Методическая страница конкурса Учитель года

Савельева Татьяна Владимировна

Данная страница содержит 

План работы над методической демой

Разработку внеклассного мероприятия по предмету

Разработки сценариев уроков, занятий, на основе требований 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Савельева Татьяна Владимировна,

учитель математики и информатики,

МБОУ «Разъезженская СОШ»

Пояснительная записка к методическому семинару

«Приёмы организации этапа рефлексии в условиях ФГОС»

(Слайд 1) - Добрый день, уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами на столах лежат самолетики, я предлагаю вам написать на крыльях этих самолетиков пожелания друг другу (без имен). И по моей команде «пуск» прошу запустить ваши творения. (Слайд 2) Я предлагаю поднять находящийся рядом самолетик и прочитать пожелания. На такой ноте и начнем наш семинар.

(Слайд 3) Основные требования ФГОС нам с вами хорошо знакомы. Этапы современного урока известны. А как же сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время этих этапов и после, понимал и осознавал себя нужным на уроке? А самое главное каждый ученик должен быть успешным. Мы должны вести ученика вперед и поддерживать даже самые маленькие, чуть значительные шаги к успеху. Для того чтобы понять есть ли продвижения, нам поможет этап рефлексии.

(Слайд 4) Попробуем разобраться, что значит это слово?

  • Слово рефлексия происходит от латинского (reflexio – обращение назад).
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
  • В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

(Слайд 5) Исходя из определений получаем: что применяя этап рефлексии мы сможем приучить ученика к самооценке, самоконтролю, анализу. Рефлексия также способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Для того чтобы ученик смог управлять собой и своей деятельностью в процессе образования ему конечно поможем мы (учителя).

(Слайд 6) Классификация рефлексии исходя из функций:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия деятельности;
  3. рефлексия содержания учебного материала.
  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

(Слайд 7) Данный вид рефлексии проводить нужно в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности для определения настроения после урока.

Что можно применять?

  • Эмоция - (Радостный человечек – всё хорошо, грустный человечек – есть трудности). Карточки с изображением лица (смайлика)
  • Мои ожидания (Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?)
  • Самолетики (пожелания на крыльях)
  • Светофор, разноцветные листья (красный-получилось все, желтый-есть вопросы, зеленый-много непонятного).
  • Погода - (солнышко – мне всё удалось, тучка – мне не всё удалось, гроза – у меня ничего не получилось)
  1. Рефлексия деятельности.

(Слайд 8) Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Что можно применять?

  • «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
  • «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  • «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

  1. Рефлексия содержания учебного материала.

(Слайд 9) Этот вид рефлексии проводится в конце урока, когда подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и как. И каждый ученик оценивает свой вклад, свои новые знания.

Что можно применять?

  • «Итоговый круг» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

 Я узнал, что…

 Я научился…

 Я могу научить…

 Я не понял…

 Я расскажу друзьям…

 Я узнал новое…

 Теперь я могу…

 Я приобрел…

 У меня получилось …

 Я смог…

Я попробую…

  • «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне
  • (Слайд 10) Плюс-минус-интересно 

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 Все что понравилось

 Все что не понравилось

 Что хотели бы узнать

  • (Слайд 11) Синквейн 

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. 

  • Знаю. Хочу знать. Узнал.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

(Слайд 12) Вывод: Процесс рефлексии каждый может организовывать используя разные приемы и этот процесс обязательно должен быть на каждом уроке, ведь рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Рефлексивная деятельность на уроке помогает отслеживать: как изменились активность и работоспособность учащихся, развитие речи и памяти, наличие интереса к предмету.

У вас на столах лежат солнышко, облачко и туча – поднимите один из предметов который отражает погоду нашего семинара.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы организации этапа рефлексии в условиях ФГОС Савельева Татьяна Владимировна, учитель математики и информатики, МБОУ «Разъезженская СОШ»

Слайд 2

Пуск

Слайд 3

Для того чтобы понять есть ли продвижения, нам поможет этап рефлексии . Основные требования ФГОС нам с вами хорошо знакомы. Этапы современного урока известны . А как же сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время этих этапов и после, понимал и осознавал себя нужным на уроке? А самое главное чтобы каждый ученик был успешным.

