005.Специальные технологии и терапии.

ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Логопедическая работа -  это процесс  творческий, увлекательный и весьма интересный!

А на помощь приходят современные технологии, нетрадиционные приемы и методы, виды различных терапий. О них я расскажу Вам в этом разделе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: 

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

    Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. 

Биоэнергопластика  синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики

  • Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
  • Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки «Осьминог»).
  • Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Особенности работы с применением биоэнергопластики

  1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование  биоэнергопластики способствует повышению работоспособности воспитанников,  активизации  познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной  деятельности. 

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети

ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Предлагаю вашему вниманию упражнения с приемами биоэнергопластики:

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам  из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок  упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы - «крылья». Помахать ими, «крылья» вверх - язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.

Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.

Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.

 

Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы  выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.

Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног,  одновременно двигая челюстями вправо, влево.

Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.

Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.

Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.

Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.

Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.

Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

1. Пономарева В. И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии [Текст] / Пономарева В. И.; Професиональная Психотерапевтическая Лига (ППЛ). - М.: Академический Проект, 2008 ; Альма Матер. - 244 с. - (Психотерапевтические технологии

2. Тренинг по сказкотерапии [Текст]: сборник программ / под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: РЕЧЬ, 2004. - 254 с.: табл. - (Психологический тренинг).

3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Соколов Д. Ю. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Независ.фирма "Класс", 1997. - 146 с.: ил. - (Библиотека психологии и психотерапии).

4. Психология сказки и сказкотерапия [Текст] - 264 с. - (Журнал практического психолога: № 10-11).

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - СПб.: ООО "Речь", 2002. - 310 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

Основы сказкотерапии. Практика сказкотерапии – С. 9-190.

7. Перминова М. Как Кис и Тяф стали друзьями, или Простые правила коммуникации [сказкотерапия]  [Текст]/ Перминова М.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2010. - № 5. - С. 22-25.

8. Фосова Е. А. Сказкотерапия как метод коррекции аффективного поведения ребенка [Текст] / Фосова Е. А.// Логопед в детском саду. - 2010. - № 3. - С. 73-77.

9. Балабанова М. А. Сказкотерапия: суггестивное значение сказок и психическое здоровье ребенка [Текст]/ Балабанова М. А.// Современный детский сад . - 2009. - № 6. - С. 36-43.

10. Фурман В. А. Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста: рекомендации родителям [Текст]/ Фурман В. А.//Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 50-54.

11. Кудряшова А. Совместное размышление над сказкой: сказкотерапия в работе с дошкольниками [Текст] / Кудряшова А.// Искусство в школе. - 2010. - № 6. - С. 59-61.

12. Садовникова Е. Н. Использование элементов сказкотерапии в комплексной работе с заикающимися детьми / Садовникова Е. Н.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 3. - С. 28-32.

13. Ткаченко Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками [Текст] / Т. А. Ткаченко// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - С.74-81.

14. Середа А.И. Сказкотерапия - новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе [Текст] / Середа А.И., Дробахина И.К.// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - C.104-116.

15. Щербакова Т.Н. "Детская психология в сказках и играх" [Текст] / Т. Н. Щербакова// Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С.107-115.

16. Сакович Н. День за днем в стране фантазии: программа развития самосознания детей 7 - 9 лет средствами сказкотерапии  [Текст] / Н. Саков// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2005. - №9. - С. 19 - 30.

17. Соколов Д. Аналитическая сказкотерапия [Текст]: уровни анализа сказок / Д. Соколов// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №19. - С. 26 – 30.

18. Лимаренко С. Музыкальный зал как пространство сказкотерапии [Текст]  / С. Лимаренко// Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №6. - С. 21.

19. Зинкевич - Евстигнеева Т. Сказки для мальчиков и девочек [Текст / Зинкевич - Евстигнеева Т.// Обруч. - 2006.- № 6. - С. 13 - 16.

20. Строганова Л. Как мы сочиняем терапевтические сказки [Текст] / Л. Строганова// Учитель. - 2007. - №2. - С. 83 - 85.

21. Набойкина Е. В стране Игрундии [Текст]: сказкотерапевтические коррекционно-развивающие занятия с "особыми" детьми с использованием технологических карт / Е. Набойкина// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 1. - С. 20-31.

22. Корепанова М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников [Текст] / М. Корепанова, М. Брежнева// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 53-58.

23. Фигдор Г.Сказки и психическая переработка душевных конфликтов [Текст]/ Г. Фигдор/ Дошкольное воспитание . - 2007. - №1. - С. 13 - 18.

24. Бахонская Ю. В. Проведение сказкотерапии с использованием элементов фитбол-гимнастики [Текст]  / Ю. В. Бахонская// Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 - С. 25-30.

25. Бережная М. Сказкотерапия как воспитательная система [Текст] / М. Бережная // Искусство в школе. - 2008. - № 2. - С. 60-62.

26. Сидловская О. Лошадка в "мирных целях", или Как избавиться от гнева [Текст]: [сказкотерапия] / О. Сидловская, Т. Беляева // Обруч. - 2007. - № 6. - С. 16-18.

27. Запасная Т. В. Коррекционная программа "Коррекция познавательных процессов старших дошкольников средствами сказкотерапии" [Текст] / Т. В. Запасная // Практическая психология и логопедия. - 2007. - №3. - С. 35 - 62.

