Главные вкладки

    Представление собственного педагогического опыта.

    костычева екатерина ивановна

          Работая над проблемой «Применение ИКТ для развития познавательных способностей ребенка, его интеллекта, культуры на уроках математики», строю свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся. Применение ИКТ играет важную роль в современной системе образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie.docx26.3 КБ
    Файл parallelnye_pryamye.docx806.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление

    собственного  педагогического

    опыта учителя математики

    МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»

    Дубенского района Республики Мордовия

    Костычевой Екатерины Ивановны.

     

          Работая над проблемой «Применение ИКТ для развития познавательных способностей ребенка, его интеллекта, культуры на уроках математики», строю свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся. Применение ИКТ играет важную роль в современной системе образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным,  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя для образования и самообразования компьютерные технологии.   

    Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 

    Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы     научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

    Ведущая   педагогическая  идея. Формирование потребностей к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

    Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

     Наличие   теоретической  базы.

       Разработаны  приемы и методы, направленные на формирование

    ключевых компетенций.  Выполнены  работы, целью которых является овладение определенной ключевой компетенцией наряду с узкопредметными компетенциями в области математики, начиная с 5-6 класса, а затем в 7-9классах продолжается их развитие.  

        Разработаны   поурочные конспекты и уроки-презентации по темам «Урок занимательной математики в 5 классе», «Космические путешествия с рациональными числами», «Площадь параллелограмма», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», большой спектр дидактического материала, в том числе к самостоятельным, проверочным и тестовым работам, открытые уроки: «Доли.  Обыкновенные дроби», «Сумма углов треугольника», «Математик-бизнесмен», «Урок-конференция по истории развития дробей»; медиа-уроки: «Решение задач» - 5 класс, «О вреде курения - языком процентов» - 7 класс,  «Квадратичная функция» - 8 класс, «Умножение десятичных дробей» - 5 класс, «Четыре замечательные точки треугольника» - 8 класс,  «Вписанная и описанная окружности» - 8 класс  и другое.  

      Принимала  участие в профессиональном конкурсе «Учитель года». Выступала на школьных и муниципальных МО с докладами  «Современные образовательные  технологии на уроках  физики, ориентированные на развитие личности ученика.», «Обсуждение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».  Владею  методикой  проведения занятий по математике; объяснение нового материала  провожу научно обоснованно, доступно. На  уроках благоприятная обстановка, учащиеся чувствуют себя  комфортно и активно включены в работу.

    Уделяю большое  внимание научно - методической и исследовательской работе.

     

    Оптимальность и эффективность.  

    Дети используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках математики, в практической деятельности.

    Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.

    Дети   осваивают   коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

    Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в  математическом,  физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики.

    У учащихся  формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

    Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

    Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

     

     

    Выдвигаемые принципы.

     

    Учить  ставить  цели и  планировать деятельность по их достижению.

    Учить добывать нужную информацию,  используя  доступные источники (справочники, учебники, словари, <И), передавать ее.

    Совершенствовать  умения, навыки, учить высказывать, и аргументировано отстаивать своё мнение.

    Вносить посильный  вклад в достижение общего результата.

    Обучать брать   на  себя ответственность. Прививать навыки самостоятельной творческой  работы.

    Учить  грамотно,  использовать в речи математические термины.

    Учить применять  математические знания и умения в реальных ситуациях. Прививать навыки  самоконтроля.

     

    Выбор  и   обоснование технологии  

    На каждом из уроков перед учителем стоит проблема: как  вовлечь всех учащихся класса в активную мыслительную деятельность по изучению материала? Какие условия для этого необходимо соблюдать?   Активность мыслительной деятельности возрастает, если соблюдаются следующие условия:

     учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;

     это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приёма мыслительной деятельности;

     учащийся обладает знаниями, необходимыми   для выполнения этого задания, и навыками применения данного приёма;

     этот приём соответствует содержанию материала;

     материал не является чрезмерно легким.

    Активными формами и методами, по моему мнению,  являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.  Активность в учении связана с целенаправленной умственной или физической работой по овладению знаниями и способами деятельности. Поэтому любая педагогическая технология, метод или приём могут помочь активизировать деятельность учащихся. Необходимо только грамотно отобрать те из них, которые именно в этом классе, в этот период обучения принесут наибольшую пользу, при этом нужно соблюдать аспекты включения активных форм и методов в процесс обучения.

