ВСЁ О ЗДОРОВЬЕ

Щелканова Елена Александровна
"ДОБЫТЬ ЗДОРОВЬЕ СМОЖЕТ ТОЛЬКО САМ ЧЕЛОВЕК"  Н.М.  АМОСОВ

 

Предлагаем обсудить темы касающиеся здорового образа жизни на форуме сотрудничества по адресу http://1972.forum2x2.ru.

Давайте учиться быть здоровым вместе!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в обучении плаванию детей дошкольного возраста

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий. Высокая потребность обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детей год от года ухудшается. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – это  обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику  и воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

 В системе комплексной физкультурно - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение  плаванию. Однако анализ методической литературы, образовательной деятельности указывает на недостаточность использования плавания и оздоровительных процедур в развитии ребенка. Поэтому главной целью обучения плаванию дошкольников должно быть,  не только приобщение детей к воде и приобретение плавательных навыков, но и закаливание, укрепление детского организма, психологическая разгрузка, формирование здорового образа жизни.

На основе вышесказанного приоритетным  направлением  педагогической деятельности является использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников.

Цель  педагогической работы способствовать  укреплению здоровья, повышению уровня плавательной подготовленности детей, формированию здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи педагогической деятельности: широкое применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности; активное использование нетрадиционных форм и средств обучения плаванию, вспомогательного инвентаря и оборудования; расширение кругозора воспитанников, поддерживание  интереса  к различным видам оздоровления; приобщение воспитанников к спорту и здоровому образу жизни; повышение грамотности родителей в вопросах оздоровления.  

Основные направления работы:

  • обучение плаванию в непосредственно образовательной деятельности;
  • проведение оздоровительно – профилактических мероприятий;
  • непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию (кружок по акваэробике);
  • проведение  праздников и развлечений в бассейне;
  • проведение соревнований и первенства по плаванию;
  • сотрудничество с семьей;
  • взаимодействие с педагогами;
  • мониторинг результатов деятельности.

В профессиональной деятельности для педагога должно быть важным соблюдение следующих принципов: научился плавать сам – учи других, учитывай  условия занятий, экспериментируй, ищи  более эффективные пути и приемы обучения, применяй игровой метод, потому как игра – это веселая тренировка, позволяющая закрепить приобретенные детьми умения и навыки наилучшим образом.

Образовательная деятельность в бассейне способствует повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности образовательного  процесса, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность  использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий таких как,  сауна,  массаж  (самомассаж, взаимомассаж, точечный массаж), пальчиковая гимнастика, тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стоп,  упражнения релаксации и восстановления,  упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание, комплексы аквааэробики, фигурное плавание. В  работе необходимо обязательно учитывать  постепенность, систематичность и комплексность применения здоровьесберегающих технологий. Это способствует повышению не только результативности воспитательно-образовательного  процесса, но и  формированию у детей и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Именно здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, поэтому важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

использования нетрадиционных средств обучения плаванию и закаливания

 в непосредственно образовательной деятельности в бассейне

Группа

Средства обучения и закаливания

1 младшая

сауна, тропинка здоровья, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, самомассаж

2 младшая

тропинка здоровья, сауна, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, самомассаж, простые упражнения аквааэробики

Средняя

тропинка здоровья, сауна, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, самомассаж, аквааэробика,упражнения на релаксацию, восстановительные упражнения на воде, тренинги на суше, комплекс подводящих упражнений

Старшая

тропинка здоровья, сауна, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, самомассаж, аквааэробика, упражнения на релаксации, восстановительные упражнения на воде, неподвижные позы, релаксационный тренаж, комплекс начинающего пловца, упражнения стретчинга, элементы фигурного плавания, элементы статистического плавания

Подготовительная к школе

тропинка здоровья, сауна, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, самомассаж, аквааэробика, фигурное плавание: плавательные движения и статистические упражнения, композиции на воде, упражнения релаксации, тренинги, восстановительные упражнения на воде, неподвижные позы, релаксационный тренаж, аутотренинги, комплекс стретчинга, комплекс начинающего пловца.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Волна»

 Лягте на спину, ноги согните в коленях под прямым углом, поставьте ровно ступни. Одну ладонь положите на грудь, другую на живот. При вдохе расправьте грудь, втяните живот. При выдохе, наоборот, втяните грудь, надуйте живот (по возможности полнее, но без чрезмерных усилий). Движения груди (вверх-вниз) и живота (вниз-вверх) как бы образуют волны. Делайте по 40 полных дыханий (вдох-выдох), лишь когда ощущаете голод.

