Здоровьесбережение

Савельева Татьяна Владимировна

Страница содержит физминутки для применения их на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутка.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два  согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.

Физкультминутка для глаз

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8

Физминутки для глаз

Физминутка.

 «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

 Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

2.Физминутка «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами)

 Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

3.Физминутка «Руки за спину, головки назад».

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

 Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз)

 И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам)

И снова читаем. Немного еще.

4.Физминутка «Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

5.Физминутка «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

6.Физминутка «Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

Движения

Показывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.

Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.

Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

7.Физминутки «Мы ладонь к глазам приставим»

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

8.Физминутка «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).

9.Физминутка «СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

Примеры физкультминуток:

 1. На регуляцию психического состояния:

  «Не боюсь»

 В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:

 Я скажу себе, друзья,

 Не боюсь я никогда

 Ни диктанта, ни контрольной,

 Ни стихов и ни задач,

 Ни проблем, ни неудач.

 Я спокоен, терпелив,

 Сдержан я и не хмурлив,

 Просто не люблю я страх,

 Я держу себя в руках.

  «Успокоение»

 Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

 Нам радостно, нам весело!

 Смеемся мы с утра.

 Но вот пришло мгновенье,

 Серьезным быть пора.

 Глазки прикрыли, ручки сложили,

 Головки опустили, ротик закрыли.

 И затихли на минутку,

 Чтоб не слышать даже шутку,

 Чтоб не видеть никого, а

 А себя лишь одного!



Предварительный просмотр:

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

http://skosh.ru/images/f002.png

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнения для профилактики близорукости.

И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вcе Сказки - зарядки.

 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

http://skosh.ru/images/f003.png

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

 

Глазодвигательные упражнения

“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

 

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

 

Упражнения для снятия зрительного утомления:

1. «Дождик»

Капля первая упала «кап - кап»                 - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап»                  - по ладошке

Мы на небо посмотрели                             -   смотреть вверх

Капельки «кап - кап» запели                      -   постучать по голове

Намочились лица,                                       -   вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли - посмотрите                                    -     посмотреть на туфли

Мокрыми стали                                          -     показать руками

Плечами дружно поведем                             -   трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим                                      -     бег на месте

Под кусточком посидим                          -     присесть

2. «Моргание»

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

3. «Прищепочки»

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!



Предварительный просмотр:

Минуты расслабления и динамические паузы на уроках математики.

  Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,

  Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

  Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

  Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

  Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

  Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

  Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

  Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

  Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

  Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

  Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.

  Мы немного отвлечемся

  И гимнастикой займемся.

  С места не вставая,

  Головой вращая

  За цифрами в углах  

  Дружно наблюдая

  Немного размялись, пора снова в путь

  Вниманье, старанье с собой не забудь.

  Пока занимались мы, тихо, но прытко

  В класс к нам пробралась сеньора ошибка.

  Чтоб убралась она без оглядки

  Сделать придется математическую зарядку.

  Правильно – вверх, неверно – вперед,

  Ответ посчитаем- ошибка уйдет.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

Дышим носом глубоко

Дышим носом глубоко-

Поднимаемся легко.

(Приседания.)

Наклоняемся вперёд.

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнёт.

Так качаемся мы в лад-

(Наклоны взад-вперёд.)

Головой теперь покрутим-

Так мы лучше думать будем.

Поворот и поворот,

А потом наоборот.

(Вращения головой в стороны.)

Встанем, дети, на носочки -

(Потягивания — руки вверх.)

На зарядке ставим точку.

Одолела вас дремота,

(Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре

(Наклоны туловища.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Руки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(Потягивания — руки вверх.)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(Потягивания — руки в стороны.)

Ноги врозь, на пояс руки.

Влево плечи разверни.

А теперь направо. Ну-ка!

Упражненье повтори.

(Вращение туловищем в стороны.)

А теперь пора попрыгать,

Как лягушка: прыг-прыг-прыг.

Кто устать боится мигом,

Кто к зарядке не привык?

(Прыжки на месте.)

Руки за спину, головки назад.

                       Глазки пускай в потолок поглядят.

                       Головки опустим - на парту гляди

                       И снова наверх – где там муха летит?

                       Глазами повертим, поищем её

                       И снова читаем. Немного ещё.

Релаксация.

1. Приглашаю вас в комнату  психологической разгрузки.

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2. Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.

"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."

Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.

3. Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка.

"Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину."

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции.

4. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Эмоциональный настрой.