    Аспекты включения активных форм и методов в процесс обучения: процессуальный (организация разноуровневой познавательной деятельности; организация диалоговых форм взаимодействия учитель-ученик); эмоциональный (обеспечение комфортности процесса обучения; обеспечение разноуровневой успешности;  возможность достижения каждым положительных результатов); содержательный (формирование предметных знаний;  формирование способов решения задач; формирование общеучебных умений и навыков).

    Наиболее часто использую в своей работе следующие приёмы активной мыслительной деятельности:

    1.      Приём использования стимулирующих звеньев. Важно, не ограничиваясь общими советами учащимся, составлять для них специальные программы, алгоритмы, списки указаний, такие, чтобы, читая их в процессе выполнения упражнений, учащиеся пользовались стимулирующими звеньями (промежуточными рассуждениями).

    2.      Приём реконструкции. Изложение  изученного материала в измененном виде. Частными случаями реконструкции являются обобщение материала, его конкретизация, перемещение отдельных частей подлинника и т.д.

    3.      Приём мысленного составления плана. Он заключается в том, что, читая, мы намеренно или подсознательно разбиваем материал на отдельные логические части и даем им названия.

    4.      Прием прогнозирования. Решая любую задачу, человеку приходится постоянно предвидеть ход событий и на основе анализа, синтеза, обобщения ситуации регулировать и корректировать свою работу, прогнозировать её результат.

    5.      Приём выделения смысловых опорных пунктов. Заглавия, образы, слова, выделяемые по ходу ознакомления с материалом, в психологии называют смысловыми опорными пунктами. Часто использую этот приём при работе с учебным текстом.

    6.      Приём соотнесения. Он сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом.

    7.      Приёмы: сравнение, обобщение, систематизация, воспроизведение материала, классификация и т.д.

    Методы:

     1.Метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся – самый продуктивный в учении старшеклассника: работа по образцам, планам, памяткам; составление конспектов, планов, тезисов; работа с учебными тестами; написание рефератов, сообщений,  и др.

    2.Практические методы учения, формирующие и совершенствующие практические умения и навыки. Овладев учебными умениями и навыками, ученик использует их как инструмент познания и развития:  работа со   справочниками и учебной литературой, словарная работа; групповая и индивидуальная работа; уроки-практикумы, уроки решения одной задачи, уроки-тренажёры - все это формирует не только общеучебные умения и навыки, но и необходимые для существования в обществе коммуникативные  свойства личности, так как ученику приходится работать в коллективе и в  группах,  защищать и анализировать свои и чужие  творческие работы, использовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

    3. Метод проектно-исследовательской  деятельности.    В основе данного  метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления. Этот метод наиболее успешно и продуктивно используется в работе элективных  курсов.

     4. Использование ИКТ технологии. На первый план выходит не использование информационных технологий, а изменение содержания  образования и организации учебного процесса.  ЦОРы являются вспомогательным средством обучения. Как известно, любая исследовательская или проектная работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.  Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам, как учителем, так и учениками.   Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты – это простейшие формы использования компьютерных  возможностей. Для того, чтобы представить результат исследовательской деятельности, ребята, как правило, создают презентацию своей работы.  Т.е.  отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвящённая автору и список литературы, Интернет-ресурсы в том числе.

    Описание педагогических условий осуществления опыта

    Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность образования, эффективность образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной, самоопределяющей  личности, самостоятельно адаптирующейся  в  коллективе и обществе. Целью изучения математики является формирование личностных качеств, развитие самостоятельности, логического мышления, творческой деятельности учащихся.

    Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

    Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента:

    · обученность обучающегося, выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии;

    · воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;

    · развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей;

    · здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.

    Другими словами, главными результатами образовательного процесса являются положительные изменения в развитии личности.

    Социальная ситуация в школе сложилась характерной для села. Уровень интеллекта, грамотности и воспитанности взрослого населения постоянно снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Чтобы противостоять негативному влиянию, оказываемому на обучающихся из внешней среды школы, необходимо работать над формированием положительной мотивации к тому, что изучается на уроке, посредством  использования активных форм и методов  обучения.  Для реализации поставленных задач  в малой сельской школе  есть возможность включить  всех учащихся и учителей в данный процесс, а также подключить к работе по использованию активных форм и методов в учении учителей образовательных учреждений района.

