002. Взаимодействие с педагогами

ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Уважаемые коллеги, на этой странице Вы познакомитесь с моими методическими разработками и консультациями по вопросам речевого развития дошкольников. Надеюсь, что полезные советы помогут Вам в построении коррекционного процесса.

Педагогические издания:

Журнал Вестник образования России    Журнал Воспитатель ДОУ Журнал Современное дошкольное образование  Журнал Дошкольное образование Журнал Обруч Журнал Логопед Журнал Растем вместеЖурнал Детский сад все для воспитателяЖурнал Дошкольная педагогика

Электронные ресурсы для педагогов:

 logopediya.com «Болтунишка»                     Методическая копилка учителя   Мерсибо     СДО-журнал МПАДО     «Дошколка-ФОП»    УчМетод  Сайт «Уроки т. Совы» ДП  «СОЛНЫШКО»      Раннее развитие детей   Ж «Обруч»   Журнал «ДВ»
ДДД» ТЦ «Сфера»  
   
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Свод советов, выработанных педагогической практикой: правил, рекомендаций, выводов, «мудрых мыслей», высказываний видных педагогов, составляющих своеобразные «педагогические заповеди», следование которым поможет преподавателям в становлении и развитии их педагогического мастерства:

«Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский).

  1. В работе опирайтесь на свои сильные качества, постоянно стремитесь избавиться от слабых, негативных качеств. Систематически анализируйте свои успехи и недостатки. Добивайтесь, чтобы общение с детьми из разряда поучительства перешло в разряд сотрудничества.
  2. Как можно чаще ставьте себя на место Ваших учеников; учитесь смотреть на себя их глазами; стремитесь понять их трудности и затруднения.
  3. Не бойтесь признаться себе, что Вы чего-то не знаете и не умеете.
  4. Учитесь спокойно слушать и спокойно отвечать.
  5. Никогда не считайте ребенка «тестом из глины», из которой необходимо «лепить личность». Каждый человек – уже личность, речь может идти только о ее развитии.
  6. В руководстве, как в искусстве – не что, а как.
  7. Помните закон внимания: «Если внимание от чего-то отключается, значит оно переключается на что - то другое».
  8. Ребенок прочно усваивает, когда он думает. Задача педагога сделать учебный материал предметом мышления учащихся, воспитать у них привычку, потребность размышлять.
  9. Наряду с принципом «от обучения к развитию», применяйте принцип «от развития к обучению», то есть каждый момент обучения стройте в зависимости от достигнутого уровня развития учащихся.
  10. В ходе учебного процесса всегда обеспечивайте оптимальное единство соотношение целей, содержания и методов обучения.
  11. Постоянно стремитесь активизировать учащихся на уроке, не переценивайте их активности.
  12. Ратуя за активность мышления учащихся, помните что «пустая» голова не размышляет. Не забывайте пополнять запас знаний учащихся.
  13. Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализировать, будьте сами думающей личностью.
  14. «Личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д.Ушинский).
  15. Педагог не может проводить в жизнь в идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден сам педагог.
  16. «Не то учитель, кто учит, а тот, у кого учатся (Народная мудрость).
  17. Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком. Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверенность и бодрость, - самые любимые педагоги.
  18. Никогда не возводите мелочи в принцип, умейте прощать.
  19. Учитесь спокойно реагировать на критику; к критике всегда относитесь серьезно.
  20. Учитесь мужественно признавать свои ошибки.
  21. Всегда имейте свою точку зрения, мнение, позицию; отстаивайте их.
  22. Чем выше авторитет учителя, тем большее значение имеют его требования для учащихся.
  23. Не обещайте, если не можете выполнить обещание; будьте хозяином своего слова.
  24. Чтобы иметь моральное право требовать от других, нужно быть требовательным к себе.
  25. Не довольствуйтесь достигнутым, ищите новые пути и способы обучения и воспитания – такова формула педагогического творчества.
  26. Не берите учеников «на голос». Крик на уроке, давление, отчитывание – показатели педагогического бессилия, поражения, которое дорого педагогу обходится.
  27. Будьте добрыми, но не «добренькими».
  28. «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать шутку, не превращать серьезное дело в шутку» (К.Д.Ушинский).
  29. Не увлекайтесь наказаниями. «Наказание освобождает от мук совести» (Ф.М. Достоевский).
  30. Старайтесь, чтобы Ваши ученики как можно чаще переживали радость успеха.
  31. Не спешите обвинять учащихся в своих неудачах – внимательно анализируйте свою деятельность.
  32. Если ученики не хотят или не умеют успешно учиться, то правильно ли мы их учим – задумайтесь над этим.
  33. Анализируйте каждый проведенный Вами урок, развивайте достижения и находки, избавляйтесь от недостатков – это один из важных способов развития педагогического мастерства.
  34. Главное в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ученика к правильным действиям и поступкам, к активной сознательной деятельности.
  35. Как «за лесом видеть деревья», так и в группе, классе нужно видеть разных учащихся и подбирать к ним разные «ключики»
  36. Воспринимайте своих учеников в их развитии, не будьте в плену установившегося мнения о них.
  37. Не будьте «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы.
  38. Двигаясь в ногу с жизнью, создавая новое, не разрушайте старого, ценного, что себя оправдало.
  39. В замечаниях и требованиях дисциплинарного характера придерживайтесь решительного тона, но не горячитесь, не теряйтесь своего достоинства.
  40. Не бойтесь признаться учащимся в своих ошибках – они не всегда ценят искренность
  41. Самообразование, в том числе педагогическое, - это прежде всего чтение.
  42. Для повышения уровня педагогического самообразования стремитесь писать статьи, доклады, методические разработки и т.п. Все это приводит Ваши знания и опыт в стройную систему.
  43. В работе по повышению уровня педагогического мастерства руководствуйтесь принципом, в соответствии с которым качество приходит через количество – прочитанного, продуманного, проанализированного, изученного, примененного.
  44. Умение внушить – особый вид педагогического искусства. Нужно уметь доказать, что «без этого невозможно».
  45. Учащийся должен знать, зачем ему нужны знания и умения, которые он приобретает на уроке.
  46. Весь смысл профессии учителя – учить секретам приобретения знаний, а не просто сообщать знания. Учить учащихся правильно выражать мысль, так как учащиеся говорят так, как мыслят, и наоборот.
  47. При прочих равных условиях, чем больше обучение на уроке захватывает внимание учащихся, тем выше эффект обучения.
  48. Руководить обучением – значит предвидеть ход мысли учащихся, их затруднения, возможные реакции на Ваши воздействия.
  49. Старайтесь всегда превращать каждую учебную задачу в маленькое исследование.
  50. Всегда стремитесь, чтобы каждый ученик понял смысл выполняемой работы.
  51. Стимулируйте отстаивание учащимися своего мнения.
  52. Более эффективно разработать и выявить следствие из одной сложной задачи, чем предлагать десять простых и однородных.
  53. Учитесь «читать» по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что они от Вас ждут, понять их затруднения; умейте ставить себя на их место.
  54. Пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения.
  55. Если педагог работает повторяющимися, стандартными приемами, то он не педагог-творец, а просто ремесленник.
  56. Учить нужно серьезно, но вместе с тем эмоционально.
  57. Стремитесь, чтобы сообщаемая Вами учебная информация была не только воспринята, понята, запомнена, но и принята Вашими учениками.
  58. Все, что можно объяснить наглядно, нужно делать наглядно.
  59. Боритесь с «троечным» уровнем учебных успехов учащихся – это «убаюкивает» и ученика, и преподавателя, и родителей.
  60. Не наказывайте оценкой за нарушение дисциплины.
  61. Своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков.
  62. Не захваливайте одних и тех же учащихся, не противопоставляйте учеников друг другу в учебных успехах.
  63. Не превращайте двойку в кнут.
  64. Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, личность педагога, эвристические беседы, задушевный разговор, справедливая оценка, творческая работа, встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми дрогами сразу, искать все новые и новые.



