003.Для Вас, родители.

ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Достичь эффективности коррекционной работы   учителю- логопеду возможно только в системе взаимодействия с семьей.

Важно поддерживать  ребенка в процессе овладения им правильной речью, ведь для него это - серьезная работа!

В этом разделе заботливые родители смогут  получить  консультации по вопросам речевого развития детей!

Обращаю Ваше внимание внимание на то, что речевой материал,  интерактивные игры и презентации Вы  сможете найти в разделе"Логопедия для детей"  .

Желаю Вам терпения и успехов в работе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей раннего возраста

 

Если Вы читаете эту консультацию, значит Вы - родитель неравнодушный к проблемам развития и воспитания детей. А это - одна из важных составляющих успеха в овладении Вашими детками необходимыми  умениями  в раннем возрасте.

Я работаю учителем-логопедом с 2012 года. За это время, встречаясь с родителями детей, отвечая на их многочисленные вопросы, у меня накопилась своеобразная, своего рода мини библиотека наиболее популярных вопросов родителей. И как оказалось, родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек?», «Что делать, если ребенок не говорит?», «Что делать, если ребенок отвечает вопросом на вопрос?», «В речи ребенка появились запинки - что делать?».

На некоторые из вопросов я постараюсь ответить в этой консультации. Я думаю, что она поможет разобраться Вам в проблемах развития речи малышек.

Надеюсь, что все рекомендации, советы и упражнения помогут Вам в нелегком, но интересном труде – развитии своего малыша!

Проблема: «Нашему малышу пошел третий год. Разговаривать он умеет, но не делает этого. Иногда под настроение, говорит слова, фразы, но делает это редко. Если ему что- то нужно, берет за руку и показывает. Пытались его не «понимать», он злится. Читаем ему стишки, поем песенки, а он все равно говорит тогда, когда захочет. Например: «Мама, а де па?», «Ма, пить», и тому подобное. Что делать

Ответ:

Наличие фразы - это знак, что речь развивается хорошо, но, возможно, медленно. Старайтесь не наседать на него с требованиями: «повтори за мной!», и упреками «Как ты говоришь? Как лялька!». Такие методы не подтолкнут развитие, а лишь усугубят упрямство и раздражительность. Что касается его не «понимать», то делать это нужно ненавязчиво, завуалировано. Чтобы расширить  активный словарь малыша, привлекайте его к сборам на прогулку, советуйтесь с ним по разным поводам: «Как ты думаешь, что нам взять: машинку или мишку?». Такое доверие малыши ценят и, как правило, вступают в контакт. Прислушайтесь и запишите, сколько слов, фраз говорит ваш малыш, возможно, их окажется значительно больше. К 2,5 годам  в словаре ребенка должно насчитываться около 1000-1200 слов. Если все-таки Вы видите, что разница между нормативными показателями и словарным запасом велика - обратитесь к учителю-логопеду. Возможно, Вашему малышу понадобится обследование у детского невролога и ранняя логопедическая помощь.

Проблема:  «Недавно мы заметили, что наш ребенок начал заикаться. Прежде, чем что-то сказать, он по нескольку раз повторяет первый звук, слог в словах. Что нам делать?»

Ответ:  Прежде всего, необходимо отметить, что заикание-это нарушение темпа речи, обусловленное  судорожным  состоянием мышц речевого аппарата. Судороги бывают разные - артикуляционные, дыхательные и другие. Определить заикание у Вашего ребенка или  речевые запинки может только специалист. Поэтому,  не откладывая время, обратитесь за квалифицированной помощью к логопеду и детскому неврологу. Ведь даже обычные речевые запинки, со временем могут перерасти в запинки судорожные, и тогда потребуется более долгосрочная работа специалистов с ребенком, направленная на устранение недуга. Не теряйте время!

Проблема:  «В специальной литературе я читала, что хорошая речь зависит от того как развит артикуляционный аппарат ребенка. Что такое артикуляционный аппарат? Как я сама смогу помочь малышу развивать его в домашних условиях?»