    Результат

      Результат работы очевиден. Это и активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Организация работы по  формированию у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования, формированию  специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера, обеспечению углублённого изучения отдельных тем (элективные курсы), использованию уроков-практикумов, имеющих преимущество перед традиционным уроком, использованию проектной и исследовательской технологий. Именно они формируют  как коммуникативные речевые навыки учащихся, так и навыки самообразования.  К тому же новые технологии требуют овладения новыми формами общения между учителем и учеником:  это уже партнеры, сотрудники, только один старший, опытный, а другой – начинающий. 

      Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство  на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, МО. Активно участвую в работе  школьных и районных методических объединений. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.

     

     

     



    Предварительный просмотр:

    Костычева Екатерина Ивановна

    Учитель математики

    МБОУ «Кочкуровская СОШ»

    Дубенского района Республики Мордовия

    Класс 7

    Тема урока: «Параллельные прямые»

    Тип урока: Урок закрепления и обобщения учебного материала.

    Цель: Закрепление  понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Повторение  признаков параллельности двух прямых, свойств параллельных прямых, аксиомы параллельных прямых. Отработка навыков решения задач по готовым чертежам, решения задач на применение признаков параллельности прямых и свойств параллельных прямых.

    Задачи:

    • Обучающие:

    повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; повторить понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; повторить признаки параллельности двух прямых; повторить свойства параллельных прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.

    • Развивающие:

    активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;

    • Воспитательные:

                 воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность

                  построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения;  

                  воспитывать  самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах,  

                   стремление к достижению результата, способствовать развитию любознательности  и  

                  творческой активности обучающихся.

     .    

     Планируемый результат.

    Знать:

    -понятие накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;

    -признаки параллельных прямых;

    -свойства параллельных прямых.

    Уметь:

    -уметь применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых при решении задач на готовых чертежах;

    - применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых   при решении задач на практике;

    -составлять задачи, при решении которых необходимо применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых .

    Оборудование:

    Для учителя: компьютер, интерактивная доска SMART Notebook 11,  карточки, приложение 3, тематическое планирование, конспект урока.

    Для ученика:  индивидуальный раздаточный материал для учащихся: приложение 1, приложение 2, приложение 3.

    План урока:

    1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Устная коллективная работа.
    2. Индивидуальная тестовая работа с самопроверкой. Актуализация знаний. Экскурс в историю (историческая справка) Н.И.Лобачевский.
    3. Решение задач по пройденной теме. Закрепление и отработка понятий  (работа в парах).    Решение задач с использованием  признаков параллельности прямых. (работа по готовым чертежам). Решение задач на использование свойств параллельных прямых.
    4. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание. Рефлексия.

    Ход урока.

    1. Организация начала занятия. Проверка готовности учащихся. Эпиграф к уроку.

    «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать»

                                                                                                                         Галилео Галилей

    1. Подготовка к основному этапу. Актуализация знаний.

    Стихотворение Владимира Фирсова к открытию памятника Н.И.Лобачевского в Казани:

    Высокий лоб, нахмуренные брови,

    В холодной бронзе—отраженный луч...

    Но даже неподвижный и суровый

    Он, как живой,— спокоен и могуч.

    Когда-то здесь, на площади широкой,

    На этой вот казанской мостовой,

    Задумчивый, неторопливый, строгий,

    Он шел на лекции— великий и живой.

    Пусть новых линий не начертят руки,

    Он здесь стоит, взнесенный высоко,

    Как утверждение бессмертья своего,

    Как вечный символ торжества науки.

    Н. И. Лобачевский,  великий русский математик— создатель неевклидовой геометрии, который был одним из первых выпускников Казанского императорского университета, и преподавал там в течение 40 лет, в том числе 19 лет являлся его ректором.

    Н.И.Лобачевский доказал, что во Вселенной прямые пойдут непараллельно. А мы с вами какую геометрию изучаем?

    1. Целеполагание и мотивация.

    Геометрический диктант. Приложение  1.