Предварительный просмотр:

Показателем коммуникативной культуры педагога является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техника обучения. Оптимальное обучение – это умение не держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями; общий язык с учащимися – это не язык команд и послушания, а язык доверия.

Педагог должен уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий технологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Педагог должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня обучения:

  • уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
  • владеть средствами невербального обучения (мимика, жесты);
  • уметь вставать на точку зрения учащегося;
  • уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
  • уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
  • быть готовым вовремя поблагодарить учащегося, при необходимости извиниться перед ним;
  • уметь поддерживать ровное отношение ко всем учащимся;
  • уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторые негативных моментов, быть готовым к улыбке;
  • уметь воздействовать на учащегося не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества;
  • уметь не бояться обратной связи от учащихся;
  • уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.



Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование фонематического слуха у дошкольников»

Фонематический слух -  это умение ребенка улавливать и распознавать звуки речи.

      У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте.

      У детей, имеющих речевые нарушения (а количество таких детей в ДОУ составляет более 60%),нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.

 

Основные задачи развития фонематического слуха:

  • Развитие распознавания звуков речи;
  • Формирование четкого слухового образа звука;
  • Формирование слухового контроля над  качеством собственного произношения;
  • Развитие дифференциации звуков;
  • Развитие фонематического анал иза и синтеза.

 

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

  1. Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);
  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
  3. Развитие фонематического восприятия.

 

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко?) Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и.т.п. с разной силой, темпом, ритмом.

Игры:

«Кто это?» Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети должны угадать, кого вытянул ведущий.Затем образец сличается с оригиналом(картинкой).

 «Узнай по звуку». 

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: рвет бумагу, мнет ее, ударяет предметом о предмет и.т.п. Играющие на слух определяют природу звука

«Тихо-громко».

Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют разные движения: бегут на носочках, идут шагом, бегут.

«Кто что слышит».