Упражнение «Лягушка»

 Сядьте, расслабьтесь, прикройте глаза. Свободно вдохните через нос и проведите воздух, помогая себе мысленно, в область живота. Затем через рот медленно выдыхайте. При этом живот должен стать расслабленным и мягким. Затем снова вдыхайте через нос. Во время вдоха нижняя часть живота как бы постепенно наполняется воздухом и вздувается. Когда живот наполнится, замрите на 2 секунды. Сделайте короткий вдох и снова выдохните; вдох – и так далее. Область живота то втягивается, то вздувается, и это очень напоминает лягушку. Делайте упражнение 3 раза в день, каждый раз по 15 минут.

 Упражнение при головной боли

 Голову запрокидываем назад и делаем вдох; опускаем вниз, на грудь - выдох. Повторяем первое движение, делаем вдох и задерживаем дыхание; опускаем голову – выдох и снова задерживаем дыхание. Повторяем 8 раз и меняем порядок вдохов и выдохов. Отводим голову назад - выдох, наклоняем голову вперед – вдох. Потом – то же самое с задержкой дыхания. Выполняем 8 раз. Аналогично можно делать наклоны головой влево и вправо, стараясь ухом дотянуться до плеча, а также повороты головы влево-вправо.

Упражнение при боли в животе 

Так называемое «шипящее дыхание» может быстро избавить вас от неприятностей. Положите ладони на живот, сделайте полный вдох одновременно и грудью, и животом. При вдохе расправьте плечи, чтобы вдохнуть побольше воздуха. На счет «раз-два-три» сделайте небольшую задержку дыхания и начинайте выдыхать. Выдох должен быть максимально долгим. Надо выдавить из себя как можно больше воздуха, втянув живот насколько возможно. Самое главное – воздух должен выходить через щель между губами с громким шипением. Повторяйте, пока боль не уйдет.

Упражнение «целительные силы»

Если выполнять его регулярно в течение 3 месяцев, разбудит целительные силы, скрытые в организме. Втягивайте воздух через одну ноздрю в течение 4 секунд. Затем попробуйте задержать дыхание на 16 секунд и выдохните через другую ноздрю, отсчитывая 8 секунд. 

Упражнение с пользой для ума

 Каждому из нас ежедневно приходится решать несколько задач одновременно. И когда напряжение достигает пика, нагрузка оказывается чрезмерной, а нервы – на пределе. Организм запускает механизмы торможения и, как назло, начинает диктовать свои условия, требуя отдыха. Надо просто дать себе паузу, и тогда откроется второе дыхание. А поможет в этом медитативное дыхание.

1.Закройте глаза и представьте себе тот пейзаж, где вы чувствуете себя наиболее комфортно. Например, лес или берег моря. Отключитесь от посторонних звуков и мысленно дорисуйте на картине своего воображения мельчайшие детали – узоры листьев или накатывающиеся на песок волны. Постарайтесь почувствовать дуновение ветерка. От этих мыслей вам станет легко и тепло, тревога на вашем лице сменится безмятежностью. Расслабьте лицевые мышцы, легко и почти незаметно улыбнитесь.

2.Теперь сделайте глубокий вдох через нос. Постарайтесь представить себе, как поток воздуха растекается по вашему телу, принося ощущение свежести. Затем медленно выдохните через рот, сосредоточив все внимание на выдохе. Почувствуйте, как с воздухом уходит напряжение, как расслабляются мышцы. Выдох должен быть длинным, в 2-3 раза дольше вдоха. Проделайте упражнение не менее 15 раз. И уже через 2-3 минуты вы почувствуете себя другим человеком.



Предварительный просмотр:

ДИЕТОЙ ПО ПРОСТУДЕ

     Что только не испытывает на прочность нашу иммунную систему – инфекции, стрессы, лекарства, малоподвижность и лень, мясные деликатесы и копчености… Зимой же силы «врагов» утраиваются: мы меньше двигаемся и больше едим жирной и консервированной пищи. Конечно, поливитамины, чай с медом и прочие известные средства помогают противостоять этому натиску. Но чаще всего этого бывает недостаточно. Организм нуждается в мобилизации внутренних резервов.

     

      Лучшее, что можно сделать, чтобы не болеть зимой, - соблюдать пост. Самый эффективный, с точки зрения медицины, метод активизации иммунных сил. Но выдержать длительный зимний пост непросто, особенно впервые. Поэтому попробуйте хотя бы изредка, но регулярно отказываться от мясной и молочной пищи. Например: соблюдать постные среды и пятницы. А раз в месяц проводите очистительную неделю.

     

      Голодать при этом не нужно. Вы должны соблюдать два правила: много пить (до 3-3,5 л в день) и не есть мяса, рыбы, яиц и молока.