    Ответы:                                                          1.   прямых                        

                      2.  параллельны                  

                                                                            3.  180                                    

                                                         4.                вертикальны                          

       5.        180    

          6.    180        

          7.    равны        

          8.    равны        

                          9.         параллельны    

                                                                           10.   равны  

                                                                           11.  не пересекаются

    4. Применение знаний, формирование умений и навыков.

    1)        Устная работа.

     (Установить  соответствие.)

      2)         Решение задач по готовым чертежам.

      (Применение признаков и свойств параллельных прямых.)

    1. Минута отдыха.

    1)        Физкультминутка.

    2)       Параллельные прямые вокруг нас.

    3)       Параллельные прямые в космосе.

    В астрономии есть такое понятие как ось мира – это воображаемая прямая, соединяющая  точку на поверхности Земли и Полярную звезду. Известно, что ось вращения Земли параллельна оси Мира, и при движении Земли вокруг этой оси и при движении вокруг Солнца направление на Полярную звезду никогда не нарушается.  За счет этого любой путешественник в какой точке земного шара он не находился всегда сможет указать направление на север, а значит  и другие стороны света.

    1. Закрепление полученных знаний.

    По краткому условию построить чертеж в тетрадях, решить задачу, записать ответ.

    ЗАДАЧА.

     Отрезки AB и CD пересекаются в их середине точке О.

     Докажите, что  AC II BD.в

    Доказательство:

    1. Докажем, что тр.АОС равен тр.ВОD, по двум сторонам и углу между ними: АО=ОВ, СО=ОD – по условию, угол АОС=BOD.
    2. Из равенства треугольников следует, что накрест лежащие углы равны.
    3. По признаку параллельных прямых АС II BD.

    1.  Самостоятельная работа. Приложение 2.

    Ответы: Приложение 3.

    1. Ученик выступает с отрывком из исследовательской работы «Параллельные прямые в искусстве».

    «ПИКАССО Пабло французский живописец, по происхождению испанец. Самая известная картина «Голубь мира». На  его картине «Мужская голова», которая выполнена в стиле «кубизм», можно увидеть параллельные линии, из которых состоит изображение.

    1. Подведение итогов урока.

    Оценка на уроке ставится за:

    Активное участие.

    Правильные ответы.

    Геометрический диктант.

     Самостоятельную работу.

    1.  Домашнее задание. 

    К следующему уроку подготовить:

    1. Иллюзии зрения: параллельные прямые.

     2. Параллельные прямые в искусстве.

    1. Рефлексия.

    1. На уроке я работал

     (активно/пассивно)

     2. Своей работой на уроке я

      (доволен/недоволен)

    3. Урок для меня показался

      (коротким/длинным)

     4. За урок я

      (не устал, устал)

    5. Материал урока мне был

    (понятен, скучен, интересен)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Вопросы для геометрического диктанта.

    1. Если при  пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.

    1. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°.
    2. Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого, то углы вертикальны.
    3. Сумма смежных углов равна 180°.
    4. Две прямые параллельны, если при пересечении их секущей сумма односторонних углов равна 180°.
    5. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.
    6. Вертикальные углы равны.
    7. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
    8. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны.
    9. Две прямые на плоскости параллельны, если они не пересекаются.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Вариант 1.

    1. Какие из пар прямых, изображенных на рисунке, являются параллельными?

    2. Изобразите две параллельные прямые и секущую.

    3. Из всех углов, изображенных на рисунке, выберите пары накрест лежащих углов.

    4. На рисунке 1 = 2. Что можно сказать о взаимном расположении прямых а и в.

    5. На рисунке m║ n, 1 =.  Вычислите градусные меры углов 2 и 3.

    6.Могут ли односторонние углы оба быть тупыми?

    Вариант 2.

    1. Какие из пар прямых, изображенных на рисунке, являются параллельными?

    2. Начертите для прямой а параллельную ей прямую в.

    3. Из всех углов, изображенных на рисунке, выберите пары соответственных углов.

    4. На рисунке 1 =, 2 = . Что можно сказать о прямых а и в?

    5. На рисунке m║ n, 1 =76°.  Вычислите градусные меры углов 2 и 3.

    6. Может ли при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой образоваться 8 острых углов?

                                                                 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.