ОВЗ и дети-инвалиды

Larisa Alexandrovna R.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета Москва, 201 2 год

Слайд 2

Нормативно-правовая база образования детей с с ОВЗ Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Россией) федеральные (законы РФ, кодексы) правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ) ведомственные (документы Министерства образования) региональные ( документы Департаментов или управлений образованием)

Слайд 3

Международные документы «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года « Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО) «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. « Декларация ООН о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года 3 декабря 1982 года «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. «Всемирная декларация об образовании для всех» (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) (Джомтьен, Тайланд, 5-9 марта 1990 г.)

Слайд 4

Международные документы «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г «Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года «Рекомендация № R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов» - принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 62/127 от 18.12.2007

Слайд 5

Международные документы Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. ( Ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенка, 1989 год).

Слайд 6

Международные документы «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме; с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества». ( Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 год)

Слайд 7

Международные документы Мы признаем «…необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования … Мы считаем и торжественно заявляем о том, что: каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний… каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности… лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах… обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями… построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех... (Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994 год)

Слайд 8

Федеральные документы Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции: «Каждый имеет право на образование»

Слайд 9

Федеральные документы Закон РФ "Об образовании" о т 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями) Ст.5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов

Слайд 10

Федеральные документы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - _ закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации » - Закон Российской Федерации, принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

Слайд 11

Федеральные документы РЕБЕНКУ от рождения ПРИНАДЛЕЖАТ И ГАРАНТИРУЮТСЯ государством ПРАВА И СВОБОДЫ человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Статья 10, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

Слайд 12

Федеральные документы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271) Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

Слайд 13

Федеральные документы Реализация инициативы "Наша новая школа" закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное общее образование. При этом гражданам будет обеспечено право выбора как между государственными (муниципальными), так и негосударственными образовательными учреждениями общего образования. По-прежнему особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация этих категорий детей, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Слайд 14

Правительственные документы «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1977 года №288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи » – Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)

Слайд 15

Правительственные документы КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р) Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: … обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах.

Слайд 16

Правительственные документы "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы » Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: -- обеспечение инновационного характера базового образования; модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Слайд 17

Правительственные документы Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва Вступили в силу 1 октября 2010 г. Устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности

Слайд 18

Правительственные документы " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях " - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 Вступили в силу 1 октября 2010 г. Устанавливают санитарно-эпидемиологические требования ко всем видам общеобразовательных учреждений Ограничивают возможность коррекционной составляющей из-за жестких требований к индивидуальной нагрузке обучающегося.

Слайд 19

Правительственные документы «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Слайд 20

Ведомственные документы «О КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ)» (ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6) Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.

Слайд 21

Ведомственные документы «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» ( ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03) Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

Слайд 22

Ведомственные документы «О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ( ПИСЬМО от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212.

Слайд 23

Ведомственные документы О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06) Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.

Слайд 24

Ведомственные документы «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) В целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует… ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов

Слайд 25

Ведомственные документы «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» ( ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2009 г. N 95) Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обеспечивает: а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций .

Слайд 26

Ведомственные документы «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 19.8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 27

Региональные документы ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ «О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ» от 20 июня 2001 года N 25 (с дополнениями и изменениями) Гарантирует: 3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами

Слайд 28

Региональные документы Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10 марта 2004 года N 14 Статья 1. Государственные гарантии города Москвы на обязательное среднее (полное) общее образование 2. Органы государственной власти города Москвы гарантируют получение гражданами обязательного среднего (полного) общего образования, создают условия для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование и обеспечивают: 1) равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование

Слайд 29

Региональные документы Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (постановление Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009г) «Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа»

Слайд 30

Региональные документы Постановление Правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» ( Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП) 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, (далее - образовательное учреждение) по организации образовательного процесса в различных формах. 1.3. Возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной, заочной, экстерната, семейного образования и других предоставляются на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии с их интересами и способностями и по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану.

Слайд 31

Региональные документы «О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ .» ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 25 марта 2008 г. N 195-ПП Цель политики в отношении детей-инвалидов: недопущение дискриминации таких детей и их семей во всех социальных сферах (здравоохранение, образование, культура, трудовая деятельность и т.д.). Одной из основных задач политики поддержки детей-инвалидов и их семей является: - интеграция детей с особыми потребностями в систему общего образования и минимизация изолирующих форм получения образования Индикатором эффективной реализации указанной задачи и продвижения к намеченной цели является: - рост доли детей-инвалидов, включенных в систему инклюзивного образования;

Слайд 32

Региональные документы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве Москве» Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года N 16 Статья 2. Основные понятия 3) инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений Статья 5. 1.Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).