Ответ : 

В артикуляционный аппарат входят губы, зубы, язычок, мягкое небо, твердое небо, мышцы глотки, щек, нижней и верхней челюстей - все то, что помогает человеку совершать артикуляцию, то есть образование звуков. При произнесении звуков и движения всеми перечисленными органами мы совершаем разные. Действительно, от того как развит этот аппарат часто зависит то,  как ребенок произносит звуки речи. Пока ребенок маленький, можно поиграть с ним вместе язычком: попросить его облизать губки, дотянуться языком до носика, потянуть его вправо- влево, опустить вниз, широко улыбнуться, вытянуть губки вперед. Если вы видите, что эти упражнения малыш делает с большим трудом, обратитесь к специалисту, он проверит состояние подъязычной уздечки малыша. Сделать это может логопед или стоматолог- хирург. Чаще вносите в рацион питания малыша фрукты, твердые овощи, мясо, ведь  мышцы артикуляционного  аппарата должны работать! Помните о том, что состояние артикуляционного аппарата влияет в основном на звукопроизношение, а не на состояние словарного запаса! В 2-3 года его звукопроизношение только начинает формироваться! Он может искажать звуки речи, неправильно произносить их, заменяя другими звуками, либо вообще выпускать из слов. Для малыша 2-3 лет - это норма. Насторожить Вас должно то, что к трем годам малыш не говорит вообще или говорит совсем мало. Помните о норме. К трем годам запас слов должен быть 1200-1500 слов. Если Вы видите резкую разницу с возрастными нормативами, обратитесь к специалистам!

Проблема : Слышала, что развитие пальчиков влияет на речь малыша. Так ли это? Что мы можем делать с моим ребенком дома для развития пальчиков?

Ответ : Действительно, развитие пальцев рук влияет на речь малыша. Еще в древности говорили: «Наш ум находится на кончиках пальцев». Все потому, что в головном мозге зоны, отвечающие за речь, находятся рядом с зонами, отвечающими за ручную умелость. Стимуляция, развитие пальцев рук положительно влияет и на речь малыша. В домашних условиях можно:

  • собирать с ребенком пазлы, мозаику;
  • предложить ему почистить сваренные яйца, картофель;
  • попросить найти край скотча;
  • скомкать газету или бумагу и набить ею обувь, убираемую на хранение;
  •  перебрать на кухне крупу (лучше приготовить заранее гречку и фасоль и попросить выбрать фасоль из гречки);
  • для рисования покупать восковые мелки и карандаши, а не фломастеры, ведь для получения яркой линии нужен хороший нажим. Придется потрудиться!
  • Учите малыша застегивать пуговицы, шнуровать, аккуратно перелистывать страницы книги, лепить из пластилина.

Все перечисленные упражнения не только окажут благотворное влияние на речь малыша, они будут первым этапом в подготовке малыша к письму. Ведь правильно держать ручку и карандаш - умение необходимое и очень важное и в  детском саду и, конечно же, в школе!

Желаю Вам и  вашим детям успеха!



Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.

Например: «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»,застревание на каком-либо слоге - «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка», «мимидор» вместо «помидор», «дупело» вместо «дупло»,  «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет.

Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Необходимио отметить, что нужно не просто поправлять ребенка, в случае если он не может справиться с произнесением длинного слова или слова, состоящего из трудных слогов , напрмер со стечением согласных звуков.

Необходимо ФОРМИРОВАТЬ эту самую слоговую структуру слова постепенно, поэтапно, словно собирая картину из пазлов. 

А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

  •  Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
  •  Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна) Односложные слова (дом, кот, кит)
  • Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель) Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь) Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас) Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
  • Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
  •  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди) Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино) Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
  • А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
  •  Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
  •  Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна) Односложные слова (дом, кот, кит)
  • Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель) Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь) Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас) Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
  • Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
  •  Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди). Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино, буратино) Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)

И работать над слоговой структурой нужно постепенно, переходя от одного этапа к другому. Даже если ребенку удается произнесение слов из трех слогов, советую все же не пропускать этот этап и пусть ненадолго, но все же задержаться на нем.

Вашему вниманию  предлагаю презентации, которые размещены в этом разделе.

В них подобран иллюстративный материал для формирования слоговой структуры слов, использовать который вы сможете, занимаясь с ребенком дома. 

Также, рекомендую прочесть консультацию:

«Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слов».

