Методическая КОПИЛКА

Гончарова Галина Серафимовна

 

Уважаемые, коллеги!

Я признательна вам за внимание,

Что сегодня оказали мне вы.

Пусть сбудутся заветные ваши желания

И радужными окажутся ваши мечты.

Методическая копилка – это электронный образовательный ресурс, содержащий теоретическую информацию, методические и дидактические материалы, способствующие успешному осуществлению образовательного процесса.

У каждого педагога есть своя «Методическая копилка», в которой хранятся различные разработки, конспекты, карточки и другие педагогические находки, раскрывающие конкретные идеи, приемы, методы, технологии, средства обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 330

Игры тренинги для формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста в рамках социально-коммуникативного развития.

Гончарова Галина Серафимовна        

                педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №7»

Аннотация: главной целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного  развития дошкольников и оказание своевременной помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса. Данную цель можно выполнить посредством использования коммуникативных игр тренингов, обучая детей учитывать особенности и интересы друг друга.

Ключевые слова: социально-коммуникативные, игры, дружеские, отношения, дошкольники.

Training games for the formation of friendly relations among preschool children in the framework of social and communicative development.

Goncharova Galina Serafimovna

teacher-psychologist        

MADOU "Kindergarten No. 7"

Abstract: the main goal of the activity of the teacher-psychologist of the preschool educational institution is to stimulate the social and communicative development of preschoolers and provide timely assistance and support to all subjects of the educational process. This goal can be achieved through the use of communicative training games, teaching children to take into account each other's characteristics and interests.

Keywords: social and communicative, games, friendships, relationships, preschoolers.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Для того чтобы понять как простроить работу по формированию дружеских отношений и безопасного поведения у детей дошкольного возраста в данном направлении, необходимо знать особенности социально-коммуникативного развития на дошкольном возрасте.

Многолетние исследования ученых и  психологов показали, что у малышей в период от рождения до трех лет идет в основном коммуникативное общение с взрослыми на эмоционально-манипулятивном уровне. В дальнейшем коммуникативное развитие проходит 3 этапа.

1 этап. С 3 до 4 лет сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию.

2 этап. С 4-6 лет возникает потребность в общении в совместной игровой деятельности.

3 этап. С 6-7 лет общение со сверстниками приобретает устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Главной целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного  развития дошкольников и оказание своевременной помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Задачами по социально – коммуникативному развитию дошкольников являются:

  • развитие социального и эмоционального интеллекта,  

  эмоциональной отзывчивости;

  • создание условий для развития у детей культурно-личностных

 отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и    взрослыми;

  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование положительного отношения к окружающим людям.

Педагог-психолог - это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: диагностирующую, профилактическую, развивающую и коррекционную, при этом педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с воспитателями. 

Алгоритм совместной работы педагога-психолога и воспитателей по формированию дружеских отношений и безопасного поведения у дошкольников

  1. Совместное составление психологических характеристик детей на основе наблюдений и социометрической методики «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) для точной оценки положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений в группе.
  2. Разработка совместного плана работы педагога-психолога и воспитателя.
  3. Создание в группах предметно-развивающей среды по формированию дружеских отношений у детей в рамках социально-коммуникативного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
  4. Проведение развивающей работы с детьми с использованием различных форм и методов.

 Поэтому, я, как педагог-психолог использую в работе с детьми по формированию дружеских взаимоотношений разнообразные формы:

  • игры;
  • беседы о дружбе и взаимопомощи;
  • обыгрывание с помощью кукольного театра различные    

конфликтные ситуации между детьми на примерах сказочных героев;

  • совместные игры с песком;
  • игровые тренинги;
  • релаксационные упражнения;
  • игры с правилами;
  • элементы арт-терапии;
  • пантомимика;
  • настольные дидактические игры;
  • психогимнастика и т.д.

