Консультации для педагогов

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
 
                                                                                                                    А. С. Макаренко
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Методические рекомендации для воспитателей

на тему:

«Экологическое воспитание детей»

                                                                  Воспитатель: Саппа В.Н.

Образование: Высшие педагогическое                                                              Стаж: 29 лет

Категория: 1 категория                                                    

                                     

с. Перелюб 2022г

Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей»

Уважаемые воспитатели!

Основная наша задача помочь детям в экологическом воспитании.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов, между собой и с окружающей средой. Экология – это воспитание любви к природе.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде, всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все то, что происходит вокруг.

В период дошкольного детства можно сформировать начало экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

В этот период жизни ребенок узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Длительное участие дошкольников в уходе за животными помогает не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания, труд на огороде помогает узнать какие растения полезные, а какие нет. Первые уроки мышления должны быть среди природы. Экскурсия в лес, к реке дает возможность детям увидеть изменения в природе, почувствовать красоту пейзажа в любую погоду, в любое время года. Чувства, возникшие от встречи с природой, находят свое отражение в рисунках детей, их рассказах. Художественное слово о природе, которое звучит ежедневно, помогает наиболее точно отразить впечатление от встречи с ней.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки. К сожалению, еще многие родители не придают, должного внимания этому вопросу порой сами потребительски относятся к родной природе.

Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого.

Задачи экологического воспитания – воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира:

- дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе.

-расширять знания детей о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

-воспитывать нормы поведения в природе.

-воспитывать желание беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами.

-развивать в детях творческое начало через придумывание сказок экологического содержания.

Природа

Природа хороша

В любое время года,

В любой сезон…

И не важна погода.

Люби природу,

Все что создала она.

И помни, что всегда в любое время года погода хороша.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействиячеловека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольногодетства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитаниевключает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основная задача экологического воспитаниязаключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействияорганизмов друг с другом и окружающей средой.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно восприниматьнепосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

 - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

 - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

 - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

 - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах, в том случае, когда надо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления детей с объектами природы при помощи других методов. Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Модели можно классифицировать по разным критериям:

  • по содержанию: модели объектов, модели процессов, модели биоценозов
  • по внешнему виду: модели плоскостные, модели объемные
  • по месту расположения: модели настенные, модели настольные, модели напольные
  • по способу использования: модели статические, модели динамические
  • по характеру моделирования: модели предметные, модели предметно- схематические, модели схематические.

Я хочу представить для вас динамические модели: «Зима в лесу» и «Луг».Динамические модели улучшают процесс усвоения экологических знаний, т. к. мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Цель:обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенности объектов природы, приспособлении их к условиям окружающей среды.

Задачи:

*развивать умение наглядно увидеть, понять связи и зависимость объектов природы в окружающей среде;

*развивать умственную активность;

*повышать уровень экологической воспитанности.

Использование:

Модели многофункциональны. Могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Динамические модели «Луг» и «Зима в лесу»