Мои разработки и уроки

Савельева Татьяна Владимировна

Различные конспекты уроков по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по закреплению темы:  Прямая. Луч. Отрезок.

Тип урока: урок применения, закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: закрепить представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок» через организацию совместной деятельности учащихся.

Задачи

Предметные: научить распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

Метапредметные:

  • познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для выполнения учебных заданий;
  • коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
  • регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
  • личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Дидактическая задача: мотивировать (самоопределить) учителя к УД.

Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Чтобы активизировать наш мозг, мы с вами выполним несколько заданий, и отгадаем слова, которые станут ключевыми.

Расшифруй слово, расположив числа в порядке возрастания (в тетради, проверка у доски).

Ключ:

К 613

О 432

А 685

Т 32

Ч 477

Фронтальная работа:

Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать название страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы.

III..Целеполагание

Дидактическая задача: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

Сказка про Точку.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрия. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она?

Жила была Точка. Она была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

- Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой?

Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец прямой линии?

- Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.

- Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой?

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!

Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»

Вдруг Точка решила:

- а что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.

Щелкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую.

- Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы.

- Как интересно! – воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.

Ребята, как это называется?

- Давайте назовем отрезок буквами.

- Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой?

- Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало, ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… Не знаю, как и сказать. У них конец только с одной стороны. А в другую сторону нет конца. Как они называются?

- А! - сказала радостно Точка. - Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики. - А вы, ребята, как думаете?

- Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути, например, Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч имеет название. Давайте назовем наши лучи CD и EF

- Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

Как вы думаете какова тема нашего урока?

Тема урока Прямая. Луч. Отрезок.

IV.Работа по теме урока. Закрепление ранее изученного

Закрепление материала по теме происходит с использованием карточки. Все ребята вместе с учителем выполняют задания по данной теме.

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

Что изучали мы сегодня на уроке?

Над чем еще надо поработать дома?

Чему хотели научиться, получилось?,

VI.Дома повторим отличие прямой от отрезка и луча.

Домашнее задание.

106 с31., №99,100



Предварительный просмотр:

Урок 6 в 5 классе по математике

«Длина отрезка»

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) устный счет

2)  Сегодня мы продолжим знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Как называется этот раздел?

Правильно, это – геометрия – одна из наиболее древних наук.

На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.

  1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Закрепление изученного материала

Откройте тетради, запишите число и  тему нашего сегодняшнего урока «?».

А какая же тема урока. А давайте попробуем догадаться.

Возьмите свои линейки и карандаши и попробуйте начертить отрезок.

Для чего нам нужна линейка? Что мы можем с ней делать?

- С помощью линейки (ответ учеников)

Итак, мы с вами получили геометрическую фигуру под название отрезок.

Точки А и В принято называть концами отрезка.

Значит сегодня перед нами будет стоять задача измерить этот отрезок. Как вы думаете, что такое длина отрезка?

- расстояние между точками (ответ учеников)

Длина отрезка-это кратчайшее расстояние между точками(концами отрезка)

А какие отрезки мы назовем равными? (ответ учеников наглядная демонстрация)

Отрезки называются равными, если их длины совпадают при наложении

Работа с учебником

Откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал до понятия ломаной на странице 17. А потом скажите мне, какие факты еще не были нами освещены.

(Ответы учеников):

- свойство длины отрезка: если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АВ и СВ.

Давайте отметим это свойство в тетради. Отметим на отрезке точку С (говорят, что она лежит на этом отрезке, принадлежит отрезку АВ) и запишем, что длина отрезка АВ = АВ + СВ – это принятая форма записи для обозначения длины отрезка АВ для этого конкретного случая.

- длина отрезка – сумма единичных отрезков, которые приняты за единицы измерения

Давайте приведем примеры единиц измерения:

- единицы измерения отрезка могут быть:  см, мм, м…

  1. Практикум и проверка полученных результатов

Коллективная работа над заданиями на местах / у доски

№58 Чертить не надо. Измерить длину каждого звена и найти общую длину ломанной

№59 34*3=102sk

RS=34

RK=RS+SK=102+34=136

№61 АВ=АС-ВС=32-9=23см

ВД=ВС+СД=9+12=21см

№68 Постройте ломанную по аналогии с рис 20.