Слайд 4

рефлексия Слово рефлексия происходит от латинского ( reflexio – обращение назад). Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Слайд 5

Учитель – помощник! применяя этап рефлексии мы сможем приучить ребенка к самооценке, самоконтролю, анализу. сможем способствовать развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Слайд 6

Классификация рефлексии рефлексия настроения и эмоционального состояния ; рефлексия деятельности ; рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 7

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Эмоция - (смайлик) Мои ожидания (Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу) Самолетики (пожелания на крыльях) Светофор ( красный-получилось все, желтый-есть вопросы, зеленый-много непонятного). Погода - (солнышко – мне всё удалось, тучка – мне не всё удалось, гроза – у меня ничего не получилось)

Слайд 8

Рефлексия деятельности. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять,

Слайд 9

Рефлексия содержания учебного материала «Итоговый круг» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: Я узнал, что… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне Плюс-минус-интересно Синквейн Знаю. Хочу знать. Узнал.

Слайд 10

Знаю. Хочу знать. Узнал. +(плюс) _(минус) интересно Все что понравилось Все что не понравилось Что хотели бы узнать Плюс-минус-интересно знаю Хочу знать узнал Все что знали об определении или теме Все что хотели бы узнать Что узнали

Слайд 11

Синквейн первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 12

Вывод Процесс рефлексии каждый может организовать используя разные приемы и этот процесс должен быть на каждом уроке, ведь рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Рефлексивная деятельность на уроке помогает отслеживать: как изменились активность и работоспособность учащихся, развитие речи и памяти, наличие интереса к предмету, какие знания усвоились хорошо, над какими необходимо поработать.



Предварительный просмотр:

Урок Путешествие в страну дробей

Тема: Обыкновенные дроби

Класс:5

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знании и способов действий

1этап  Мотивация к учебной деятельности

Цель:  вызвать интерес к изучаемой теме

Добрый день ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие необычных чисел.

 Первое станция «Смекалистая»

На пути у нас арбузы (на слайде картинки с арбузами, разных размеров). Давайте поделим на две половинки арбуз и тогда мы сможем отправиться дальше.

Как это сделать? (на слайде предлагаются разные варианты разрезания арбуза, один правильный) Учащиеся выбирают правильный ответ.

Открылся путь дальше. Долгий путь нам предстоит! На пути нас торт нас ожидает. А торт то этот необходимо разрезать на четыре части (слайд с разрезанным тортом). Вроде подкрепились. Да нет пути нам дальше, пока не съедим апельсин. Апельсин то разделить надо на 8 частей. Как это сделать? Ума не приложу есть ли у вас мысли по этому поводу? (ответы детей, слайд с разрезанным апельсином)

Что привлекло ваше внимание? Что удивило? Какие мысли возникли у вас по поводу того, чем мы будем сегодня заниматься? (высказывания учеников: мы будем делить, изучать доли……)

Конечно, верно мы будем сегодня изучать «Доли»и другое название этой темы «Обыкновенные дроби»

2 этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия

У нас на пути станция «Читательская». Скажите вы с этой темой уже знакомы? Для того чтобы лучше разобраться нам с новой темой предлагаю вам следующий текст, в котором вы должны определить основную мысль.

«Без дробей на свете плохо, не поделишь хлеб на крохи. Нет, на крохи то поделишь, на кусочки не разделишь. Маме, папе, сестре, брату ты поделишь шоколадку. Яблоко на всех разделишь, торт на всю семью разрежешь. Маме вдруг на кухне надо пол стакана лимонада. Ты не зная половины выпьешь все и скажешь маме: «не умею я делить, лучше заново  налить». Вдруг захочешь суп сварить, воды пол кастрюли налить? Ведь на части не учил ты  как делить. Дроби разные нужны, доли всякие важны»

(заслушиваются варианты ответов учеников)

Записывают в тетради примеры разных дробей (долей). Число над чертой называется –числитель, число под чертой –знаменатель. Знаменатель показывает на сколько долей делим целое. Числитель показывает сколько таких долей взято.