Взрослый за ширмой стучит различными шумовыми предметами,  ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

  • различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • чистоговорки, стихотворения;
  • отметить ударный слог взмахом руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет (а-а-а), волк воет(у-у-у),болит зуб(о-о-о).Обращаем внимание на положение губ. Сначала гласный звук произносим с ударением, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
  • отобрать картинки с заданным звуком;
  • отобрать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце слова
  • выделить первый слог из слова, второй, третий;
  • определить пропущенный слог в слове;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
  • придумать слово с определенным звуком, слогом;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки;
  • отстучать или отхлопать количество слогов в слове

Так как фонематическое восприятие – это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза. Можно рекомендовать следующие упражнения:

  • анализ прямых и обратных слогов;
  • выделение звука в начале, середине и конце слова;
  • подбор слов с заданного звука;
  • подбор картинок к заданному звуку;
  • по сюжетной картинке выделить слова с заданным звуком;
  • заменить глухой звук на звонкий и наоборот (например: кость-гость и т.п.)

Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.  

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя- логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей,

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Учитель - логопед и педагог-  психолог

Функции педагога-психолога

  • Оказывает  психологическую поддержку детям с речевыми нарушениями
  • Развивает  память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
  • Совершенствует  мелкую моторику.
  • Развивает слуховое внимание и фонематический слух.
  • Развивает  зрительно-моторную координацию.
  • Развитие произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества.
  • Активизирует  отработанную на логопедических занятиях  лексику.
  • Проводит упражнения  на снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия
  • Обеспечивает  психологическую готовность к школьному обучению.
  • Повышает психологическую культуру  родителей и педагогов совместно с учителем - логопедом.

Учитель- логопед и воспитатель

Функции воспитателя

  •  Планирует  занятия по развитию речи с учетом рекомендаций логопеда,  обменивается  информаций о развитии речи детей, обсуждает с учителем-логопедом  достижения детей в овладении ими речевыми навыками. 
  •  Закрепляет результаты, достигнутые детьми на логопедических занятиях во второй половине дня.
  • Контролирует речь детей в свободной деятельности
  • Обогащает речевую практику детей в процессе организованной деятельности и режимных моментов

Учитель-логопед и инструктор по физической культуре

Функции инструктора по физической культуре

  •  Развивает  слуховое, зрительное, пространственное восприятие, координацию движений, общую  и мелкую  моторику;
  •  Формирует   правильное речевое и физиологическое  дыхание;
  • Формирует темп, ритм и интонационную выразительность речи;

 Учитель-логопед и музыкальный руководитель

 Функции музыкального руководителя

Развивает  и формирует:

  • слуховое внимание и слуховую память;
  • оптико-пространственные представления;
  • зрительную ориентировку на собеседника;
  • координацию движений;
  • умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темп и ритм дыхания и речи;
  • фонематический слух.

Учитель - логопед и руководитель  изодеятельности

Функции руководителя изодеятельности

  • Развивает художественно-творческие способности.
  • Вырабатывает умение действовать по словесной инструкции.
  • Развивает мелкую моторику.
  • Развивает связную речь (придумывает с детьми  сказки, рассказы по рисунком) 
  • Включает  в занятия пословицы, поговорки, скороговорки и коротких стихотворения(развивает правильное произношение, расширяет словарный запас)

 Учитель-логопед и родители

Функции родителей

  • Представляют учителю-логопеду необходимую информацию о развитии речи ребенка
  • Участвуют в совместных занятиях и речевых праздниках
  • Закрепляют сформированные на логопедических занятиях навыки в условиях семейного воспитания
  • Изготавливают логопедические  пособия для работы с детьми в условиях семьи 

 

 

Каждый из участников коррекционно-образовательного процесса, выполняя свою функцию, способствует качественному изменению в речевом развитии каждого ребенка



Предварительный просмотр:

Словарь терминов специалиста.

А

Автономная детская речь – адаптация речи к матери к возможностям малыша выражается не только в конструировании предложений. Имеет свою специфику и лексика, используемая при общении с детьми. В большинстве семей традиционно существует специальный лексикон, ориентированный на ребёнка.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Артикуляция -- (articulare-чѐтко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даѐт чѐткую, чистую речь.

Артикуляционный аппарат - органы, обеспечивающие образование звуков речи - артикуляцию. Включают: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для речевых органов, которые производятся ежедневно; можно - самостоятельно.

Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Агнози́я (греч. отрицательная приставка a+ gnōsis познание) нарушение процессов узнавания и понимания значения предметов, явлений и раздражений, поступающихкак извне, так и из собственного тела при сохранности сознания и функций органов чувств. 

Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Аграмматизм - (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом построении активной речи . Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи.

Виды:

• при экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи;

• при импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, 

выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядокслов).

Акалькулия (не следует путать с дискалькулией) — нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета  и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.)  грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амбидекстр - человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Аморфные слова –это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Анализ и синтез - противоположные, но при этом - неразрывно связанные логические приёмы. Анализ, разлагая сложную проблему на её составные части, упрощает и облегчает понимание данного явления, а синтез даёт возможность связать разрозненные части изучаемого предмета и понять его в целом. Также - постигнуть связь данного целого с остальными предметами человеческого знания.

Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Анартрия - тяжёлая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц.

Анкилоглоссия –укороченная подъязычная связка.

