Основы безопасности и толерантности

Гончарова Галина Серафимовна

Для любого человека главными ценностями является жизнь и здоровье. Для того чтобы сохранить данные ценности необходимо выполнять определенные правила и профилактические мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми старшего возраста

по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками в ДОУ

Задачи:

  • расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках;
  • знакомить с народными традициями и обычаями;
  •  формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях своего края, культуре, традициях;
  •  формировать представление о том, что наша огромная многонациональная страна называется Российской Федерацией (Россия).

Показать на карте всю Россию: моря, озера, реки, горы, города. Москва – главный город, столица нашей Родины. Знать флаг, герб страны, мелодию гимна. Формировать интерес к своей родословной. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе с семьей.

Ноябрь

«Страна, в которой мы живем»

Цель: Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Познакомить с символикой государства, мелодией гимна. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Рисование «Кукла в национальном костюме»

Цель. Закреплять умение рисовать фигуру человека. Учить передавать характерные детали костюма. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Упражнять в создании контура простым карандашом и аккуратном закрашивании. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Цель.Продолжать знакомить с красивыми пейзажами русской природы в разное время года: морями, горами, полями, лесами, реками. Воспитывать чувство гордости за свою страну, желание сберечь всю эту красоту.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина»

Цель: Дать возможность понять, как велика и богата наша земля, воспитывать чувство гордости за людей.

Беседа «Где мы отдыхали летом» - закрепить знания о разных важных местах России и ее особенностях.

Дид.игра«Что может рассказать карта?»

Цель: Учить «читать» карту, закреплять знания о стране.

С. р. игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров русских мастеров).

С. р.игра«Летим в отпуск на самолете» закреплять знания о красоте нашей Родины.

Д.И«Что лишнее?» - закрепить знания детей о природе и животном мире России, особенностях труда, особенностях национального костюма.

Дид. игра «Оденем кукол в русские костюмы» - закрепить особенности орнамента и украшений русской национальной одежды.

Раскрашивание нарисованного силуэта флага. «Ай да березка» вызвать восхищение, любовь к символу России – березке, умение водить вокруг березки хоровод, читать стихи, играть в игры.

Выставка поделок, рисунков«Люблю тебя мой край родной».

Декабрь

Москва - столица России

Цель: познакомить детей с тем, что Москва – самый большой, главный город России. В Москве есть Красная площадь, работает наше правительство, президент нашей страны. Пробуждать желание больше узнать о столице нашей Родины. Рисование«Спасская башня Кремля»

Цель. Учить детей передавать конструкцию башни, форму, пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска.

Чтение«Главный город» С. Баруздин- закреплять знания о главном городе нашей страны.

Беседа на тему«Подземный город» с чтением «Песенка о метро Н. Саконской

Цель: познакомить с метро и его назначением.

Чтение «Москва», Ф Глинка, «Красная площадь» И. Токмакова.

«Экскурсия на Красную площадь (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве) С. р.игра«Пароход по Москве реке» С помощью специально-организованной игровой среды дать возможность прочувствовать все величие главного города, его достопримечательные места и заведения.

Дид.игра«Подбери картинку»- учить подбирать картинки и составлять коллаж«Посёлок Первомайский» и «Город Москва» «Сказка о пяти сынах – молодых соколах» - воспитывать интерес к русской народной сказке, чувство гордости воинами, защищающими свою родную землю от врагов.Выставка работ«Нашему посёлку посвящается» - вызвать желание отразить в работах знания о главном посёлке.

Январь

Культура и традиции русского народа.

Цель: закрепить знания о названии своей страны, о ее природе, устном народном творчестве и народно - прикладном искусстве.

Лепка«Водоноски у колодца»

Цель. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народно-декоративного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщенный способ лепки женской фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса). Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях. Беседа о русском народно-прикладном искусстве – знакомить с изделиями русских мастеров (хохломой, дымкой, гжелью, городецкими изделиями).Настольная игра«Подбери узор» закреплять знания детей об элементах росписей изделий, сделанных русскими умельцами.

Р. н.и«Барашеньки- крутороженьки» «Ярмарка» - закреплять знания о народных мастерах, воспитывать чувство гордости за их труд, вызвать положительные эмоции от праздника. Прослушивание в аудио записи русских народных песен –вызвать эстетические чувства дошкольников: умение понимать настроение песни, ее характерные особенности (мелодичность, напевность). Развивать интерес к русской народной мелодии.