- Как живете? (дети отвечают жестами и движениями)

- Как идёте?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как даёте?

- Как берёте?

- Как шалите?

- Как грозите?

- Как сидите?

- А математику как знаете?

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

«Упражнения на подвижность глаз»

ЧТОБ ГЛАЗА ТВОИ ЗОРКИЕ БЫЛИ

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

ВОСЬМЕРКА

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем.  

Круг огромный нарисуем!  

Нарисуем мы окно  

И большущее бревно.  

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!  

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,  

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –  

Это мчится самолёт…  

Раз моргнули, два моргнули –  

Наши глазки отдохнули!      

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,  

не поворачивая головы

“рисуют” окно

“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

АХ, КАК ДОЛГО МЫ ПИСАЛИ

Ах, как долго мы писали,

  Глазки у ребят устали.

  (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

Физкультминутка для глаз:

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Пальчиковая гимнастика

Гармошка

Посмотри: моя ладошка –

Как веселая гармошка!

(показывают ладошки по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(раздвигать и сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(указательным пальцем нажать на все по очереди)

Пусть отдохнут пальчики

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап

(стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап

(поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох.

(поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья?

(сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Я, я, я, я!!!

Гимнастика для рук

(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)

Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)

Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.

Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

ПОДНИМИ ЛАДОШКИ ВЫШЕ

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Мостик вышел.

Мостик крепкий и прямой.

Дыхательная гимнастика

ПУЗЫРЬ

Надувайся пузырь, надувайся большой

Да не лопайся, да не лопайся.

Медленно сдуваем пузырь.

А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),

Быстренько сдуваем…..

Опять надуваем пузырь.

Ой, какой большой пузырь!

Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

ПОКАЖИ КАК

1. Как пыхтит тесто?

“Пых – пых – пых …”

2. Как паровоз выпускает пар?

“Из – из – из …”

3. Как шипит гусь?

“Ш – ш – ш …”

4. Как мы смеёмся?

“Ха – ха – ха …”

5. Как воздух выходит из шарика?

“С – с– с …”.

6. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

“Ф – ф – ф …”

ОТДОХНИ

Раз, два, три , четыре, пять.!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 классного часа

            на тему: «Ваше здоровье в ваших руках»

 

Аннотация.

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, которые занимаются воспитательной  деятельностью обучающихся.

Задача данного мероприятия состоит в том, чтобы привлечь обучающихся к занятиям в спортивных секциях. Такой совершенно универсальной формой, который  способен помочь решить эту задачу является классный час  о здоровом образе жизни.

                                                 

Оглавление

  1.Введение.                                                                                        - 4

  2. Основная часть.                                                                             - 5

  3. Заключение.                                                                                   - 10

  4. Приложение                                                                                   - 11

  5. Литература                                                                                     - 15

   

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических фактов. 

«Алкоголь», «курение», «наркомания» - эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку и даже ребенку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время среди молодежи появилось все больше и больше зависимых  от алкоголя и наркотиков. Очень многие люди не осознают, какой вред употребление этих веществ может нанести их здоровью.                                                                         Основные цели проведения классного часа:

-формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;

-формирование позиции противостояния опасным для здоровья и                                                                                                                          

   жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим;

-поддержка и развитие у обучающихся интереса к знаниям. Задачей открытого классного часа является - сформировать правильное понимание не безвредности ранее приобретенных вредных привычек для здоровья, которое потерять легко, а вот вернуть – очень и очень трудно.                         Классный час построен таким образом, что предполагает много вопросов, отвечая на которые, обучающиеся учатся высказывать свои суждения при большой аудитории, правильно выражая свои мысли.

         

2. Основная часть.

2.1. Подготовительный этап.

          А). Ребята готовят презентацию для открытого классного часа.

          Б).  Поиск статистики негативного влияния сигарет на организм

                человека;            

       

2.2.  План мероприятия.

Цель: - помочь обучающимся выяснить, что является главными условиями здоровья и что мешает быть здоровыми;

- формирование ценностного отношения  учащихся к своему здоровью;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с надписями: «Здоровье+»,«Рациональное питание +», «Активная деятельность +», «Положительные эмоции»,«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

(Л.Н. Толстой.)

«Жизнь - это движение».

«Любой жует, да не каждый живет».

«Какова еда и питье, таково и житье».

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят, это хорошее, доброе слово, желая, друг   здоровья. Что такое здоровье?

