Инновационный педагогический опыт работы

Larisa Alexandrovna R.

Инновационный педагогический  опыт работы Родькиной Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление

собственного  инновационного педагогического опыта

             «Логопедическое  сопровождение  обучающихся      ОВЗ   в условиях

инклюзивного образования».

  http://nsportal.ru/rodkina-larisa 

  http://ish1.edurm.ru           

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ»

1.Общие сведения

Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение,

  адрес с индексом

       Должность

 

Стаж работы

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Родькина Л.А..jpg

 Родькина

Лариса Александровна

431430  

Республика Мордовия

 г. Инсар,

ул. Советская, д.22

                МБОУ

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель-логопед                  высшей квалификационной категории.

Руководитель МО учителей-логопедов

Инсарского муниципального района

Общий 

педагогический

стаж-23 года

Педагогический стаж

по специальности-

19 лет

                   2. Сущностные характеристики инновационного педагогического опыта

1. Тема

инновационного

педагогического опыта (ИПО)

2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия и др.)

«Логопедическое сопровождение

 обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования»

   

     В эпоху усовершенствования образовательного процесса значительно возросли требования к  уровням речевой подготовки  первоклассников общеобразовательных школ.

    Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование. Включение обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений - новый подход для российского образования.

    Введение ФГОС НОО ОВЗ способствует повышению качества образования  обучающихся  с недоразвитием речи,  является одним из важных направлений коррекционного обучения.

      Для осуществления этого процесса требуется умело смоделировать, организовывать коррекционное  обучение  ОВЗ.

   Успешность в коррекции   ОНР- III с ОВЗ (ЗПР)  во многом зависит от степени тяжести  речевого недоразвития ребёнка.

Противоречие между увеличивающимся количеством детей с ОВЗ и их сложными дефектами речи ведёт к  необходимости включения новых средств и методов, приемов  коррекционного обучения в условиях «Доступная среда»  обучающихся с ОВЗ.

     3. Идея изменений

(в чем сущность ИО)

   Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации коррекционной работы. 

   Ведущая  идея моего опыта заключается во включении  на занятиях-сказках, путешествиях с ИКТ, активного участия обучающихся с ОВЗ в развивающий процесс, создание «ситуации комфорта и успеха».

4. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна)

Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения с целью повышения уровня речи обучающихся, повышение их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. 

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие». Создание положительной мотивации к коррекционным занятиям.

Новизна опыта заключается в практической реализации методов и приемов коррекционного обучения, что подтверждается положительными результатами речевой динамики.

Реализация в начальной школе содружества образовательного, логопедического, психологического, медикаментозного, внеурочного сопровождения   (курс «Звукобуквенная страна»)  приводит к положительным результатам обучения ОВЗ.

5.Условия реализации изменений

   Условиями реализации изменений является накопленный арсенал  форм, приемов и методов развивающего обучения учителя-логопеда для речевой коррекции.

     Обучение обучающихся с ОНР-III  по  коррекционной программе, создание благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ОВЗ.

     Условиями изменений является соблюдение санитарно-гигиенических требований ОВЗ, наличие материальных и программно-методических ресурсов в классе, в ГПД, в сенсорной комнате, в логопедическом кабинете (компьютер,  проектор, диски, электронные программы, игры и т.п.).

6. Результат изменений

        В результате коррекционно-развивающего  обучения у детей с ОВЗ  повышается  интерес к занятиям, корректируется устная речь, развиваются навыки письма и чтения.

В конце учебного года отмечается положительная динамика коррекции  речи  у учеников с ОВЗ в сравнении с уровнем речевого недоразвития в начале учебного года.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикации об инновационном педагогическом опыте представлены в Интернет  - сообществах, размещены на собственном сайте, в сборнике, в  районной газете  «Инсарский вестник».

         

      III. Описание инновационного педагогического опыта учителя-логопеда

 

                      Обоснование актуальности и перспективности опыта.

  Его значения для совершенствования коррекционно-развивающего процесса.

       

      Одной из основ модернизации образования в  России в XXI веке  является инновационная деятельность педагогов образовательных учреждений.

       Инклюзивное  (включающее) образование – это образование, при  котором все обучающиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками по адаптированным программам.

       Инклюзия означает раскрытие каждого обучающегося,  учитывает его потребности, специальные условия, сопровождение, необходимые   для достижения «ситуаций комфорта и успеха».

      Основной принцип инклюзивного образования – все дети должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся

 на их пути.  Адресатами инклюзивного образования являются дети с ОВЗ.

       Инновационный педагогический опыт  «Логопедическое сопровождение  ОВЗ  в  условиях  инклюзивного  образования»  основан   на осмыслении собственного  опыта в результате   сравнения,  изучения, анализа коррекционной работы учеников  с ЗПР (ОНР- III).

       Целью инновационного педагогического опыта работы является достижения более высоких результатов коррекции речевых процессов у обучающихся с ОВЗ, внедрения современных разработок в педагогическую практику.  