АС+СД+ДМ=15+24+32=71мм

Дополнительно №71.

Самостоятельная работа по карточкам

  1. Подведение итогов, домашнее задание

С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке математики?

Давайте с вами вспомним эти понятия (ученики отвечают, работая с учебником). Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – ответы учеников - и применили полученные знания на практике.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: п.3 основные выучить ), №62, 69



Предварительный просмотр:

37 + 18

121 + 59

15 + 49

411 + 35

1248 + 36

146 + 46

55

180

64

446

1284

192

37 + 18

121 + 59

15 + 49

411 + 35

1248 + 36

146 + 46

55

180

64

446

1284

192

37 + 18

121 + 59

15 + 49

411 + 35

1248 + 36

146 + 46

55

180

64

446

1284

192

37 + 18

121 + 59

15 + 49

411 + 35

1248 + 36

146 + 46

55

180

64

Карточка 1.

Вычислите:

а) 135 + 78 + 24

б) 344 + 222 + 56 + 12

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 100

б) 3 245 232 754 + 188 976 322 467

Карточка 2

Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 300

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 3

а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311

б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513

Карточка 4

а) 63 000 768 200 + 51 673 008

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 1.

Вычислите:

а) 135 + 78 + 24

б) 344 + 222 + 56 + 12

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 100

б) 3 245 232 754 + 188 976 322 467

Карточка 2

Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 300

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 3

а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311

б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513

Карточка 4

а) 63 000 768 200 + 51 673 008

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 1.

Вычислите:

а) 135 + 78 + 24

б) 344 + 222 + 56 + 12

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 100

б) 3 245 232 754 + 188 976 322 467

Карточка 2

Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 300

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 3

а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311

б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513

Карточка 4

а) 63 000 768 200 + 51 673 008

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 1.

Вычислите:

а) 135 + 78 + 24

б) 344 + 222 + 56 + 12

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 100

б) 3 245 232 754 + 188 976 322 467

Карточка 2

Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 300

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

Карточка 3

а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311

б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513

Карточка 4

а) 63 000 768 200 + 51 673 008

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467



Предварительный просмотр:

Урок в 5 «Д» по математике

«Отрезок. Длина отрезка» от10.09.2018

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) Повторение ранее изученного материала: мини-опрос по понятиям (натуральные числа, цифры, классы, разряды), устный счет по цепочке.

2) Обмен тетрадями, комментарии по проверочной работе.

3) Сегодня мы начнем знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Может, кто-нибудь знает, как называется этот раздел математики? (ответ учеников)

Правильно, это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду... Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. (ученики могут назвать имена математиков Древней Греции)

Наибольшее влияние на развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Его сочинение "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию.

Сегодня мы начнем знакомство с изучения части геометрии под название планиметрия. В ней рассматриваются фигуры, изображенные на плоскости.

На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.

  1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Закрепление изученного материала

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего сегодняшнего урока «Отрезок. Длина отрезка».

Возьмите простой карандаш и коснитесь острием грифеля тетрадного листа. В месте соприкосновения появилась точка. Давайте обозначим ее заглавной латинской буквой А. – Повторение латинского алфавита (обучающиеся оп цепочке называют латинские буквы в алфавитной последовательности).

Итак, укол карандаша на плоскости называют точкой.

Отметим еще одну точку и обозначим ее буквой В.

С помощью какого измерительного инструмента можно соединить эти две точки на плоскости самой короткой линией?

- С помощью линейки (ответ учеников)

Итак, мы с вами получили геометрическую фигуру под название отрезок.

Точки А и В принято называть концами отрезка. Тогда отрезок будет назваться АВ или ВА.

Нередко перед нами будет стоять задача измерить этот отрезок. Как вы думаете, что такое длина отрезка?

- расстояние между точками (ответ учеников)

Но не просто расстояние, а кратчайшее расстояние между точками на плоскости.

А какие отрезки мы назовем равными? (наглядная демонстрация)

- те, которые при наложении совпадают (ответ учеников)

Работа с учебником

Откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал до понятия ломаной на странице 18. А потом скажите мне, какие факты еще не были нами освещены.