Слайд 33

Региональные документы «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» Приказ Департамента образования от 01 марта 2011 года № 116 П.24.В учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6 детей с ОВЗ могут быть введены дополнительные должности: Методист (координатор по инклюзии) – 0,5 единица. Учитель-дефектолог – 1 ед. Педагог-психолог – 0, 5 ед. Тьютор – 1 ед.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА Н.Я.Семаго МГППУ,

Слайд 2

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕБЕНКА С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР Запрос об особенностях развития ребенка со стороны родителей Развернутая консультация специалистов с выходом на психологический диагноз и стратегию помощи ребенку ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ Интегрированные группы СРП Интегрированные группы Лекотека Развивающая или коррекционная интегрированная группа Индивидуальная работа со специалистами Терапевтическая группа с родителями Обращение на ПМПК РЦ

Слайд 3

ЦЕЛЬ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Задачи ПМПК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА Системная оценка особенностей и уровня развития ребенка Анализ причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития; Обоснование последовательности и видов необходимой помощи ребенку и его семье Разработка направлений коррекционно-развивающей работы на определенный период, условия включения ребенка Развернутое консультирование родителей (включая рекомендации по коррекционно-развивающей помощи)

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК Первостепенный учет интересов ребенка Междисциплинарность и взаимодополняемость специалистов Профессиональная компетентность Единые принципы анализа состояния ребенка Коллегиальность в принятии решений Партнерские отношения с родителями

Слайд 5

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ Определение среды включения - типа ОУ или структурного подразделения ОУ исходя из интересов ребенка (лекотека, «О.Р», инкл. группа ДОУ, группа ДОУ комп. вида, класс общеобразовательного ОУ, реализующего инклюзивную практику, класс, группа в СКОУ, ШНО, другое); Условия включения Объем включения (частичное включение, полное включение, включение в рамках доп. образования и т.п.); Рекомендуемая индивид. образовательная программа развития в ОУ, в ППМС-Центре, в других Центрах; Потребность в специалистах сопровождения, в том числе тьюторе; Необходимые средовые условия «под» ребенка, в том числе дидактическое и техническое оснащение; Сроки повторного прохождения ПМПК ОРЦ; Потребность в наблюдении специалистами вне ОУ; Другое… .

Слайд 6

РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТИП ДОУ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОУ СРП Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Инклюзивная группа (группа комбинированного типа) УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Потребность в сопровождении (тьютор) Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.) Рекомендуемый режим занятий и консультаций Дополнительная помощь специалистов Дополнительное оборудование Срок повторного обращения к специалистам ПМПК

Слайд 7

РЕБЕНОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТИП ШКОЛЫ СОШ (Центр Образования) с инклюзивными классами Школа Здоровья с инклюзивными классами Школа надомного обучения СКОШ (диагностический класс) СКОШ ( Интегрированный класс ) Учреждения дополнительного образования УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Потребность в сопровождении (тьютор) Рекомендуемая образовательная программа Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.) Рекомендуемый режим занятий и консультаций Дополнительная помощь специалистов Срок повторного обращения к специалистам ПМПК или ПМПк ОУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Н.Я.Семаго, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник городского центра по развитию инклюзивного образования ИПИ(И)О, МГППУ Москва, март 2012

Слайд 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Центральная и территориальные ПМПК ДОУ с различными формами интеграции детей с ОВЗ (СРП, Лекотека, группа «Особый ребенок», группа «Сложная структура…», инклюзивная группа) Школы, реализующие инклюзивную практику Специальные коррекционные школы

Слайд 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В Г. МОСКВЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ (ГОРОДСКАЯ) ПМПК «НАДЕЖДА» ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (ОКРУЖНАЯ) ПМПК ( ПМПК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ) ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПМПк)

Слайд 4

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕБЕНКА С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ППМС ЦЕНТР Запрос об особенностях развития ребенка со стороны родителей Развернутая консультация специалистов с выходом на психологический диагноз и стратегию помощи ребенку ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ Интегрированные группы СРП Интегрированные группы Лекотека Развивающая или коррекционная интегрированная группа Индивидуальная работа со специалистами Терапевтическая группа с родителями Обращение на ПМПК

