статья Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников

        Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья46.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников

        Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека.

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует  своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменяется. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную систему знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической формации.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

Мастерство нравственного воспитания заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах учителя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности.   Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания - прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.

Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. На первое место  воспитательной работы нужно ставить поступки, в которых проявляется гуманное, человечное отношение ребенка к другим людям. Богатство духовной жизни личности во многом зависит от того, насколько глубоко человек не только понимает, но и чувствует благородство идей гуманности, человечности.

Воспитание чувства человечности – одно из важнейших условий формирования личного достоинства, личной чести.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую,  эстетическую, социально-коммуникативную и др. на основе базовых национальных  ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.                                                                                                               Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Одним из главных источников в образовательном процессе является содержание учебной деятельности. С этой позиции содержание учебной деятельности в системе воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач формирования нравственности у школьников, так как включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.                            Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Методы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ, этическая беседа и др. Программа этических бесед строится так, что в каждом классе изучаются одни и те же нравственные проблемы, но конкретное их содержание изменяется в связи с  накоплением у детей знаний, опыта.

 Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В такой ситуации складываются определенные отношения между учащимися, проявляются моральные противоречия, которые требуют своего разрешения. Задача учителя, внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных, гуманных отношений.

Для формирования богатого духовного мира школьников надо выбирать такие способы и приемы побуждения к активной деятельности, которые раскрывают перед учащимися заманчивую перспективу преодоления трудностей, пробуждают у них чувства достоинства, чести, самолюбия. Сама деятельность тоже должна включать в себя возможности для преодоления трудностей и препятствий, посильных для детей данного возраста. Важно, чтобы с первых же дней обучения их увлекала как общественная, так и интеллектуально-творческая сторона преодоления трудностей. Любой, самый обычный труд можно сделать фактором общественной деятельности и предметом захватывающих интеллектуальных поисков, открытий, что в конечном счете и воспринимается детьми как преодоление трудностей, доставляет им большое удовлетворение, рождает первые ростки самоутверждения.

Процесс самоутверждения, играющий в нравственном воспитании очень важную роль, является по существу осознанием учащихся собственных нравственных достоинств. Богатая духовная жизнь характерна тем, что учащийся осознает себя как личность, видит свои нравственные достоинства в преодолении трудностей во имя общественных интересов. Без преодоления трудностей невозможно самоутверждение, невозможна и богатая духовная жизнь, замедляется духовное развитие. Романтика подвигов на поле боя, путешествие в далекие края, мечты о космических полетах и т. п. – все это увлекает учащихся прежде всего возможностью испытать силу воли, утвердить личные достоинства. Чем больше стремится учащийся в своей деятельности к преодолению трудностей, тем глубже духовное развитие, тем ярче единство мысли, эмоций и их активного проявления – волевых действий.                                                                                                                   Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М: Просвещение,2009
  2. Сухомлинский В.А.Духовный мир школьника. - Т.1, 1979



Предварительный просмотр:

Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников

        Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека.

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует  своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменяется. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную систему знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической формации.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

Мастерство нравственного воспитания заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах учителя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности.   Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания - прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.

Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. На первое место  воспитательной работы нужно ставить поступки, в которых проявляется гуманное, человечное отношение ребенка к другим людям. Богатство духовной жизни личности во многом зависит от того, насколько глубоко человек не только понимает, но и чувствует благородство идей гуманности, человечности.

Воспитание чувства человечности – одно из важнейших условий формирования личного достоинства, личной чести.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую,  эстетическую, социально-коммуникативную и др. на основе базовых национальных  ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.                                                                                                               Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Одним из главных источников в образовательном процессе является содержание учебной деятельности. С этой позиции содержание учебной деятельности в системе воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач формирования нравственности у школьников, так как включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.                            Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Методы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ, этическая беседа и др. Программа этических бесед строится так, что в каждом классе изучаются одни и те же нравственные проблемы, но конкретное их содержание изменяется в связи с  накоплением у детей знаний, опыта.

 Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В такой ситуации складываются определенные отношения между учащимися, проявляются моральные противоречия, которые требуют своего разрешения. Задача учителя, внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование правильных, гуманных отношений.

Для формирования богатого духовного мира школьников надо выбирать такие способы и приемы побуждения к активной деятельности, которые раскрывают перед учащимися заманчивую перспективу преодоления трудностей, пробуждают у них чувства достоинства, чести, самолюбия. Сама деятельность тоже должна включать в себя возможности для преодоления трудностей и препятствий, посильных для детей данного возраста. Важно, чтобы с первых же дней обучения их увлекала как общественная, так и интеллектуально-творческая сторона преодоления трудностей. Любой, самый обычный труд можно сделать фактором общественной деятельности и предметом захватывающих интеллектуальных поисков, открытий, что в конечном счете и воспринимается детьми как преодоление трудностей, доставляет им большое удовлетворение, рождает первые ростки самоутверждения.

Процесс самоутверждения, играющий в нравственном воспитании очень важную роль, является по существу осознанием учащихся собственных нравственных достоинств. Богатая духовная жизнь характерна тем, что учащийся осознает себя как личность, видит свои нравственные достоинства в преодолении трудностей во имя общественных интересов. Без преодоления трудностей невозможно самоутверждение, невозможна и богатая духовная жизнь, замедляется духовное развитие. Романтика подвигов на поле боя, путешествие в далекие края, мечты о космических полетах и т. п. – все это увлекает учащихся прежде всего возможностью испытать силу воли, утвердить личные достоинства. Чем больше стремится учащийся в своей деятельности к преодолению трудностей, тем глубже духовное развитие, тем ярче единство мысли, эмоций и их активного проявления – волевых действий.                                                                                                                   Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М: Просвещение,2009
  2. Сухомлинский В.А.Духовный мир школьника. - Т.1, 1979