(Ответы учеников):

- свойство длины отрезка: если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АВ и СВ.

Давайте отметим это свойство в тетради. Отметим на отрезке точку С (говорят, что она лежит на этом отрезке, принадлежит отрезку АВ) и запишем, что длина отрезка АВ = АВ + СВ – это принятая форма записи для обозначения длины отрезка АВ для этого конкретного случая.

- длина отрезка – сумма единичных отрезков, которые приняты за единицы измерения

Давайте приведем примеры единиц измерения:

- единицы измерения отрезка могут быть:  см, мм, м…

*физкультминутка*

  1. Практикум и проверка полученных результатов

Коллективная работа над заданиями на местах / у доски

1) начертите отрезок АВ и отметьте точку С, которая не лежит на этом отрезке

2) сколько отрезков изображено на рисунке

3) начертите отрезки так, чтобы они пересекались

Номера в учебнике

№44 – самостоятельный поиск отрезков – взаимопроверка с результатом соседа, коллективное подтверждение

№47 – работа на местах, коллективная проверка

№49 – вызов ученика к доске, стандартное оформление задачи: чертеж, краткое условие, ход решения с буквенными выражениями, после преобразованными в числовой эквивалент.

Если остается время – задание на повторение №78 (1-8)

  1. Подведение итогов, домашнее задание

С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке математики?

Давайте с вами вспомним эти понятия (ученики отвечают, работая с учебником). Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – ответы учеников - и применили полученные знания на практике.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 3 (выписать основные понятия в тетрадь для правил и выучить их), №45, 48, 50.

Оценки за сегодняшний урок получают (зачитываются фамилии / имена детей с оценками).

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: математика        класс: 5        автор учебника: А.Г. Мерзляк                        тема урока: Отрезок. Длина отрезка

всего часов на тему: 4номер урока в теме:1тип урока:урок изучения нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ: элементы презентации, демонстрационный материал для 5 класса по изученной теме.

        

Цель урока:организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:

  • приобретение учебной информации по теме: «Отрезок. Длина отрезка»,
  • контроль усвоения теории
  • применение знаний и умений к изучаемой теме,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока:освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Отрезок. Длина отрезка»:

  • знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
  • умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
  • контроль уровня освоения материала,
  • развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать:определения изучаемых понятий

Понимать:как определять на чертежах геометрические фигуры, что такое отрезок, концы отрезка, длина отрезка

Уметь: измерять длину отрезка

Знать:

как оценивать правильность выполнения своих действий (контроль)

Понимать:

как работать по плану (планирование)

Уметь: формулировать задачи урока (целеполагание)

Знать: как осуществлять вычисления

Понимать: как ориентироваться в системе знаний, осуществлять информационный поиск

Уметь: использовать знаково-символические средства, преобразовывать информацию

Знать: как строить речевые высказывания, как использовать речь для регуляции своих действий

Понимать: устную и письменную речь с включением новых понятий

Уметь: читать / слушать речь  / высказываниядругих

Знать: критерии успешности учебной деятельности для самопознания

Понимать: как осуществлять самооценку своих действий

Уметь: устанавливать  значение своей деятельности (смыслообразование)

Организационная структура урока

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет присутствие на занятии, создает положительный настрой на урочной время

Приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс

Коммуникативные: планирование учебногосотрудничества

Личностные: смыслообразование и самоопределение

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Осуществляет опрос по пройденному материалу

Организовывает знакомство с новым материалом в ходе беседы

Отвечают на вопросы учителя, при необходимости формируют их сами.

Участвуют в беседе

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи)

Регулятивные:

выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Личностные: самоопределение

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Объясняет новый материал посредством фронтальной беседы

Внимательно слушают и фиксируют новый материал, отвечают на поставленные вопросы в ходе беседы

Познавательные общеучебные: поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные:

слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других

Регулятивные:

соотнесение выявленной объективной учебной информации с собственными знаниями и умениями

Личностные: смыслообразование

Практикум.

Предлагает обучающимся решить ряд задание из учебника.