28. Брежнева М. В. Сказкотерапия - средство самопознания в раннем детстве  [Текст] / М. В. Брежнева // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №5. - С. 51 - 53.

29. Зинкевич-Евстигнеева Т. Сказочная имидж-терапия [Текст] / Т. Зинкевич-Евстигнеева // Искусство в школе. - 2007. - № 5. - С. 49-51.

30. Пронина И. Волшебный камень [Текст]: программа сказкотерапии для подростков, переживших потерю значимого взрослого / И. Пронина // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 13. - С. 4-7.

31. Семенов В. Ничейная территория [Текст] : методы психодрамы и сказкотерапии в групповой работе со "сложными" подростками / В. Семенов, Н. Парамонова // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 13. - С. 36-43.

32. Белинская Е. Волшебный мир детства [Текст] / Е. Белинская // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 18. - С. 18-32.

33. Храмова С. Секрет успеха [Текст]: коррекционнно-развивающие занятие / С. Храмова// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2008. - № 16. - С. 4-8.



Предварительный просмотр:

Песочная терапия. Игры с песком

34. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.

Теория и практика песочной терапии – С. 277-334.

35. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия [Текст]/ Галина Николаевна Эль. - СПб.: Речь, 2010. - 201, [1] с., [2] л. ил. : ил.

36. Баринова Н. М. "Песок - вода - ладошки" : цикл занятий с детьми, пережившими стрессовые ситуации [Текст] / Баринова Н. М.// Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 2-6.

37. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.

38. Кончина О. В гости к песочному человеку [Текст] / Кончина О.// Обруч. - 2009. - № 4. - С. 26-27.

39. Матвеева Л. Песочные фантазии  [Текст]/ Матвеева Л.// Обруч. - 2009. - № 4. - С. 28-29.

40. Сапронова Т.Игра как терапия [Текст] / Т. Сапронова// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 37-44.

41. Кичура В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками [Текст] / Кичура В. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. - С. 40

42. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.

43. Бычкова М. Игры на песке как средство коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении  [Текст]/ Бычкова М.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 30-33.

44. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29

45. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.

46. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : развитие естественнонаучных представлений / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 39-41.

47. Александровская М. Миражи песчаной педагогике [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Александровская // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 2 - 3.

48. Некрасова Е. Играем с песком, водой и глиной  [Текст] / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.

49. Аромштам М. Игры на влажном песке [Текст] : [песочная психотерапия] / М. Аромштам // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 6.

50. Ульянова Э. Приключения в песочном дворике [Текст] : [песочная психотерапия] / Э. Ульянова // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №12. - С. 4-5.

51. Кудрявцева Л. Использование песочной игры в школьной практике  [Текст] / Л. Кудрявцева // Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 136 - 137.

52. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста  [Текст] / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - С. 50 - 52.

53. Докудовская Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст]  / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий/ / Школьный логопед. - 2006. - №5. - С. 24 - 26.

54. Шиманович Ю. "Разгадай тайну Песочной страны"  [Текст]: коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке / Ю. Шиманович/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №22. - С. 18-24.

55. Шиманович Ю. Тайна песочницы [Текст]  / Ю. Шиманович // Обруч. - 2008. - № 4. - С. 19-21.

56. Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.

57. Кичура В. В. Конспект занятия с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] : развитие элементарных математических представлений / В. В. Кичура // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 17-19.

58. Заусенко И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов [Текст] / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 54-58.

59. Храмова С.  Секрет успеха [Текст] : коррекционнно-развивающие занятие / С. Храмова// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2008. - № 16. - С. 4-8.



Предварительный просмотр:

Игротерапия

60. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

Теория и практика игротерапии – С. 191-276.

61. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб. : КАРО, 2006. - 672 с.

Игровая терапия. – С. 561-581.   

62. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии[Текст] / Кэдьюсон Х., Шефер Ч. ; пер. с англ. А. Копытина. - СПб. : Питер, 2002. - 416 с. : ил. - (Практикум по психологии). - ISBN 5-272-00114-1 : 60-00.

63. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [Текст] : учеб. пособие / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. ; пер. с англ. Л. Р. Мошинской ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : НПО "МОДЭК", 2001. - 320 с.

64. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]/ Костина Л. М. - СПб. : Речь, 2001. - 160 с. : ил. - (Детская психология и психотерапия).

65. Мустакас К. Игровая терапия  [Текст]/ Кларк Мустакас ; [пер. с англ. И. Авидон]. - СПб. : Речь, 2000. - 282 с. - (Психотерапия на практике).

66.Богина Е. В. Теоретические представления об игре и игровой терапии [Текст]/ Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 7-34.

67. Богина Е. В. Составляющие процесса игротерапии /[Текст] Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 19-54.

68. Аршатская О. С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма[Текст] / Аршатская О. С.// Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 62-70.

69. Петренко Н. В. Опыт внедрения недирективной игровой психотерапии в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возраста [Текст]/ Петренко Н. В.// Психолог в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 83-88.

70. Лысова М. С. Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии[Текст] / Лысова М. С.// Современный детский сад . - 2011. - № 3. - С. 62-67.

71. Богина Е. В. Игротерапия с аутистами [Текст]/ Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 86-104.

72.Стельмах О. Игровые занятия и их значение в развитии детей дошкольного возраста [Текст]/ Стельмах О.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 41-45.

73. Богина Е. В. Особенности процесса игротерапии у детей с ранней травматизацией [Текст]/ Богина Е. В.// Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 55-85.