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК Первостепенный учет интересов ребенка Междисциплинарность и взаимодополняемость специалистов Профессиональная компетентность Единые принципы анализа состояния ребенка Коллегиальность в принятии решений Партнерские отношения с родителями

Слайд 6

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК – ПОДГОТОВКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ (ПРИКАЗ МОИН РФ ОТ 24. 03. 09 № 95, ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОВЗ В Г.МОСКВЕ) Задачи ПМПК Системная оценка особенностей и уровня развития ребенка Анализ причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития; Обоснование последовательности и видов необходимой помощи ребенку и его семье Разработка направлений коррекционно-развивающей работы на определенный период, условия включения ребенка Развернутое консультирование родителей, включая рекомендации по коррекционно-развивающей помощи

Слайд 7

ФУНКЦИИ ПМПК Оценка особенностей и уровня развития ребенка, его ресуров и дефицитов (психолого-педагогическая квалификация его состояния, определяющая его статус «включенного») Определение среды включения Определение условий включения (организационных, содержательных, средовых). Подбор конкретного ОУ (структурного подразделения ОУ, например – ГКП «Особый ребенок» в СКОШ 8-го вида и т.п.); Консультирование родителей (законных представителей) Взаимодействие с координатором ОУ

Слайд 8

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ Определение среды включения - типа ОУ или структурного подразделения ОУ исходя из интересов ребенка (лекотека, «О.Р», инкл. группа ДОУ, группа ДОУ комп. вида, класс общеобразовательного ОУ, реализующее инклюзивную практику, класс, группа в СКОУ, ШНО, другое); Условия включения Объем включения (частичное включение, полное включение, включение в рамках доп. образования и т.п.); Потребность в специалистах сопровождения, в том числе тьюторе; Срок повторного прохождения ПМПК ОРЦ; Рекомендуемая образовательная программа; Направления коррекционной работы специалистов сопровождения в ОУ, (в ППМС-Центре, в других ведомствах); Потребность в наблюдении специалистами вне ОУ; Необходимые средовые условия «под» ребенка, в том числе дидактическое и техническое оснащение; Другое… .

Слайд 9

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ Посещение СРП ДОУ; Посещение СП «Лекотека» ДОУ; Посещение Г К П «Особый ребенок» ДОУ; Посещение ДОУ компенсирующего вида для детей с …; Парциальная интеграция в группу детей в ДОУ; Посещение группы (…) ДОУ комбинированного вида; Посещение группы комбинированной направленности (инклюзивной ) ДОУ

Слайд 10

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ Посещение группы «Лекотека» при СКОШ Посещение группы «Особый ребенок» СКОШ; Посещение подготовительного класса при СКОШ (диагностического); Посещение СКОШ I - VIII -го вида; Посещение школы надомного обучения; Получение надомной формы обучения при СОШ; Посещение СОШ, реализующую инклюзивную практику; Посещение занятий в среде обычных сверстников в рамках УДО

Слайд 11

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Сопровождение тьютора; Дополнительные занятия с педагогом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом); Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом; Занятия ЛФК, ОФП, ритмикой; Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПк.

Слайд 12

СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ Специальное оборудование под ребенка; Специальные дидактические материалы , в соответствии с потребностями ребенка; Специальное изменение архитектурной среды ОУ под особенности ребенка

Слайд 13

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Разработка индивидуального орбазовательного плана Наблюдение профильного врача; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим посещения группы обычных сверстников в ОУ; Сроки повторного обследования на ОПМПК

Слайд 14

РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТИП ДОУ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОУ СРП Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей) Инклюзивная группа (группа комбинированного типа) УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Потребность в сопровождении (тьютор) Рекомендуемый режим занятий специалистов Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и Дополнительная помощь специалистов Дополнительное оборудование Срок повторного обращения к специалистам ПМПК

Слайд 15

РЕБЕНОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТИП ШКОЛЫ СОШ (Центр Образования) с инклюзивными классами Школа Здоровья с инклюзивными классами Школа надомного обучения СКОШ (диагностический класс) СКОШ ( Интегрированный класс ) Учреждения дополнительного образования УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Потребность в сопровождении (тьютор) Рекомендуемая образовательная программа Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.) Рекомендуемый режим занятий и консультаций Дополнительная помощь специалистов Срок повторного обращения к специалистам ПМПК , или ПМПк ОУ

Слайд 16

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Слайд 17

ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Слайд 18

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНСИЛИУМ? Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка, с ОВЗ включенного в инклюзивную практику. Для организации взаимодействия с ресурсным центром Округа, ППМС-Центрами, другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. Для эффективной включенности ОУ в систему ПМПК города (в соответствии с Положением о деятельности ПМПК Минобнауки и Положением о системе ПМПК города) Для защиты своего образовательного учреждения.

Слайд 19

ФУНКЦИОНАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ И КОНСИЛИУМА функционал комиссия консилиум задачи Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка Форма организации процедуры обследования Коллективная работа при наличии 1 специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам Состав Ограничен задачами обследования Не ограничен Время обследования Ограничено Не ограничено Форма обсуждения результатов, выработки заключения Коллегиально с участием всех специалистов Коллегиально с участием всех специалистов Формулировка заключения Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута Подробное, включающее заключения всех специалистов, подробные рекомендации по направлениям коррекционной работы, организации междисциплинарного сопровождения

Слайд 20

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПМПК ОУ) Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям Выделение детей, не проходивших ПМПК и не имеющих (пока) статуса «включенный», но нуждающихся в специализированных условиях и помощи различных специалистов;

Слайд 21

ДОУ, СОШ (СКОУ) ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПРИЕМ ПМПК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ТИП ДОУ, СОШ, СКОУ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ПМПк ОУ Реализация образовательного маршрута, разработка ИОП и его реализация, отслеживание динамики развития, обучения и социализации ребенка

Слайд 22

Внутренние задачи команды специалистов Повышение профессиональной компетенции каждого за счет расширения знаний в смежных областях Формирование единой (с методологической точки зрения) системы анализа состояния ребенка на основе профессиональных моделей анализа (логопеда, врача, психолога…) Определение наиболее удобной для всех специалистов «рабочей» типологии вариантов отклоняющегося развития Понимание «видения» ребенка другим специалистом Выработка «единого языка» и технологий междисциплинарного взаимодействия Умение работать в команде Формирование толерантности к мнению другого

Слайд 23

Этапы консилиумной деятельности Предварительный этап: анализ актуальных ресурсов специалистов ОУ, анализ рекомендаций и условий включения ребенка , в том числе анализ документов и определение последовательности «прохождения» специалистов; Первый этап: обследование ребенка профильными специалистами (в том числе и психологом). Составление индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума; Второй этап: Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов обследования. Координация и согласованность взаимодействия специалистов. Определение тактики сопровождения ребенка в инклюзивном пространстве ОУ; Третий этап: реализация решений консилиума ОУ силами специалистов ОУ (внеурочная коррекционно-развивающая работа, включение абилитационной помощи в процесс обучения и воспитания и т.п.) Завершающий этап: Динамическое/итоговое обследование ребенка (оценка состояния ребенка после окончания цикла сопровождения, учебного года, ступени образования).

Слайд 24

ВИДЫ КОНСИЛИУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ Уточнение стратегии и определение тактикисопровождения детей с ОВЗ; Разработка индивидуального образовательного плана; Выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы; Динамическую оценку состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы. ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ Решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; Изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; Изменение ИОП решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного ОУ, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).

Слайд 25

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК Шаговая доступность образовательного учреждения, реализующего (интегрированное) инклюзивное образование Наличие вариативных форм интеграции (инклюзии) внутри ОУ Обязательное заключение договоров с родителями об образовании ребенка с ОВЗ Разумный баланс между обеспечением прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе)

Слайд 26

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Слайд 27

Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы/детского сада на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.

Слайд 28

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА (ПО Т.П. ДМИТРИЕВОЙ) Создание «безбарьерной» среды : специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия. Формирование социальной компетентности : направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.

Слайд 29

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ (В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ) Специалист Направление коррекционно-развивающей работы Используемые программы Технологии (формы, методы, приемы) Планируемые результаты Оценка эффективности Рекомендации учителю (воспитателю) Дефектолог Логопед Психолог Социальный педагог (тьютор)

Слайд 30

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 31

РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ (В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ) Специалист Направления деятельности Используемые программы Технологии (формы, методы, приемы) Планируемые результаты Оценка эффективности Рекомендации учителю (воспитателю) Дефектолог Логопед Психолог Социальный педагог (тьютор) Направления деятельности психолога Диагностическая Коррекционно-развивающая Консультативная / Психокоррекционная Просветительская

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