 Из опыта работы большим воспитательным и развивающим потенциалом обладают игровые технологии, так как на дошкольном возрасте  ведущим видом детской деятельности является игра [1, с.85]. Именно в игре у детей лучше всего формируются добрые чувства. Поэтому, сегодня мы будем говорить о формировании дружеских взаимоотношений и безопасного поведения у дошкольников посредством различных игровых методов, с помощью  которых моделируются гармоничные, безопасные формы поведения ребенка. Необходимо помнить, что при ознакомлении с новой игрой, правила объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально. Для того чтобы воспитатели давали такую же инструкцию как психолог при проведении игр, педагог-психолог даёт рекомендации воспитателям для предъявления единых требований к детям. Поскольку в обязанности педагога-психолога входит функция оказания своевременной помощи и поддержки субъектам образовательного процесса, я, как педагог-психолог  провожу для воспитателей обучающие мастер-классы, консультации, даю рекомендации по коррекции поведения ребят. Предлагаю ознакомиться с небольшой картотекой коммуникативных игр тренингов, которые используются в нашем дошкольном учреждении.

 «Доброе животное»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений, сплочение коллектива.

Безопасное общение: при изображении героя слушать внимательно педагога, играть спокойно, выполнять движения в соответствии с текстом, не мешать соседям по игре, чтобы не возникло конфликтных ситуаций.

«Волшебный стул» (Е.А. Левченко) с детьми.

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова, формировать дружеские отношения друг к другу.

Объяснение: один из вас сядет в центр на "волшебный стул", остальные будут говорить о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.

«Смешное пианино»  

Цель: формирование  умения сотрудничать друг с другом, развитие дружеских взаимоотношений.

Объяснение: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос  - кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а. Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка - нажимая на клавиши, а клавиши поют свои песни.                                                                                                                 

«Комплимент соседу».

Цель: развитие дружеских навыков общения.

Объяснение:  Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. Обращение по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: «А вы…» или «А у вас…».

«Я хочу с тобой дружить».

Цель: формирование дружеских отношений и навыков коммуникации.

Безопасное общение: игрокам осторожно трогать руку соседа, не щипать и не сжимать, чтобы не возникло конфликтных ситуаций.

Объяснение: водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмёт ему руку. А сам становится водящим в игре.

«Слепой и поводырь».        

Цель: формирование коммуникативных навыков, формирование дружеских  взаимоотношений и доверия друг к другу.

Объяснение: игроки делятся по парам. Один в паре – «слепой» (игрок с завязанными глазами), другой -  «поводырь». «Поводырь» должен провести «слепого» через заранее подготовленные препятствия, постоянно словами подсказывая какие действия необходимо выполнить. Задача поводыря: помогать слепому в пути, оберегать его от столкновения с чем-либо.

В работе с дошкольниками, перед психологом нередко стоит задача  коррекции поведения ребёнка, поэтому в качестве основных методов обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используется обыгрывание конфликтной ситуации и моделирование выхода из неё с помощью  персонажей кукольного театра.

Следует отметить тот факт, что, эффективным методом формирования дружеского взаимодействия между дошкольниками  также является использование техник арт-терапии, которые связаны с коллективным рисованием по кругу и направлен на сплочение детского коллектива и гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка.

Игра «Дорисуй рисунок». С использованием спокойной музыки.

Цель: формирование дружеских взаимоотношений, коммуникативного общения и гармонизация межличностных отношений.

Первый участник рисует на листе формата А-4 какую-нибудь закорючку или фигуру, второй дополняет рисунок одной деталью, третий тоже что-то дорисовывает и так по кругу.  Получившиеся рисунки рассматриваются, обсуждаются и обязательно проводится рефлексия.

Рефлексия:

- что было задумано первым игроком?

- что чувствовали во время рисования?

- какие трудности испытывали?

- что понравилось?

- что было интересным?

Также, хорошим способом  налаживания общения между детьми служат настольно печатные игры («лото», «домино», «маршрутные игры», «соберите картинку» и т.д.). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества. Делая выбор в пользу соблюдения правил, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой [2, с.43].