Выставка работ по лепке«Народные игрушки и посуда» - закрепить умение отображать в поделке элементы той или иной росписи, орнамента. Вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства.

Февраль

Народы России.

Цель: познакомить детей с тем, что на территории государства проживает более 20 различных народов – большие и малые. Все они имеют свои обычаи и язык. Все народы сохраняют свои традиции, народную культуру, изучают русский язык для того, чтобы лучше понимать друг друга. Довести до сознания детей, что люди разных национальностей живут рядом, радуются победам, стремятся жить в мире и согласии. Вызвать желание больше узнать о людях других национальностей, воспитывать уважение к другим народам. Лепка

«Мы поедем, мы помчимся…»

Цель. Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширить спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля)Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе. Беседа о национальных кушаньях людей – познакомить с национальными блюдами (плов, пахлава,  чак-чак, щи, блины, шашлык и т. д.).

Рассматривание национальной одежды и ее орнамента, украшений. Воспитывать интерес, желание узнать больше о других народах.

Дид. игра «Продолжи узор»«Одень куклу» с целью ознакомления с народным костюмом людей других национальностей, украшений.

Казахская подвижная игра «Тюбетейка», русская народная игра «Ручеек» - знакомить с играми людей других национальностей, развивать интерес и желание играть в них.

С. и «Комплименты» - познакомить с понятием «комплимент» и умением его делать друг другу. Развлечение «Венок дружбы» - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до сознания ребенка в доступной праздничной атмосфере, вызвать положительные эмоции от чтения стихов, пения песен, танцев и игр разных народов.Выставка поделок рисунков на тему«Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья»-

Март

«О ребятах других национальностей»

Цель. Продолжать воспитывать у детей симпатию к людям других национальностей. Вызвать желание узнать что-то новое о своих сверстниках их других стран. Рисование «Мы разные, но мы вместе»

Цель. Учить изображать в рисунке своих друзей из других стран (характерные особенности: цвет кожи, национальная одежда)Воспитывать чувство симпатии к людям других национальностей. Рассматривание иллюстраций с детьми разных национальностей. Беседа о занятиях детей, интересах, играх, в которые они играют.

Д. и «Одень куклу» - подбирать костюм в соответствии с характерными особенностями. Народная игра Африки «Цыплята» - знакомить детей с играми других народов.

С. и. «Комплименты»

С. Р. И. «Необитаемый остров» - развивать воображение, творческие способности. Костюмированное представление «Мы гостей встречаем» - дать возможность понять, что русский народ мудрый, наблюдательный, гостей встречал,все вокруг наблюдал: когда пашню вспахать, когда зерно сеять, когда скотину выгонять. Познакомить детей с народным календарем, пословицами. Поговорками, песнями. Воспитывать уважение к русской культуре. Выставка работ «Мы разные, но мы вместе».

Апрель

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)

Цель: расширить представления о космических полетах, познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков русской космонавтики, К. Э. Циолковским, С. П. Королевым. Учить гордиться тем, что первым космонавтом был наш российский гражданин Ю. А. Гагарин.

Познакомить с тем, что в космос летают люди разных национальностей (они дружны и у них все получается)

Воспитывать у детей интерес и уважение к космонавтам, восхищаться их героическим трудом, на их примере воспитывать нравственные и волевые качества, как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли первому космонавту стать знаменитым. Аппликация

«Космос»

Цель: Учить составлять космический сюжет: космические корабли. Фигуры космонавтов, космические тела, используя знакомые приемы вырезания. Развивать композиционные умения.

Конструирование «Космический корабль».

Цель. Учить строить космический корабль из разных видов конструкторов. Развивать воображение, творческие способности. Изготовление атрибутов для сюжетной игры «Космонавты».

Рассматривание иллюстраций про космическую станцию, про полеты космонавтов – с целью обогащения знаний детей о космонавтах и их нелегком труде.

Д. И. «Кому, что нужно для работы» - классификация предметов труда.

С. Р. И. «Строительство космической станции» Учить сотрудничеству, умению работать сообща. Литературная викторина по русским народным сказкам – закрепить знания о русских народных сказках. Воспитывать в них любовь к русскому устному народному творчеству. Оформление художественной выставки «День космонавтики» работами о космосе с использованием различных технологий исполнения.

Май

«Этот день Победы…»

Закрепить знания о том, как защищали свою родину русские люди в годы В. О. В., как живущие помнят о нем. Формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали Родину от врагов.

Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. Рисование «Салют в честь праздника победы»

Цель. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятиеВоспитывать чувство гордости за победу народа над врагом. Рассматривание альбомов на военную тематику.

Беседа о памятниках воинам победителям.

Цель. Рассказать, почему им воздвигли памятники. Воспитывать чувство уважения к ветеранам. С. Р. И «Мы военные» отражать в игре события воинской службы, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать смекалку, выдержку, терпение, выносливость.

Д. И. «Четвертый лишний» на классификацию. Фольклорный праздник – познакомить детей с русским фольклором, создать положительные эмоции, вызвать чувства радости от произведений русского фольклора.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Проблемы, связанные с наркотиками, и профилактика их употребления»

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации отмечается рост наркомании и токсикомании со сдвигом показателей злоупотребления в младшие возрастные группы.

  Семья является важным участником профилактического процесса. Однако этот «участник» часто бывает подвержен иллюзиям такого характера, как «нашего ребёнка наркотическая беда обязательно обойдёт». Родители спокойно воспринимают информацию о наркотиках вообще, но дают панические реакции, когда сталкиваются с наркотиками через любимых сыновей и дочерей. При этом, столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребёнка, родители часто не знают что делать. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребёнком наркотиков. Некоторые прибегают к услугам частнопрактикующих специалистов, что иногда только загоняет проблему в тупиковую ситуацию.

В конце 20 века злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных наркотических веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

Другой тип неправильного воспитания — воспитание ребёнка «в культе болезни». Такое воспитание встречается в семьях, где дети часто болеют. Болезнь ребёнка становится центром внимания всей семьи, его ограждают от малейших усилий и, в результате, при столкновении с проблемами такой ребёнок пытается уйти от решения проблем, от реального мира, в частности, с помощью наркотиков.

Среди множества причин употребления подростками наркотиков практически все эксперты, имеющие медицинское образование, на первое место выделяют генетические и физиологические: наследственная предрасположенность к аддиктивному поведению, осложнённые беременность и роды, черепно-мозговые травмы с потерей сознания в анамнезе. Эти факторы «готовят благодатную почву» для развития наркозависимости. Таким детям сложнее учиться в школе, ходить в детский сад, отстаивать свои интересы, заниматься спортом, проявлять интерес к обучению и т. д. Однако приобщится или нет подросток к наркотикам, — далее это зависит от психологических и социальных причин. Все эксперты подчёркивают важность влияния семьи, так как правильное воспитание может уменьшить, а то и вовсе сгладить биологические предпосылки.

Начало применения наркотиков, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психическое состояние человека. С давних времен их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъема и нарушения сознания, использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов. Майя и ацтеки клали под язык листья коки – для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум – для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского «трава»). В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме были знакомы с лечебными свойствами (подавление боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с их помощью решались многочисленные проблемы. В частности и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболивающие.

 «Пики интереса» к наркотикам часто совпадали с периодами войн. Вспышки злоупотреблений наркотиками, наблюдавшиеся в период первой мировой войны, охватила европейские и американские страны. Для этой эпидемии было характерно использование уже всех известных тогда препаратов: морфина, героина, кодеина, дионина и др. Стало ясно, что в основе употребления наркотиками лежат социальные причины. При этом, хотя наркомания относилась к заболеваниям, но в основе предполагалось наличие порока. Такой вывод основывался на том, что употребление наркотиков было особенно распространено среди преступников. С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с их помощью решались многочисленные проблемы. В частности и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболивающие.

Всё это породило такое явление, как наркомания.

Наркомания – это заболевание, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности к ним выраженными медико-социальными последствиями.

Наркотическая зависимость  является одним из этапов наркоманий.

Различают:

  • психическую зависимость;
  • физическую зависимость;
  • толерантность.

 

Психическая зависимость – это болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркотический препарат с тем, чтобы испытать определенные ощущения, либо снять явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, но может быть и после однократного приема.

 
          Физическая зависимость – это состояние перестройки функций всего организма в ответ на хроническое употребление психоактивных препаратов. Проявляется выраженными психическими и соматическими нарушениями при прекращении приема наркотиков или нейтрализации его действия специфическими антагонистами.
Эти нарушения обозначаются как абстинентный синдром, синдром отмены или синдром лишения. Они облегчаются или полностью купируются при новом введении того же наркотика. Физическая зависимость развивается в процессе хронического употребления не всех наркотических препаратов (например, кокаин).


