Проекты
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Метод проектов как педагогическая технология – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Здоровячки" | 314.8 КБ |
Проект детско-родительского клуба "Радушка" | 441.95 КБ |
21г. Проект "Малышок" | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Утверждено на педагогическом совете протокол № от « » ______2020г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Детский сад № 7» _____________ Ж.В. Хомякова «____» ________ 2020г. |
практико-ориентированный проект
для детей раннего возраста
Срок реализации: 1 год
Автор:
педагог-психолог
Гончарова Г.С.
ЗАТО Северск
2020 г.
Проблема. Гармонизация детско-родительских отношений – работа трудная, но благодарная. Только родители могут создать систему позитивных взаимоотношений с ребенком или же разрушить эти отношения. Главное – успеть сейчас, пока ваш малыш любит вас просто за то, что вы есть, его любовь безусловна и чиста.
Актуальность: ранний возраст - важный период в жизни ребенка. Это - время, когда устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с близкими родственниками. От характера детско - родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с окружающим миром, какую жизненную позицию выберет уже подросший малыш, а потом и взрослый человек. С введением ФГОС в ДОУ наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Развитие ребёнка невозможно без участия и поддержки взрослого, т.к. искренние и доброжелательные отношения способствуют более успешному развитию малыша. В очередной раз при наборе малышей в группу раннего возраста, заметили, что сплочение детско-родительского коллектива группы идёт с большим трудом. Родители с настороженностью относятся как к воспитателям, так и друг к другу, а также с неохотой откликаются на просьбы и рекомендации педагогов. Во время утреннего приёма при малейших капризах малышей, родители повышают на них голос или проявляют негативные эмоции. Поэтому было решено для гармонизации детско-родительских отношений организовать на базе группы раннего возраста новую, перспективную форму сотрудничества, которая предполагает подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада. Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели анкетирование, где было предложено на выбор три направления работы:
- театрализованная деятельность;
- фольклор;
- художественно-творческое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
72 % родителей отдали предпочтение художественно-творческому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий. Таким образом, было решено разработать проект «Малышок» для сплочения детско – родительского коллектива на группе раннего возраста.
Поэтому, в начале сентября разработали этапы реализации проекта:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы по данной теме, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й - опытно-экспериментальный: организация сотрудничества педагогов, родителей и педагога-психолога в совместной деятельности при использовании здоровьесберегающих технологий, создание психологически безопасной образовательной, здоровьесберегающей среды во 2 мл. группе;
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение и анализ результатов работы, их оформление в методические продукты.
Цель проекта: установление гармоничных доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами посредством деятельности детско-родительского клуба «Малышок».
Задачи проекта:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, педагогов и родителей с помощью элементов арт-терапии;
- формирование доверительных взаимоотношений между всеми субъектами образовательного пространства ДОУ;
- предоставление родителям необходимой информации о здоровье, развитии и воспитании детей раннего возраста.
Объект: взаимоотношения субъектов образовательного пространства ОУ (детей, педагогов, родителей)
Предмет: формы работы детско-родительского клуба «Малышок» направленные на сплочение детско - родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами.
Гипотеза: если использовать инновационные, творческие формы работы в рамках детско-родительского клуба «Малышок» (занятия по развивающей программе, очные и он-лайн консультации, постерные доклады и т.д.), то возрастет сплоченность детско-родительского и педагогического коллективов, будут формироваться предпосылки творческой деятельности у детей.
Организационные условия. В ходе работы проекта детско-родительского клуба «Малышок» применяются различные формы работы, в ходе которых дети и родители сидят за столами, в кругу на стульчиках, либо сидят или лежат на ковре. Постоянная смена двигательной активности и форм организации образовательного пространства позволяет активизировать все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), снизить психологические защитные механизмы личности (замещение, вытеснение, рационализация), способствуют поддержанию здорового образа жизни.
Таблица 1 – формы реализации проекта «Малышок»
Формы реализации проекта | Периодичность |
занятия по программе «Малышок» | проводятся раз в месяц в лёгкой, игровой форме во второй половине дня. |
индивидуальные консультации по запросам родителей | раз в неделю |
групповые тематические консультации с применением постерных докладов | раз в две недели |
обновление информационных стендов | ежемесячно |
совместные детско-родительские праздники, направленные на укрепление семейных ценностей | 4 раза в год |
демонстрация фильмов из жизни детей в ДОУ | 1 раз в квартал |
Занятия в творческой мастерской | раз в месяц |
Разработали программу и сделали подборку оборудования и материала
Таблица 2 - Ресурсное обеспечение проекта «Малышок»
Кадровое обеспечение |
| |
Техническое обеспечение |
| |
Информационное обеспечение |
| |
Методическое обеспечение |
| |
Материал, используемый на занятиях |
|
Данное в таблице ресурсное обеспечение указано в паспорте кабинета педагога-психолога и позволяет в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
Сроки реализации проекта и возраст детей:
проект рассчитан на 1 год. Занятия проводятся с детьми раннего возраста и их родителями с сентября по апрель.