Аномалия - отклонение от нормы в структуре или функции организма в целом или его частей. Может быть врождённой или приобретённой.

Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся не столько в специальных условиях воспитания и обучения, сколько в любви, внимании и понимании и это - важно. Разделяют группы: 1) дети с нарушениями речи 2) дети с задержкой психического развития 3) умственно отсталые дети 4) дети с нарушениями слуха 5) дети с нарушениями зрения 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7) дети с нарушениями поведения 8) дети с нарушениями эмоционального развития 9) дети с комплексными дефектами.

Антиципации –(от лат. anticipatio — предвосхищени)— способность системы втой или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различаютдва смысловых аспекта понятия А.:

1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В.Вундт), а также возможность   его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будетрешена (см. интуиция);

2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.

 Асинхрония - искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Асфиксия(от др.-греч. ἀ- — «без» и σφύξη — пульс, буквально — отсутствие пульса, в русском языке также допускается ударение на второй слог) — удушье , обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях. 

Апраксия (лат. apraxia от др.-греч. ἀπραξία — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного  мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксия оральная (a. oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.

Асфиксия новорождённых — клинический синдром, проявляющийся в первые минуты жизни затруднением или полным отсутствием свежего дыхания у ребёнка. МКБ-10 Р21.0 Тяжёлая асфиксия при рождении. Р21.1 Средняя и умеренная асфиксия при рождении. Критерии оценки состояния новорождённого проводят по шкале Апгар.

Атаксия (греч. ἀταξία — беспорядок) — нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики. Это нервно-мышечное заболевание, которое может носить генетический характер, а также развивается при серьёзном гиповитаминозе витамина B12. Сила в конечностях может быть сохранена полностью, однако движения становятся неловкими, неточными, нарушается их преемственность и последовательность, равновесие при стоянии и ходьбе.

Выделяют атаксию статическую (нарушение равновесия при стоянии) и атаксию динамическую (дискоординацию при движениях). Является важным признаком речевых расстройств при мозжечковой дизартрии.

Атактическая дизартрия - речевое расстройство, связанное с нарушением деятельности мозжечка и его отделов. Проявляется, в основном, нарушениями просодики и артикуляции. Характеристика речи является следствием дискоординации общих движений и пониженного мышечного тонуса, результатами которых являются замедленность и неточность силы, объема, продолжительности и направленности речевых движений.

Аудиторный шок - или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.

Аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни; признак психического расстройства.

Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Аффект - бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля.

Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Ахондрогенез - наследственная карликовость с различными деформациями костей конечностей, нормального размера или увеличенным черепом, коротким туловищем, задержкой окостенения нижних отделов позвоночника. 

Б

Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идѐт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чѐтко, не договариваются.

Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе речи.

В

Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный -- словесный.

Визуальное общение -- через зрительный контакт.

Воображение - психический процесс формирования новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Визуальное общение - зрительный контакт.

Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим.

Вокальный - исполняемый голосом; певческий.

Велярный звук [Р] - вид ротацизма: образуется при колебании мягкого нёба. Дефект речи.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Г

Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ].

Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которая производится несколько раз в день. Можно делать самостоятельно.

Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой пациент производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы. После нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное. Необходимо делать только со специалистом по исправлению речи - с логопедом.

Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц.

Гипотонус -  пониженный мышечный тонус.

Гиперкоррекция – в период неустойчивого произношения звука иногда регистрируется следующее явление -  ребенок может снова заменять уже, казалось бы, прочно усвоенный им звук, который служил какое – то время субститутом неусвоенного звука, на тот самый звук, который был раньше замещаемым.  

Гипертрихоз – это избыточный рост волос на любых участках тела, в том числе и на тех, где рост волос не обусловлен действием андрогенов.

Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.  

Гиперкинезы, виды насильственные движения, независящие от воли человека,чаще проявляющиеся сокращением мышц лица, туловища или конечностей, реже — сокращением мышц гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.  Гиперкинезы, видов которых очень много, классифицируются по таким признакам, как место поражения, клинические проявления, длительность приступов, их частота. При этом наиболее распространены следующие варианты непроизвольных движений:

·         Тремор. Данный гиперкинез проявляется мелким дрожанием всего тела или же отдельных его частей. Чаще всего затрагиваются мышцы кистей и пальцев рук, а также головы;

·         Тики. Непроизвольные движения отличаются неестественностью и стереотипностью и усиливаются при волнении. Гиперкинезы проявляются короткими, резкими и обычно повторяющимися вздрагиваниями головы, корпуса, мышц лица, рук или ног;

·         Лицевые блефароспазмы, параспазмы и гемиспазмы. Гиперкинезы, виды которых разнообразны, затрагивают мимические мышцы и проявляются плавными или резкими их подергиваниями

·         Торзионный спазм. Данная патология значительно ограничивает двигательные возможности человека. Повышенный тонус мышц приводит к специфической картине заболевания: тело поворачивается вокруг своей оси в результате медленных, штопорообразных движений. Еще одним вариантом спазма мышц при гиперкинезах является спастическая кривошея, которая сопровождается наклоном или поворотом головы в одну сторону.