Осуществляет первичную проверку усвоения материала

Решают рекомендованные задания, выходят к доске, объясняя решение.

Выполняют ряд заданий, фиксируют ответы

Познавательные общеучебные: выполнение знаково-символических действий, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Регулятивные:

реализация плана деятельности направленной на освоение учебной информации

Личностные: смыслообразование

Проверка полученных результатов

Осуществляет проверку полученных результатов совместно с обучающимися

Осуществляют самопроверку, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю

Познавательные общеучебные: самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

Взаимоконтроль

Регулятивные:

контроль усвоения учебной информации, промежуточная коррекция собственных учебных действий

Личностные: нравственное и этическое оценивание

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Повторяет пройденный материал, задавая наводящие вопросы.

Задает домашнее задание по пройденной теме

Слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы.

Фиксируют домашнее задание в дневниках

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные:

Взаимооценка

Регулятивные:

оценивание результатов выполненной деятельности

Личностные: смыслообразование, самопознание



Предварительный просмотр:

План конспект урока по математике в 5  классе

Тема: «Свойства сложения  натуральных чисел»    

Цели урока.

Образовательные:

– повторить понятия слагаемого, суммы;

– повторить свойства сложения;

– формировать умения использовать координатный луч для выполнения сложения натуральных чисел;

– формировать умения решать текстовые задачи.

Развивающие:

– развивать навыки сложения натуральных чисел, логическое мышление учащихся и речь, способность делать выводы;

– развивать у учащихся память и внимание.

Воспитательные:

– воспитывать уважение к предмету, друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент

а) Приветствие учащихся.

б) Мотивация к уроку – устный счёт.

Задание: выполните действия.

Учитель. Тема нашего урока: "Сложение натуральных чисел и его свойства".

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, а в дневниках домашнее задание: п.2, в. на стр. 35, №231(а, б), 229 (задание записано на доске до начала урока).

2. Работа над темой урока Ребята вспомните что мы изучали на прошлом уроке

Учитель. Ребята, а как называют числа, которые складывают? А число, которое получается при сложении этих чисел?

 5+3=8                  Назовите слагаемые и сумму.

Попробуйте устно решить пример  3+15+7

А почему вы так сделали? Сначала 3плюс 7. Правильно так удобнее. Это свойство сочетательное.

С 5о запишем его буквами

Еще одно свойство вы знаете с начальной школы а+б=б+а переместительное

Ребята, а вы знаете, что сложение чисел можно изобразить на координатном луче?

16                                            26                                                                                              

                      +8

Затем устно предлагается учащимся разобрать и решить №1 с 51

 Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий:

а) 385 + 548 + 615;

б) х + 427 + 373=427+373+х.

3. Физминутка

Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - на лево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.

4. Решение задач и упражнений

С 51 № 172, 177,178, 173,182,184,186

У учителя заготовлены дифференцированные карточки, которые можно использовать на данном этапе урока.

Карточка 1.

Вычислите:

а) 135 + 78 + 24

б) 344 + 222 + 56 + 12

Карточка 2

Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.

Карточка 3

а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311

б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513

Карточка 4

а) 63 000 768 676 + 51 673 008

б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467

5. Математическое лото

Играют парами (двое учеников, сидящих за одной партой).

На каждую парту раскладываются конверты с карточками до начала урока.

В конвертах одна карточка с заданиями:

37 + 18

121 + 59

15 + 49

411 + 35

1248 + 36

146 + 46

и 10 карточек с предполагаемыми ответами, из которых 6 верных, а четыре неверных.

Учащиеся выполняют вычисления в тетрадях, находя карточку с ответом и накладывают лицевой стороной вверх, т.е. числом вверх. Если учащиеся выполнили задание верно, то у них получится:

55

180

64

446

1284

192

Кто выполнил раньше всех, поднимает руку. Учитель предлагает прочитать из полученных цифр два числа (верхнее и нижнее). В нашем случае это числа 5518064 и 4461284192.

6. Итог урока и рефлексия

Что мы вспомнили с вами сегодня на уроке? Какое у вас сложилось впечатление от урока?

ДЗ с 52 № 183,185



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока урока математики в 5 классе по теме

Плоскость.Прямая.Луч.

