космоса;
    • Просмотр видеоролика «Полет Ю. Гагарина.- «Поехали»
    • проектная деятельность «Летательные аппараты»
    • режиссёрские игры: «Встреча с пришельцами» (с использованием игрушек из Киндер-сюрпризов)
    • выставка любимых книг детей

    • чтение стихотворения С.Маршака «Почта»

    - приготовить планеты и космонавтов (пальчиковый театр) Цель:  самостоятельно разложить Солнечную систему, по порядку располагая планеты и попутешествовать  по планетам используя считалку Усачева «Жил на свете звездочет»

    - приготовить атрибуты к с/р игре «Космонавты»

    Цель: понаблюдать за умением детей действовать в соответствии с выбранной ролью, умением вести ролевой диалог.

    Солнечная система

    Планеты, портреты космонавтов, космических тел, спутников Земли

    Альбом с рассказами детей о своей любимой книге.

    Карточки-метки  с символами средств коммуникации

    • привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («Летательные аппараты», «Звёзды и планеты», «Космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного неоформленного материала;

    -принести любимую книгу своего ребенка на выставку


    Май

    Непосредственно-образовательная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей

    Предметно-развивающая среда

    Работа с родителями

    «1 мая – День весны  и труда»

    Задачи: рассказать об истории праздника ,  ввести в словарь детей новые  слова: демонстрация, лозунг, солидарность трудящихся.

    Литературный день «Мы читаем А.С.Пушкина» Задачи: познакомить детей с великим русским  поэтом и его произведениями.

    Тема: «Путешествие по реке времени» - «история профессий»

    Задачи: подвести детей к выводу, что отдельные профессии связаны с образом жизни людей, вещами, которые появляются в обиходе (когда изменяются условия жизни, одни профессии исчезают, другие появляются)

    • «Ай, ай, месяц май!» Беседа о  характерных приметах месяца
    • Проектная деятельность «Профессии в моей семье»
    • Выставка книг А.С.Пушкина
    • Выставка рисунков к произведениям А.С. Пушкина

    • Чтение стихотворения И.Токмаковой «Букваринск»

    -приготовить весеннюю картинку Цель: самостоятельно раскрасить картинку, используя различные изобразительные средства.

    -приготовить веточки и цветы из бумаги.

    Цель: самостоятельно сделать праздничную веточку, прикрепить цветы к ветке с помощью проволоки.

    Иллюстрации с изображением весны;

    Картины известных художников

    Классическая музыка

    Портрет А.С.Пушкина

    -метки –символы иллюсти

    принять участие в выпуске фото - газеты «Профессии в моей семье»;

    • поучаствовать в творческой работе по теме «Весна цветущая»;

    -принести книги А.С.Пушкина

    «День Победы»

    Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о подвиге  наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

    • Экскурсия к Вечному Огню;
    • Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны;
    • Рисование «День Победы»
    • конкурс «Лучший макет военной техники»
    • фотогазета «Защитники Отечества»
    • создание коллажа «День Победы»
    • чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны
    • подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Будь ловким», «Сбей кеглю», «Мяч капитану», «Попади в обруч», «Перемени предмет», эстафета «Бег наперегонки», «Веселые

    -приготовить цветную бумагу и алгоритм изготовления цветов: тюльпаны.

    Цель: самостоятельно свернуть из бумаги тюльпан для возложения цветов к Вечному огню.