·         Атетоз (от др.-греч. ἄθετος — неустойчивый) — гиперкинез (патологические непроизвольные движения), выражающийся медленной тонической судорогой конечностей, лица, туловища. Он занимает промежуточное положение между дистонией и хореей, объединяя черты этих гиперкинезов.Атетоз возникает при поражении базальных ганглиевполосатого тела в области хвостатого ядра и скорлупы и является одной из форм проявления коркового паралича. Обычно это происходит в раннем детском возрасте (при родовой травмеядерной желтухеинсультах и т. п.). Эффективного лечения его не разработано.

·         Хорея (хореический гиперкинез, также известная как «виттова пляска» или «пляска святого Витта»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.

При гиперкинетической форме дизартрии наблюдаются избыточные непроизвольные движения в артикуляционном аппарате, усиливающиеся во время речевого акта. Гиперкинетическая форма дизартрии классифицируется по трем степеням поражения: легкой, средней и тяжелой.

Гипоксия - кислородное голодание организма.

Гендерный аспект - особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений. Женское отношение к миру - творческое и охранительное. Многие древние цивилизации, достигшие высочайшего развития, основывались на матриархате. Современный мир, в результате мужского правления утонув в войнах, криминале, наркотиках, алкоголизме, воровстве, коррупции и прочих пороках - ищет для руководства женскую руку - руку хозяйки мира. Женское мировоззрение - мировоззрение Матери, хранящей и приносящей новую жизнь - созидает, а не разрушает. К счастью, уже многие страны и народы это поняли, выбрав руководителями женщин.

Глотка - начальная часть пищеварительной трубки. Одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр. высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание; средний -- смешанное звучание; -диапазон голоса -- обьѐм звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука. -полѐтность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чѐтко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории, тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека. -поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений. Система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого – либо языка; формальный строй языка.

Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.

Гуление – на втором месяце жизни у ребенка появляются недифференцированные и непроизвольно возникающее в процессе движений голосовые реакции.

Д

Дауна болезнь - хромосомная болезнь, результат трисомии по 21-й паре хромосом. Проявляется олигофренией, мышечной слабостью, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной). Внешние данные: недоразвитие черепа, плоский затылок, раскосые глаза, широкая переносица. Сообразительны в практическом смысле, старательны, доверчивы, по-своему обаятельны.

Двигательные нарушения - нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объёма и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных движений.

Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.

Диалог - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья человека, об имеющемся заболевании. Выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.

Диагностика - 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы, ступени процесса распознавания болезней или физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и установление диагноза.

Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчѐтливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

 Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чѐтко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему.

Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.)  — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии

·         Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

·         Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)

·         Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей на определённом этапе развития.

·         Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

·         Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничения, связаны с подвижностью органов речи, поэтому произношение затруднѐнное. Часто речь плохо развита в целом.

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

·         вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;

·         спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;

·         односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;

·         атаксическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей;характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;

·         гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;

·         гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;

·         смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Декларативный стиль общение – мама преимущественно рассказывает ребёнку о происходящем.

Деменция - приобретённое слабоумие; стойкое оскудение и примитивизация психической деятельности. Проявления - ослабление познавательных процессов, обеднение эмоций и нарушение поведения.

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Одна из гуманнейших наук мира. Дефектология разделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику (также тифлопедагогику).

Дефектолог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Имеет специализации:

Дефектолог-логопед - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи.

Дефектолог-сурдопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха.

Дефектолог-олигофренопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.

Дефект - выпадение физиологической или психической функции, недостаток какого-то органа.

Дефекты звукопроизношения - неверная артикуляция и неверное произнесение в речи определённых звуков речи.

Довербальные средства коммуникации – это жесты, мимика, манипуляции с предметами, неречевые звуки, составляющие основу речевой деятельности ребенка в первые два года его жизни, генетически наследуемые рефлекторные двигательные проявления.

Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.  -грудное -- дыхание, при котором рѐбра, поднимаясь, увеличивают обьѐм грудной клетки в еѐ средней части. При этом голос быстро утомляется. -ключичное -- короткое, поверхностное дыхание, -брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьѐм грудной клетки.

З

Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребѐнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками. 

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний,ограниченности

представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности,эмоциональной незрелости. Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. «Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского».

Запоминание - психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Защитные механизмы - совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.

Звукопроизношение – звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, звуковая структура которых, по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением, все более и более уточняется. 

Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста.

Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

И

Идентификация - уподобление себя другому. Взгляд на вещи и события с его точки зрения.

Императивный стиль общения – мама преимущественно предписывает, что ребёнку следует делать.

Импрессивная речь – это речевосприятие. 

Импрессивная речь - восприятие, понимание речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Нарушается речь.

Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаѐт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива. -интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.     Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности).  Темп -- скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность).Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Инпут – вся совокупности речевая продукция взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребёнок.

Интеллект - вся познавательная деятельность человека. От ощущений и восприятия мира до мышления и воображения.

Интроверсия - направленность человека на свой внутренний мир.