В уставе ВОЗ говорится, что здоровье - это «состояние полного, физического духовного и социального  благополучия, не только отсутствие болезней». Или просто, здоровье - самый драгоценный дар, который человек получил от природы. И он должен его беречь и укреплять.

Доказано, что более половины болезней взрослых приобретаются в детские годы. Сбереженное и укрепленное здоровье позволит жить долго и активно.

Ребята, какие вы пословицы и поговорки знаете о здоровье?

          (идет перечисление пословиц и поговорок учащимися  о здоровье)   

Пословицы о здоровье.

  1. Тот здоровья не знает, кто болен, не бывает.
  2. Забота о здоровье - лучшее лекарство.
  3. Здоровье сгубишь, новое не купишь.
  4. Двигайся больше - проживешь дольше.
  5. После обеда полежи, после ужина походи.
  6. Здоров на еду, да хил на работу.
  7. Лук и семи недугов лечит.
  8. Больному и мед не вкусен, здоровый и камень ест.
  9. Болен - лечись, здоров - берегись.
  10. Было бы здоровье, а счастье найдется.
  11. Смолоду закалиться на весь век пригодится.
  12. Здоровье дороже богатства.

Учитель: Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял». Почему так говорят? Ответ: Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться. Ему мешает боль, болезнь.

Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам жить здоровыми людьми. Ребята, а что нужно для того чтобы быть здоровым человеком? Ответ: Нужно  соблюдать режим, заниматься спортом, правильно питаться.

Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья - рациональное питание. (Слайд «Любой жует, да не любой живет»)

Сообщение обучающегося о правильном питании.

Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему нельзя есть на ночь? Наши органы пищеварения - желудок, 12-ти перстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа. Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцати  перстную кишку, где и происходит полное переваривание пищи и разложение на мельчайшие частички, которые поглощаются кровью и питают нам организм. Для того чтобы пища перерабатывалась, нужны специальные вещества - желчь и поджелудочный сок.

Печень вырабатывает желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцати  перстную кишку,  начинается процесс пищеварения.

Но все дело в том, что наша двенадцати перстная кишка ложится спать вместе с нами, «засыпает» т.е. перестает работать. Что же происходит? Желудок отправляет на доработку в двенадцати кишку, а она уже спит.

Желчный пузырь и поджелудочная железа выделяют желчь и поджелудочный сок, но двигаться им не куда - кишка спит. Желчь застаивается в желчном пузыре, сгущается и постепенно каменеет. А ферменты поджелудочной железы возвращаются обратно и принимаются «переваривать» ткани самой поджелудочной железы.

В итоге железа воспаляется (диагноз - панкреатит), а в худшем случае может омертветь (диагноз - некроз). Получается, что пока человек спит, а организме идет настоящая химическая  война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно принимать за 2 часа до сна, чтобы она  полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.

Итог: рациональное питание - это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами. (Слайд с надписью  «Активная деятельность +»)

Сообщение «Зачем нужна зарядка?»

Итак, мы делаем зарядку, а где ее лучше делать? (Ответ: на свежем воздухе)

Учитель: это уже закаливание. Чем оно полезно? Давайте прослушаем сообщение. Зачем нужно закаливание?

Существует прекрасное выражение «В жизни все в твоих руках - держи их в чистоте!»

Итог: Соблюдение личной гигиены закаливание, зарядка - все это составляющее активной деятельности. На слайде появляется надпись «Здоровье = рациональное питание + активная деятельность +»

Учитель: зная все это, не все и не всегда  стараются изменить свой образ жизни, т.е. то, как мы живем каждый день. Что же нам мешает? Какую причину вы считаете главной? Ответ: (Лень)

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться личная воля человека. Нужно поставить цель и добиться её во, чтобы то ни стало. Немецкий философ  Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может внести любое как». Но бывает, что человек  на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении, на кого-то сердится, кому-то завидует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. Они - то очень вредны для здоровья. Чтобы человек был здоровым, он должен большую часть испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разными, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль, иногда и горе.

А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?

(Ответ: Надо быть добрым, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты.) Итог,  читаем высказывание  Л.Н.Толстого. «Добро, которое делаешь ты от сердца, ты делаешь всегда себе» Человеку нужны положительные эмоции. На слайде появляется надпись «Здоровье = рациональное питание + активная деятельность + положительные эмоции».

Учитель: Что мешает укреплению здоровья?