74. Сапронова Т. Игра как терапия[Текст] / Сапронова Т.// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 37-44.

75. Антонюк С. Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии [Текст] / С. Д. Антонюк [и др.] // Адивная физическая культура. - 2004. - № 4(20). - С. 11 - 13.

76. Вайнер М. Игровой сенсомоторный тренинг как технология коррекции недостатков эмоционального развития детей [Текст] / М. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 5 - С. 55-68.

77. Кириллова Е. В. Метод игровой терапии в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей [Текст] / Е. В. Кириллова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 56-60.

78. Семенова Л. Э. Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольниками [Текст] / Л. Э. Семенова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 93-97.

79. Ушакова О. Скрытые возможности игровой терапии [Текст] / О. Ушакова, Е. Графова // Защити меня!. - 2005. - №1. - С. 39 - 40.

80. Лесскис И. Групповая игротерапия [Текст]: рекомендации для психологов и педагогов. / Лесскис И.,Лисютенко О.,Прочухаева М. // Дошкольное воспитание. - 2002.-№4. - С.33-38.



Предварительный просмотр:

Зоотерапия (Анималотерапия).

Еще в V веке до н. э. Гиппократ отмечал положительное влияние животных, окружающих человека, на его здоровье. Около трех тысяч лет назад древние греки знали о способностях собак справляться с человеческими недугами. Египтяне в тех же целях использовали кошек. В Древней Индии в качестве лекарства целях рекомендовали слушать пение птиц.

Анималотерапия, т. е. лечение с помощью животных, с успехом применяется при многих заболеваниях у детей.

Фелинотерапия – терапевтическое воздействие кошек. Кошки успокаивают, снимают стресс, головные и суставные боли, уменьшают воспаления.

Канистерапия – вид анималотерапии с использованием собак. Собаки незаменимы при работе с детьми, страдающими аутизмом, они оказывают огромное влияние на поведение таких детей.  Больному ребенку бывает легче наладить контакт с собакой – существом дружелюбным, привязчивым и благодарно воспринимающим человека таким, какой он есть.

Дельфинотерапия используется при ДЦП, синдроме Дауна, олигофрении, аутизме. Помогают дельфины и при расстройстве внимания, слуха, речи, гидро- и микроцефалии.

Иппотерапия включает общение с животными и верховую езду. Она помогает при заболеваниях ОЛА, полиомиелите, умственной отсталости. Хорошо подготовленная лошадь дает всаднику чувство стабильности, которое всегда было основой для снятия страхов, особенно у тех детей, чье восприятие картины мира нарушено.

81. Васильев О. С. Дельфинотерапия. Звери морские : обучение и воспитание [Текст] / О. С. Васильев// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2009. - № 4. - C. 62-67.

82. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе : по материалам зарубежных источников [Текст] / Смолова Л. В.// Работник социальной службы. - 2009. - № 4. - С. 60-68.

83. Любимова Т. Л. Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей : [терапия при помощи собак] [Текст]/ Любимова Т. Л.// Специальная психология. - 2010. - № 1. - С. 10-34.

84. Соцкова В. "Сердце и душа большого друга" : [иппотерапия в детских домах] [Текст] / Соцкова В.// Детский дом. - 2010. - № 3. - С. 39-41.

85. Морина Е. Ю.  Мини-лошадки помогают детям с особыми потребностями [Текст] / Морина Е. Ю., Котов А. С.// Современный детский сад . - 2009. - № 7. - С. 48-54.

86. Постнова С. Анималотерапия [Текст] : [психотерапия с детьми с помощью домашних животных] / С. Постнова  // Психолог в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 60-63.

87. Воскресенский Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей  [Текст] / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 73-74.

88. Климова В. К. Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии [Текст] / В. К. Климова, Я. В. Тарабан, Н. А. Лукьянов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 70-72.

89. Чеснокова Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом [Текст] / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. - 2007. - №1. - С. 16 - 24.

90. Коновалова Н. Г.Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / Н. Г. Коновалова и [др.] // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3(27). - С. 61 - 64.

91. Трубачева Т.П. Иппотерапия как средство коррекционной оздоровительной работы с детьми [Текст] / Трубачева Т.П.,Семенайт Н.А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 5. - С.71-74.

92. Коржикова Е.  Помоги мне, четвероногий доктор! [Текст] : [канистерапия или пет-терапия, реабилитация с помощью собак] / Е. Коржикова// Защити меня!. - 2004. - № 4. - С. 52 - 53.

93. Шаронова Е.Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой [Текст] / Е. Г. Шаронова// Педагогика. - 2005.-№6. - С.55-59.



Предварительный просмотр:

Ландшафтотерапия

94. Сизых С. В.  Садовая терапия [Текст] / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. - 2009. - № 5. - С. 47-50.

95. Кондратьева С. Ю. Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками  [Текст]/ Кондратьева С. Ю.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 41-43.

96. Зорин С.  Школа под небом : визуальная культура детей, эстетическое восприятие природы и ландшафтотерапия [Текст] / Зорин С.// Искусство в школе. - 2010. - № 6. - С. 4-7.



Предварительный просмотр:

Куклотерапия

97. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство [Текст] / Г. И. Якушева // Начальная школа. - 2004.-№12. - С.54-56.

98. Фаустова  И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками  [Текст] / И. В. Фаустова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 9-10. - С. 71-77.