       Инновационная работа  выполнена на одну из актуальных тем, так как ежегодно возрастает количество  обучающихся  с ОВЗ со средним и  тяжёлым недоразвитием  речи в общеобразовательных школах.

     Актуальность опыта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в рамках программы «Доступная среда» в области обучения обучающихся с  ОВЗ.

     Значение  инновационной работы  для совершенствования  обучения  заключается в том, что собственный педагогический опыт позволяет организовать коррекционную работу и своевременно оказать логопедическое сопровождение  обучающихся  с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1».

     

Условия формирования  ведущей идеи опыта.  

Условия возникновения, становления опыта

      

    Проблема введения логопедического сопровождения ОВЗ в условия инклюзивного образования стала темой моего инновационного опыта.

     Цель: выявить эффективные  условия для коррекции  устной и письменной речи у учеников с  ОВЗ  логопедическими средствами  воздействия.

    Работа над уточнением основных понятий  помогла поставить задачи коррекционного обучения обучающегося:  скорректировать звукопроизношение,

фонематические процессы, грамматический строй, лексику, связную устную речь.

        Логопедическое сопровождение осуществлялось и  реализовывалось в МБОУ «ИСОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, коррекционного  и заключительного.    

     На диагностирующем этапе  в начале учебного года с 1-15 сентября проводилось комплексное логопедическое  и психологическое обследование учеников начальных классов.  В результате диагностики   выявлены  обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) ОНР-III.    Обучающиеся  выведены на школьный ПМП консилиум МБОУ «ИСОШ №1», затем  направлены на районную  ПМП Комиссию для  обследования, установления  диагноза  «ЗПР»,  установления  статуса   «Ребёнок с ОВЗ »,  определения дальнейшего образовательного маршрута и сопровождения,   рекомендации  варианта адаптированной программы обучения.  

    ПМП Комиссия Инсарского муниципального района  представила заключение, согласно которому  школьникам с  ОВЗ (ЗПР)  рекомендовано обучение  в МБОУ «ИСОШ №1» по адаптированной общеобразовательной программе ФГОС   НОО   ЗПР,   вариант 7.1.  В результате  обучения в МБОУ «ИСОШ №1» осуществлялось комплексное медикаментозное,  логопедическое, психологическое, учебно-воспитательское,  внеурочное  сопровождение   обучающихся с ОВЗ.

   На заключительном этапе коррекционной  работы  проведено повторное   обследование учеников с ОВЗ.

                                              Теоретическая база опыта

      Теоретическая база собственного инновационного  опыта формировалась  в результате  анализа  литературы по инклюзивному образованию обучающихся с ОВЗ,  педагогической практики,   информаций  с курсов  повышения квалификации  «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ».

      Теория опыта складывалась на основе просмотренного российского  вебинара  сайта «Мерсибо» «Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗ (ЗПР) при формировании чтения и письма»,  вебинара  Министерства образования РФ «Роль семьи в реализации образовательного потенциала ребёнка-инвалида».

    Основанием для теории опыта послужили собственные выступления на республиканских семинарах «Современная логопедия: проблемы и перспективы развития» на темы: «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» в МБОУ « ИСОШ №1», «Дорожная карта по организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении».

      Сформировали теорию моего собственного опыта выступления на муниципальном МО учителей-логопедов, в том числе на тему:  «Логопедическое сопровождение  в условиях ФГОС», выступление на педсовете МБОУ «ИСОШ №1» «Обучение по адаптированной ОО программе ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ».  

      Теоретическая   копилка  позволила  приобрести   опыт  работы по  теме: «Логопедическое сопровождение ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

       

           Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

                                  содержание, методы, приёмы обучения.

   Весь инновационный материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные   и дополнительные  задания, которые, в свою очередь, могут

самостоятельно выбираться  учителем-логопедом в зависимости от возраста, структуры дефекта  у учеников  с ОВЗ, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

   Учителем-логопедом  доказана  система конкретных педагогических действий,  методов, приёмов воспитания и обучения и  эффективность средств коррекции  (программ, игр, заданий, упражнений, ИКТ, музыкотерапии, сказко-терапии, Су-Джок-терапии,   аква-терапии, элементов логопедического массажа)  в тандеме с медицинским, психологическим, образовательно-воспитательным и внеурочным сопровождением   обучающихся с ОВЗ   и  выполнении рекомендаций со стороны родителей (законных представителей).

   

                                             Анализ результативности

      В результате кропотливой, систематической коррекционной работы  добиваемся значительных продвижений в  коррекции речевых процессов.

     Результативность и эффективность работы подтверждается наличием положительной динамики в коррекционно-развивающем обучении детей с   ОВЗ.

     Значимость инновационной работы заключается во внедрении в практику развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1»  апробированной системы логопедического воздействия, обеспечивающей коррекцию речевых процессов.  

  Практический  коррекционный материал  рекомендован и используется  учителями-логопедами  методического объединения учителей-логопедов Инсарского муниципального  района.  