Зато можно баловать себя жареной на растительном масле картошкой, пирожками с овощной или грибной начинкой, блинчиками и печеными яблоками или вареньем… Овощи, фрукты, зелень, фасоль, грибы в любом виде, орехи, продукты из сои, каши и всевозможные салаты – постная неделя при желании может быть сытной и вкусной. Кстати, при такой диете полезно сухое белое вино. А вот кофе и крепкий черный чай лучше заменить компотами и морсами из клюквы, брусники, черной смородины и шиповника. Дважды в день, в промежутках между едой, принимайте по 4-5 таблеток активированного угля.

     

      Начинать постную неделю лучше всего в пятницу вечером, причем в русской бане. Хорошая парная с березовым или можжевеловым веником усилит обменные процессы, стимулирует работу печени и легких. Настроит организм на активный очистительный режим. После парной полезно выпить стакан брусничного морса. Закончить разгрузочную неделю тоже нужно баней. И уже в следующую субботу вы почувствуете себя бодрым и поздоровевшим.

     Итак, выстраиваем недельный рацион.

ЗАВТРАКИ. В них обязательно должна входить каша – рисовая, геркулесовая на воде, пшенная с тыквой, гречневая с жареным луком… Хорошая альтернатива – овсяный кисель. Прибавьте небольшую миску любого овощного салата, заправленного растительным маслом, лимонным соком или нежирным йогуртом. Запейте несладким кофе или чаем с ложкой – двумя варенья.

ОБЕДЫ. На закуску – непременно салат. Каждый день ингредиенты должны быть разными: яблоки с брюквой и сельдереем, свекла с черносливом, капуста с морковью и цедрой лимона…

На первое – небольшая пиала любого домашнего вегетарианского супа; если вы привыкли есть с хлебом, лучше заменить его печеным пирожком с капустой, рисом или грибами. Второе блюдо выбирайте по вкусу, главное – чтобы в нем не было мяса. На десерт – печеное яблоко или компот.

     То же относится и к  УЖИНАМ. Помимо основного блюда (например, картошка в мундире с солеными груздями или голубцов с рисом и грибами), порадуйте себя цветочным или черным чаем с цукатами или вареньем.

     Перекусывать в течение дня лучше всего сухофруктами и орехами.

     На седьмой день придется затянуть пояс.

     В течение дня – только вода и ягодные морсы. Вечером – баня с квасом, хреном и мятой. На ужин – запеченная рыба с картофелем и зеленый салат со сметаной.

     Лучший зимний витамин – рыбий жир, богатый полиненасыщенными жирными кислотами.

     Они нормализуют обменные процессы и являются лучшей профилактикой атеросклероза и снижения иммунитета. Народная мудрость гласит: рыбий жир надо пить в те месяцы, в названии которых есть буква «р», то есть с сентября по апрель, и современные диетологи с этим согласны. Лучше принимать препарат не в капсулах, а в жидком виде – по десертной ложке в день. Это не так невкусно, как многим запомнилось с детства: сегодня выпускают рыбий жир даже с ароматом лимона и апельсина. 



Предварительный просмотр:

     Физическое воспитание в дошкольном возрасте предусматривается укрепление здоровья, закаливание организма ребенка, формирование его двигательной сферы.  Исключительно, важное значение приобретает укрепление опорно-двигательного аппарата. В частности стопы, играющей  как опорную (наружная часть), так и рессорную, амортизирующую (внутренняя часть) функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

      Конечно, основную роль в профилактике плоскостопия играют специально подобранные физические упражнения, способствующие увеличению силы мышц и натягиванию связок, поддерживающих сводчатую форму стопы. Но существуют и другие средства.

     Одним из эффективнейших средств профилактики плоскостопия является занятие плаванием. Плавание активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в без опорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

     Хорошим средством профилактики плоскостопия можно назвать и такое упражнение, как ходьба босиком, особенно по песку или рельефному грунту, траве. Благодаря этому рефлекторно вызывается сокращение мышц подошвы, что приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы. Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.

     Эффективно и применение  «Тропинки – здоровья»  (рефлекторный массаж стоп). Дети проходят по отдельным звеньям тропинки, которые можно сделать самим, например:

«Полянка» - коврик с пришитыми пуговицами, оформленный цветочками и листочками; 

«Холм» - коврик, внутри которого находятся камушки и пробки пластмассовые и деревянные;

«Болото» - емкость (таз) с водой и поролоном;

«Ежик»  или «Луг» - массажный коврик (колючий);

«Мостик» - коврик с ребристой поверхностью  (круглые деревянные палочки, соединенные пробками);

«Море» - емкость (таз) с водой и морскими камушками.

     Для повышения эффективности ходьбы босиком целесообразно параллельно проводить закаливание ног обмыванием и обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем. Обливание ног лучше всего делать по способу контрастного закаливания.

     После занятий физическими упражнениями необходимо хорошо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности: вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень.

     Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить