Урок окружающего мира по теме "Природа и человек" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Урок окружающего мира по теме "Природа и человек" составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

УМК: система развивающего обучения Л.В.Занкова

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Тема: Природа и человек

Цели деятельности учителя: показать зависимость человека от природы, его воздействие на неё. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. Познакомить с Красной книгой. Способствовать воспитанию бережного отношения к живым существам, к окружающей природе; содействовать развитию учебной мотивации.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Обучающиеся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде;   различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

Личностные: У обучающихся будет формироваться интерес к учебному материалу, представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: обучающиеся научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получат возможность научиться различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

Познавательные: обучающиеся научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике; получат возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: обучающиеся получат возможность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Красная книга России, Красная книга Белгородской области, проектор, экран, компьютер, толковый словарь В.И.Даля

План урока

1

Самоопределение деятельности.( Орг. момент)

1-2 мин

2

Актуализация опорных знаний.

3-4 мин

3

Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

2-3 мин

4

Открытие новых знаний.

10-12мин

5

Физминутка

3 мин

6

Самостоятельная работа:                                     Работа в группах                                                     Работа в парах

                  3-4 мин       5 мин

7

Подведение итогов

2 мин

8

Рефлексия

2 мин

Ход урока

І.  Организационный момент  

1.Приветствие.

Прозвенел веселый звонок.                                                                                                   Мы начинаем наш урок.                                                                                   Любознательные в классе дети.                                                                                            Обо всем хотят знать на свете 
2. Готовность к уроку

І I. Актуализация  опорных знаний.

У. Ребята, кто вспомнит, что человеку нужно для жизни?

Д. Воздух, еда, вода, одежда, дом...

У. А откуда берётся воздух? А вода?

Д. Это объекты неживой природы и существуют они независимо от человека.

У. А человек может влиять на воздух и воду? Как?

Д. Человек  загрязняет воздух и воду: машины и заводы выбрасывают в воздух вредные вещества.

У. Верно, ребята, но не только машины вредят природе, но и дороги, гаражи, стоянки занимают огромные площади, вытесняя растения и животных из их мест обитания. Человеку приходится постоянно брать из природы всё необходимое для жизни, но этим самым он вторгается в неё: вырубает леса, распахивают целинные земли, а значит, вытесняет растения и животных, обрекая их на гибель. Как быть?

Д. Нужно охранять природу.

ІІІ.         Цель урока

У. Так о чем же мы будем говорить на уроке?

Д. Мы сегодня и поговорим о том, как люди должны охранять природу; что они делают для бережного использования природных богатств.

ІV.        Работа над новым материалом

1. Работа по учебнику (с. 26).

У. Назовите объекты неживой природы.

Д. Солнце, облака.

У. Назовите объекты живой природы.

Д. Растения, животные, человек.

У. Что вы ещё видите на картинке?

Д. Дома, поля, возделываемые людьми, вырубка леса, заводы.

У.Что делают животные на картинке?

Д. Убегают из леса

У. Почему им приходится уходить со своих мест обитания?

Д. Иного деревьев вырублено.

У. Что будет, если они не найдут новое место обитания?

Д. Они погибнут.

2.Объяснение нового материала.

У.         Сегодня мы познакомимся с Красной книгой. Наверное, вы
уже слышали о ней, давайте узнаем историю ее возникновения и
причины.

В 1948 г. в небольшом городе Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было - выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

У. Как вы думаете, почему именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

Д. Красный цвет - это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных, это сигнал опасности.

У. Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной.

Красная книга - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Что же она делает?

Слайд.

Красная книга

информирует                                                                                                               призывает изучать                                                                                       предупреждает                                                                                                      советует

В ней размещены виды:

-исчезающие;
-сохраняющиеся;                                      -редкие;                                                              -восстанавливающиеся

У. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

Пролетели год за годом. Растут города. Человек полетел в космос. В каждом доме появляется компьютер и другая интересная техника. Хорошо люди живут. Но почему–то всё больше и больше становится Красная книга. Появилась она и у нас, в Белгородской области. Оказывается, живём мы с вами и не знаем, что, совсем рядом мир живой природы просит нас о помощи
Слайд.     Красная книга Белгородской области

В Красную книгу занесено 213 экземпляров растений, грибов и лишайников.

    269 видов животных,

         среди них:

   исчезнувших- 27 видов;

   исчезающих – 46 видов;

   сокращающихся – 46 видов;

    редких -     99 видов;

   неизученных – 28 видов;

   уязвимых -    11 видов;

   особо ценных – 12 видов

У. На территории области существует заповедник «Белогорье». Слайд.                                                                            В него входит 5 заповедных участков. В Борисовском районе «Лес на Ворскле и Острасьевы Яры, в Губкинском районе  «Ямская степь» и «Лысые горы», на реке Оскол «Стенки Изгорья». Планируется в Ровеньском районе участок «Айдарский» включить в состав заповедника Белогорье».           Около ста видов животных Белгородской области занесены в Красную книгу России. К ним относятся несколько видов шмелей, жуков, бабочек, а также степная гадюка, выхухоль, филин и другие виды животных. Слайды.     