База реализации проекта и краткая характеристика выборки: проект реализуется на базе МАДОУ «Детский сад № 7», количество участников группы 6 - 8 детей, 8 - родителей, 2 - педагога и 1 педагог-психолог МАДОУ. Таким образом, общее количество участников проекта – 19 человек.
Рекомендации по проведению занятий: занятия проводятся в эмоциональной, непринуждённой форме. Активно используется музыкальное сопровождение, в содержание занятий встраиваются сказочные персонажи, театральные куклы, реквизиты и макеты.
Теоретическая обоснованность разработки проекта: особенности внутрисемейных отношений изучали Буянов М., Варга А.Я., Гиппенрейтер Ю., Захаров А.И., Матейчек М., Спиваковская А.С., Снайдер Р., Фромм А., Хоментаускас Г., Эйдемиллер Г., и другие. Особый интерес представляет статья психотерапевта Л. Пролкс (Пролкс Л. 2006), в которой описывается оригинальная модель детско-родительской групповой диадической арт-терапии с участием детей, начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, не способными к созданию оформленной изобразительной продукции. Она также убеждает в том, что творческое взаимодействие между ребенком и родителем, обеспечивающее укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребенка весьма ограничены.
Из работ Добровольской Т.Д., Карабановой О.А., Кузнецовой Л.В., Медведевой Е.А., Некрасовой Ю.Б., Никольской О.С., Рау Е.Ю. и др. известно, что использование средств искусства существенно повышает эффективность развивающей работы с детьми. Ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. Он уходит от переживаний, чувства одиночества, страхов и тревожности, или от конфликтных межличностных внутрисемейных отношений.
Практическая значимость: данный проект адресован педагогам-психологам, дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ. Отдельные занятия с успехом могут использоваться в работе детского сада для детей с задержкой психического развития и детей ТНР.
Новизна и ценность проекта заключается в том, что на базе группы организована новая для родителей форма сотрудничества родителей, педагога-психолога, детей раннего возраста и педагогов, с использованием элементов арт-терапевтических, здоровьесберегающих технологий. Проект построен с учетом того, чтобы затронуть как можно больше сфер психического, физического и социального опыта ребенка. Большое значение для успешной реализации творческого проекта имеет акцентирование внимания родителей на важности свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка. Ведущая группы (педагог-психолог) ориентирует взрослых на то, чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а, скорее, поддерживали инициативы. В процессе занятий также используется функциональная музыка, способствующая созданию позитивного эмоционального фона, выражению чувств и воображению.
Таблица 3 – Ожидаемые результаты реализации проекта «Малышок»
Предполагаемые результаты для ребенка: | Предполагаемые результаты для родителей: | Предполагаемые результаты для педагогов: |
|
|
|
Представленные в таблице ожидаемые результаты выделены с учетом экспериментальной проверки и доказуемости в процессе реализации проекта с помощью тестов, анкет, наблюдений, опросников, а также показывают эффективность работы с вовлеченными категориями (дети, родители, педагоги). Для активного использования сформирован пакет диагностического инструментария для проведения мониторинга, что даёт возможность отслеживать результаты совместной деятельности.
Пакет диагностического инструментария для проведения мониторинга:
- тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным;
- диагностика психолого – педагогического обследования детей по методике Е.А. Стребелевой. (Диагностика проводится в начале и в конце учебного года в апреле месяце (после окончания курса программы);
- стандартизированное наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей раннего возраста (журнал наблюдения);
- авторская разработка варианта анкеты для педагогов: анкета - «Здоровьесбережение в ДОУ» (апробационный вариант);
- анкета - «Стиль педагогического общения», сайт Maam. Ru;
- тест Кноблох – Фальконетт, К.Н. Томас для педагогов и родителей «Определение конфликтности»;
- методика Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) «Шкала тревожности».
Таблица 4 – Структура занятия
Часть 1. Вводная | Основная задача – настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Вступительное слово. «Ритуал приветствия». Коллективные упражнения, направленные на сплочение и сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. |
Часть 2. Разминка | Задача: настройка на продуктивную групповую деятельность, активизирует детей и родителей, что позволяет снять чрезмерное эмоциональное и мышечное напряжение. Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, малоподвижные игры, танцевальные движения, игры в кругу с музыкальным сопровождением. |
Часть 3. Основной этап | Задача: развитие межличностного доверия и группового сотрудничества. На этом этапе с помощью внедрения элементов арт-терапии используются изобразительные упражнения и изотехники, направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками. |
Часть 4. Заключительный этап | Задача: закрепление приобретенных навыков. Заключительное релаксационное упражнение по теме занятия (1 - 2 мин). Выставка из детско – родительских работ. Рефлексия. |
Часть 5. Совместное чаепитие | Задача: подведение итогов Проговаривание перспективы на следующее занятие, ответы на возникающие вопросы родителей, дополнительная информация для родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в быту. |
Таблица 5 - Тематический план занятий по программе «Малышок» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.