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в дошкольном учреждении и семье. Поэтому очень важно, чтобы в семье  к детям предъявлялись единые требования. Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных  образовательных учреждений гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников.

Список  источников:

  1. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011.- 288с.
  2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников / М.Ю.

Картушина. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2013 – 176 с.



Предварительный просмотр:

         5 - 6 лет - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

В этом возрасте ваш ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версииЕго воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
  • Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе вниманиепоскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границжелая заполучить то, что хочет.
  • Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от

сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведениемпроявляющийся затем и в других видах деятельности.

  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
  • Очень хочет походить на значимых для него взрослыхпоэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
  • Может начать осознавать половые различияПо этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
  • Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

  • С уважением относиться к его фантазиями версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
  • Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстникамипомогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
  • Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьейвместе с ребенком обсуждая совместные планы.
  • Постепенно снижать контроль и опекупозволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую»

позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

  • По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языкев соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
  • На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
  • Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхамине осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

377f0857764b.png

автор2.png

Возрастные психологические особенности детей 5 – 6 лет

kniga2.png



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Подготовила:

педагог-психолог

       Гончарова Г. С.

ЗАТО Северск

2022г.

Что приводит к заиканию детей?


    Наряду с разговорной речью формируется и речевое поведение. В этот период родители ребенка должны подойти с особой ответственностью к его развитию. Они должны научить своего малыша вовремя входить в разговор, не перебивать других и легко переходить на другую тему. Усвоение этого ребенка зависит от его нервной системы, характера и темперамента. Самая главная ошибка у родителей так это то, что именно в этот период они не всегда уделяют внимание своему ребенку и у ребенка из-за этого могут появиться дефекты.

Например, как заикание ребенка. Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Заикание может развиться также у детей в период овладения фразовой речью в возрасте от 2 – до 4 лет. Часто это происходит из-за того, что для ребенка слишком сложна речь окружающих, особенно когда они подбирают слова в переносном значении. И ребенку сложно потом объяснить это своим сверстникам, так как он не знает, как это слово заменить другим и начинает запинаться. Это запинание и ведет к развитию заикания. У многих детей заикание начинает выражаться вставными звуками или словами (а, э, и, ну, вот, это, ну как). Например, у мальчика спросили: «Где работает твой папа?» четырехлетний мальчик отвечает «Мой папа, ну вот…Он, это…Ну…Он врачом работает». Как вы видите, он смог ответить только с четвертого раза. У некоторых детей заикание выражается в повторении слогов, например, ма–ма–шина) или звуки (п-п-пошли).
    Если эти симптомы начинают выражаться, то это должно насторожить родителей. Потому что в дальнейшем заикание может приобрести стойкий характер. Заикание может, как ослабевать, так и наоборот выражаться еще больше. Это зависит от того, как часто он болеет, от неправильного режима, стрессовых ситуаций, страха перед наказанием, перенасыщение впечатлениями и других неблагоприятных условий жизни. Поэтому нужно максимально оградить ребенка от общения, перестать ему рассказывать и читать книги, смотреть телевизор, ходить с ним в цирк и в гости. Проще говоря, приостановить его развитие. Кроме того, поиграйте с вашим ребенком в молчанку, не задавайте ему вопросы, особенно по теме прошлых дней, не отвечайте на его вопросы, ну а если он будет настаивать, то пусть поговорит с вами шепотом, шепот не провоцирует заикание. Но при этом общаться с ним вы все равно должны, но только о том, что вы делаете в данный момент, например, будете сына, его одеваете, умываете и т. д. Ваша речь должна быть четкой, правильной, членораздельной, для того, чтобы ваш ребенок ее хорошо воспринимал.
    Через некоторое время вы можете предложить своему ребенку поиграть с вами в одну игру «Закончи фразу», она ему поможет восстановить свою речь. Фразу он должен заканчивать, одним словом. Будет еще лучше, если вы подключите в игру еще и других взрослых, чтобы они, так же как и ваш ребенок заканчивал фразу. Эта игра так же воспитает у вашего ребенка сдержанность и умение выслушать своего соседа. Если вы непременно станете восстанавливать речь у своего ребенка, то она обязательно восстановится в течение 3 – 4 месяцев, но в последующие годы вы внимательно должны следить за его речью и за своей тоже. Но если эти методы вашему ребенку не подошли, то необходимо обратиться к врачу, логопеду, а так же к невропатологу и психоневрологу.
 Дефект речи приводит к комплексам и проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант - игровая форма. 

