Урок русского языка по теме " Три типа склонения имён существительных"

Материал к уроку содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: три типа склонения имен существительных.

Цель: создать условия для  формирования умения детей определять склонение имен существительных; активизировать познавательную деятельность учащихся; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, орфографический словарь, таблица склонений, перфокарты.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Ι Ι. Минутка чистописания.

Слайд №1      Написаны слова:

отбойный, фонтан, привезти, тема, лето

У. Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

Д.Это буква о. Она находится в приставке  от прилагательного отбойный.

У. Вторая буква является безударным гласным в корне глагола. Какая это буква?

Д. Это буква е. Она является безударным гласным в корне –вез- глагола привезти.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

              фое      фоое    фооее    фоооее       фоооеее…

Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

У. Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

Ι Ι Ι.  Словарно-орфографическая работа.

У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

Д.Это слово телефон.

У. Что такое телефон?

Д. Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

Слайд № 2  изображение телефона

У. Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования. Найдите слово телефон  в орфографическом словаре. Напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания можете отметить?

Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

У. Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно три слова: телефон, телевизор, человек.

Д.Человек изобрел телефон и телевизор.

   Телефон человек изобрел раньше, чем телевизор.

  Человеку удобно пользоваться телефоном и интересно смотреть телевизор.

У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

Д. Человек, телефон, телевизор.

У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

Д. Эти слова отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предметы.

У. Можете ли вы определить склонение данных существительных?

Д. Мы не можем определить склонение существительных, так как не знаем, какого склонения бывают существительные и по каким признакам его следует узнавать.

У. Что же мы сегодня должны узнать на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные и как определить склонение существительных.

ΙV. Изучение нового материала.

Слайд №3

  Написаны  слова:  страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.

У. Прочитайте слова, найдите в них общее.

Д. Все слова – имена существительные. Все существительные стоят в единственном числе.

У. Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу.

(Работа в парах по перфокартам).

             

1

2

3

М.р.

  а, я

Ж.р.

  а, я

ь

С.р.

     о, е

У. Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе.

Д. Страна, земля, дедушка, дядя.

У. Назовите существительные, которые вошли во вторую группу.

Д. Стол, озеро, поле.

У. Какие слова составили третью группу?

Д. Мышь, дочь.

У. По каким признакам вы группировали существительные?

Д. Мы группировали существительные по их роду и окончанию.

У. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (к каждой цифре в таблице прикрепляется слово склонение).

У. Какие существительные относятся к 1 склонению?

Д. К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я.

У. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Д. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

У. Какие существительные относятся к 3 склонению?

Д. К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.

У. Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного?

Д. Чтобы определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить его в именительном падеже, узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение существительного.

V. Физкультминутка.

Слайд №4

Написаны слова:

зима, улица, минута, час, город, дерево, озеро, перо, дочь, ночь, тишь, чиж, дрозд

У. Я буду называть и показывать слова. Если услышите существительное женского рода, приседаем один раз, если мужского рода – два раза, а среднего – три раза.

VΙ.  Закрепление.

  1. По учебнику А.В.Поляковой с. 15, упр. 285.

Выписать из данных слов существительные 1 склонения.

(один ученик у доски, весь класс самостоятельно)

  1. Логическое задание (Парная работа)

У. Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого из шифров. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Составленные группы напишите. Определите склонение существительных. Слайд №5

        Исходный материал                          Шифр

      холод – жара                                     школа – учитель

      лес – степь                                        озеро – река

      ложь – правда                                  трусость – храбрость

      лес – тигр

      трамвай – автобус

      море - корабль          

     яблоко – вишня

     голод – сытость

     стакан – вода

     дуб- береза            

   

VΙΙ. Самостоятельная работа

Слайд №6

Записать слова по склонениям ( 1 ряд – 1 склонение, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3 склонение)

    Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, букварь, сеть.

VΙΙΙ. Домашнее задание.

С. 15, упр. 287

ΙX. Подведение итогов

 -Что узнали нового на уроке?

- Что такое склонение?

- Какого склонения бывают имена существительные?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

- Как определить склонение существительных?

     Заполните перфокарту

Слово

Род

Окончание

Склонение

тарелка

лесочек

кровать

озеро

опушка

радость

клевер

X. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Тема урока: Три типа склонения имен существительных . Автор: Рашина Людмила Николаевна учитель начальных классов МБОУ – СОШ №18 г. Белгорода

Слайд 2

Определите букву, которая обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? отбойный, фонтан, привезти, тема, лето, привет

Слайд 3

Слайд 4

Прочитайте слова, найдите в них общее. страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь

Слайд 5

зима, улица, минута, час, город, дерево, озеро, перо, дочь, ночь, тишь, чиж, дрозд

Слайд 6

Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром Исходный материал Шифр холод – жара школа – учитель лес – степь озеро – река ложь – правда трусость – храбрость лес – тигр трамвай – автобус море - корабль яблоко – вишня голод – сытость стакан – вода дуб- береза

Слайд 7

Записать слова по склонениям ( 1 ряд – 1 склонение, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3склонение) Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь, букварь, сеть