«Алкоголь, курение, наркомания - эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку и даже ребенку. Но в последнее время среди молодежи появилось все зависимое от алкоголя и наркотиков. Очень многие люди не осознают, какой вред употребления этих веществ может нанести их здоровью.

 На слайде появляется надпись  «Большая доза табака = смерть»

Сейчас вы прослушаете задания для обсуждения в группах (класс разбивается на 3 группы. А затем по очереди представители от групп оглашают результаты)

Задания для обсуждения

  1. В середине 19 века европейский суд обвинил графа Бокарма, в том, что он отравил шурина листьями табака. Возможно ли это?
  2.  В 1934 году в городе Ницце кампания подростков устроила состязание, кто больше выкурит папирос. Победителями оказались двое. Они выкурили 60 папирос? Какой приз они получили?
  3. Известен случай, 40-летний мужчина ночью во время трудной работы выкурил40 сигарет. Утром почувствовал себя плохо. Медицинская помощь ему была оказана, но спасти его не удалось. Как вы думаете почему он это сделал.

Сообщение учащегося о курении.

Учитель: не менее опасны наркомания и алкоголизм. (предлагается учащимся просмотреть видео - сюжет про алкоголизм и наркоманию)

Итак, вы сегодня  ребята узнали о том, что человеку мешает быть здоровым.  Надеюсь, что вы приложите все усилия, чтобы тело и дух были здоровыми. Здоровье - это красота. Так будете всегда красивыми, не растрачивайте пустоту то, что дано вам природой и что является самым главным богатством человека.

                         3.Заключение.

В процессе проведения классного часа  «Ваше здоровье в ваших руках» были достигнуты основные цели и задачи. Обучающиеся познакомились с факторами, которые оказывают влияние на здоровье человека.      Действительно, здоровье необходимо любому человеку. Здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она полна», говорят в народе. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни.

Приложение №1

Анкета

1.Вы курите?

А)Да

Б) Нет

2. Почему  Вы начали курить?

А) Потому что ваши друзья курили.

Б) Потому что  ваши родители курили.

В) Для того, чтобы изменить свой имидж.

Г) Чтобы выглядеть старше.

3.Пытались ли Вы когда-нибудь бросить курить?

А) Да

Б) Нет

4. Считаете ли Вы курение опасно для вашего здоровья?

А) Да

Б) Нет.

Приложение №2

 Легко ли Вам отказаться от вредной привычки

1. Быстро ли Вас можно переубедить в чем-либо?

2. Когда Вы заняты своей основной работой, интересуетесь ли вы работой товарищей?

3.Трудно ли Вам переключиться с одного уровня на другой?

4. Склонны ли вы, довести до конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

5.Тудно ли Вам отказаться от привычки, которая Вам не по душе?

6.Легко ли Вы переходите от одного дела к другому?

7.Расттраивают ли Вас  даже незначительные нарушения ваших планов?

1 балл – за «Да» на вопросы 3,4,5,7 и  за ответ «нет» на 1,2,6.

1-2 балла - вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувство раздражения. Вы не всегда настойчивы в достижении цели, иногда, Вам трудно довести дело до конца.

3-5 баллов -  В случае необходимости сумеете отстоять свою точку зрения, В ваших силах отказаться от вредных привычек.

6-7 баллов -   Вы человек склонный менять свои привычки и взгляды. Вы упорны в достижении цели.

Приложение №3

Тест.

1.При курении, человек вдыхает ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

2. Сколько известных канцирогенных веществ содержится в одной сигарете?

А)4

Б)8.

в)12

Г)15.

3.  Какой орган на ряду с легкими больше всего страдает от курения?

А) сердце

Б) Желудок

В) печень

4. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает на его лёгких. Ответ: около литра.

5.Какова главная причина пожаров с гибелью людей

А) электроприборы

Б) воспламеняющиеся химические препараты

В) непогашенные сигареты.

6.Какова главная причина бытовых пожаров, связанная с гибелью людей

А)электроприборы

Б) воспламеняющиеся химические препараты

В)непогашенные сигареты.

7. Что по одной китайской мудрости приносит сто горестей и одну радость?

А) алкоголь

Б) наркотик

В) сигареты

ЛИТЕРАТУРА

1.Классные часы. Под ред. Давыдова А.В. 11 класс.М., 2009г

2Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. «ВАКО» Москва 2003.

3. «Сценарии и репертур» выпуск 4 - 2010.

4. «Сценарии и репертур» выпуск 13 - 2010.