3 этап первичное закрепление

Цель: закрепить новое знание в речи и знаках

Отправляемся дальше, станция «Решительная».  Чтобы открылись в страну обыкновенных дробей нам нужно решить задания в учебнике на стр. 140 №886, №888-890, №895.

Решаем задания с комментированием у доски.

4 этап Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание урока

Используем прием «Солнышко»

Давайте изобразим в тетрадке солнышко с лучиками. В центре напишем нашу тему а лучики у нас будет то что мы узнали и то что нам предстоит узнать. И будем закрашивать наши лучики по мере поступления новых знаний.   (Слайд с картинкой замка и над ним светит солнышко. А все остальные тайны страны мы узнаем на следующих уроках)

Домашнее задание. № 896 и придумать сказку про то как появились дроби.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

ИНОСТРАННЫЙ-ГЕОМЕТР

Тема: перевод геометрических терминов на английский язык

Авторы: Савельева Татьяна Владимировна

Предмет (указать предмет) или внеклассное мероприятие: геометрия и английский язык

Класс, образовательное учреждение: 7 класс, МБОУ «СОШ №22» г.Абакан

Темой кроссворда является предмет геометрии (геометрические термины). Геометрия очень сложный предмет, особенно на  самой первой стадии его изучения в 7 классе. Многие термины учащимся не совсем понятны. И  изучается геометрия всего лишь 2 раза в неделю. Времени не достаточно для полного досконального изучения. В данном кроссворде при его заполнении привлекаются знания английского языка. При заполнении кроссворда, предполагается перевести ответы на английский язык с помощью словаря.

Казалось бы геометрия и английский язык никак не связанны между собой, но для привлечения внимания и для того чтобы вызвать интерес к  итоговому уроку геометрии, можно предложить такой кроссворд.

Создание кроссворда  на итоговый урок очень эффективно, так как работая с кроссвордом ученик  будет выполнять самостоятельный поиск слов в словаре и учебнике. Также можно организовать работу с кроссвордом в парах. Тем самым дети работают в малых группах, приходят к единому мнению.

В настоящее время уделяется большое внимание английскому языку. В скором будущем учащиеся будут сдавать ЕГЭ по данному предмету. Конечно данные слова используемые в кроссворде, учащимся на экзамене не пригодятся, но будет развиваться навык работы со словарем и правильное написание английских слов. Ведь если в кроссворде одну букву написать неправильно, то другое слово просто не подойдет.  

16

10

13

1

7

8

11

2

14

15

12

9

3

4

5

Картинка 9 из 68472

Здравствуйте ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру на определение звания «Иностранный геометр». Приглашаются трое учеников и зрители.

Каждому ученику выдается чистое поле кроссворда, учебник геометрии, англо-русский словарь.  Вам предстоит разгадать кроссворд, содержащий вопросы по геометрии, но ответы нужно будет в клетки кроссворда внести на английском языке. Придется немного поработать со словарем.

Пока ученики решают, со зрителями проводится бреин-ринг. Задаются разные вопросы из области математики. Для определения самого эрудированного зрителя, им предлагается решить задачи:

1)В каждом рюкзаке по 4 банки консервов, в каждой банке по 1 кг. Сколько килограммов консервов в 12 рюкзаках. Хватит ли этого запаса на 15 дней, если каждый день съедать по 3 кг консервов?

2) Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна – 5 м6етров.Распиловка бревна поперек отнимает каждый раз полторы минуты. Сколько минут потребуется, чтобы распилить все бревно.

Жюри в составе учителей через 35 мин принимает работы на проверку. И определяет победителя. Победителю вручается памятный подарок книга. Всем остальным участникам магнитики с изображением совы.