Игры и упражнения на голос и паузы

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  4. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  5. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  6. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Игры - молчанки хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

        Литература

  1. Белякова, Л. И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание. М.: Эксмо - Пресс, 2013.- 320 с.
  2. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 240 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

3 - 4 года - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое "Я", становится достаточно независимым от окружения. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Это выражается в "кризисе 3-х лет", который характеризуется следующими симптомами: 

1. Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок как бы опробует в общении слово "нет", осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2. Упрямство - ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому что он этого потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

2) достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого все эти усилия в значительной степени теряют свою ценность.

3) в обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5 - 6-ти месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Успешно преодолев "кризис 3-х лет", ребенок к 4-м годам способен владеть не только телом, но и голосом: речь становится четкой, ясной. Он умеет общаться, хорошо излагает свои мысли.

Он обожает играть "во взрослых" или работать "понарошку", как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми - для него по-прежнему навысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире, нуждается в мудром учителе.

3. Строптивость - это центральный симптом для "кризиса 3-х лет", она направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается "строптивая установка" по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

4. Своеволие - ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

5. Протест-бунт - все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6. Обесценивание ребенком личности близких - малыш может начать обзывать родителей бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам , которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм или ревность - этот симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. В семье с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти - как следствие ревнивого отношения к другим детям.

   

   Для полноценного развития ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических процессов детей и формировать их грамотно и заботливо.

377f0857764b.png

"Кризис 3-х лет" является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и родители должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.

При благоприятном выходе из "кризиса 3-х лет" ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

1) стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи.

Памятка для родителей

Психологические особенности развития ребенка

3 - 4 лет

495050_1232-800x600.jpg



Предварительный просмотр:

Детский        возраст                период

наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности, поэтому наверстать упущенное в этом

возрасте практически невозможно. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.

Помните!

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми.

Никакие        технические        средства

не        способны        заменить        живого        человека,

не        могут        открыть        культурный        смысл

окружающих вещей.

Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.


Выясните!

Что же ваш ребёнок

ищет в виртуальном мире?

Именно этого ему не хватает в реальном

мире, и как только вы дадите ему то, что ему

так нужно в реальной жизни,

он перестанет искать это в Интернете!

Чаще отдыхайте всей семьёй. Совместный выход куда-либо — прекрасное лекарство от экранной зависимости!

Разговаривайте со своими детьми!

Слушайте их!

Дарите им родительское тепло и ласку!

Любите своих детей!

Малыш у экрана – вундеркинд или будущий

зависимый?

Это должен знать каждый

родитель

В        наши        дни

телевизор

и        компьютер

прочно

вошли в жизнь наших малышей.

Во многих семьях экран телевизора становится главным воспитателем ребенка, все больше заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.

  • первых дней жизни детскую экранную зависимость часто формируют родители, которым некогда или лень заниматься с детьми. В результате к трём годам у современного ребенка развито удовольствие от виртуальных игр, мультиков

  • часто малыш умеет обращаться с электроникой лучше, чем родители. А они, в свою очередь, считают своего ребенка вундеркиндом.