    - приготовить атрибуты к с/р играм «Военный госпиталь»,  «Военные моряки», «Военный аэродром», «Разведчики», «На заставе»;

    Иллюстрации с изображением военных событий;

    Песни на военную тематику;

    Книги о войне;

    -подобрать изображения военной техники, солдат и др. к теме «День Победы» из газет, журналов для создания коллажа;

    -принять участие в выпуске фото - газеты «Защитники Отечества»;

    -оформить альбом с фото, рисунками, рассказом ребенка;

    -внести вклад в книгу полезных рецептов «Солдатская каша»;

    -прочитать детям: Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»;

    -просмотреть фильмы о героях войны, совместно обсудить;

    -принять участие в

    •  эстафеты с флажками», «Эстафета парами», спортивная игра: «Футбол», «Военные на учении», игры связанные с ориентировкой по схеме, плану, условным знакам «Найти дорогу к военному штабу»;
    • обсудить с детьми понимание пословиц: «Один в поле не воин», «Дружно за мир стоять - войне не бывать»,  «Если хочешь мира, будь готов к войне», «Мир строит, война разрушает», «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

    конкурсе на лучший макет военной техники

    Тема: «До свидания, детский сад.  Здравствуй, школа»

    Задачи: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детски сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свои опыт другим поколениям). Углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения. Расширение представлений детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).

    • Создание газет «Вот как мы выросли!»,

    «Мой любимый детский сад!»

    • выпускной вечер
    • проектная деятельность «Мой любимый детский сад»
    • подготовка фона для коллективной работы «Наша группа»;
    • чтение, разучивание стихов и песен  о детском садике
    • составление эскиза «Дизайн моего будущего школьного портфеля»;
    • оформление группы к выпускному вечеру;
    • возведение постройки «Детский сад будущего»;

    - приготовить атрибуты к с/р игре «Детский сад. Школа»

    Цель: самостоятельно выбирать тему для игры; развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений; умение использовать предметы заместители»

    Стенгазеты о д/с, фотографии, стихи, песни о детском садике, атрибуты к с/р играм «Детский сад» «Школа»

    - составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить», «Как я рисую, леплю»;

    составить рассказ вместе с родителями  «Хобби нашей семьи»;

    составить рассказ (рисунки + рассказ) на тему «Мой лучший друг»;

    посетить выставку детских работ «Вот как мы выросли!» или «Наша дружная группа»;

    выучить стихотворения к празднику



    Предварительный просмотр:

    Перспективный  план по гражданско-патриотическому воспитанию

    во 2 младшей группе на 2017-2018 учебный год

    Месяц

    НОД

    Беседы, рассматривание иллюстраций,

    чтение художественной литературы

    Дидактические игры

    Сентябрь

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром:

    «Папа, мама, я –семья» формировать представления о семье. Воспитывать интерес у ребенка к собственной семье

    Беседа «Каждой вещи свое место»

    познакомить детей с правилом»Каждой вещи свое место»- выяснить, знают ли дети расположение игрушек, вещей в группе необходимых для самостоятельной деятельности

    «Что такое хорошо, что такое плохо»

    формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо

    Октябрь

    Занятие по конструированию:

    «Мой город»

    строительство улиц города. Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, быть вежливыми.

    Беседа, рассматривание фотографий:

    «Моя семья»

     учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям

    «В гостях у куклы Антоши» формировать представление детей о семье , закреплять умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи ; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

    Ноябрь

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром:»Хорошо у нас в детском саду»

    воспитывать доброжелательное отношение , уважение к работникам

    дошкольного учреждения

    (экскурсия по детскому саду)

    Беседа «Как вести себя в детском саду»

    учить правилам поведения в детском саду.

    Игра-развлечение- «Кот Васька»

    знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, играми, песнями, развивать речь, память, познавательную т двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

    «Не поделили игрушку»

    учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций

    Декабрь

    Занятие по рисованию:

    «Елочка»

     формировать навыки рисования красками, приготовить подарки родителям к новому году

    Беседа «Родная страна»

    формировать представление о величине России, воспитывать любовь к родной стране, рассматривание иллюстраций с городами России.

    «Мы едим»

    воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, пользоваться салфетками.

    Январь

    Занятие по рисованию:

    «Дымковская игрушка»-сформировать представление о народной игрушке Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать эстетическое восприятие.

    Беседа «Дымковская игрушка»

    Формировать представление о народной игрушке. Рассматривать иллюстрации с изображением дымковских игрушек.