Вопросы для кроссворда

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Единица измерения Погоды и углов? (градус)
  2. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны? (трапеция)
  3. Половина диаметра называется? (радиус)
  4. Есть у стола, у комнаты, у табуретки и в геометрии он тоже есть? (угол)
  5. Хорда окружности, проходящая через её центр? (Диаметр)
  6. Отрезок, соединяющий, две противоположные вершины квадрата? (Диагональ)
  7. Три точки, не лежащие на одной прямой, соединенные тремя линиями изображают? (треугольник)
  8. Прибор для измерения длины отрезка? (линейка)
  9. Объемное тело, ограниченное сферой? (шар)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1.  Сумма всех сторон любой геометрической фигуры на плоскости?
  2. Параллелограмм, у которого все углы прямые (прямоугольник)
  3. У квадрата и прямоугольника есть боковая? (сторона)
  4. Утверждение, которое, необходимо доказывать? (Теорема)
  5. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
  6. Параллелограмм, у которого все стороны равны? (ромб)
  7. Дно стакана, тарелки, ведра напоминают по форме?(окружность)

В конце производится проверка работ жюри. Объявляется победитель. Победителю вручается грамота и книга «Я познаю мир»

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\202L2J0I\MC900233962[1].wmfКартинка 9 из 68472

8з8з9хшхшх

16

c

i

10

r

p

13

c

1

d

e

g

r

e

e

7

t

r

i

a

n

g

l

e

r

h

e

i

e

m

o

e

8

r

u

l

e

r

11

t

e

2

t

r

a

p

e

z

i

u

m

e

r

c

14

15

t

12

9

s

p

h

e

r

e

3

r

a

d

i

u

s

q

h

n

i

u

o

4

a

n

g

l

e

6

d

i

a

g

o

n

a

l

m

l

e

r

b

5

d

i

a

m

e

t

e

r

e

u

s

Список литературы

  1. Геометрия 7-9, Л.С. Атанасян, учебник для 7-9 классов средней школы, М. «Просвещение»
  2. Александрова, Англо-русский словарь математических терминов. Мир, 1994

гщгещ

http://ya-uchitel.ru/load/konkurs_quot_pedagogicheskij_krossvord_quot/osnovnoe_i_srednee_polnoe_obrazovanie/krossvord_inostrannyj_geometr/218-1-0-7929



Предварительный просмотр:

Тема    «Четырехугольники и их площади»

 

Вид занятия: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация), репродуктивный,  метод  работы в группах.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности с использованием формул, самостоятельно или под руководством)

Образовательные цели: сформировать представления об основных геометрических  фигурах;  сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире разные виды четырехугольников; развивать умение находить площади четырехугольников; способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.

                                                                        

Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.

Развивающие цели: способствовать выработке навыков выполнения упражнений на нахождение площадей четырехугольников.

Формирование требований ФГОС при изучении темы

«Четырехугольники»

 

Результаты обучения:

  • владение основными понятиями о четырехугольниках, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации.

Актуальность изучения геометрии

             Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в  XXI столетии мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – все имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли  нам Геометрия?»

     

Примерная технологическая карта занятия по теме: «Четырехугольники и их площади»

   (время занятия 35 минут)

Этапы занятия

Деятельность

Цель этапа занятия

Оснащение этапа

Мин.

учителя

обучающихся

1

Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности аудитории.

Мотивация.

Сообщает что возникла проблема, все карточки разрезаны и необходимо их собрать в одно целое

Разбиваются на группы. Настраиваются на работу, включаются в проблему, пытаются помочь учителю

Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию, мотивация к деятельности

Конверты с разрезанными карточками

2

2

Актуализация опорных знаний.

Анализирует степень усвоения данной темы на предыдущих уроках. Проводит фронтальный опрос группы (не оценивая), задает вопросы

 и проверяет правильность ответов. Демонстрирует наглядно где же данные знания применяются в практической деятельности.

Собирают карточку-пазл в единое целое используя собственную систему знаний. Устно проговаривают результаты, сверяют с макетом представленным на слайде.