         Толерантность – состояние адаптации к наркотическим веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата.

Употребление наркотических веществ имеет определённые последствия. Среди которых распространенно нарушение самосознания, неврозы, психозы и т.д.

Нарушение самосознания -  проявляется искаженным восприятием собственной личности в целом с ощущением утраты ее единства.

Обсессивный синдром (синдром навязчивости) – состояние с преобладанием в клинической картине чувств, мыслей, страхов, воспоминания, возникающих помимо желания больных, но при сознании их болезненности и критическом отношении к ним. Несмотря на бессмысленности навязчивостей, больные бессильны преодолеть их.


     
Неврозы  – это психогенные психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для неврозов характерны:

  • обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности, наличия психотравмирующей ситуации (стресс должен быть индивидуально значим и тесно связан с началом и течением заболевания);
  • наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  • выявление невротических симптомов характеризующихся большой динамичностью.

При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов общепризнанным остается признание трех классических форм неврозов:

  • неврастения (астенический невроз);
  • истерический невроз;
  • невроз навязчивых состояний.

      Психозы – это выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и т.д.). Психоз не порождает новых явлений, а представляет собой результат выпадения деятельности высших уровней.

Можно выделить основные факторы риска подверженности детей к употреблению наркотических средств.

Факторы риска:

  1. В семье:
  • родители испытывают трудности по управлению семьёй;
  • не контролируют поведение детей;
  • ведут слишком сурово;
  • родители не ждут больших достижений от своих детей;
  • имеется генетическая предрасположенность наркотическим веществам.

  1. В школе:
  • учащиеся:
  • часто переходят из одной школы в другую;
  • не участвуют в общественной жизни школы и класса;        
  • пропускают занятия без уважительных причин или бросают учёбу.

  1. Личностный фактор риска:
  • эмоциональная незрелость;
  • низкий самоконтроль;
  • завышенная самооценка;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • обидчивость;
  • конфликтность.

Однако, помимо всего прочего, имеются и факторы защиты. Это:

  • установление близких отношений с детьми;
  • поощряется приобретение знаний;
  • ценятся принципы;
  • родители проводят много времени с детьми;
  • семья поддерживает связь с педагогами;
  • подростки вовлекаются в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера;
  • учащиеся активно участвуют в жизни школы, класса.

Но, как бы мы ни ограждали ребёнка, однажды это может случиться. К ребёнку подойдут -  и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, у нас в компании все употребляют и т.д. К такой встрече ребёнка надо готовит заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми и эффективными рекомендациями.

  • РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ О НАРКОТИКАХ.

Разговор о наркотиках – первая помощь детям. Использование информации поможет вам в разговоре. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия.

  • УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ.

Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

  • ПОДУМАЙТЕ О СВОЁМ ПРИМЕРЕ.

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением или алкоголем.

  • ПОДДЕРЖИВАЙТЕ В РЕБЁНКЕ САМОУВАЖЕНИЕ И ДУМАЙТЕ О ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения. Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения.

  • ДАВАЙТЕ СОВЕТЫ, НО НЕ ДАВИТЕ СОВЕТАМИ.

Обычно мы не очень любим, прислушиваться к чужому мнению. Поэтому, совет может быть эффективен только в случае его востребованности.

Методы опроса.

Анкета №1

(Опрос проводится до проведения лекции).

Вопросы:

  1. Ваш пол?
  1. Мужской.
  2. Женский.

  1. Откуда вы получаете информацию о наркотиках?
  1. Телевидение.
  2. Журналы.
  3. Другие источники.

  1. Как вы думаете, через какое время может возникнуть наркотическая зависимость?
  1. Достаточно попробовать 1-2 раза.
  2. Употреблять регулярно 2-3 месяца.
  3. Если употреблять редко, то вообще не возникнет.

  1. Правильно ли делить наркотики на лёгкие и сильные?
  1. Да, существуют наркотические вещества, не приносящие вреда;
  2. Есть наркотики более опасные и менее опасные.
  3. Нет, все наркотики опасны в равной степени.

  1. Вы думаете, что употребление наркотиков, это:
  1. Самостоятельность.
  2. Недостатка информации о вреде наркотиков.
  3. Слабость.

  1. Был ли у вас собственный опыт встречи с наркотиками?
  1. Мне предлагали, но я отказался.
  2. Не было.
  3. Я пробовал.