Инфантилизм - состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

Иррадиация - распространение процесса возбуждения или торможения.

Иррациональный - фантастический, надуманный.

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.

Ихтиоз – это наследственное заболевание кожи, протекающее по типу дерматоза. Характеризуется диффузным нарушением ороговения и проявляется в виде чешуек на коже, которые напоминают рыбью чешую. Основная причина ихтиоза – это генная мутация, передаваемая по наследству биохимия которой еще не расшифрована. Нарушения белкового обмена, когда в крови накапливаются аминокислоты и нарушения жирового обмена, которые проявляются повышенным содержанием холестерина, являются основным проявлением генной мутации, которая приводит к ихтиозу.

К

Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].

Катарсис - эмоциональная разрядка.

Кинетика - совокупность движений тела, мимики, жестов.

Клаустрофобия - страх перед ограниченным пространством.

Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми. Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.

«Комплекс оживления» - радостная реакция на появление в поле зрения младенца любого взрослого и, где – то к трем месяцам, приобретает инструментальную функцию: становится направленной на то, чтобы вызвать ответную реакцию.

Конформность - согласие с группой, коллективом.

Коррекция произношения - исправление недостатков произношения.

Контрактура (лат. contractura — стягивание, сужение) — ограничение пассивных движений в суставе , то есть такое состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах, вызванное рубцовым стягиванием кожи, сухожилий, заболеваниями мышц, сустава, болевым рефлексом  и другими причинами.

Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Л

Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространѐнный недостаток речи.

Леворукость - пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий. В результате - плохой почерк и т.д.

Лексикон -- словарный запас.

Лексика - вся общность слов, входящих в состав языка или диалекта.

Лексико-грамматический - соединяющий лексические и грамматические свойства.

Лепет - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных простых комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Лингвокреативность – способность детей реализовать потенции словообразовательного механизма – детские инновации. По мнению С.Н.Цейтлин русские дети отличаются особой лингвокреативностью, причина, которой кроется в особенностях языка. Ребенок умеет обращаться со сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными формообразовательными процессами.

Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи. Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия - (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

М

Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса.

Метатезис – перестановка звуков или слогов в слове.

Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Мозжечковая (атактическая) форма ДЦП характеризуется нарушениями координации в сочетании со спастическими параличами, атонически-астатическим синдромом.

Монолог - устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Морфология - в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Моторика -- совокупность двигательных реакций.

Мнемоника -- приѐмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлойпсихической травмы, пожара, гибели близких, как одно из поздних проявлений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и т. п. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.Может перетекать в логофобию и логоневроз.

Н

Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Назализация - носовой оттенок речи - вследствие слабости мягкого нёба и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушенный ход речевого развития ребенка – хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка.

Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи.

Нёбная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей нёба, приводит к нарушению сосания, глотания и речи.

Нёбо мягкое - задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

Нёбо твёрдое - часть нёба, имеющая твёрдую костную основу.

Нистагм - непроизвольные движения глазных яблок.

«Нянькин язык» - это звукоизобразительные элементы, отражающие фундаментальное свойство первых наименований – стремление приблизить звуковую форму к обозначаемому предмету или явлению. 

О

Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнѐра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Овладение языком – это значит усвоить не только элементы языковых единиц, но также правила их создания и употребления.

ОИН – особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего, абстрактного логического мышления, которое возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.

Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даѐт чѐткую, чистую речь.

Орфография - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Ономастика - наука, изучающая собственные имена.

Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. Это сложнейшее взаимодействие с одной стороны процесса общения взрослых и ребёнка; с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельность ребёнка. В процессе развития детской речи развивается не язык, а характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребёнка языковых средств и характер функционирования этих средств, т.е. способ использования языка для целей познания и общения.

- это формирование речи ребенка под влиянием речи взрослых, зависящее от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, от воспитания и обучения, начинающиеся с первых днем жизни ребенка.

- это процесс индивидуального развития речевой деятельности от момента первых дней жизни, происходящий со строго определённой закономерностью и характеризующийся рядом черт общих для развития речи всех детей.

П

Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Паралич (др.-греч. παραλυσις — «расслабление») — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза.

Для некоторых типических форм паралича установились специальные названия, а именно:

1.   Гемиплегия (hemiplegia) — паралич половины тела, обычно наблюдаемый при заболеваниях головного мозга;

2.   Моноплегия (monoplegia) — паралич, ограниченный одной из конечностей;

3.   Параплегия (paraplegia) — совместный паралич обеих верхних или обеих нижних конечностей, преимущественно обусловленный поражением спинного мозга;

4.   ТЕТРАПЛЕГИЯ - паралич четырёх конечностей; может быть связан с поражением центральной нервной системы (двусторонним повреждением больших полушарий, ствола или шейного отдела спинного мозга,вследствие травмы, инсульта, рассеянного или бокового амиотрофического склероза) или периферической нервной системы (при полиневропатиях).

5.   Офтальмоплегия — паралич мышц глаза;

6.   Птоз (ptosis) — паралич верхнего века, выражающийся в опущении его.

Пауза -- остановка в течении речи.