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

      Процесс позитивной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для обучающихся сложным этапом социализации.

  Несмотря на интеграционные процессы в МБОУ «И СОШ №1», проблема обучения таких детей остается сложной.

     С введением инновационного опыта столкнулись с проблемой непонимания некоторыми родителями  (в связи с недостатком образования мамы) значимости, важности, своевременности  обследования на ПМП Комиссии и дальнейшего оказания полноценного инклюзивного образования и сопровождения. В связи с этим официально написан отказ одной из родительниц от обследования обучающихся  на ПМПК и отказа от обучения по адаптированной ОО программе  ФГОС НОО ОВЗ в школе. Согласно закону РФ отказ родителя от обследования ребёнка  принят к сведению  ПМП Комиссией и ПМП консилиумом МБОУ «ИСОШ№1».

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Инновационный педагогический опыт работы рекомендован педагогам, распространяется на педагогических советах школы,  на муниципальных заседаниях МО учителей-логопедов дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, на школьных МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД, на республиканских, российских, международных научно-практических конференциях, в Интернет - сообществах, в сборниках, в районной газете «Инсарский вестник».

 

      Автором разработаны коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания по развитию фонематического восприятия и слуха,  проведена серия занятий с внедрением их в коррекционный  процесс.

     Инновационный опыт педагогической  работы Родькиной Л.А., учителя-логопеда высшей категории МБОУ «ИСОШ №1», адресован творчески работающим учителям-логопедам, находящимся в поиске новых форм и методов коррекции речи, осуществляющих логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 

IV.Информационные характеристики опыта.

Характеристики инновационного опыта**

          Обучение.***

Воспитание.***

Дополнительное

образование.***

1 Ценности и ценностные ориентации

 Система установок, убеждений

предпочтений,

  выраженная

 в стремлении к самосовершенствованию

 Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям на уроках, в ГПД

Формирование

культуры ребенка с ОВЗ

2. Цели и задачи.

 Передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого с ОВЗ, которые необходимы самой личности.

 

Формирование и развитие  ученика с ОВЗ

Формирование

творчества личности ребенка с ОВЗ

3.Содержание коррекционного обучения

Коррекционно-развивающие занятия

 с ИКТ, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-закрепления и т.п.

  Внеурочная работа с ОВЗ  воспитателей в  ГПД, в кружках, с опорой на коррекционный материал

Внеклассные мероприятия учителей с применением коррекционного материала.

4.Технологии,

 в том числе ИКТ.

 ИК  технологии, конкурсы, мероприятия

в коррекционно-развивающем обучении с применением элементов исследований 

 ИКТ в ГПД  

с  ОВЗ

Факультативные занятия с применением коррекционного материала.

5.Средства.

 Мультимедиа материалы и авторские разработки коррекционных занятий.

Информация сети Интернет.

Логопедическая литература.

Научно-популярная литература

Информация сети Интернет.

 

Информация сети Интернет.

6. Организационные формы.

  Вводная беседа, вопрос, проблема к занятию, задания на внимание, стихи с действиями и т.п.

 Внеклассная

 работа учителей, воспитателей с  детьми с ОВЗ.

7.Образовательная среда.

 Создание условий, способствующих организации развивающей среды.

Перенос акцента в деятельности учителя-логопеда с активного педагогического воздействия на личность обучающегося с ОВЗ в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие.

 Создание социокультурного пространства, помогающегоребёнку с ОВЗ жить в современном мире.

Создание условий способствующих формированию потребности у ребенка С ОВЗ к нахождению своего места в изменяющемся социуме.

Создание условий для развития компетентностей школьников.

Создание множества ситуаций,

в которых происходит социализация ребенка с ОВЗ.

8. Информационно - методическая среда.

Научно-методическая литература, журнал

«Логопед», опора на передовой педагогический опыт учителей-логопедов, использование инноваций в образовательном пространстве. 

Научно-методическая литература, использование образовательных программ,  нормативно-правовая документация.

 Методическая литература

9. Информационные ресурсы.

 Применение информационных технологий: ПК, аудио, видео и т.п.

Применение информационных ресурсов сети Интернет

 Применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР

Применение информационных ресурсов сети Интернет

10. Мотивационные ресурсы.

 Развитие и становление личности ребенка с ОВЗ

Социализация и воспитание личности ребёнка с ОВЗ

Подготовка к осознанному формированию личности ребёнка с ОВЗ

11.Кадровые

 ресурсы

 Учитель-логопед

Педагог-психолог

Медицинская сестра

Учителя

Воспитатель ГПД

Социальный педагог

ДДТ

12.Научно – методические ресурсы

 Информационные ресурсы сети Интернет,  журналы, методические пособия, курсовая подготовка  по обучению детей с ОВЗ.

 Информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

13.Материально – технические ресурсы

 Коррекционная  литература, технические средства обучения, средства ИКТ

 Педагогическая  литература,  технические средства обучения, средства ИКТ