Желаю вам терпения и успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над слоговой структурой слова Звукоподражания

Слайд 2

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как делаю я». Нужно научить детей подражать действиям с предметами (игры с машиной, мячом, куклой, кубиками), движениям рук, головы, ног («полетели, как птички», «поскакали, как зайчики», «пошевелили ушками, как зайчики» и т.д .). В работе над речевой активностью (повторение звукоподражаний за логопедом) следует учитывать индивидуальные особенности детей. У одних легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му ), у других — задненёбные (ка-ка, га-га), у третьих — переднеязычные ( ди-ди , ти-ти ). Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком до 5—6 раз в различной тональности. Произнести эти звукосочетания тихо, громко, быстро, медленно, сердито, нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями, поданными в игровой форме.

Слайд 3

Предметные звукоподражания

Слайд 4

Предметные звукоподражания уа — младенец ; иа — ослик; бе -е-е — овечка; ме -е-е — козленок; му -у-у — корова; га-га-га — гуси; ко-ко-ко — курица; пи-пи-пи — мышка; би-би — машина; жу-жу — жук; чу-чу-чу — поезд; агу — малыш; ути-ути — утята; гули-гули — голуби; мяу-мяу — кошка (котенок); и- го -го — лошадка; ав-ав-ав — щенок; у-ух — сова ; тук-тук — дятел; тик-так — часы; гав-гав — собака; чух-чух — паровоз; чив-чив ( чиф-чиф ) — птицы; цып-цып — цыплята; мур — кошка; кар — ворона; динь-дон — колокольчик; чирик — воробьи; ку-ка-ре-ку — петушок; ква-ква — лягушка; кря-кря — утка; хрю-хрю — свинья (поросята); дзинь — телефон; фьюить — щегол (соловей); ежик — пчелка.

Слайд 5

У- А !

Слайд 6

ИА-ИА

Слайд 7

БЕ- БЕ !

Слайд 8

МЕ-МЕ !

Слайд 9

МУ-МУ

Слайд 10

ГА-ГА-ГА

Слайд 11

КО-КО-КО

Слайд 12

ПИ-ПИ-ПИ

Слайд 13

БИ-БИ-БИ

Слайд 14

ЖУ-ЖУ

Слайд 15

ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Слайд 17

УТИ-УТИ

Слайд 18

ГУЛИ-ГУЛИ

Слайд 19

МЯУ-МЯУ

Слайд 20

ИГО-ГО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АВ-АВ

Слайд 2

УХ-УХ

Слайд 3

ТУК-ТУК

Слайд 4

ТИК-ТАК

Слайд 5

ГАВ-ГАВ

Слайд 6

ЧИВ-ЧИВ

Слайд 7

ЦИП-ЦИП

Слайд 8

МУР-МУР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАР-КАР

Слайд 2

ДИНЬ-ДИНЬ

Слайд 3

ЧИРИК-ЧИРИК

Слайд 4

КУ-КА-РЕ-КУ

Слайд 5

КВА-КВА

Слайд 6

КРЯ-КРЯ

Слайд 7

ХРЮ-ХРЮ

Слайд 8

ДЗИНЬ-ДЗИНЬ

Слайд 9

ФИТЬ-ФИТЬ

Слайд 10

Ж-Ж-Ж

Слайд 11

Ф-Ф-Ф-Ф

Слайд 12

Ситуативные звукоподражания

Слайд 13

угу — крик в лесу; ха-ха-ха — смех ; фи — наморщить нос; ду-ду-ду — играть на дудочке; ля-ля — пение; ам — ребенок ест; ай — занозить палец; ох — болят зубы; ой — уронить предмет; ух — грозить кулаком; эх — махнуть рукой; бах — лопнул шарик; бух — ребенок упал; бум — ударить в барабан; фас — команда собаке.

Слайд 14

АУ-АУ!

Слайд 15

ХА-ХА-ХА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИ !

Слайд 2

ДУ-ДУ-ДУ

Слайд 3

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ !

Слайд 4

АМ-АМ !

Слайд 5

ОХ-ОХ !

Слайд 6

УХ-УХ !

Слайд 7

БУХ !

Слайд 8

АЙ-АЙ-АЙ !

Слайд 9

БАХ !

Слайд 10

ОЙ !

Слайд 11

БУМ-БУМ

Слайд 12

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ !



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слов

При формировании слоговой структуры слова необходимо формировать у ребенка пространственные представления.   Все дело в том, что у каждого слова есть начало, середина, конец и чтобы ребенок смог усвоить эти абстрактные понятия и понимать какой слог стоит в начале, середине или конце слова, важно научить ребенка понимать значения таких понятий, как "верх"-"низ", "справа"-"слева", усвоить  значения предлогов "на", "над","под","за","перед".   Ребенок должен знать левую и правую руку. уметь показать правой рукой левое ухо и наоборот, времена года (их последовательность), части суток (их последовательность).

Таким образом, будет создан своеобразный фундамент для усвоения слогового состава слов.

Игры для формирования пространственных представлений:

"Теремок"

Возьмите игрушки небольшого размера, например, из-под киндер -сюрпризов. 

Попросите ребенка поставить мышку над зайчиком, динозавра на куклой, а мишку поставить справа от мышки и т.д. Таких вариаций может быть очень много. Игрушки ребенок должен ставить и переставлять по вашей инструкции. 

Таким образом, он усвоит понятия "право"-"лево" и некоторые предлоги, которые обозначают положение предмета в пространстве.

"Найди клад"

Спрячьте конфетку или сюрприз в комнате или квартире и предложите ребенку найти ее. Для этого давайте четкие инструкции. Например: "Пройди два шага вперед, теперь три шага налево и еще два шага вперед и так далее, пока ребенок не отыщет "клад".

"Зазеркалье"

Пригласите ребенка в Зазеркалье. Вы - волшебник, или волшебница. Скажите ему, что вы заколдовали его. Выполняйте движения руками. Ребенок должен повторить их зеркально, затем, избегая зеркальности.

Упражнения для формирования чувства ритма

Предложите ребенку повторить за Вами то, как Вы хлопаете в ладоши. Чередуйте при этом темп и ритм хлопков. На помощь могут прийти такие музыкальные как бубен, маракасы или обычные  детские погремушки. Важно, чтобы ребенок с точностью выполнял заданный Вами  темп и ритм. На первом этапе он должен быть более медленным и усложняться постепенно. Также на помощь придут танцы под музыку. Но ваша задача не просто потанцевать и получить  заряд хорошего настроения и бодрости, а прежде всего,  правильно двигаться в заданном ритме. 

Звуковые дорожки 

Хлопните в ладошки. Попросите ребенка отсчитать столько пуговиц на дорожке, сколько вы сделали хлопков. 

Еще один вариант задания - пройти столько шагов, сколько раз вы хлопните в ладошки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Кто такой-учитель-логопед?»

Ваш ребенок зачислен на логопедические занятия, и Вы задаете себе вопросы: "Кто  такой учитель-логопед и чем он занимается?", "Когда стоит обратиться к учителю логопеду?" 

В этой консультации, я постараюсь ответить на эти вопросы. 

Учитель-логопед-это то специалист, который занимается коррекцией нарушений речи у детей.

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи.  Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.

Работа по развитию речи начинается с совместной работы учителя-логопеда с учителем-дефектологом по коррекции у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность. 

Помимо формирования правильного звукопроизношения учитель-логопед также работает над расширением и обогащением  словарного запаса, так как без него невозможно полноценное общение со сверстниками и взрослыми, над формированием грамматического строя речи, что необходимо для овладения правильной письменной речью. Также на логопедических занятиях отводится место  развитию связной речи и  формированию фонематических представлений.

Все занятия проходят в занимательной игровой форме.

А для того, чтобы речевые навыки, усвоенные на занятиях были прочными,   полученные знания необходимо закреплять дома.

Когда родителям дошкольников стоит обратиться к учителю-логопеду?

  • если ребенок не  понимает обращенную к нему речь;
  •  к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов;
  • в 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»); 
  • к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
  • после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом — срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к., может быть это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы

После тщательно проведенного обследования состояния речи ребенка, учитель-логопед определит пути дальнейшей коррекционной работы. Любите своего ребенка, помогайте ему, не сравнивайте с другими детьми! Ведь у каждого ребенка своя структура речевых нарушений и

свой темп овладения правильной речью. Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе»

Ваш ребенок готовится стать школьником

К моменту поступления в школу нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье его понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению:

1.  Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также, к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие  сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части);

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и т.п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения нарушений письма и  чтения.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и родителей, удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях. 

Желаю успехов!