Паралингвистика -- вокальные возможности голоса.

Пантомимика - совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Патологическое развитие речи – нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, «обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива».

Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным. 

Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, еѐ темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок. 

Подготовительный период развития речи – это период развития речи, охватывающий срок от рождения ребенка до 1 года.

Синдром Вернера. Прогери́я (др.-греч. προσ- — сверх, γέρων — старик) — один из редчайших генетических дефектов . При прогерии возникают изменения кожи и внутренних органов, которые обусловлены преждевременным старением организма.

Переход от лепета к словесной речи – это переход от дознакового общения к знаковому, а знак (в нашем случае – слово) предполагает некоторую предварительную договоренность, конвенциональность и, следовательно, произвольность, определяемую традицией. 

Портаменто - лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Постановка звука - создание при помощи специальных приёмов правильной артикуляции. Сложный, многоплановый процесс. Делается исключительно под руководством специалиста - логопеда.

Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи.

Приёмы общения - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прикус - соотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

«Предречь» - это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, его хорошем настроении. 

Протоязык – рефлекторные реакции, становящиеся протознаками, в совокупности образующие, т.е. – первичная система дословесной коммуникации. Это протознаки в совокупности образующие, по мнению Е.И.Исениной протоязык, т.е. первичную систему словесной коммуникации, состоящую из жестов, мимики и манипуляций с предметами.

Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.

Психика - активное отображение субъектом объективной реальности. Возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

Р

Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую

ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:                                  --звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи; -ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи еѐ внутренний темп;          -тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;  -физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; -фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи.                                       Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.                                                                 

Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.  -внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; -внутренняя -- речь для себя, лишѐнная звукового оформления, мысленная речь.  

Регистр - ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Резонатор - полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: Звуковысотный слух - способность слышать и воспринимать мелодику речи; Ритмический слух - способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп; Тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений; Физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; Фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт - (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. Внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; Внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Речи нарушения - отклонения от нормы (произнесения звука), принятой в данной речевой среде.

Реактивное мышление - мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

Ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент - пользователь информации.

Риги́дность (лат. rigidus — жёсткий, твёрдый) — жёсткость, твёрдость, неэластичность.

В физиологии — резкое повышение тонуса анатомических структур и их сопротивляемости деформированию.

В психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Ритмика - система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм -- часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

С

Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта.

Синтоническая модель общения - гармоничное общение.

Синкенезии, или содружественные движения [от греч. syn вместе и kinesis движение] дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук)

Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Спастичность (спастика) — это двигательное нарушение, обусловленное повышением тонуса мышц.

Синдром Патау – хромосомное заболевание, обусловленное наличием дополнительной копии 13-ой хромосомы (трисомия по 13-ой хромосоме). В структуру синдрома Патау входят множественные дефекты нервной системы (микроцефалия, голопрозэнцефалия), глаз (микрофтальмия, катаракта), костно-мышечной системы (полидактилия, расщелины губы и нёба, омфалоцеле), сердца, урогенитальной системы и др. Для выявления и подтверждения синдрома Патау проводится пренатальный скрининг, исследование кариотипа ребенка после рождения. Детям с синдромом Патау необходима общеукрепляющая терапия; по показаниям – коррекция врожденных пороков развития.

На сегодняшний день синдром Протея считается весьма редким генетическим заболеванием, которое сопровождается неестественным разрастанием костей, мышечных и соединительных тканей. К сожалению, диагностика и лечение подобной болезни — весьма трудный и не всегда возможный процесс. 

Синдром Дауна – хромосомная аномалия, при которой в кариотипе имеются дополнительные копии генетического материала по 21-ой хромосоме, т. е. наблюдается трисомия по хромосоме 21. Фенотипические признаки синдрома Дауна представлены брахицефалией, плоским лицом и затылком, монголоидным разрезом глазных щелей, эпикантом, кожной складкой на шее, укорочением конечностей, короткопалостью, поперечной ладонной складкой и др. Синдром Дауна у ребенка может быть выявлен пренатально (по данным УЗИ, биопсии ворсин хориона, амниоцентеза, кордоцентеза) или после рождения на основании внешних признаков и генетического исследования. Дети с синдромом Дауна нуждаются в коррекции сопутствующих нарушений развития.

Синдром Клайнфельтера - хромосомная патология, обусловленная наличием в мужском кариотипе одной или нескольких дополнительных женских половых хромосом. Синдром Клайнфельтера характеризуется первичным гипогонадизмом, маленькими размерами тестикул, бесплодием, гинекомастией, неглубоким снижением интеллекта. Решающая роль в диагностике синдрома Клайнфельтера принадлежит кариотипированию; также проводится анализ фенотипических признаков, определение полового хроматина, экскреции фолликулостимулирующего гормона с мочой, спермограмма и пр. Лечение при синдроме Клайнфельтера включает гормональную терапию, возможно - оперативную коррекцию гинекомастии, однако полное излечение синдрома невозможно.