Но современные ученые и педиатры сходятся во мнении, что детям до двух лет смотреть телевизор, а также находиться за

экраном компьютера или планшета категорически не рекомендуется. Дело в том, что в этом возрасте у ребенка происходит

интенсивное развитие, закладывается фундамент его психики. Он учится говорить

  • осваивать реальный мир. Телевизор же предлагает ребенку готовые образы, при

просмотре которых малыш остается пассивен, его фантазия не работает. Кроме того, до шести лет дети плохо умеют отличать реальность от вымысла. Все, что показывают и говорят по телевизору, остается в голове у ребенка.


На что повлияет

такое близкое общение с экраном?

Это, казалось бы, безопасное занятие у экрана может повлечь за собой весьма

печальные        последствия        не        только

для здоровья ребенка, но и для его психического развития:

  • сложность восприятия информации на слух и освоения через бумажные носители;

  • отсутствие концентрации внимания без экрана и искажение восприятия реального мира;

  • восприятие информации у ребенка будет поверхностным и отрывочным, он не будет анализировать и связывать между собой происходящие события;

  • снижение  фантазии,  нарушение  развития

логического мышления, быстрая утомляемость;

  • отставание в развитии речи, ее бедность и примитивность;

  • неспособность  концентрации  на  каком-

либо занятии, лихорадочное стремление к смене впечатлений;

  • ребенок не будет получать такого объема

положительных эмоций и удовольствия от других видов деятельности, как экранной;

  • нарастания внутренней пустоты, детская жестокость и агрессивность;

  • потеря контакта с членами семьи, нарушение отношений со сверстниками.


Но неужели причина этому экран?

Да, если речь идёт о маленьком ребёнке. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор и компьютер становятся главными источниками впечатлений и оказывают

мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Как установить оптимальный режим пользования гаджетами, чтобы не навредить ребенку?

Детское зрение находится в стадии становления вплоть до школьного возраста,

поэтому время, проводимое детьми за монитором или планшетом, следует строго регламентировать. По мнению специалистов, пользоваться гаджетами детям с двух до трех лет можно не более 15 минут в день, причем родителям следует тщательно отбирать материал и смотреть его вместе с ребенком.

  • трех до шести лет количество экранного времени можно увеличить до 40 минут.

Необходимо заранее договаривайтесь с детьми о времени, проведенном за экраном.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

Подготовила:

педагог-психолог

Г.С. Гончарова

ЗАТО Северск

 2022 год

C:\Users\Admin\Desktop\«Сопровождение детей с ОВЗ как система деятельности всех специалистов детского сада»\maxresdefault_(1)_5ca717fcde195.jpg

Рисуночный тест

"Моя семья"

Оценка внутрисемейных отношений имеет огромное значение в работе педагога-психолога. Но, к сожалению, не все дети честно могут ответить на вопросы тестов и диагностик, которые им предлагаются. Необъективные ответы на вопросы, как правило, приводят к искаженному результату диагностики. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит у них на душе. Понять ребенка бывает непросто. Для того чтобы вы могли глубже заглянуть в душу ребенка и понять, что его тревожит, о чем он мечтает, предлагаем использовать рисуночную методику «Семья на ладошке», помогающую выявить внутрисемейные межличностные отношения. Данная методика может использоваться не только специалистами в образовательных учреждениях, но родителями. Она помогает проанализировать отношения ребенка с членами семьи, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель: диагностика внутрисемейных отношений.

Материал: стандартный лист бумаги (формат А-4), набор цветных карандашей, стиральная резинка.

Время выполнения: около 30 мин (при групповом занятии – 15-30 мин).

Инструкция. Предложите ребенку, чтобы он обвел свою ладошку и нарисовал на ней семью, при этом использовал и пальчики, и ладошку.

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо конкретных указаний. Если дети отказываются рисовать, говорят, что не умеют это делать, необходимо успокоить их, объяснив, что в данном случае красота рисунка не имеет значения (можно просто написать цифры и под ними указать, кто это из членов семьи).

После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что вам не до рисунка. Пусть ребенок пребывает наедине с самим собой. Тем не менее, незаметно для ребенка понаблюдайте за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования, паузы более 15 сек и стирание деталей.