Ф.И.О. учителя

Должность, категория

Учитель математики

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока, место в изучаемой теме, разделе

«Плоскость, прямая, луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 12 урок из раздела)

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

предметные – познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями.

личностные – проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Задачи урока

образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры

развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы.

Планируемые результаты

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч

Основные понятия

Плоскость, прямая, свойство прямой, луч

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником.

Средства обучения

Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Методическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/2013г

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества

Базовый учебник

Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2015 г.

Этап урока,

продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы, приёмы,

средства обучения

1. Организационный,

           1 мин

Приветствует  учащихся,  оценивает их готовность   к учебной деятельности, мобилизирует  внимание.

Создает  благоприятный психологический настрой на работу.

  • «Ребята, проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?»

Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию.

 

Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Словесный

2. Проверка домашнего задания

2 мин

  • Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? Какие задания вызвали затруднения».

Проверяют домашнее задание.  Собирают тетради с домашней работой и раздают другие.

Фронтальный опрос

2. Мотивация учебной деятельности,

2 мин

- Предлагает посмотреть на картинки на доске.. 

Что вы можете сказать, глядя на эти картинки? О чем сегодня пойдет речь?

- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями.

  • Окружающий мир удивительно прекрасен. Он наполнен звуками, цветом, формами. Ребята, сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного, а в конце урока мы сделаем вывод, пригодятся ли нам знания по геометрии в повседневной жизни?

Слушают, излагают свои мысли.

Плоскость. Прямая.Луч

Групповая работа, обсуждение

Метод стимулирования положительной самооценки

3.      Актуализация

знаний,

5 мин

- Предлагает решить устно примеры поочередно

Устный счет карточки

 Найдите ошибку в решении. И окончательный ответ

  • Делают вычисления устно.

- анализируют, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос

Частично поисковая, исследовательская деятельность;

4. Изучение нового материала, 10 мин

-   Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?

Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;

Озвучивание темы урока: «Плоскость. Прямая. Луч»,

подводит к тому, что плоскость бесконечна;

  • дает определение прямой (отрезок у которого нет ни начала ни конца).

 Предлагает каждому в тетради начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки .

- дает понятие луча (луч- отрезок, у которого есть начало, но нет конца)

отрабатывается взаимное расположение изучаемых

фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок

и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.

- находят в окружающих предметах плоскость

-свободно обмениваются мнениями,  делают выводы

- в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки.

- Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы, записывают определения

Частично поисковая, исследовательская деятельность;

Презентация

5. Первичное закрепление изученного материала

6 мин

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

- решение №85 в тетрадях; к  доске вызывается 1 ученик

- Отвечают на вопросы

- Выполняют задания;

- учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте

Фронтальная работа с классом

Индивидуальная

работа

Работа в парах

6. Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений), 5 мин

- №92 решают всем классом

№96

- №90 – работа в парах

Выполняют работу;

Сверяются с ответами на доске,

Индивидуальная

7. Рефлексия

2 мин

- Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что мы сегодня узнали нового?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

я – знаю

я – запомнил

я – смог

Учащиеся отвечают

Фронтальная работа с классом

8. Домашнее задание,

1 мин

  • Завершается урок.
  • Он пошёл ребятам впрок?
  • Постарались все понять?
  • Учились тайны открывать?
  • Ответы полные давали?
  • На уроке не зевали?»

Учитель предлагает домашнее задание

§ П. 4(стр. 27), Ответить на вопросы на стр. 29

№ 86, № 89, № 93

Учащиеся записывают в дневники домашнее  задание



Предварительный просмотр:

Урок по закреплению темы:  Прямая. Луч. Отрезок.

Тип урока: урок применения, закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: закрепить представления о понятиях «прямая», «луч», «отрезок» через организацию совместной деятельности учащихся.

Задачи

Предметные: научить распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

Метапредметные:

  • познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для выполнения учебных заданий;
  • коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
  • регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
  • личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Дидактическая задача: мотивировать (самоопределить) учителя к УД.

Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Чтобы активизировать наш мозг, мы с вами выполним несколько заданий, и отгадаем слова, которые станут ключевыми.