Синдром Марфана, признаки которого проявляются у всех по-разному, прогрессирует в основном с взрослением и старением человека. Что касается скелета больного, то он имеет следующие особенности:

·         высокий рост;

·         гибкий и тонкий скелет;

·         руки при синдроме Марфана, как и ноги, имеют непропорционально длинные пальцы;

·         узкое длинное лицо;

·         часто неровные зубы;

·         вдавленная или выпуклая грудинная кость;

·         сколиоз;

·         плоскостопие.

·         Синдром «кошачьего крика» – хромосомное нарушение, обусловленное делецией (отсутствием) фрагмента короткого плеча 5-ой хромосомы. Плач новорожденных с синдромом «кошачьего крика» по звуку напоминает кошачье мяуканье, что и послужило названию патологии. Кроме этого, у детей имеет место микроцефалия, лунообразное лицо, косоглазие, аномалии прикуса, различные врожденные пороки, грубое интеллектуальное недоразвитие и т. д. Синдром «кошачьего крика» диагностируется на основании совокупности характерных признаков и цитогенетического исследования. Специфического лечения синдрома «кошачьего крика» не существует; дети могут нуждаться в хирургической коррекции тяжелых врожденных аномалий.          

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи.

Словарь пассивный - запас понимаемых слов. Может использоваться в письменной речи.

Словарь – совокупность слов, используемых кем – либо или где – либо. Словарный запас ребенка, начиная со второго года, растет в количественном и качественном отношении, причем на всех этапах овладения словарем количество понимаемых слов значительно превосходит число слов, употребляемых им в собственной речи.

Словарь активный - запас слов, которыми данный человек пользуется в своей устной речи.

Словотворчество – создание новых слов, пик словообразовательной активности приходится на возраст от трех до семи лет.

Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи. Причина - недоразвитие фонематического слуха. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. 

Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесённых или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь - непроизвольная.

Субституция – замещение одного другим, обычно сходным по назначению; по функции. Характерное в период усвоения звуковой стороны речи замещение одного звука другим. Естественный процесс; без которого невозможно усвоение родного языка.

Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сурдопедагогика - наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Т

Такесика - общение людей с помощью прикосновения.

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа.

Тембр - индивидуальная окраска голоса.

Темп речи - скорость речи, может измеряться количеством слов в минуту.

Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.  

У

Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаѐтся подьѐмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Умственная отсталость (малоу́миеолигофрени́ядр.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушениеминтеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации[1]. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоцийволиречи и моторики.

Уранопластика - оперативное закрытие щели твёрдого нёба.

Уровни речевого развития – выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Уздечка короткая - врождённый дефект, заключающийся в укорочении подъязычной связки. При этом дефекте движения языка затруднены. Это обычно служит причиной нарушений звукопроизношения.

Ф

Фонема - звук речи.

Фонематический слух -- способность к слуховому восприятию звуков речи -- фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью. Фонация -- голосообразование.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фобия речи - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

Фонация - голосообразование. Нарушение фонации - от лёгкой хрипоты до полного отсутствия голоса.

Х

Хиттизм -- недостаток произношения звука [ Х ].

Хейлопластика - оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 1 года.

Ч

Чистота речи -- чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Э

Экспрессия -- (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Экспрессивная речь – это речеговорение.

Эктродактилия — врожденный порок развития , характеризующийся отсутствием или недоразвитием одного или нескольких пальцев кистей и (или) стоп. Может сочетаться с отсутствием пястных и плюсневых костей; при центральном расположении дефекта образуется расщелина, разделяющая кисть или стопу на 2 части (например, «клешнеобразная кисть»).

Эмпатия -- сочувствие человеку.

Этиология -- (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Этимология – раздел языкознания, исследующий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Происхождение того или иного слова или выражения.

Элизия – несвоевременное появление активного речевого подражания.

Эмпатия - сочувствие человеку.

Этика - учение о нравственности.

Этика медицинская - наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам. Мед. этика особенно актуальна в современном мире - мире, почти полностью потерявшем Нравственный Закон. Врач обязан основывать свою врачебную деятельность (и научную, и практическую) в первую очередь на Нравственном Законе. Иначе это не врач, а кто-то другой. И никто из нас не хотел бы, чтобы этот другой нас лечил.

Эхолалия – бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи.

Я

Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Язык жестов на ранних этапах коммуникативного развития – главное средство коммуникации. Дополнительными средствами коммуникации служит мимика, а также отдельные звуки и звукокомплексы, не имеющие параллелей в языке взрослых (так называемые вокализации).

1. ВПФ – высшие психические функции.
2. ЗПР – задержка психического развития.
3. ПИН – пограничная интеллектуальная недостаточность.
4. МППК – медико-психолого-педагогическая комиссия.
5. ДЦП – детский церебральный паралич.
6. ОНР – общее недоразвитие речи.
7. ЦНС – центральная нервная система.
8. ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
9. УО – умственная отсталость.
10. ЭЭГ – электроэнцефалография.
11. ППД – психолого-педагогическая диагностика.
12. ВНД – высшая нервная деятельность.

Расширенный логопедический словарь, можно найти на сайте:

http://logoped18.ru/termin/slovar-logopeda.php - сайт "Школьный логопед"