Предварительный просмотр:

Арттерапия

В ряде стран арттерапия признана самостоятельной специальностью. Подготовка дипломированных специалистов строится в соответствии с особыми программами и, что немаловажно, регулируется государством. Поскольку в России пока нет официального статуса “арттерапевт”, эти функции выполняют психологи, психотерапевты, педагоги.

99. Арт-терапия [Текст]: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.

100 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.

101. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевт. виды худож. деятельности [Текст] : метод. пособие / Вальдес Одриосола, М. С. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 63 с. : ил., 16 с

102. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии  [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.

103. Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия [Текст]/ Макарова Е. Г. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 303 с. : ил. - (Серия "Вселенная духа"). - ISBN 5-88527-100-3: 80-00.

104. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР [Текст] : [учеб. пособие] / Рыбакова С. Г. - СПб. : Речь, 2007. - 139 с.

105. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

106. Сизова А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А. В. Сизова/ / Коррекционная педагогика. - 2005. - №3. - С. 76 - 80.

107. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст]  / Л. Д. Лебедева// Педагогика. - 2000.-№9. - С.27-34.

108. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе [Текст] / Л. Д. Лебедева // Школьные технологии. - 2000.-№ 6. - С.200-205.

109. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева// Начальная школа. - 2001. - № 5. - С.29-34.

110. Грецов А. Г. Арт-терапевтические техники в психологических тренингах [Текст] / А. Г. Грецов // Адаптивная физическая культура . - 2004. - № 2(18). - С. 36-37.

111. Лобанова Е. А. Фольклорная арт-терапия в современной школе [Текст] / Е. А. Лобанова // Образование в современной школе. - 2006. - №5. - С. 43 - 52.

112. Голошумова Г. "Ощутить полную свободу..." [Текст] : [искусство и гармонизация эмоциональной сферы ребенка] / Г. Голошумова // Искусство в школе. - 2003.- №1. - С. 21 - 25.

113. Градова Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений в пространстве у детей с ОНР [Текст] / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду. - 2006. - №5. - С. 46 - 49.

114. Мардер Л. Мир цветов и чувств [Текст] : [цикл арт-терапевических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста] / Л. Мардер/ / Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №20. - С. 19 - 30.

115. Юдаева И. В. Театрализованная деятельность как средство развития устной речи детей с нарушениями слуха [Текст] / И. В. Юдаева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - С. 58-61.

116. Уваровская Н. И. Модель развития эстетических способностей детей с ограниченными возможностями средствами театрального искусства ("Арт-фантазия") [Текст] / Н. И. Уваровская, М. А. Магик // Работник социальной службы. - 2004. - № 3. - С. 99 - 103.

117. Рассулова А. Психология танца. Танцевально - двигательная терапия [Текст] / А. Рассулова/ / Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С. 52 - 54.

118. Обуховская А. Ю. Использование методов арттерапии в коррекционно-восстановительной работе при афазии у детей и подростков [Текст] / А. Ю. Обуховская // Школьный логопед. - 2007. - №1. - С. 7 - 12.

119. Перегуд А. И. Коррекция психо-эмоциональной и физической сфер детей с проблемами в развитии через синтез искусств [Текст] / Перегуд А. И., Конкевич С. В.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 36-40.

120. Алексеева Е. А. Использование средств искусства в психокоррекционной работе с дошкольниками с церебральным параличом [Текст] / Алексеева Е. А.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 21-25.

121. Рахманова А. В. Театр и дети : обобщение опыта восьми лет театральных занятий с детьми на примере одного спектакля /[Текст] Рахманова А. В., Березкина О. В.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 4. - С. 39-49.

122. Кудряшова А. А. Место спецкурса "Методы арттерапии в специальном образовании" [Текст]/ Кудряшова А. А.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 6. - С. 70-76.

123. Струсевич С. Н.  Использование арттерапевтических технологий в работе с детьми, пережившими семейное насилие [Текст]/ Струсевич С. Н.// Работник социальной службы. - 2009. - № 2. - С. 68-79.

124. Янгичер Е. В. Арттерапия в развитии эмоционального реагирования подростков [Текст] / Янгичер Е. В.// Искусство и образование. - 2009. - № 6. - С. 149-161.

125. Орлова Л. АРТ-терапия в коррекции детских внушенных страхов [Текст]/ Орлова Л.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2010. - № 5. - С. 18-21.

126. Бакшеева Т. С. Влияние арт-терапии на поведение подростков [Текст]/ Бакшеева Т. С., Горяйнова Д. П.// Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 58-60.

127. Елисеева Т. А. Место арттерапии в системе реабилитации несовершеннолетних  [Текст] / Т. А. Елисеева/ / Работник социальной службы. - 2007. - №1. - С. 57 - 63.

128. Кудряшова А. А. Конкретизация подхода к преподаванию курса "Арттерапия в специальном образовании": В. Г. Короленко "Слепой музыкант" [Текст]: [библиотерапия] / А. А. Кудряшова // Специальная психология. - 2007. - №1. - С. 48 - 55.

129. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии в практике учителя-логопеда [Текст]/ С. Н. Колеошкина // Школьный логопед. - 2007. - №2. - С. 31 - 39.

130. Медведева Е. А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение III) / Е. А. Медведева// Дефектология. - 2000.- №1. - С.53-60.