Раздел | Темы занятий | Время проведения |
Абилитационные занятия с элементами Арт-терапии | Тема: «Осень и её подарки». Рисование печатками (печатание овощей и фруктов печатками из картофеля). Задачи: снятие эмоционального напряжения посредством использования арт-терапевтических технологий. | 4я неделя Сентября (15 мин.) |
Тема: «Листопад». Рисование пальчиками, ватными палочками и нанесение отпечатков листьев с гуашью на бумагу. Задачи: снятие мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений. | 4я неделя Октября (15 мин.) | |
Тема: «Волшебные картинки». Рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другими материалами. Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через совместное выполнение задания. | 4я неделя Ноября (15 мин.) | |
Тема: «Снежная сказка». Лепка фигурок из снега и солёного теста, рисование с использованием нетрадиционного материала. Задачи: работа в парах, позволяющая формировать навыки совместных действий | 4я неделя Декабря (15 мин.) | |
Тема: «Зимние фантазии». Рисование кусочком льда по порошку Юпи на белом листе. Задачи: отработка навыков по снятию мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений и элементов самомассажа. | 4я неделя Января (15 мин.) | |
Тема: «Волшебные шары». Украшение надутых воздушных шариков природным и бросовым материалом. Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через совместное выполнение задания | 4я неделя Февраля (15 мин.) | |
Тема: «Зайкины рисунки». Рисование пальцем по песку и рисование цветным песком. Задачи: снятие мышечного напряжение посредством релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики. | 4я неделя Марта (15 мин.) | |
Тема: «Подарки для ёжика Шу-шу». Лепка из глины, теста с использованием природного и бросового материала. Задачи: снятие эмоционального напряжения посредством использования арт-терапевтических технологий. | 4я неделя Апреля (15 мин.) | |
Итого: | 8 занятий по 15 минут | 2 часа |
Таблица 5 - Упражнения по снятию эмоционального и мышечного напряжения
1 | «Порхание бабочки» | Сентябрь |
2 | «На полянке» | Октябрь |
3 | «Облака» | Ноябрь |
4 | «Снежинки» | декабрь |
5 | «Волшебный сон» | Январь |
6 | «Воздушные шарики» | Февраля |
7 | «Отдых на море» | Март |
8 | «Лентяи» | Апрель |
Бабич О.М, Методы саморегуляции и психологической разгрузки.- Воронеж.: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. (8 упражнений по 3 –5минут).
В результате проектной деятельности разработаны следующие методические продукты:
- программа «Малышок»;
- конспекты занятий;
- диагностический инструментарий;
- фото отчёт в форме коллажей;
- стенгазеты с фотографиями;
- подборка материала для выставки из детских работ;
- подборка релаксационных упражнений;
- создание библиотеки релаксационной музыки;
- подборка пальчиковых игр;
- подборка кинезиологических игр;
- консультации для родителей по использованию здоровьесберегающих
технологий в домашних условиях.
Эффективность реализации проекта
Таким образом, следует сделать вывод о том, что данный практико-ориентированный педагогический проект способствует гармонизации отношений между детьми, педагогами и родителями; развивает творческую и познавательную активность воспитанников; формирует коммуникативные навыки; создаёт эмоциональную стабильность в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ. А самое главное – снизился процент заболеваемости детей раннего возраста на 3%.
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена и на группах дошкольного возраста для гармонизации отношений между родителями, детьми и педагогами дошкольных групп. Для этого на педагогическом совете дошкольного учреждения была проведена трансляция результатов работы по проекту «Малышок» в форме презентации.
Для дальнейшего продвижения результатов по проекту необходимо принимать активное участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. Разработанный проект для распространения опыта выставлен на сайте: https://nsportal.ru/node/5591874/edit
Литература
1. | Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006 |
Бабич О.М, Методы саморегуляции и психологической разгрузки.- Воронеж.: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. | |
2. | Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.- М.: педобщество России, 2005. |
3. | Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. |
4. | Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.- М: Мозаика – Синтез, 2007год. |
5. | Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект» - 2009г. |
6. | Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во «Речь», 2008 г. |
7. | Меркулова Т.В.Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010г. |
8. | Нечипорук Е. Диагностическая работа в детском саду".- Ростов-на-дону: Феникс, 2005 |
9. | Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010. |
10 | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. |