Главные вкладки

    Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

    Домрачева Елена Павловна

    Современный учитель должен быть готов к работе в новых условиях (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС средней школы). Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя».

    Цель образования – не в том, чтобы просто дать знание, а в том, чтобы научить пользоваться теми средствами, которые необходимы в решении различных проблемных ситуаций. Другими словами, мы учим ребенка, где найти то, чего он не знает.

    Информационный раздел посвящен развитию новых подходов обучения английскому языку в соответствии с требованиями новых государственных стандартов системы образования Российской Федерации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Особенность федерального государственного образовательного

    стандарта общего образования (далее - ФГОС) - деятельностный характер,

    который ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки

    ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной

    образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с

    принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

    Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-

    коммуникационных технологий открывает значительные возможности

    расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном

    учреждении . Такие технологии можно отнести к активным методам

    обучения – способам активизации учебно-познавательной деятельности

    учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической

    деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только

    преподаватель, но активны и обучающиеся.

    В своей деятельности я применяю технологию развития критического

    мышления, элементы проблемного обучения, развивающего обучения.

     Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-

    содержательная схема, поэтому каждый учитель определяет для себя те формы работы, которые для него наиболее приемлемы.

    Этапы конструирования урока:

     Определение темы учебного материала.

     Определение дидактической цели темы.

     Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых

    знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

     Продумывание структуры урока.

     Обеспеченность урока (таблица).

     Отбор содержания учебного материала.

     Выбор методов обучения.

     Выбор форм организации педагогической деятельности

     Оценка знаний, умений и навыков.

     Рефлексия урока.

    В проектировании и анализе урока на основе деятельностного подхода

    помогает заполнение технологической карты урока.

    Технологическая карта урока - это инструментарий использования

    инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями

    нового ФГОС. Она может заменить ставший традиционным конспект

    урока, помочь в его самоанализе.

    Структура технологической карты включает:

    название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,

    информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    основные понятия темы;

    технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется

    цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку

    материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

    контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

    Технологическая карта позволит учителю:

    реализовать результаты, планируемые в соответствии с требованиями ФГОС;

    определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД;

    осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

    определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с

    дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

    проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством

    перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

    освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам

    освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

    определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

    на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные

    действия всех участников педагогического процесса;

    выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на

    каждом этапе освоения темы;

    решить организационно-методические проблемы (замещение уроков,

    выполнение учебного плана и т. д.);

    соотнести результат с целью обучения после создания продукта-набора

    технологических карт;

    обеспечить повышение качества образования.

    Технологическая карта позволит администрации школы контролировать

    выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также

    осуществлять необходимую методическую помощь.

    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения

    качества обучения, т. к. учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

    используются эффективные методы работы с информацией;

    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-

    познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Новая типология уроков

    Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

    Главная методическая цель достигается следующими путями:

    • Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    • Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

    • Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

    • Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 
    четыре группы:

    Источник : http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/



    Предварительный просмотр:

    Урок открытия нового знания (ОНЗ)


    Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

    1. Выделить и сформулировать новое знание.
    2. Смоделировать способ открытия нового знания.
    3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
    4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
    5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
    6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

    7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
    8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

    9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

    10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

    11. Провести анализ урока по конспекту.

    12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.


    Структура урока открытия нового знания:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
    Для реализации этой цели необходимо:

    • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

    • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

    • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).


    2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

    Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

    • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

    • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)

    • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

    • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании


    3. Этап выявления места и причины затруднения

    Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

    • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

    • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

    4. Этап построения проекта выхода из затруднения

    Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    • сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

    • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

    • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

    • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.


    5. Этап реализации построенного проекта

    Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
    Для реализации этой цели учащиеся должны:

    • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

    • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

    • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

    • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково

    • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения


    6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    • решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

    • при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д


    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
    Для этого необходимо:

    • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

    • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

    • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

    • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

    8. Этап включения в систему знаний и повторения

    Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
    Для этого необходимо:

    • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

    • довести его до уровня автоматизированного навыка

    • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

    • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
    Для реализации этой цели:

    • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

    • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

    • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества

    Источник: http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/discovery-lesson/



    Предварительный просмотр:

    Урок отработки умений и рефлексии


    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

    Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

    Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

    Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа. 

    Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

    При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». 

    Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. 

    Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки. 

    Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

    Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют. 


    Структура урока рефлексии:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    3. Этап локализации индивидуальных затруднений

    4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

    5. Этап реализации построенного проекта

    6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    8. Этап включения в систему знаний и повторения

    9. Этап рефлексии деятельности на уроке



    Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

    Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

    Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

    Источник: http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/reflection-lesson/



    Предварительный просмотр:

    Урок общеметодологической направленности


    Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.


    Структура урока общеметодологической направленности

    1. Этап мотивации
    2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
    3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
    4. Этап включения изученного в систему знаний
    5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке



    Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

    Источник: http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/meth-orientation-lesson/



    Предварительный просмотр:

    Урок развивающего контроля


    Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

    На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

    Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

    1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

    2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.


    Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

    В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

    Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

    При 
    взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

    Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.


    I урок

    (Проведение контрольной работы)

    Структура урока:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

    2. Этап актуализации и пробного учебного действия



    II урок

    (Анализ контрольной работы)

    Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

    Структура урока:

    3. Этап локализации индивидуальных затруднений

    4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

    5. Этап реализации построенного проекта

    6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    8. Этап решения заданий творческого уровня

    9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности



    Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.
    Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

    Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
    1. предъявление контролируемого варианта
    2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии
    3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму
    4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
    1. написание учащимися варианта контрольной работы
    2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы
    3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями


    Учителю следует обратить внимание на следующее: разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    Источник: http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/dcontrol-lesson/