131. Медведева Е. А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение I) / Е. А. Медведева  // Дефектология. - 1998. - № 4. С.32-36; 1999. - № 4. – С. 32-36

132. Голубева И. В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой речевого развития  [Текст] / И. В. Голубева/ / Искусство и образование . - 2007. - № 6. - С. 103-113.

133. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] / С. Старикова // Народное образование . - 2007. - № 8. - С. 193-196.

134. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе [Текст] / С. Старикова // Социальная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 77-82.

135. Демиденко А. П. Арт-терапия как средство педагогической поддержки первоклассников  [Текст] / А. П. Демиденко // Начальное образование . - 2008. - № 5. - С. 33-36.

136. Пучкова Л. П. Театрализованная деятельность как средство социальной интеграции дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Л. П. Пучкова, Т. М. Корюкина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 3. - С. 72-74.

137. Евтушенко Е. А.  Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей / Е. А. Евтушенко// Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 4. - С. 341-348.



Предварительный просмотр:

Музыкальная терапия

Терапевтический эффект музыки очень точно определила М. Цветаева, гениальный поэт и талантливая пианистка:

О, музыка, в час скорби и печали

Ты мне врачуешь боль сердечных мук.

138. Алвин Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом [Текст]/ Алвин Джульетта, Уорик Эриелъ; под ред. Э. Уорик ; пер. с англ. Ю. В. Князькиной. - 2-е изд., стер. - М.: Теревинф, 2006. - 208 с. - (Серия "Особый ребенок").

139. Бабич И. А.  Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра: из практического опыта работы учителя музыки [Текст] / Бабич И. А.// Аутизм и нарушения развития. - 2010. . - № 2. - С. 42-56.

140. Гайсина Л. И. Музыка в развитии речи младших школьников [Текст] / Гайсина Л. И.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2010. - № 4. - С. 66-70.

141. Пантелеева И. О. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Пантелеева И. О.// Современный детский сад . - 2011. - № 3. - С. 68-71.

142. Карслиева И. В. О комплексной музыкально-коррекционной работе по подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению грамоте [Текст] / Карслиева И. В.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 46-52.

143. Овчинникова Т. С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками [Текст] / Овчинникова Т. С.// Музыкальная психология и психотерапия. - 2011. - № 4. - С. 99-104.

144. Вагина Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников [Текст] / Вагина Н.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 100-102.

145. Битова А. Л. Место музыкальных занятий в системе коррекционной работы с ребенком с сенсомоторной алалией [Текст]/ Битова А. Л., Константинова И. С.// Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 2. - С. 9-16.

146. Виноградова Ж. Е. Размышления о музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения в развитии  [Текст]/ Виноградова Ж. Е.// Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 2. - С. 63-70.

147. Мельник Т. Н. Музыкальные занятия в системе педагогической абилитации детей раннего возраста с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата в психоневрологическом отделении стационара [Текст] / Мельник Т. Н., Теплова И. Н.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 41-46.

148. Котышева Е. Н. Психологическая коррекция средствами музыки  [Текст]/ Котышева Е. Н.// Социальная работа. - 2010. - № 2. - С. 17-20.

149. Котышева Е. Н. Психологическая коррекция средствами музыкального воздействия детей с ограниченными возможностями в условиях Центра социальной помощи [Текст]/ Котышева Е. Н. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 1. - С. 31-38.

150. Треногина Е. А. Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей с ДЦП [Текст] / Треногина Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 43-44.

151. Садовская Т. С. Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с церебральным параличом [Текст] / Садовская Т. С.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 66-74.

152. Подоплесова О. А. Формирование социальной мотивации у детей с аутизмом на занятиях фольклорной группы [Текст]/ Подоплесова О. А.// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 26-32.

153. Фомина Н. Е. Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии  [Текст]/ Фомина Н. Е.// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 46-51.

154. Козырева В. П. Развитие коммуникативных умений у детей с множественными нарушениями средствами музыки [Текст]/ Козырева В. П.//Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 74-76.

155. Попов Т. Н. Арт-терапия в воспитании детей  [Текст]/ Попов Т. Н.// Современный детский сад . - 2009. - № 3. - С. 12-16.

156. Константинова И. С.  К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со сложными нарушениями развития[Текст] / Константинова И. С.//Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 3-11.

157. Петрушина В.  Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст]  / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4. - С. 22 - 27; N5. - С. 12 - 17; N6. - С. 7 - 11; 2002. - N1. - С. 9 - 13.

158. Кошечкина Т. В. Использование приемов вокальной техники в работе над голосом и дыханием  [Текст] / Т. В. Кошечкина/ / Педагогические технологии. - 2005. - №2. - С. 33 - 36.

159. Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий [Текст]  / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. - 2005. - №3. - С. 36 - 52.

160. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы [Текст] / Г. Шанских // Искусство в школе. - 2003.- №5. - С. 52 - 53.

161. Черепанова А. М. Коррекция эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми с ЗПР в условиях детского дома [Текст] / А. М. Черепанова// Практическая психология и логопедия. - 2005. - №5-6. - С. 103 - 110.

162. Шавалеева Р. Уроки музыки - уроки духовного и физического здоровья [Текст]: [музыкотерапия в образовательном процессе] / Р. Шавалеева // Директор школы. - 2007. - №4. - С. 97 - 102.

163. Лобанова Е. Исследование влияния русского музыкального фольклора на здоровье школьников [Текст] / Е. Лобанова // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 43 - 44.