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки.
Пляшут рожки и хвосты.
Охраняй все это ты!

VІ. Работа по теме урока

1.   У. Расшифруйте слова.    Слайд

ЭЛГОЯИКО, ГОЭОЛК,

Д. ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГ

У. Обсудите в группах значение этих слов

Работа в группах

1 группа – «Экология»

2 группа – «Эколог»

У. Где можно узнать значение этих слов?

Д. В Толковом словаре.

 (на столах у каждой группы есть Толковый словарь).

Дети высказывают свое мнение, объясняют, значение этих слов

экология–это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов между собой, а также со средой их обитания.

Эколог - это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха.

У. Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?

2.  Работа в парах

В ходе обсуждения появляется памятка, которая остается у каждого ученика
Правила поведения в природе.  
Слайд.

                     Нельзя

  1. Разорять птичьи гнезда;
  2. Рвать и бросать цветы, рвать большие букеты;
  3. Ломать ветки деревьев и кустов;
  4. Давить насекомых;
  5. Шуметь в лесу;
  6. Разводить костры без взрослых;
  7. Оставлять мусор в лесу, у водоемов;
  8. Брать лесных зверьков домой.

3.    Тест     (сигнальными карточками отвечают на вопросы учителя)

1.Человек многие годы оказывал на природу губительное влияние.                                                                       Да.         Нет.
2.Мех и мясо нужны человеку, поэтому надо уничтожать зверей.                                                                   Да.           Нет.
3.В заповедниках охраняют не только животный мир, но и растительный.                                                 Да.           Нет.
4.Охрана природы – дело каждого человека.                                                                                                       Да.           Нет.

VІІ. Итог урока

Подведем сейчас итог:                                                                                                                                              Может зря прошел урок?                                                                                                                                        Посмотрите все сюда,                                                                                                                                Отвечайте без труда.

У. В начале урока мы говорили о том, что Красная книга необычная. Чем она необычна?                                                                                                                         Д В нее занесены животные и растения, которые нуждаются в охране            У.  Какие животные нуждаются в охране? А растения?
- Что символизирует красный цвет обложки?                                                          (это сигнал тревоги, опасности, предупреждения)
- Какие открытия сделали? Что вас удивило?

Стихотворение читает ученик

Берегите эту Землю, эту воду,                                                  Даже малую былиночку любя,                                            Берегите всех друзей внутри природы,                               Убивайте лишь зверей внутри себя!

VІІІ.  Рефлексия                                                                                                        Сначала мы рассуждали …..                                                                                         Потом мы …                                                                                                               Мы узнали…                                                                                                       Значит  ….                                                                                                                Теперь мы будем …                                                                                    

Используемая литература.

1. В. Д. Голованов и др. Красная книга России. – М., 1988.
2. Красная книга Белгородской области.  Белгород  2005г.

  1. Природные ресурсы и окружающая среда Белгородской области.

        Белгород   2007г.                                                                                             4.Зеленые страницы.  А.А.Плешаков  Москва  «Просвещение»  1995г.        5. Звери Красной книги России.  М.И.Молоков    О.Л.Россолимо   Москва «Педагогика» 1998г.

Приложение

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рецензия на  урок

Урок окружающего мира в 1 «А» классе по теме:

«Природа и человек» был шестнадцатым из раздела «Природа».

Это урок объяснения нового материала.

Учитывая особенности класса (в основном, это дети со средним уровнем развития)  были поставлены такие цели урока:

показать зависимость человека от природы, его воздействие на неё; формировать поведение и разумное использование природных богатств; познакомить с Красной книгой; способствовать воспитанию бережного отношения к живым существам, к окружающей природе; содействовать развитию учебной мотивации.

При построении урока учитель руководствовался основными требованиями к уроку в системе развивающего обучения Л.В.Занкова и стандартов нового поколения.

Так как учебник для обучающихся является источником информации, то учебник и тот материал, который был использован на уроке, был тесно взаимосвязаны.

При отборе материала учитывалось его развивающее значение, объем и глубина учебных заданий.

Задания были разнообразные, задавались проблемные вопросы.

Дети включались в поисковую деятельность. Они наблюдали, анализировали материал с целью добывания знаний.

Урок построен в соответствии со свойством процессуальности методической системы (повторение было связано с изучением нового материала).

Обучающиеся на уроке наблюдали, сравнивали, сопоставляли, обобщали, делали выводы.

На первом этапе урока задания предлагались поискового характера (задания вели к раскрытию темы урока).  При выполнении заданий дети оперировали полученными знаниями. Однако каждое задание предполагало сравнение, собственные суждения детей, их умозаключения.

Была организована самостоятельная работа обучающихся. Дети работали в группах, в парах.

На уроке была организована работа по формированию информационной культуры школьников.

Это  работа с учебником, толковым словарем.

  Дети работали, были активны, усвоили новый материал.

Цели урока были достигнуты.