Расшифруй слово, расположив числа в порядке возрастания (в тетради, проверка у доски).

Ключ:

К 613

О 432

А 685

Т 32

Ч 477

Фронтальная работа:

Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать название страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы.

III..Целеполагание

Дидактическая задача: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

Сказка про Точку.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрия. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она?

Жила была Точка. Она была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

- Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой?

Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец прямой линии?

- Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.

- Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой?

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!

Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»

Вдруг Точка решила:

- а что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.

Щелкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую.

- Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы.

- Как интересно! – воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.

Ребята, как это называется?

- Давайте назовем отрезок буквами.

- Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой?

- Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало, ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… Не знаю, как и сказать. У них конец только с одной стороны. А в другую сторону нет конца. Как они называются?

- А! - сказала радостно Точка. - Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики. - А вы, ребята, как думаете?

- Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути, например, Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч имеет название. Давайте назовем наши лучи CD и EF

- Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

Как вы думаете какова тема нашего урока?

Тема урока Прямая. Луч. Отрезок.

IV.Работа по теме урока. Закрепление ранее изученного

Закрепление материала по теме происходит с использованием карточки. Все ребята вместе с учителем выполняют задания по данной теме.

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

Что изучали мы сегодня на уроке?

Над чем еще надо поработать дома?

Чему хотели научиться, получилось?,

VI.Дома повторим отличие прямой от отрезка и луча.

Домашнее задание.

106 с31., №99,100



Предварительный просмотр:

урок по математике в 5 классе на тему «Сложение натуральных чисел»

Цель урока: формировать навык сложения натуральных чисел, умение применять свойства сложения при выполнении заданий; поверить степень усвоения материала учащимися в виде самостояьельной работы.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания: Сбор тетрадей
  1. Актуализация опорных знаний:

На доске анаграмма все буквы перепутаны местами давайте попробуем поставить их на место  СОЖЕЛНИЕ  РАТУНАЛЬНЫХ  СЕЧИЛ  (Правильно ребят тема нашего с вами сегодняшнего урока «Сложение натуральных чисел»

а) историческая справка о возникновении знака «+»

Сколько примеров и задач вы решили за 4 года обучения в школе?

Сколько раз вы писали «+» и «-», «*» и «/» ?

А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?

Говорят, что «+» и «-» возникли в результате торговли. Торговцы вином отмечали черточками сколько мер вина они продали, а когда доливали в бочку новые запасы,то их перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.

Считают, что «+» появился в 15веке. До этого слагаемые записывали без знака друг за другом.

В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную букву лат.слова «PLUS» - сложить.

б) фронтальный опрос:

1.Как называют числа, которые складывают?

2. Как называют результат сложения?

3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?

3. Выполните устно: (работа на концентрацию внимания и быстроту мышления) учебник с 51 устно по цепочке. А теперь откроем тетради и запишем тему урока.

  1. Закрепление изученного материала:

Решить: № 167, № 169  – с разбором учителя

  1. Самостоятельная работа карточки  «Сложение натуральных чисел».

амостоятельная работа по теме:

«Сложение натуральных чисел. Свойства сложения»

1 вариант

  1. Найдите значение суммы 1)42399+2317684

2)486+351

2 Выполните сложение  1) 228+772     2)363+236

  1. На первом участке растёт 52 дерева, что на 12 деревьев меньше, чем на втором, а на третьем — на 19 деревьев больше, чем на первом. Сколько всего деревьев растёт на трёх участках?

Самостоятельная работа по теме:

«Сложение натуральных чисел. Свойства сложения»

1 вариант

  1. Найдите значение суммы 1)42389+2317682

        2)29471+5124368

  1. Выполните сложение  1)228+321;      
  2.  2) 164+237
  3. На одной полке было 47 книг, что на 14 меньше, чем на второй, а на третьей — на 17 книг больше, чем на первой. Сколько всего книг было на трёх полках?

6. Итог урока: Давайте еще раз повторим что сегодня мы изучили. Сложно ли было? Что нового мы узнали?

  1. Дома: п.7 , № 168, 170, 192.