164. Семячкина Г.А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников [Текст] / Г. А. Семячкина // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 27-30.

165. Битова А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития  [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6. - С. 54-63.

166. Выродова И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Выродова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 71-79.

167. Соловьева Е. М. Возможности музыкотерапии в психологической практике [Текст]: [ по материалам работы творческой лаборатории] / Е. М. Соловьева, А. А. Вдовина // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 140-157.

168. Чеменева Е. Опыт использования музыки в психокоррекционной работе с детьми и со взрослыми [Текст] / Е. Чеменева // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 5. - С. 88-99.

169. Клюев А. С. Основы музыкотерапии [Текст]: [программа курса] / А. С. Клюев // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 6. - С. 98-103.

170. Треногина Е. А. Музыкальная терапия как эффективное средство реабилитации детей с ДЦП [Текст] / Е. А. Треногина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 43-44.

177. Котышева, Е. Н.  Психологическая коррекция средствами музыки детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Н. Котышева // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 1. - С. 95-104.

178. Халявина Т. Г. Современные методы музыкальной терапии при работе с детьми [Текст]: реферативный обзор зарубежных работ / Т. Г. Халявина// Музыкальная психология и психотерапия. – 2009. - № 1. – С. 105-122.

179. Петрянкина Т. Путь к душевному равновесию : [Текст] / Петрянкина Т.// Искусство в школе. - 2010. - № 3. - С. 24-28.

180. Копытин А. Терапия искусством в системе образования [Текст]/ Копытин А.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 1. - С. 6-10.

181. Королева А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития  [Текст]/ Королева А. А.// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 34-43.

182. Евтушенко Е. А.  Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей / Евтушенко Е. А.// Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 4. - С. 341-348.

183. Фадеева Е. В. Применение средств искусства в коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата / Фадеева Е. В.// Специальная психология. - 2010. - № 3-4. - С. 51-68.

184. Алексеева Е.А. Рекомендации к использованию вокалотерапии в комплексе коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом [Текст] / Е. А. Алексеева/ / Коррекционная педагогика. - 2004.-№1(3). - С.47-52.

185. Орехова Г.А. Использование средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями  [Текст] / Г. А. Орехова/ / Коррекционная педагогика. - 2004.-№ 2(4). - С. 69-72.

186. Зауторова Э. В. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения [Текст] / Э. В. Зауторова/ / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №1. - С. 56 - 61.

187. Вальдес Одриосола  М. С.  Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического процесса [Текст] / Вальдес Одриосола М. С. // Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.69 - 73.

188. Колягина В. Г. Планы-конспекты занятий по формированию личности и речи дошкольников с использованием средств искусства [Текст] / В. Г. Колягина, О. Н. Овчар // Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С. 74 - 81.

189. Сизова А. В. О новом направлении оказания коррекционной психолого-педагогическлой помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / А. В. Сизова // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С.53 - 54.

190. Алексеева Е.А. Пение в системе музыкального воспитания детей с [Текст] / Е.А. Алексеева // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С.55 - 58.

191. Кондратьева С.Ю. Музыкальные коррекционно-игровые занятия [Текст]: [для дошкольников с задержкой психического развития] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 2. - С.43 - 46.

192. Карпова Н. Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии [Текст]  / Н. Л. Карпова/ / Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 70 - 82.

193. Зорин С.С. Одна из форм психотерапевтической работы с младшими школьниками [Текст]  / С. С. Зорин // Начальная школа. - 2007. - №4. - С. 55 - 58.

194. Бачурина А. Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку [Текст]: коррекционная программа для младших школьников / А. Бачурина // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2007. - № 9. - С. 18-25.

195. Шипилова Е. В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями / Е. В. Шипилова// Логопед в детском саду. - 2008. - № 8. - С. 30-38.



Предварительный просмотр:

Изотерапия

Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, увидеть его неповторимый внутренний мир. Работа над художественным образом пробуждает творческое воображение, фантазию.

196. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб. : КАРО, 2006. - 672 с.

Применение психотерапии изобразительного творчества – С. 543-560.

197. Медведева Е. А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх. / Е. А. Медведева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002.-№3. - с.24-29.

198. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогические основы формирования изобразительной деятельности в специализированном дошкольном учреждении / Е. А. Екжанова// Коррекционная педагогика. - 2003.-№1. - С.68-73.

199. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова// Дефектология. - 2003.-№6. - С.51-54.

200. Акопова А. Ф.  Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  – 2 004 .- №1. - С. 25-27; № 2. - С.18 - 23; № 3.- С.25-29; № 4.-С.13-18.

201. Нестерова Т. В.  Применение контраста в обучении изобразительному искусству младших школьников с нарушениями интеллекта / Т. В. Нестерова// Дефектология. - 2004.-№ 4. - с.18-26.

202. Летуновская М. В.Изобразительная деятельность для детей с грубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата / М. В. Летуновская// Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. - С. 37-39.

203. Стогнеева Г.А. В гостях у художника Карандаша / Г.А. Стогнеева// Дошкольная педагогика. - 2005. - №1. - С.34-35.

204. Вихрова И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом (Из опыта работы) / И.Н. Вихрова, Н.Н. Шарикова, В.В. Осипова// Дошкольная педагогика. - 2005. - №2. - С.24 - 28.

205. Уфимцева Л. П. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности / Л. П. Уфимцева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №2. - С.55 - 59.

206. Давыдова Ж. Г.Нетрадиционные техники изобразительной деятельности на занятиях с глухими детьми / Ж. Г. Давыдова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №6. - С. 22 - 24.

207. Разумова Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Г. В. Разумова// Коррекционная педагогика. - 2006. - №1. - С. 36 - 43.

208. Разумова Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Г. В. Разумова// Коррекционная педагогика. - 2006. - №1. - С. 36 - 43.

209. Хазанова Е. Радость совместной работы : из опыта обучения рисованию слабовидящих дошкольников / Е. Хазанова// Искусство в школе. - 2006. - №2. - С. 24 - 26.

210. Беневольская Н. А. Коррекционные аспекты изобразительной деятельности аутичных детей / Н. А. Беневольская, Л. А. Беневольская// Аутизм и нарушения развития. - 2007. - № 3 - С. 42 - 48.

211. Казанцева М. Опускаем пальцы в краску: [дети с ЗПР рисуют] / М. Казанцева// Обруч. - 2007. - № 5. - С. 20-23.

212. Захарова Ю. В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Ю. В. Захарова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 23-27.

213. Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми / Е. Р. Баенская// Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 85-92.

214.  Алексеев О. Л.   Отражение контраста формы объектов младшими школьниками с нарушенным интеллектом в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова// Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 13-20.

215. Нестерова Т. В. Отражение в разных видах деятельности цветового контраста учениками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида / Т. В. Нестерова// Специальное образование. - 2008. - № 10. - С. 25-32.

216.Рахманова А. В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития / А. В. Рахманова// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2 - С. 63-72.

217. Кораблева Л. В. Коррекция восприятия ребенка со сложным дефектом развития в процессе занятий по конструированию, лепке, рисованию / Л. В. Кораблева// Логопед в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 54-61.

218. Бельмер В. А.Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I -IV кл.) / В. А. Бельмер// Дефектология. - 1998. - № 6. - С. 32-37.

219. Маслова Е. С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха / Е. С. Маслова// Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 54-60.

220. Плотникова И. В.Значение изобразительного искусства в развитии речи детей с ОНР / И. В. Плотникова// Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 2. - С. 40-42.

221. Кузьменко Т. В. Технология социальной работы с аутичными детьми / Т. В. Кузьменко, А. М. Егорькина// Семья в России. - 2008. - № 4. - С. 48-55.

22. Нестерова Т. В. Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом графическому отображению различий в величине и форме предметов / Т. В. Нестерова// Специальное образование. - 2008. - № 12. - С. 32-36; 2009. - № 1. - С. 51-57.

223. Уфимцева Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 2 - С. 11-20.

224. Нестерова Т. В. Методика работы с контрастом при обучении изобразительной деятельности учащихся с нарушенным интеллектом / Т. В. Нестерова// Начальная школа . - 2009. - № 6. - С. 82-86.

225. Нестерова Т. В. Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в светлоте предметов / Т. В. Нестерова// Специальное образование. - 2009. - № 2. - С. 36-41.

226. Капитунова А.Тема "Травы" в дополнительном образовании и в коррекционной работе / А. Капитунова// Искусство в школе. - 2009. - № 2. - С. 26-28.

227.Нестерова Т. В. Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в цвете предметов / Т. В. Нестерова// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 57-63.

228. Рыжова Н. В. Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию / Н. В. Рыжова// Логопед в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 30-55.

229. Тимченко Э. А. На уроках изобразительного искусства в коррекционном классе / Э. А. Тимченко// Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 9-14.

230. Безделева М. Ю. Предшкольная подготовка детей с отклонениями в развитии на занятиях по изодеятельности и художественному конструированию / М. Ю. Безделева// Современный детский сад . - 2010. - № 3. - С. 53-56.

231. Маслова Е. Обогащение социальных представлений старших дошкольников с нарушениями слуха в системе обучения сюжетному рисованию / Е. Маслова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 86-91.

232. Филиппова Л. Пластилинография как средство формирования художественных возможностей детей риска / Л. Филиппова// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 26-29.

233. Гончарова Е. Л.  Изобразительная деятельность как средство общения, сообщения и построения "картины мира" / Е. Л. Гончарова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 41-50.

234. Преображенская Н. А.  Развитие творческого потенциала старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, при овладении связной монологической речью на основе сюжетных рисунков экологической тематики / Н. А. Преображенская// Логопедия сегодня. - 2010. - № 4. - С. 33-36.

235. Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком / Е. А. Янушко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. - С. 70-75.

236. Карпова С. И. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы / С. И. Карпова, В. В. Мамаева, А. В. Никитина// Логопед в детском саду. - 2007. - № 9. - С. 48-61.

237. Константинова В. В. Использование изобразительной деятельности в психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / В. В. Константинова// Аутизм и нарушения развития. - 2011 . - № 1. - С. 16-32.

238. Быкова О. А. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития / О. А. Быкова, Ю. В. Кайзер// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 46-48.

239. Веретко Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Е. Н. Веретко// Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 120-123.

240. Афанасьева О. Арттерапия средствами изобразительного искусства  [Текст] / О. Афанасьева // Воспитание школьников. - 2007. - №3. - С. 41 - 44.

241. Рахманова А. В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития [Текст] / А. В. Рахманова // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2 - С. 63-72.