    Игра -посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

     формировать у детей понятие о русском народном фольклоре: песнях, играх, потешках. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Февраль

    Занятие по ознакомление с окружающим миром «Наша армия сильна»

    Формировать представления об армии (рода войск, военный транспорт)

    Беседа «Защитники»

    Формировать представления о профессии военных.

    «Что лишнее»

    Формировать представления о военной технике

    Март

    Занятие по ознакомлению окружающим миром «Мой родной город»

    дать элементарные представления о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу

    Беседа «Я люблю маму и папу» 

    формировать представление о семье, о том что никто не должен разлучать ребенка с родными

    Вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена.

    Игра-драматизация - «Петушок и его семья»

    Формировать представление о семье на примере семьи Петушка. Показать заботу родителей о своих детях, воспитывать любовь к родному языку, Знакомить детей с фольклорными произведениями.

    Апрель

    Занятие по развитию речи:

    «Малые фольклорные формы»

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Беседа «Я берегу игрушки и одежду»

    формировать бережное отношение к вещам, умения и навыки обращения с игрушками.

    Игра «Курица и цыплята»

    Показать заботливое отношение мамы к своим детям; создать положительные эмоции у детей

    Май

    Занятие по ознакомлению с окружающим «День Победы»

    Формировать представления о празднике.

    Беседа «Ветераны войны»

    Объяснить детям кто такие ветераны войны. Почему мы обязаны их почитать и уважать.

    «Кто со мной поздоровался» учить детей правильно здороваться прощаться, развивать слуховое внимание



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по гражданско – патриотическому воспитанию

    в средней группе  на 2018 – 2019 учебный год

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Работа с детьми и родителями

    Сентябрь

    «Мой детский сад»

    Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду.

    Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей.

    Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

    Познакомить с опасными ситуациями в детском саду.

    Продолжать знакомить детей с загадками и стихами.

    Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.

    Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.

    Фото – книга «Как мы в садике живем».

    Экскурсия по детскому саду.

    Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».

    Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».

    Пальчиковая игра «Дружба».

    Октябрь

    «Моя семья»

    Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.

    Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

    Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

    Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.

    Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье.

    Ноябрь

    Добрая, милая мама» ко дню матери

    Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.

    Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей.

    Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам.

    Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

    Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д).

    Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой.

    Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений  о матери (Ю. Яковлев «Мама»).

    Беседа «О маме».  Игра «Мамины помощники».

    Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник».

    Декабрь

    «Природа родного края»

    Учить видеть красоту природы зимой.

    Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

    Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

    Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе.

    Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

    Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года»

    Рассматривание картин «Времена года». Слушание классической музыки из цикла «Времена года». Рисование. Чтение  пословиц и поговорок  о погодных условиях.

    Январь

    «Чудо мастера»

    Расширить представление детей о народных промыслах.

    Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

    Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник.

    Воспитывать любовь к русскому фольклору.

    Развивать патриотические чувства.

    Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».

    Рисование «Золотая хохлома»

     Аппликация «Гжельская роза»

    Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».

    Рисование «Тверская матрёшка»

     Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси».

    Февраль

    «Защитники Отечества»

    Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества».

    Учить называть различные виды войск.

    Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

    Воспитывать гордость за свое Отечество.

    Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков.

     Упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

    Дидактическая игра «Что в военном пакете?».

     «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница».

    Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

    Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества».

    Март

    «Наш город»

    Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях.

    Вызывать чувство восхищения красотой родного города.

    Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.

    Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

    В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни.

    Расширять словарный запас детей.

    Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». 

    Экскурсия к реке Обь. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

    Апрель

     

    «День космонавтики»

    Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной.

     Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать  любознательность.

    Подвижные игры «Самолеты на посадку»,

    Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли).

    Разминка «Ждут нас быстрые ракеты».

     Пальчиковая гимнастика «Космонавт».

    Аппликация - оригами «Ракета».

    Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо».

    Май

    «Не нужно нам войны-беды»

    Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

    Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

    Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

    Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

    Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность

    Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции:  проводы в армию»,  «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям  родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы