Консультация для родителей «Физкультурный уголок вашего ребенка» Дети с удовольствием начинают заниматься спортом уже в младшем возрасте. Чтобы у ребенка сформировался длительный интерес к физическим упражн

Полунина Татьяна Ивановна

Консультация для родителей

                  «Физкультурный уголок вашего ребенка»

 

  Дети с удовольствием начинают заниматься спортом уже в младшем

возрасте. Чтобы у ребенка сформировался длительный интерес к

физическим упражнениям и спорту родителям необходимо приложить

максимум усилий и терпения. Хорошим помощником для решения этой

задачи будет правильно организованный физкультурный уголок дома. Он

поможет полноценно организовать досуг детей, будет помогать закреплять

двигательные навыки, полученные в детском саду,  развивать ловкость, силу, выносливость, гибкость, самостоятельность. Детский физкультурный уголок – отличный способ направить энергию ребенка в нужное русло, создать ребенку идеальные условия для занятий спортом, совместить их с увлекательной и интересной игрой. При этом ребенок имеет большую возможность для самостоятельной тренировки вне зависимости от погоды за окном и наличия свободного времени у родителей.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

1.     делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

2.     избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

3.    позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок. 
Требования к физ. уголку:
1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья.
2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку.

Физкультурный уголок – это, то место, где ребенок физически развивается, сам себя занимает и этим самым у родителей не отнимает времени. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самостоятельно. По мере формирования движений и расширения интересов уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Какой минимум должен быть в таком уголке:

-2 шведские стенки, установленные под углом для того, чтобы можно было

легко лазить с одной на другую. Упражнения на такой лестнице очень

увлекательны для ребенка. Они оказывают общеукрепляющее воздействие на

организм малыша.  Также на такую лестницу можно прикрепить корзину для забрасывания мяча, мишень для метания, турник, качели. Интересные упражнения можно

предложить ребенку на лестнице, сделанной из двух толстых шнуров и

«перекладин» из тесьмы.

 -доска или бревно на небольшой высоте.

-низкая перекладина на уровне груди, чтобы малыш научился кувыркаться.

-гладкая горка, по которой можно будет съезжать.

-несколько детских матов.

 -канат и веревочная лестница.

   Так, лазанье по гимнастической стенке, канату  значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс)способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке, доске  и т. д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте  способствуют развитию ловкости и выносливости. Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т. д. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног, ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.

Так же  необходимо иметь мелкие физкультурные пособия: различные мячи (резиновые, теннисные, мяч-шар, мяч-массажер, набивной мяч весом 0,5—1 кг, обруч, гимнастическую палку, шнур. Известно, что дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч. Точность совершенствуется в упражнениях с прокатыванием мяча в цель (кегля, кубик, которые являются более результативными, если выполняются одной рукой); а так же  детский дартс со стрелами на липучках или магнитах,  кольцеброс - это очень поможет ребенку развить ловкость и меткость.

  Если позволяют средства и размеры комнаты, то можно приобрести детский

велотренажер, беговую дорожку и детский комнатный батут.

Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, где есть приток

свежего воздуха. Упражнения на оборудованном спортивном уголке

вводятся постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или

наблюдением взрослого. После успешного освоения малыш может

заниматься самостоятельно. У ребенка не должно быть с самого начала

отрицательных эмоций от чрезмерно высоких или слишком маленьких

нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия их периодичности.

    Если же  нет финансовых возможностей, то физкультурный уголок можно изготовить самостоятельно из различных, доступных материалов: например, надувное бревно длиной 1 – 1,5м , можно сшить из старого матраца, одеяла. Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает. Приготовить доску,  по которой  ребенок ходит, упражняясь в равновесии, ползает по ней на четвереньках, перешагивает через нее. Длина такой доски 1,5-2м,ширина 20-30 см. Усложнить освоенное движение можно приподняв один конец доски сначала на 10-15см., затем всю доску можно приподнять на 10-15см., поставив ее на специальные подставки. На первых порах доску можно заменить дорожкой из клеенки, прикрепляя к ней небольшие палочки. Она удобно свертывается и раскатывается самим ребенком. На такую дорожку можно нашить большие круглые пуговицы, при ходьбе по ней упражняются мышцы стоп. Интерес у детей вызывает цветной шнур-косичка (длина 60-70см.) Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются,  на одном из них пришивается пуговица, на другом петля. Сделав из такого шнура круг, его можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит домиком.

Интересные упражнения в перешагивании можно выполнять на лесенке, сделанной из двух толстых шнуров и перекладин из тесьмы,  которые устанавливаются чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов. Пособие кладется на пол.

 Сшить набивной мяч массой 1кг,  дети любят бросать и ловить мяч, прокатывать утяжеленный мяч;  обручи из старого линолеума диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см, палки диаметром 2,5 см разной длины короткие 25 – 30 см, длинные 70 – 80 см, скакалки из старого линолеума.  Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие 6 Х 9 см, масса 150 г метают в горизонтальную и вертикальные цели, и большие 12 Х 16 см, масса 400 г, их  используют для развития правильной осанки, нося их на голове. Большой интерес у дошкольников вызывает ящик (со сторонами 50х50см. и высота 15см),в который они неоднократно залезают и вылезают, сидят там. Перевернув его вверх дном, малыши могут влезать па ящик, спрыгивать с него. Края ящика должны быть гладкими.

К потолку или в дверном проеме на шнуре можно подвешивать большой мяч в сетке, который ребенок будет отталкивать, хорошо вытянувшись, а затем подпрыгнув, будет доставать до него. Вначале мяч можно подвесить на уровне поднятой руки, а затем, после освоения движений, его можно поднять повыше на 5-8см.


Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.
Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.
Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» – «Давай!» – «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» – «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».
Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.
При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.
Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.
Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.
Маленькие хитрости
Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений. 
Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.
Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!» 
Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений. 

Занимайтесь вместе со своими детьми – только собственным примером вы покажете, как это здорово! Вы и сами получите массу позитивных эмоций, подкорректируете свою физическую форму, а самое главное – приучите ребенка к регулярным спортивным занятиям.

И не упустите важный момент – совместные занятия и спортивные игры с ребенком сближают вас, возвращают вас в детские годы. Именно в дружеской ненавязчивой атмосфере можно наладить контакт с ребенком, стать ему настоящим другом. Детский физкультурный  уголок – это классно!