242. Пастухова С. Ю. Художественная керамика на занятиях с младшими школьниками [Текст] / С. Ю. Пастухова // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - № 4. - С. 70-75.

243. Дорохов М. Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии [Текст] / М. Б. Дорохов // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 110 - 117.

244. Зорин С. С. ИЗО - терапия - средство психической гармонизации и развития человека  [Текст] / С. С. Зорин // Изобразительное искусство в школе. - 2006. - №5. - С. 54 - 57.



Предварительный просмотр:

Библиотерапия

Психологи считают, что хорошая книга несет в себе мощный терапевтический заряд. И в давние времена люди прекрасно понимали это. Неслучайно над входом в библиотеку в древних Фивах было написано “ Лечебница для души”.

245. Кудряшова А. А. Конкретизация подхода к преподаванию курса "Арттерапия в специальном образовании": В. Г. Короленко "Слепой музыкант" : [библиотерапия] / А. А. Кудряшова// Специальная психология. - 2007. - №1. - С. 48 - 55.

246. Щербинина Е. В. Особенности читательской деятельности учащихся с нарушениями речи и некоторые приемы преодоления негативизма к чтению / Е. В. Щербинина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 42-47.

247. Шапошников А. Е. Библиотеки для слепых в системе социокультурной реабилитации инвалидов / А. Е. Шапошников // Библиотековедение. – 2006. – № 4. – С. 27–32.

248.Захарова Е.В. Незрячий ребенок и книга / Е.В.Захарова            //Дефектология. – 2007. – № 1. – С. 27–31.

249.  Кабачек О. Л. Детская библиотека – для детей с нарушениями в развитии / О. Л. Кабачек // Дефектология. – 2007. – № 1. – С. 32–38.

250. Колоскова Н. У курочки – цыпленок, у мамочки – ребенок [опыт создания самодельных книг для детей с ограниченными возможностями здоровья]/ Н. Колоскова //  Библиотека в школе (прил. к газете “Первое сентября”). – 2010. - № 14. – С. 36-40.

251. Колоскова Н. Библиотека для особого ребенка / Н. Колоскова // Библиотека в школе (прил. к газете “Первое сентября”). – 2009. - № 6. – С. 21-28.

252. Коновалова М. П. Особенности и возможности работы библиотек с инвалидами в современном обществе / М. П. Коновалова // Библиотековедение. – 2008. – № 5. – С. 28–32 .

253. Валкама  А.  Финляндия : достучаться до каждого : учить другим способом. Но каким? : [дислексия] / А. Валкама// Библиотечное дело. - 2007. - №4. - С. 32.

254. Никольская О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения / О. С. Никольская // Дефектология. – 2007. –№ 1. – С. 12–26.

255. Нильсен Г. Гостеприимный дом для всех : опыт работы с дислектиками в одной датской библиотеке / Нильсен Гида Скат// Библиотечное дело. - 2007. - №4. - С. 33 - 34.

256. Филиппова Т. "Болезнь гениев" или "инвалидность по чтению". Как привлечь дислектика в библиотеку? / Т. Филиппова// Библиотечное дело. - 2007. - №4. - С. 28.

257. Каштымова И. Словом можно спасти...: [приобщение ребенка к чтению] / И. Каштымова// Воспитание школьников. - 2008. - № 2. - С. 63-64.

258. Третьякова Е. А. Библиотечное занятие "Театр на столе" как новая форма работы со школьниками, имеющими нарушения зрения / Е. А. Третьякова// Специальное образование. - 2009. - № 4. - С. 58-61.

259. Башкирова Е. Н. Библиотерапия - продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н. Башкирова// Воспитание школьников. - 2011. - № 7. - С. 54-57.



Предварительный просмотр:

Другие виды терапии

260. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст]: учеб. пособие / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.

Техники абсурдизации, метод формокоррекционной ритмопластики

261.  Гидротерапия : роль погружения в воду и физических упражнений в ней / А. Т. Быков [и др.]// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2009. - № 1. - C. 30-42.

262. Иванова А. В. Все цвета радуги [терапия цветом] / Иванова А. В.// Социальная работа. - 2010. - № 2. - С. 41-43.

263. Долдина Г. В. Кинезиотерапия - как метод коррекции речевых способностей школьников / Долдина Г. В.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 41-46.

264. Долдина Г. В. Кинезиотерапия - как метод коррекции речевых способностей школьников / Долдина Г. В.// Логопед в детском саду. - 2011. - № 2. - С. 72-77.

265. Стародубцева И. В. Цвет в физическом воспитании дошкольников: перспективы, возможности, решения / Стародубцева И. В.// Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 3. - С. 74-77.

266. Лазорцева А.А. Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями  [Текст] / А. А. Лазорцева // Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С.14-25.

267. Бубнова В. В. Сочетание эмоционально-образной терапии и символодрамы в работе с тревожностью [Текст] / В. В. Бубнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 68 - 71.

268. Галлямова Ю. С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия [Текст] / Ю. С. Галлямова / Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 38-42.

269. Обухов Я. Л. Символдрама и ее возможности  [Текст] / Я. Л. Обухов // Искусство-Творчество-Здоровье. - 2007. - №2. - С. 86 - 110 ; 2007. - №3. - С. 71 - 101.

270. Макарова З. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных учреждениях [Текст] / З. Макарова // Дошкольное воспитание . - 2007. - №1. - С. 30 - 32.