Беседа с ребенком

После того как ребенок закончил рисовать, с ним проводится беседа. В процессе беседы с помощью наводящих вопросов вы должны попытаться выяснить у ребенка смысл нарисованного, уточнить некоторые детали. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу и защитные реакции.

Обычно задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто здесь нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что они делают?
  • Им весело или скучно (грустно)? Почему?
  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • Кто из них самый несчастный? Почему?
  • Почему ты изобразил этого члена семьи именно на том или ином пальчике?
  • Почему ты изобразил этого члена семьи за пределами ладошки?

Для анализа рисунка семьи необходимо также знать возраст ребенка, его братьев и сестер, состав семьи, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация рисунка

Когда рисунок будет готов, проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной схеме. Если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете выявить всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей:

  • последовательность выполнения задания (с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого забыл изобразить, кого добавил);
  • расположение членов семьи (на каком месте ладошки расположен тот или иной член семьи, на место нахождения ребенка на ладошке);
  • какая цветовая гамма использовалась и т. д.

Значение пальчиков

Указательный палец – власть члена семьи, занимает лидирующую позицию, руководит всеми.

Средний палец – член семьи, который несет ответственность за всех остальных членов семьи.

Большой палец – член семьи, который отвечает за материальное состояние всех членов семьи.

Мизинец – член семьи, которого все жалеют.

Безымяный палец – член семьи, которому меньше всех уделяют внимание.

На ладошке нарисовал – член семьи, который любит быть в центре внимания.

Если ребенок почему-то забывает нарисовать себя, ищите вескую причину в семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя – сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей в целом.

Если ребенок почему-то забывает нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно «забытый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта.

Если ребенок почему-то вдруг «дополняет» свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных.

Если ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то чаще всего это говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Цветовая гамма

Белый. В рисунках он встречается довольно редко, но если ребенок явно проявляет любовь к белой краске, можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Желтый. Можно сказать, что ребенок свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазер и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребенок чувствует себя комфортно в своем окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зеленый – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках темно-зеленый цвет детям недостает внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый. Чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надежный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребенок стремится отгородиться от реальности.

Красный. Этот цвет противоречив. С одной стороны, он символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремленные, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребенка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребенку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребенка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый цвет, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый цвет – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребенок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий. Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребенок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди – спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонный к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый – цвет фантазеров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Черный. Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках черного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Дети, рисующие черным, переживают стресс, как правило, им необходима родительская любовь, забота и обязательно – консультация психолога.

 

Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно он это делает или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок к ним относится, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данная методика может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

 Используемая литература

Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Мн.: Соврем. школа, 2007. – 496с.



Предварительный просмотр:

Тренинги для родителей

Тренинг педагога-психолога детского сада с родителями детей раннего возраста: «Будем знакомы!»

Цель: Создать ситуацию знакомства, эффективного межличностного общения между родителями.

Развивать навыки коллективного взаимодействия, умение анализировать и планировать деятельность в команде.

Оборудование: цветные стикеры, цветные карандаши, воздушные шарики, магнитофон, бумага формата А4 (или ватман), мешочек с задачами, фото детей и родителей.

Ход тренинга

Психолог. Добрый день уважаемые родители, педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей первой младшей группе. Цель сегодняшнего нашего тренинга – познакомиться друг с другом и сплотиться. Ведь на протяжении всего обучения, воспитания и развития наших детей мы будем шагать вместе с вами бок о бок.

Для начала обсудим правила взаимодействия в группе, которых будем придерживаться во время тренинга.

Затем участники обсуждают и принимают такие основные правила:

1. Правило активности.

2. Правило контроля времени.

3. Каждый высказывает свое мнение, не перебивая других.

Мне очень интересно чего вы ожидаете от нашей встречи.

Упражнение «Аист»

Перед началом тренинга на стене прикрепляется большой рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажное перышко, на которой ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того, как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои ожидания и скотчем приклеивают перышки на его крылья.

