Урок по теме "Параллельные прямые".
презентация к уроку по геометрии (7 класс)

костычева екатерина ивановна

Закрепление  понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Повторение  признаков параллельности двух прямых, свойств параллельных прямых, аксиомы параллельных прямых. Отработка навыков решения задач по готовым чертежам, решения задач на применение признаков параллельности прямых и свойств параллельных прямых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костычева Екатерина Ивановна

Учитель математики

МБОУ «Кочкуровская СОШ»

Дубенского района Республики Мордовия

Класс 7

Тема урока: «Параллельные прямые»

Тип урока: Урок закрепления и обобщения учебного материала.

Цель: Закрепление  понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Повторение  признаков параллельности двух прямых, свойств параллельных прямых, аксиомы параллельных прямых. Отработка навыков решения задач по готовым чертежам, решения задач на применение признаков параллельности прямых и свойств параллельных прямых.

Задачи:

  • Обучающие:

повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; повторить понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; повторить признаки параллельности двух прямых; повторить свойства параллельных прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.

  • Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;

  • Воспитательные:

             воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность

              построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения;  

              воспитывать  самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах,  

               стремление к достижению результата, способствовать развитию любознательности  и  

              творческой активности обучающихся.

 .    

 Планируемый результат.

Знать:

-понятие накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;

-признаки параллельных прямых;

-свойства параллельных прямых.

Уметь:

-уметь применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых при решении задач на готовых чертежах;

- применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых   при решении задач на практике;

-составлять задачи, при решении которых необходимо применять признаки параллельных прямых и свойства параллельных прямых .

Оборудование:

Для учителя: компьютер, интерактивная доска SMART Notebook 11,  карточки, приложение 3, тематическое планирование, конспект урока.

Для ученика:  индивидуальный раздаточный материал для учащихся: приложение 1, приложение 2, приложение 3.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Устная коллективная работа.
  2. Индивидуальная тестовая работа с самопроверкой. Актуализация знаний. Экскурс в историю (историческая справка) Н.И.Лобачевский.
  3. Решение задач по пройденной теме. Закрепление и отработка понятий  (работа в парах).    Решение задач с использованием  признаков параллельности прямых. (работа по готовым чертежам). Решение задач на использование свойств параллельных прямых.
  4. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организация начала занятия. Проверка готовности учащихся. Эпиграф к уроку.

(Слайд 1,  2)

  1. Подготовка к основному этапу. Актуализация знаний.

Стихотворение Владимира Фирсова к открытию памятника Н.И.Лобачевского в Казани:

Высокий лоб, нахмуренные брови,

В холодной бронзе—отраженный луч...

Но даже неподвижный и суровый

Он, как живой,— спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий,

Он шел на лекции— великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки,

Он здесь стоит, взнесенный высоко,

Как утверждение бессмертья своего,

Как вечный символ торжества науки.

Н. И. Лобачевский,  великий русский математик— создатель неевклидовой геометрии, который был одним из первых выпускников Казанского императорского университета, и преподавал там в течение 40 лет, в том числе 19 лет являлся его ректором.

Н.И.Лобачевский доказал, что во Вселенной прямые пойдут непараллельно. А мы с вами какую геометрию изучаем, по имени какого ученого?

(Слайд 3, 4, 5, 6)

  1. Целеполагание и мотивация.

Геометрический диктант. Приложение  1.

Ответы:                                                          1.   прямых                        

                  2.  параллельны                  

                                                                        3.  180                                    

                                                     4.                вертикальны                          

   5.        180    

      6.    180        

      7.    равны        

      8.    равны        

                      9.         параллельны    

                                                                       10.   равны  

                                                                       11.  не пересекаются

(Слайд 7-19)

4. Применение знаний, формирование умений и навыков.

1)        Устная работа.

 (Установить  соответствие.)

  2)         Решение задач по готовым чертежам.

  (Применение признаков и свойств параллельных прямых.)

(Слайд 20-23)

  1. Минута отдыха.

1)        Физкультминутка.

2)       Параллельные прямые вокруг нас.

3)       Параллельные прямые в космосе.

В астрономии есть такое понятие как ось мира – это воображаемая прямая, соединяющая  точку на поверхности Земли и Полярную звезду. Известно, что ось вращения Земли параллельна оси Мира, и при движении Земли вокруг этой оси и при движении вокруг Солнца направление на Полярную звезду никогда не нарушается.  За счет этого любой путешественник в какой точке земного шара он не находился всегда сможет указать направление на север, а значит  и другие стороны света.

(Слайд 24-30)

  1. Закрепление полученных знаний.

По краткому условию построить чертеж в тетрадях, решить задачу, записать ответ.

ЗАДАЧА.

 Отрезки AB и CD пересекаются в их середине точке О.

 Докажите, что  AC II BD.в

Доказательство:

  1. Докажем, что тр.АОС равен тр.ВОD, по двум сторонам и углу между ними: АО=ОВ, СО=ОD – по условию, угол АОС=BOD.
  2. Из равенства треугольников следует, что накрест лежащие углы равны.
  3. По признаку параллельных прямых АС II BD.

(Слайд 31-32)

  1.  Самостоятельная работа. Приложение 2.

Ответы: Приложение 3.

(Слайд 33-34)

  1. Ученик выступает с отрывком из исследовательской работы «Параллельные прямые в искусстве».

«ПИКАССО Пабло французский живописец, по происхождению испанец. Самая известная картина «Голубь мира». На  его картине «Мужская голова», которая выполнена в стиле «кубизм», можно увидеть параллельные линии, из которых состоит изображение.

(Слайд 35-36 )

  1. Подведение итогов урока.

Оценка на уроке ставится за:

Активное участие.

Правильные ответы.

Геометрический диктант.

 Самостоятельную работу.

(Слайд 37)

  1.  Домашнее задание. 

К следующему уроку подготовить:

1. Иллюзии зрения: параллельные прямые.

 2. Параллельные прямые в искусстве.

(Слайд 38)

  1. Рефлексия.

1. На уроке я работал

 (активно/пассивно)

 2. Своей работой на уроке я

  (доволен/недоволен)

3. Урок для меня показался

  (коротким/длинным)

 4. За урок я

  (не устал, устал)

5. Материал урока мне был

(понятен, скучен, интересен)

(Слайд 39)