Предварительный просмотр:

matreshka-skazka

        

 УРОК Сравнение натуральных чисел.

Тип урока: урок закрепления материала.

Цели:

-  учебная: закрепить умение сравнивать натуральные числа; многозначные натуральные числа; сравнивать величины;

-  развивающая: развивать аналитические способности, логическое мышление, развивать умение анализировать и оценивать свою работу и ответы одноклассников;

- воспитывающая: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, взаимопонимание,  взаимную ответственность, умение осуществлять взаимопомощь.

ЗУН учащихся: учащиеся должны знать понятия: натуральные числа, многозначные числа, классы и разряды, знаки сравнения, простые и двойные неравенства, сравнения величин,  координатный  луч.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности ( 5 минут ).

УУД: Умение выражать свои мысли, логически мыслить.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок: Здравствуйте!  Желаю, ребята, вам успешной работы на уроке. Опрос определений заданных домой наизусть

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действии ( 8 минут ).

Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Что можно рассказать об этой картинке? И какова же тема сегодняшнего урока? Верно «Сравнение натуральных чисел»

Как записать результат сравнения двух чисел? (в виде неравенства)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 7 минут ).  Задания на карточках.

1. Верно ли неравенство 9012 > 9021?

1) да
2) нет

2. Какое из данных чисел наибольшее?

1) 91002
2) 98 005
3) 72 320
4) 72 230

4. Какой знак должен быть записан между числами?
3217 … 3760

1) <
2) >
3) =

5. В записях чисел некоторые цифры неизвестны. Какой знак должен быть между этими числами?
545… 55*

1) <
2) >
3) =

7. Какое число больше числа 299 062 и меньше числа 299 072?

1) 299 070
2) 299 005
3) 299 050
4) 299 062

8. Как правильно записать в виде двойного неравенства предложение «Число 3212 меньше числа 3250 и больше числа 3085»?

1) 3085 < 3212 < 3250
2) 3250 < 3212 < 3085

9. Какая из точек А или В расположена на координатном луче левее, если А (864), а В (264)?

1) А
2) В

10. На координатном луче отметили точками все натуральные числа, которые больше 32 и меньше 41. Какие это числа?

1) 32,33,34,35,36,37,38,39,40
2) 33,34,35,36,37,38,39,40
3) 33,34,35,36,37,38,39,40,41
4) 32,33,34,35,36,37,38,39,40,41

4.  закрепление (самостоятельная работа –тест).  Задания на карточках

5.Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание (проверь себя)



Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ 5 КЛАСС

       ТЕМА  УРОКА  :   ШКАЛЫ   И  КООРДИНАТЫ

Цели: сформировать понятие шкалы, деления шкалы, научить определять на шкале единичный отрезок, находить координаты точки Оборудование: демонстрационная линейка,плакат

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устные упражнения.

1. Исключите лишнее слово:

а) сумма, разность, множитель, частное.

б) девять, двенадцать, восемьнадцать, пятнадцать.

Проверочная работа по пройденному материалу (Плоскость.Прямая. Луч)

II. Изучение нового материала.

Посмотрите на рисунке изображенные у меня на листке и скажите. Что их всех объединяет. Что общего между ними? (шкалы)

А где еще вы в жизни встречали шкалы?

Давайте возьмем линейки и рассмотрим на них шкалы.

Откройте учебник на странице 34 и прочитайте п.5.

Вспомнить, какие ещё бывают шкалы (рассказать об устройстве термометра, о шкале на весах, циферблате на часах).

Дети могут сами сказать, что шкала есть на спидометрах, показателях количества бензина, транспортире.

Запишем в тетрадь:

Шкала-это линейка, на которую нанесены значения какойто величины.

Координатный луч- это бесконечная шкала

Начало отсчета - точка 0.

Единичный отрезок – это отрезок, который принимают за единицу измерения

Координата- это число указывающее где стоит точка.

III. Первичное закрепление

Работа с учебником № 112(у)

№115,118,120,123

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа

V. Итог урока.

1. С какими новыми математическими терминами мы познакомились? (Штрихи, деления, шкалы.)Что вы запомнили больше всего?

VI. Домашнее задание: п. 5 (с. 37), №116, 119, 122,  124