Выявление степени подготовки обучающихся к занятию и степень усвоения материала по данной теме. Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Конверты с карточками, презентация

7

3

Вывод темы занятия, постановка цели, обозначение проблемы по данной теме.

Нацеливает на вывод темы занятия, демонстрируя таблицу на ватмане с пустой колонкой. Задает вопросы: какой информацией заполнить данную колонку. Просит посмотреть материалы на столах. Подводит к определению  цели обучающихся, обосновывает значимость изучаемой темы.

Слушают, делают вывод темы и цели занятия. Записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях.

Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание.

Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.

3

4

Объяснение темы.

Объясняет решение задачи, прежде выслушав предложения обучающихся, сохраняет записи на доске. Демонстрирует презентацию.

Слушают, анализируют, выделяют главное, делают выводы, конспектируют.

Сформировать представления о нахождение площадей четырехугольников, о применении данных навыков в жизни. Сформировать умения распознавать  в реальном мире геометрические фигуры.

Учебник Геометрия. Учебник для 7-9классов средней школы  под ред. Атанасяна Л.С. [и др.], методическая разработка  (блок информации), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.

7

5

Первичное закрепление знаний, выполнение упражнений.

Выполняет пошаговую проверку деятельности учащихся, оказывает помощь, консультирует.

Работают в группах, выполняя одинаковые задания, немного усложненное чем при объяснении.

Закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в понимании в полученных знаниях. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения  упражнений, оценка их выполнения.

Методическая разработка, презентация.

Приложение

5

6

Задание на самостоятельную работу.

Определяет  задание для самостоятельной работы, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов.

Слушают преподавателя, задают вопросы. Всем даётся одна и та же задача, которую можно выполнять, консультируясь только с преподавателем.

Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности.

Слайд презентации с инструкциями, раздаточный материал каждому обучающемуся с заданиями  на отдельных листах для самостоятельной работы.

4

7

Итоговый контроль.

Контролирует взаимопроверку  (работа в команде), поясняет критерии оценки.

Предоставляют выполненное задание, работают в паре, (работа в малой группе), сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки.

Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала.

Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки

2

8

Подведение итогов занятия, выставление оценок. Рефлексия

Оценивает индивидуальную работу, обоснование полученных обучающимися отметок.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. Самооценивание, оценивание урока

Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать самостоятельно.

Дерево успеха, разноцветные листья.

4

9

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают, записывают, задают вопросы.

Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы.

Слайд презентации с домашним заданием.

1



Предварительный просмотр:

Читательская грамотность на уроках математики

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Д.Дидро

Для начала зададимся вопросом: «Что же такое читательская грамотность?» А ответ на самом деле очень ясен и понятен. Читательская грамотность - это способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей. Если сказать проще: «Овладеть читательской грамотностью – это значит: понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном, интерпретировать прочитанное. Текст подлежащий осмыслению может быть из любых областей науки: будь то биология, русский язык или математика к примеру.

В своей статье я бы хотела поговорить о читательской грамотности учеников на уроках математики. Все чаще и чаще в школе на уроках наблюдается такая картина: дети читают правило или задание и тут же сообщают, что ничего непонятно, начинаешь объяснять своими словами, «на пальцах» - как раньше говорили, все становится легко и понятно.  Дети совершенно не хотят утруждать себя чтением, замысловато или не очень, условия задачи, если оно написано большим текстом, не видят в нем числа записанные словами, а не цифрами. В процессе решения у них не хватает данных, они попадают в тупик и просто перестают дальше выполнять задание. Вспоминаю себя в школьном возрасте, как по несколько раз перечитывала задания, вчитывалась в условие, а затем добывала решение. Никогда не сдавалась на середине пути. И книги разные успевала читать, и все было в голове по полочкам. Но, что сказать о «сегодняшнем» ученике? На успеваемость ученика 21 века, как установили ученые,  влияет около 200 факторов. Самый важный фактор No1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. В наше время в свете всех существующих технологий ученику некогда читать, он тратит свое свободное время на игры в телефонах, общение в соц.сетях, просмотры фильмов, а еще чего лучше просто бродит по улицам без какой либо цели.

