НОД в старшей группе

Занятие в старшей группе (конспект)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад с. Холманка  Перелюбского  муниципального района Саратовской области»

КОНСПЕКТ

По развитию речи

(старшая группа)

                    Дата:

     Провела: Саппа В. Н.

Тема: Посуда.

Цель: Продолжать прививать интерес к быту  русской деревни.

Задачи: Закрепить знания детей о современной и стариной посуде.

                  Расширять словарный запас, побуждать упражняться в           словообразовании.

Продолжать учить составлять описательный рассказ.

                 Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

                  Активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.

Словарная работа:

Активный словарь: чугунок,  самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий.

                Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.

Предварительная работа: Чтение произведения К . Чуковского « Федорино горе». Дидактические игры по теме «Посуда». Разучивание музыкальной игры «Бай –качи –качи -качи». Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.

Ход

Появляется –Федора.

Ф. Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой порядок везде навела.

        Дети отправляются с Федорой в избу.

Ф. Вот и  пришли. Добро пожаловать. ( Дети, рассаживаются на лавки. На столе посуда: самовар, чайник, кастрюля,  чугунок, железные и деревянные ложки). Посмотрите,  что у меня на столе?

Дети (Д). Самовар, чугунок, ложки.

Ф. Как это можно назвать одним словом?

Д. Посуда.

Ф. Какая она у меня сегодня?

Д. Чистая, блестящая, вымытая…

Ф. Да ,я  теперь за посудой слежу, люблю ее.

Дидактическая игра « Хорошо –плохо».

Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: Сколько не мучайся, не три его , а белей не сделаешь».

Д. Чугунок.

Ф .Почему так говорят?

Д. Потому что он черный.

Ф. Да, я долго его терла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто черный, и белым его не сделаешь .Скажите, из какого материла сделан чугунок?

Д. Из железа.

Ф. Значит , он какой?

Д. Железный.

Ф. Да, он железный. Это хорошо! Почему?

Д. Потому что в печке не сгорит. Потому что он прочный, не сломается…

Ф. Но то, что он железный, -тоже и плохо. Почему?

Д. Чугунок тяжелый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься…

Ф. А если бы чугунок сделали из стекла, то он стал бы каким?

Д. Стеклянным.

Ф. Стеклянный чугунок хорошо! Почему?

Д. Он легкий. Он красивый, прозрачный,  в нем все видно. Он блестящий…

Ф. Но стеклянный чугунок – это и плохо. Почему?

Д.  Он может разбиться, и тогда порежешься. Он холодный. В нем нельзя варить…

Ф. А если бы чугунок сделали из дерева,  то он стал бы каким?

Д. Деревянным.

Ф. Деревянный чугунок хорошо! Почему?

Д. Он теплый. Когда в него нальешь что- то горячее, то обожжешься…

Ф. Но деревянный чугунок- это и плохо. Почему?

Д. Он сгорит в печке. Он непрочный…

Ф. Все- таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжелый, можно обжечься, ка вы говорите, но его можно в печь ставить, в нем можно варить .Какой  помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче  поднять его?

Д. Ухват.

Ф. Да, посуда, в которой я суп варю, не такая, как у вас. В чем ваши мамы варят суп?

Д. В кастрюле.

Ф. Какое интересное слово: кастрюля. Какая еще посуда есть у вас?( Дети перечисляют предметы посуды) Вы знаете, где делают посуду?

Д. Посуду делают на заводе, на фабрике.

Ф. Из каких материалов сделана ваша посуда?

Д. Из дерева, железа, стекла, глины, фарфора…

Ф. А в деревне посуду делают деревенские  мастера  из железа, глины и дерева. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю».

Д. Ложка.

Ф. Посмотрите, какие у меня ложки на столе?

Д. Деревянные, нарядные, красивые…

Ф. Да. Ложки мои деревянные, нарядные, расписные. Скажите: расписные. (Хоровой и индивидуальный повтор). Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, а еще и играем на них.

Физминутка « Бай –качи» ( игра на ложках и поют песню « Бай –качи»).

Составить описательный рассказ о самоваре.

Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк,  подбоченивши бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».

Д. Самовар. (Хоровой и индивидуальный повторы детей)

Ф. Как вы догадались , что это самовар?

Д. Потому что он толстый. Потому что из него пьют чай.

Ф. А из чего вы дома чай пьете?

Д. Из чайника.

Ф. Что есть у самовара?

Д. Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.

Ф. Какой  самовар?

Д. Блестящий, железный, красивый, тяжелый…

Ф. Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай. Про него загадка есть: «Железный бес на стол залез –четыре ноги, два уха, один нос да брюхо».( Чтение загадки Федора сопровождает показом частей самовара.) Федора предлагает детям рассказать о самоваре (2-3 ребенка.) Оценивает детские рассказы.

Ф. Какие вы  умненькие ребята, умеете загадки отгадывать. Так интересно рассказали о самоваре. Сколько интересных слов мне назвали, когда рассказывали, из чего сделана посуда. А как ловко играете на ложках. Вот и самовар шипит, кипит, пить чай велит.

Федора устраивает для детей чаепитие с вареньем.