Теперь уместно познакомиться.

Упражнение на знакомство

Каждый участник по кругу называет свое имя и на первый звук черту своего характера.

А во время этого упражнения предлагаю вам больше узнать друг о друге.

Упражнение «Передай мешочек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, помочь родителям лучше узнать друг друга.

Перед тем как начать нашу работу, давайте настроимся на совместную деятельность. Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Задачи:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Спойте свою любимую песню.

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

Вот мы с вами и познакомились. Поэтому время перейти к основной части нашей встречи.

Упражнение «Детское фото»

Участники объединяются в две группы - родители девочек и родители мальчиков. Для каждой группы раздаются фото детей, а фото родителей прикрепляем на мольберт. Родители должны найти пары «мать - ребенок».

Похожи ли на вас ваши дети? Чем именно? (ответы родителей). Прежде чем вести ребенка в детский сад, вы, наверное, рассказывали ему разные истории из собственного опыта посещения садика. Озвучьте несколько своих приятных воспоминаний о детском саде. (по желанию родителей).

Пора уже поговорить и о наших детях. Как вы видите счастливыми ваших малышей. Далее родители по цветным звездам, или по временам года делятся на 3-4 группы.

Помните! Общение с ребенком – это путь к его познанию.

Каждый ребенок - это единственная и неповторимая личность. Для того чтобы он был счастливым и здоровым, нужно создать условия для сохранения его душевного комфорта.

Упражнение «Счастливый малыш»

На листе ватмана родителям предлагается создать образ счастливого малыша и презентовать свои рисунки, каждая группа отдельно.

Обсуждение рисунков.

Теперь предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Участникам тренинга выдаются воздушные шарики. Предлагаются вопросы, в которых указаны ситуации, когда возникает раздражение у родителей во время общения с ребенком. Если указанный пример имеет место, участник вдыхает воздух в шарик.

- Сейчас мы проведем упражнение «Воздушный шарик». Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

- Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

- Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

- Когда ребенок без удержу вас что-то просит.

- С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

- Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

- Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

Или вас раздражают детские просьбы.

После того, как шарики наполнились воздухом, участникам предлагается высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс.

Наш тренинг завершается. Оправдались ли ваши ожидания?

Определение осуществления ожиданий участников собрания.

- «Новая жизнь... От него мы ждем чего-то удивительного и светлого, обязательно счастливого. Наш аист несет в клюве младенца – каждого из нас – по пути новых знаний и открытий. Что же пожелать этому ребенку?»

И теперь я бы хотела услышать, осуществились ли ваши ожидания. Если ваши ожидания от тренинга сбылись, вы берете бантик и, высказывая пожелания детям, прикрепляете его к одеялу младенца, которого несет аист.

У меня здесь есть дерево желаний. Сейчас вы каждый напишите на листочке свое желание. Чему бы вы хотели, чтобы ваш ребенок научился за этот год и прикрепите к дереву.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что дерево наше осеннее и листочки эти выпадут, так как у детей еще нет этих знаний, умений и навыков. А к весне наше дерево должно распуститься. И мы с вами должны приложить усилия, чтобы дети получили эти знания.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

- Сколько ему лет? - спросил мудрец.

- Пять.

- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам - интересной учебы в стенах нашего заведения. До свидания!!! До новых встреч!!!

Советы психолога

по созданию эмоционального комфорта для развития и воспитания детей раннего возраста.

Памятка для родителей

1. Обращайтесь к ребенку ласково по имени. Пусть в ваших словах звучит любовь к ней.

2. Интересуйтесь желаниями ребенка. Старайтесь разумно и полезно удовлетворять их.

3. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, полным приятных впечатлений.

4. Тактично решайте конфликты с ребенком.

Самое важное – любите его! Дети по – разному чувствуют любовь, но каждый ребенок в ней нуждается.

Литература

Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.

Тренинг подготовила педагог-психолог  Г.С. Гончарова

 14.12.22г.