Вернемся к уроку математики. Я считаю, что на каждом уроке и дома: необходимо проводить систематическую работу с учебником математики до чтения, во время чтения и после чтения. Возможно необходимо разрабатывать вопросы после каждой задачи, несущей творческий или исследовательский характер. Прочитали задание, а после вопросы, на которые можно ответить, пользуясь условием, и вопросы, требующие ответа после решения. А также вопросы такого плана: «Чтобы произошло, если….., А может ли быть,……… Приведите свой пример аналогичный данному…., Решите задание вторым способом, по образцу». В учебники математики, в том числе, и алгебры необходимо включить исторический материал, научные факты, в каких профессия может пригодиться то или иное знание, акцентируя тем самым внимание на важности изучения темы. Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с начальных классов и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.



Предварительный просмотр:

Урок Путешествие в страну дробей

Тема: Обыкновенные дроби

Класс:5

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знании и способов действий

1этап  Мотивация к учебной деятельности

Цель:  вызвать интерес к изучаемой теме

Добрый день ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие необычных чисел.

 Первое станция «Смекалистая»

На пути у нас арбузы (на слайде картинки с арбузами, разных размеров). Давайте поделим на две половинки арбуз и тогда мы сможем отправиться дальше.

Как это сделать? (на слайде предлагаются разные варианты разрезания арбуза, один правильный) Учащиеся выбирают правильный ответ.

Открылся путь дальше. Долгий путь нам предстоит! На пути нас торт нас ожидает. А торт то этот необходимо разрезать на четыре части (слайд с разрезанным тортом). Вроде подкрепились. Да нет пути нам дальше, пока не съедим апельсин. Апельсин то разделить надо на 8 частей. Как это сделать? Ума не приложу есть ли у вас мысли по этому поводу? (ответы детей, слайд с разрезанным апельсином)

Что привлекло ваше внимание? Что удивило? Какие мысли возникли у вас по поводу того, чем мы будем сегодня заниматься? (высказывания учеников: мы будем делить, изучать доли……)

Конечно, верно мы будем сегодня изучать «Доли»и другое название этой темы «Обыкновенные дроби»

2 этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия

У нас на пути станция «Читательская». Скажите вы с этой темой уже знакомы? Для того чтобы лучше разобраться нам с новой темой предлагаю вам следующий текст, в котором вы должны определить основную мысль.

«Без дробей на свете плохо, не поделишь хлеб на крохи. Нет, на крохи то поделишь, на кусочки не разделишь. Маме, папе, сестре, брату ты поделишь шоколадку. Яблоко на всех разделишь, торт на всю семью разрежешь. Маме вдруг на кухне надо пол стакана лимонада. Ты не зная половины выпьешь все и скажешь маме: «не умею я делить, лучше заново  налить». Вдруг захочешь суп сварить, воды пол кастрюли налить? Ведь на части не учил ты  как делить. Дроби разные нужны, доли всякие важны»

(заслушиваются варианты ответов учеников)

Записывают в тетради примеры разных дробей (долей). Число над чертой называется –числитель, число под чертой –знаменатель. Знаменатель показывает на сколько долей делим целое. Числитель показывает сколько таких долей взято.

3 этап первичное закрепление

Цель: закрепить новое знание в речи и знаках

Отправляемся дальше, станция «Решительная».  Чтобы открылись в страну обыкновенных дробей нам нужно решить задания в учебнике на стр. 140 №886, №888-890, №895.

Решаем задания с комментированием у доски.

4 этап Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание урока

Используем прием «Солнышко»

Давайте изобразим в тетрадке солнышко с лучиками. В центре напишем нашу тему а лучики у нас будет то что мы узнали и то что нам предстоит узнать. И будем закрашивать наши лучики по мере поступления новых знаний.   (Слайд с картинкой замка и над ним светит солнышко. А все остальные тайны страны мы узнаем на следующих уроках)

Домашнее задание. № 896 и придумать сказку про то как появились дроби.